THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Произведение Сергея Есенина «Черный человек» очень часто исследователи и литературоведы называют одной из самых загадочных поэм ХХ столетия в русской литературе. Уже с первых строк она интригует, завораживает, погружает в мир таинственных видений, духовных поисков, призраков прошлого, сомнений, которые терзают душу автора… Это путь во внутренний мир Есенина, в мир его жизненных исканий и стремлений познать всю трагическую сущность бытия. Поэма читается на одном дыхании, держит в напряжении до самого конца и после прочтения оставляет больше вопросов, нежели ответов.

Может показаться, что эта поэма, этот исступленный крик души, эта мощная сила мысли, родилась в одну ночь, в один вечер, когда все то, что поэт хотел нам высказать, вдруг внезапно вырвалось из его души и, подобно ураганному вихрю, мгновенно увлекло за собой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но на самом деле работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» - это не просто поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина в 1922-1923 годах, где он, искренне любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение. В своих записях Есенин также упомянул, что влияние на создание данного произведения оказала пушкинская «маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери».


Есенин предчувствовал свою скорую гибель, тревожные сомнения не покидали го последнее время до самой смерти. Как и Моцарту, ему, Есенину, накануне гибели тоже виделся некий зловещий черный человек. В ноябре 1925 года поэт перерабатывает поэму до конца, оставляет ее такой, какую мы сейчас ее видим. Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек?

Поэма открывается обращением, которое поэт повторит в предсмертном стихотворении: «Друг мой, друг мой, - начинает исповедоваться лирический герой, - я очень и очень болен...». Мы понимаем, что речь идет о душевном страдании. Выразительна метафора: голова сравнивается с птицей, стремящейся улететь, «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что же происходит? В пору терзающей бессонницы к герою приходит и садится на постель мистический Черный человек:

Черный человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Несколько раз, как в бреду, Есенин повторяет цветообозначение «черный», ещё больше сгущая краски, отражая весь трагизм ситуации. Из приведенного отрывка видится призрачный Черный человек, читающий «мерзкую книгу» жизни, как бы ругая лирического героя за содеянные грехи, называя его «прохвостом и забулдыгой». В Библии, в Откровении Иоанна Богослова, говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей.

Надо отметить, что Черный человек, как явление дьявольской, зловещей силы, вычитывает из книги только самые отрицательные и мрачные моменты, пытаясь все высмеять и вывернуть наизнанку.

Мы видим рассказ Черного человека о жизни самого Есенина, написанный с глубокой самоиронией, даже самоотвращением. В лице Черного человека автор горько высмеивает сам себя за то, что не смог воплотить «много прекрасных мыслей и планов», за свою простоту души, за открытость, честность, или даже, детскую наивность, за изящество… Не обошел стороной Черный человек и уклад в обществе, ту систему, против которой Есенин выступил совершенно один, пытаясь нести в своем творчестве свет, радость и любовь:

Этот человек

Проживал в стране

Самых отвратительных

Громил и шарлатанов.

И чуть ниже следуют строки, ставшие знаменитым афоризмом, которые как нельзя лучше отражают всю инструкцию выживания в существующем «порядке»:

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым -

Самое высшее в мире искусство".

Герой пытается прогнать Черного человека:

« …Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай".

Примечательно, что даже в минуты терзания души Черным человеком, поэт умеет замечать и то, что происходит за окном. Это и «ветер, что свистит над пустым и безлюдным полем», это «всадники – деревья», это «плач ночной зловещей птицы». При чтении поэмы невольно вспоминаются строки Пушкина из стихотворения «Бесы», рисующие нам похожую напряженную обстановку: неспокойную природу, вьюгу, мороз, мрачные и смазанные очертания. Тонкие пейзажные зарисовки передают и психологическое стояние лирического героя: одиночество – плач птицы (кстати, по народным приметам и поверьям это всегда было недобрым знаком); беспокойство – вьюга; тревога, волнение – «копытливый стук деревянных всадников». Даже в горячо любимой русской природе поэт не может найти себе утешения, она как бы является отражением его душевных мук.


Образ ночного перекрестка напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами».

Композиция произведения похожа на круги в замкнутом кольце. Лирический герой, душа которого сдавлена кольцом отчаяния, бродит внутри него по кругам пытки Черного человека. Что это за круги? Дважды он упоминает о «какой-то женщине сорока с лишним лет», дважды повторяется строфа, начинающаяся со слов «друг мой, друг мой….я очень и очень болен…», дважды «бормочет» Черный человек «слушай, слушай…», таким образом, герой мечется, не в силах найти выход не только из кругов внутренних противоречий, но и из внешнего кольца действительности он также не в силах вырваться.

Окончательный ответ на то, кто же такой черный человек, открывается читателю лишь в конце поэмы, когда, «взбешенный и разъяренный» герой швыряет свою трость в мучившего его дьявола и остается лишь наедине с самим собой и разбитым зеркалом. Разбитое зеркало – это не только символ несчастья, скорой смерти. Это достаточно многогранный образ, отражающий и собственное лицо, и внутренние противоречия, это магический предмет, уводящий человека в другой мир, в зазеркалье, а ведь там, где есть колдовство, там же встречается и чертовщина.

Творчество великого русского поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает у читателей разногласия и споры. Это происходит от того, что каждый видит в его творениях что-то индивидуальное, что-то доступное только одному ему.

Самой «неразгаданной» и «недопонятой» у Есенина остаётся поэма «Чёрный человек». Поэт и поэма неразрывно связаны между собой. Сложно себе представить персонажа и автора по отдельности, поэтому последние строчки «никого рядом нет, я один…» звучат настолько пугающе-незавершённо, как бы предвещая дальнейшие беды и страдания.

Многие из поклонников творчества Сергея Есенина выделяют «Чёрного человека», как лучшее из его произведений, многие также утверждают, что для них эта поэма - любимейшая из всех существующих стихов.

Для того, чтобы объяснить данный факт, следует обратиться к основам человеческой психологии. Как известно, практически каждого человека хотя бы несколько раз в жизни мучали кошмары. Они могли быть фантазийными, параноическими или же (самый распространённый вариант) в виде сновидений. Психологами замечено, что кошмары отражают переживаемые в реальной жизни страхи, а зачастую эти страхи - муки совести. Всё, чего боится человек, сливается в итоге в один образ, внушающий панический страх. Обычно это «типичные» образы - громадные насекомые, хищники, мистические создания (приведения, гномы, инопланетяне, монстры и проч.), криминальные элементы (маньяки, убийцы, киллеры). Реже возникает своеобразный, индивидуальный образ. Как правило, это касается ярких людей с развитой фантазией, творческих личностей. Известны случаи, когда такой необычный прототип страхов становился символом, запоминающимся и легко усваемым, а, следовательно, популярным.

Карл Юнг, основатель аналитической психологии и автор теории коллективного бессознтельного, создал понятие «архетип» (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.)

Чёрный человек соответствует всем обязательным чертам архетипа:

Имеет проявление в фольклоре (образ Чёрного Всадника из русских народных сказок; Чернобога из древнеславянской мифологии);

Проявляется у разных народов в разные эпохи («Фауст» Гёте, чёрные великаны из скандинавского фольклора и т.д.);

Воспринимается доосозанно; Имеет собственный символ - чёрный цвет;

Имеет и позитивный, и негативный аспекты (негативный - влияние на психику, пессимизм, циничность. Позитивный - как правило, заставляет героя/человека задуматься о чём-либо и что-то исправить в своей жизни);

Устойчив (так как его структура на протяжении многих столетий практически не была искажена);

Имеет достаточное количество собственных элементов (в первую очередь, это - упомянутый выше чёрный цвет, затем плащ, впоследствии переформировавшийся в сюртук во времена Пушкина, безличность - отсутствие конкретных черт лица и фигуры, цилиндр - также с пушкинских времён);

Имеет черты, связывающие с жизнью (видоизменение одежды и способов передвижения - в мифах он летает, в представлении людей XVIII-XIX веков скачет на коне, в двадцатом столетии выходит из зеркала;

Представляет опасность самоотождествления с ним - самые яркие примеры: вселение Чернобога в человека, безликий посетитель Моцарта (у Пушкина) и, конечно же, Чёрный человек Есенина;

Обладает сильным влиянием на эмоции человека; обладает собственной инициативой и специфической энергетикой.

Всё это доказывает нам, что Чёрный Человек - это не частная выдумка Есенина, а сформировавшийся за столетия образ.

Существует множество версий, кем или чем был этот образ для поэта.

Самый простой и объяснимый вариант - это собственная тень, собственное отражение в зеркале. Как известно, больной и запуганный человек, страдающий к тому же психическими заболеваниями, начинает бояться всего, что ему недостаточно понятно. «Почему отражение в точности повторяет черты, а тень - просто заполненный темнотой контур?» - задаётся вопросом такой человек и начинает размышлять, а в итоге приходит к выводу, что темнота - это его отрицательные качества, и тень «преследует» его.

Из этого объяснения вытекает другое, наиболее привычное: Чёрный человек - это совесть. Действительно, стоит вспомнить «спать не даёт мне всю ночь», «словно хочет сказать, что я жулик и вор…», сразу возникает мысль о совести. Также этому способствует то, что словами «Слушай, слушай!» начинаются два разных отрывка поэмы, однако в начале Человек «бормочет», а позднее «хрипит», то есть, повышает тон голоса, как муки совести начинаются с её отголосков. Однако, сопоставляя есенинского Человека и другие образы, входящие в архетип, сложно установить черты, присущие совести, во всех.

Это подводит нас к наиболее страшной версии: Чёрный человек - это предвестник смерти или сама Смерть. Признаюсь, мне даже писать эти строки жутковато. Однако большинство фактов говорит как раз за этот вариант. Именно в это истолкование сущности Чёрного человека укладываются все образы архетипа. Начиная с древнеславянского Чернобога - друга и помощника Мораны-Смерти, сказочного Чёрного Всадника, аллегорически «настигавшего людей в пути», продолжая «Фаустом» Гёте, «Чёрным монахом» Чехова и героями Пушкина (Черномором, Медным всадником, безликим заказчиком «Реквиема»), заканчивая «Жизнью человека» Л. Андреева и, конечно же, «Чёрным человеком» Есенина. Кстати, мистическая тематика прослеживается и в других стихотворениях Сергея Александровича: «черти в душе гнездились» «запугала нас сила нечистая, что ни прорубь - везде колдуны…», «в роще чудились запахи ладана, в ветре бластились стуки костей…». Следует обратить внимание на художественные детали в тексте:

Книга (символ мудрости, тайны), зеркало 9символ иного мира), прялки (прялка - символ судьбы, здесь они «весёлые», как бы надсмехающиеся, и «заводят метели», то есть, холод, неудачи, тревоги.), ночь морозная (и зима, и ночь считались временами, когда нечисть имеет силу), удачно по смыслу вписывается фраза «снег до дьявола чист», луна (символ ночи и особой активности нечистой силы). Интересно, что в поэме как бы пересекаются образы «чёрных людей» прошлого: «как монах», «как всадники».

С этого момента удобно рассматривать следующую версию происхождения Чёрного человека. Вспомним строчки «приподняв свой цилиндр и откинув небрежно сюртук…», «в каждом вижу историю, сердцу знакомую…». Некоторые исследователи полагают, что к Есенину по ночам являлся… Пушкин. Хулиган СВОЕГО ВРЕМЕНИ, в творчестве которого образ Чёрного Человека проявился в полной мере. Он даже во время написания поэмы говорит Есенину, что тот «жулик и вор…», то есть, крадёт его гениальную идею.

Стоит заметить, что Пушкин с момента его смерти являлся одной из самых почитаемых персон в мистических обрядах - гадалки любили «вызывать» его образ в зеркале или призывать его дух ответить на вопрос.

Далее следует рассмотреть самую нелюбимую поклонниками Есенина версию: поэма - это ни что иное, как плод больного воображения, подпитанного алкоголем и фобиями, сообщает сайт. Подтверждают эту идею слова «я очень болен», «заметает мозги алкоголь», частое повторение одних и тех же слов: «Чёрный, чёрный, чёрный…», отрывистые фразы: «не знаю.. не помню… а может…». Однако, факты говорят не в пользу этой версии: как известно, Сергей Александрович не писал в алкогольном опьянении. Напротив, он садился в светлой комнате, в тишине и пил только безалкогольные напитки, пока не заканчивал трудиться. Честно говоря, я, как начинающий поэт, слабо верю в идеальную правдивость этого. Вероятно, так и было, но были и стихи, написанные им в других обстоятельствах. Это моё мнение, и я извиняюсь перед читателем, если не права.

Наконец, нам следует перейти к самой сложной с психологической точки зрения версии: Чёрный Человек - это второе я, альтер эго поэта. В таком случае, несколько пересекаются с вариантом про совесть, но имеет иной замысел. Если совесть грызёт, и нет от неё ни укрытия, ни спасения, то самого себя, свою тёмную сторону победить реально. Поэт измучен «самораздвоением», - днём он весел и радостен: «побегу по мятой стёжке на приволь зелёных лех…», вечером хмур и печален: сыпь, гармоника, скука, скука…». В нём борются две его сущности - светлая и нежная, «желтоволосый мальчик с голубыми глазами» и тёмная и мрачная: «мне ничего не надо, мне никого не жаль».

Смысловой кульминацией поэмы является момент «И летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», а психологической: «в грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство.». Есенин приходит к этому выводу и понимает: он, научившийся писать великолепные стих и манипулировать женщинами, не овладел самым высшим искусством в мире. Разбивая ненавистное зеркало, он делает первую попытку победить самого себя.

Осталось рассмотреть последнюю, на мой взгляд, самую абсурдную версию: Чёрный Человек - это чекист, образ слежки, постоянно ведущейся за поэтом. Конечно, некая логика в этой версии есть: действительно, за поэтом следили, и он об этом знал. Постоянная боязнь сделать что-то не так могла вызвать такое представление, галлюцинацию. Однако сомнительно. Что Есенин стал бы приписывать своему реальному врагу столько мистических свойств и качеств.

Рассмотрев все варианты возникновения образа Чёрного Человека в одноимённой поэме, я выделила три основных версии: «вторая сущность», «олицетворённая совесть» и «бессмыслица, пьяный бред», после чего провела социологический опрос, анализ которого вы сможете увидеть в следующей статье (2 часть).

Анализ поэмы С.А. Есенина «Черный человек»

Голова моя пашет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

С.А. Есенин. Черный человек

«Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.

Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души поэма - одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» - черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек.

«Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема - тема болезненной души, раздвоенной личности - традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое - в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.

Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек - это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.

Однако в литературном произведении важно не только, что написано, но и как. Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа - чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником - поэтическое выражение подсознательного. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.

Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.

Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром - спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать с нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, это приведет к очищению.

В январском номере журнала «Новый мир» в 1926 году появилась ошеломляющая

публикация: «С. Есенин. «Черный человек». Текст поэмы производил особенно сильное впечатление на фоне недавней трагической кончины молодого поэта (как известно, 28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер»). Современники сочли это произведение своеобразной покаянной исповедью «скандального поэта». И действительно, такого беспощадного и мучительного самообличения, как в этом произведении, не знала русская лира. Приведем здесь его краткое содержание.

«Черный человек»: Есенин наедине с собой

Поэма открывается обращением, которое поэт повторит в предсмертном стихотворении: «Друг мой, друг мой, - начинает исповедоваться лирический герой, - я очень и очень болен...». Мы понимаем, что речь идет о душевном страдании. Выразительна метафора: голова сравнивается с птицей, стремящейся улететь, «Ей на шее ноги/ маячить больше невмочь». Что же происходит? В пору терзающей бессонницы к герою приходит и садится на постель мистический Черный человек. Есенин (анализ источников создания поэмы это подтверждает) апеллирует в некоторой степени к произведению Пушкина «Моцарт и Сальери». накануне гибели тоже виделся некий зловещий черный человек. Однако у Есенина эта фигура осмысливается совсем по-другому. Черный человек - это Альтер-эго поэта, другое его «Я». Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек?

Есенин: анализ внутреннего мира поэта накануне самоубийства

В третьей строфе поэмы возникает образ книги, в которой до мельчайших подробностей излагается вся человеческая жизнь. В Библии, в говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека, согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей. В его записях, правда, не развернутая история личности, а лишь ее краткое содержание. Черный человек (Есенин подчеркивает это) выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Он утверждает, что счастье - это только «ловкость ума и рук», пускай и приносят «много мук... изломанные/И лживые жесты». Здесь стоит упомянуть о новомодной теории, сложившейся в декадентских кругах начала 20 века, об особой миссии языка жестов, приверженцем которой был Есенин, и «царицей» которых являлась великая танцовщица Брак с нею был недолгим и не принес поэту благословения. «Казаться улыбчивым и простым» в то время, когда тоска, ему приходилось не только по воле господствовавшей тогда моды. Только так поэт мог скрыть и от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанной не только с внутренними противоречиями личности, но и с ужасами большевизма в России.

Что таится на дне души?

В девятой строфе поэмы мы видим, как лирический герой отказывается говорить с незваным гостем, он все еще хочет откреститься от страшного рассказа, который ведет Черный человек. Есенин анализ житейских передряг «какого-то» морального «жулика и вора» еще не принимает как исследование собственной жизни, сопротивляется этому. Однако уже и сам понимает, что тщетно. Поэт упрекает черного гостя в том, что он смеет вторгаться в глубины и доставать что-то с самого дна, ведь он «не на службе …водолазовой». Эта строка полемически обращена к произведению Альфреда Мюссе, который в «Декабрьской ночи» использует образ водолаза, блуждающего по «пропасти забвения». Грамматическая же конструкция («водолазовая служба») апеллирует к морфологическим изыскам Маяковского, который по-футуристически смело ломал устоявшиеся формы в языке.

Один у окошка

Образ ночного перекрестка в двенадцатой строфе напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Оба эти символа с детства впитал впечатлительный крестьянский юноша Сергей Есенин. Стихи «Черный человек» объединяют две противоположные традиции, отчего страх и мука лирического героя обретают глобальный метафизический оттенок. Он «один у окошка»... Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами»...

Убийство двойника

Не в силах сдержать ярость и гнев, лирический герой пытается уничтожить проклятого двойника, бросает в него трость. Этот жест - бросить в привидевшегося черта что-нибудь - не раз встречается в литературных произведениях русских и зарубежных авторов. После этого исчезает Черный человек. Есенин (анализ аллегорического убийства двойника в мировой литературе доказывает это) пытается как бы уберечь себя от преследования своего другого «Я». Но всегда такой финал ассоциируется и с самоубийством.

Поэт, стоящий в одиночестве перед предстает в последней строфе произведения. Символика зеркала, как проводника в другие миры, уводящие человека из действительности в обманный демонический мир, усиливает мрачный и многозначительный финал поэмы.

Реквием по надежде

Трудно, почти невозможно так бичевать себя на глазах у огромной публики, как это делает Есенин. Его невероятная искренность, с которой он открывает миру свою боль, делают исповедь отражением душевного надлома всех современников Есенина. Не случайно знавший поэта писатель Вениамин Левин отозвался о Черном человеке как о судебном следователе «по делам всего нашего поколения», питавшего много «прекраснейших мыслей и планов». Левин заметил, что в этом смысле добровольная ноша Есенина чем-то сродни жертве Христа, который на себя «взял немощи» и понес на себе все человеческие «болезни».

Замысел поэмы «Черный человек» возник в сознании поэта в 1922 году. Появилась в печати уже после смерти в журнале «Новый мир». Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина, ставшим для него воистину лебединой песней.
Лебединая песня, выразившая терзания болезненной души поэта, настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, рассказавшая о тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.

Уже в зачине поэмы звучит почти мольба о спасении души:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль,
То ль ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ли, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Чем объясняется появление тревожных нот уже в зачине поэмы? Ответ на вопрос находим в особенностях композиционного построения поэмы. Основой композиционного решения поэмы является художественная разработка идеи раздвоения личности человека. Перед нами два основных образа – лирический герой и внедрившийся в его сознание невесть откуда взявшийся черный человек.
Самодовольный, самоуверенный, ограниченный «аристократ» с манерами салонного щеголя:

Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

Взаимоотношения поэта и черного человека, неприятного для него собеседника, воспринимаются, во-первых, как необъяснимая и внезапно нагрянувшая болезнь души и сознания, во-вторых, как состояние борьбы, страстного неприятия безнравственной идеологии черного человека. Лирический герой не приемлет морали городского прохвоста, псевдоинтеллигента, циника:

«Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук,
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего, что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство».

Черный человек, вобравший в себя все то, что сам поэт, может, считает в себе отрицательным и мерзким. Может, потому черный человек Есенина и несет в себе ощущение такого тяжкого груза одиночества. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в том, что он понимает собственную обреченность: все лучшее, сохранившееся в его душе из того природно – крестьянского мира, самое светлое – в прошлом, будущее – пугающе и мрачно беспросветно.
Этот трагизм состояния души поэта, читавшего свою поэму за две недели до смерти, верно схватил поэт Н.Асеев, записавший свои воспоминания: «…Творческое лицо, умытое холодом отчаяния, внезапно просветлевшее от боли и страха перед вставшим своим отражением… Маска улыбки и простоты снимается в одиночестве. Перед нами вторая мучительная жизнь поэта, сомневающегося в правильности своей дороги, тоскующего о «неловкости души», которая не хочет ничем казаться, кроме того, что он из себя представляет».
«Черный человек водит пальцем по мерзкой книге». И хотя в ней нет никаких страшных преступлений, расчет черного человека довольно точен: даже неприятных воспоминаний вполне достаточно, чтобы герой лишился душевного покоя.
Черный человек опошляет все высокое и чистое («она – с толстыми ляжками; лирика – «дохлая томная», вся поэзия жизни и любви определяется «половой истомою»).
А потому реакция лирического героя, в сознании которого живет поэзия сельской природы, душевная чистота и цельность, сопровождается решительным жестом сопротивления черному человеку:

Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу.

Поэма заканчивается словами:

Что ж ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет,
Я один…
И разбитое зеркало…

Метафоричный образ разбитого зеркала как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности.
И все – таки «слишком ранняя усталость», есть надежда, отрезвится от кошмаров тьмы. В финале поэмы ночь все-таки сменяет синеющий в окошко рассвет.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама