THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Свт. Афанасий Великий

С преподобным преподобен будеши . Справедливо сподобил Ты меня благодеяния Своего, потому что Ты праведен, с преподобным умеешь быть преподобным. Ибо, если бы пребыл я во грехе и предался совершенному развращению, то знаю, что и Ты сам, великий Судия, произнес бы надо мною суд Свой, по мере греха моего. Но поелику сохранял я пути Твои, то и Ты, Который преподобен с преподобным и неповинен с неповинным, не остановил взора на уклонении от правды, какое было со мною на время, но воздал мне в суде Твоем по жизни, какую вел я после, и по делам, совершенным мною в правде.

Толкование на псалмы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом - много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши .

О чтении святых Отцов.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися

С сердечным расположением людей сообразуешь Ты воздаяния свои, Владыка. Преподобным уделяешь, что достойно их преподобия; неповинным и свободным от греха, что им соответственно и избранным и совершенным, что совершенно, а для совратившихся с праваго пути и идущих путем противоположным, устрояешь, что находят и конец сообразный с сим путем. Как же и каким образом?

Евфимий Зигабен

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранными избран будеши, и со строптивым развратишися (изменишься)

Преподобным обыкновенно называется тот, кто благочестив пред Богом; неповинным тот, кто чист душою пред людьми; избранным - тот, кто совершен в добродетели; строптивым - человек лукавый. - Сказанные выше слова могут иметь свое приложение ко всякому и содержать в себе весьма поучительный смысл: они именно значат, что каков тот, с кем ты живешь вместе или обращаешься, таким будешь и сам, изменяемый сообразно с свойствами человека близкого к тебе. Развратишися , иначе - переменишься; будешь праведным (в обществе т. е. преподобного, неповинного, избранного), переменишь лукавые мысли твои на добрые. Но эти слова некоторые относят также и к самому Богу и дают им в сем случае следующий смысл: Ты, Боже, как бы так, по мнению их, говорит пророк, воздаешь каждому по достоинству его, будучи сам существом праведнейшим. Ты освящаешь преподобного, оправдываешь неповинного, отличаешь избранного, переменяешь строптивого на доброго, препятствуя ему делать злое. Изъясняющие таким образом это место - прибавляют, что здесь во всех случаях употреблено пророком, вместо причастия, отглагольное имя прилагательное, и это своего рода идиоматизм языка, наприм. преподобный вместо упреподобляющий или освящающий.

Лопухин А.П.

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися

Господь и с каждым поступает так, как он того заслуживает

Господь с каждым поступает соответственно тому, что он заслуживает: чистого, праведного Он награждает, а лукавого карает.

Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя. Господь Утверждение мое, и Прибежище мое, и Избавитель Moй, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой. Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветренню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих. Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене. Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утверждение мое. И извел мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною и оправдания Его не отступиша от мене. И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши. Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим преиду стену. Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господня разжжена, Защититель есть всех уповающих на Него. Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего? Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя. Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя. И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит. Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя. И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси. Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я. Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Людие, ихже не ведех, работаша ми. В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего. Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя. Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени его до века.

…много званых, а мало избранных.

Иисус Христос (Мф.20:16; 22:14).

Иметь хорошие мысли может всякий, а владеть

умами и сердцами дано только избранным.

Александр Островский

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,

Потому что, если не любил,

Значит, и не жил, и не дышал!

Владимир Высоцкий

Избранность Избранный как качество личности – способность быть в своём деле лучшим, выдающимся; проявлять особую одарённость и талантливость.

Можно быть избранным для одного единственного человека и обычным, заурядным для всех остальных. Избранность – неотъемлемый атрибут неподдельной любви. Любовь начинается с избрания. Без осознания своей избранности любовных отношений не существует. Каждый человек мечтает быть любимым, единственным, избранным не за какие-то проявленные положительные качества, а просто так, за то, что он есть на свете. Любовь – всегда незаслуженный дар, и это обстоятельство свидетельствует о её подлинности и настоящности.

Дочь как-то спросила у матери, как отличить настоящую любовь от подделки. - Это очень просто, - ответила мать, - «… потому что люблю!» - это истинная любовь. «Люблю, потому что…» - это подделка.

Если женщина (мужчина) говорит вам: — Я люблю тебя за это, — следует насторожиться, а, может, и разочароваться, ибо отсутствует чувство избранности. Вы стали избранницей (избранником) из корысти, меркантильности или из каких-то других не совсем лестных для вас мотивов. Куда приятней услышать: — Ты мой избранник, я от тебя без ума, хоть разумом и понимаю, что ты ещё тот крендель.

Гюстав Флобер, рассматривая причудливые выверты любовной избранности, пишет: «Если женщина любит хама, то он непременно непризнанный гений, избранная душа и т. п., так что из-за этой своей природной склонности к косоглазию они не видят ни истинного, когда его встречают, ни прекрасного там, где оно есть. Общая их болезнь - требовать от яблони

Человеку в молодости вообще свойственно считать себя избранным. То есть, каждый считает, что он далеко не каждый, что он избран для великих дел. С годами грёзы о своей избранности и исключительности обычно проходят.

Елизавета Дворецкая в «Огненном волке» пишет: «Каждый склонен считать себя избранником, на которого устремлены взгляды богов, ради которого гремят грозы и реки выходят из берегов».

Чувство избранности – это способность чувствовать себя лучшим, привилегированным, выделяющимся чем-нибудь среди других, являющимся духовным, особо одаренным, талантливым.

Михаил Кундера пишет: «Каждый из нас страдает (более или менее) от низости своей слишком заурядной жизни и хочет вырваться за её пределы, воспарить над ними. Каждый из нас питает иллюзию (более или менее стойкую), что он достоин такого воспарения, что он избран и предназначен для него».

Удел избранных – великое предназначение.

Настоящая избранность приходит от Бога. Звезданутая богема, помешанная на славе, тщеславии, эгоцентризме и спеси, может только крикливо вопить о своей избранности. На самом деле – это жалкие потуги бездарностей взять непосильную для них планку.

Бездари, считая себя избранными, перестают объективно оценивать реальность. Они в полной мере проявляют самовлюблённость и жуткую гордыню, самовосхваление и самовыпячивание.

«Избранный» Владимир Познер заявляет: «Джаз - это музыка для знатоков, я бы даже сказал, для избранных».

Избранность человека понимается только через божественный аспект, через милость Бога. Именно избранных Бог целует в темечко, то есть щедро одаряет недюжинными способностями, грандиозным талантом и отмечает Своим вниманием. Замысел Бога относительно себя можно понять только по милости Бога. И это дано только избранным.

Вместе с тем, избранный только тогда действительно становится избранным, если он мало, а то и вовсе, не гордится своей избранностью и возвышенностью, иначе он просто становится олицетворённой гордыней. Избранный, понимая, что к нему со стороны Бога существует особое отношение, тем не менее, понимает, что Бог одинаково относится ко всем своим детям.

Избранный человек – целостный человек, ибо он не может ограничиться удовлетворением своих только физиологических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей. Избранность всегда духовна. Без духовности не может быть никакой избранности.

Люди больше озабочены своими материальными проблемами. Большинству не до духовности и до Бога. «Узкими вратами» идут избранные. Большинство проходит через «широкие врата» и, подчиняясь своим вожделенным чувствам, стремятся к материальным удовольствиям и наслаждениям.

Чувство избранности возникает при осознании факта: если я этого не сделаю, другие люди попросту не смогут это сделать. Человек, найдя своё жизненное предназначение, одновременно может осознать свою избранность в контексте, что раз Бог дал мне такой талант, я обязан реализовать Его замысел.

Моцарт уже в детстве говорил, что его «душат ноты». Он понимал, что Бог пишет ноты его рукой. Естественно, что Моцарт считал себя избранным. Николай Некрасов в своих знаменитых строках: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» говорит, по сути, об избранности поэтического ремесла. Настоящими поэтами становятся избранные, гражданами, ответственными за судьбы своего отечества, должны быть все.

Подлинное чувство избранности никак не связано с гордыней, тщеславием, чувством собственной важности, чрезмерной амбициозностью, словом, с целым рядом пороков, которые, в конечном счете, сводятся к мысли: «Я лучше вас. Мой мир самый прекрасный. Мое миропонимание самое правильное».

Зачастую на избранности спекулируют манипуляторы, фанатики, сектанты. Ореол «человека избранного» не даёт покоя бездарям всех мастей. Порой бесталанные люди тешат эго мыслями о своей великой миссии. Поэтому они объединяются в различные группы и бубнят друг перед другом: «Мы избранные».

Мысли о своей избранности могут стать следствием собственных ложных убеждений и верований. В огромном потоке информации легковеры находят то, что им с первого взгляда понравилось, и затем намертво стоят на своем. То есть они берут на вооружение то, чему радуется их эго. В эгоистических устремлениях люди находят свидетельство своей возвышенности, своей избранности. До хилой мыслишки человек дошел сам. Его не интересует, что она является новой лишь для него самого. Возомнив себя гением, он приходит к идее о своей избранности. Таких «избранных» пруд пруди. От Питера до Сочи не переставишь в коленопреклонённой позе.

Самоизбранный думает о своей святости, величии и незаметно для себя бронзовеет. Ему реально больно отказаться от своего ложного знания, ведь рухнет всё здание сооруженное самообманом. У человека стремительно развивается гордыня. Он уже не может принять живое знание, ибо думает о себе, как об избранном.

С мыслями о собственной канонизации самоизбранный не собирается избавляться от иллюзий, в которые сам себя погрузил. Встретившись с действительно избранным человеком, он не желает его слушать, говорит, что его не понимают, как всех гениев. Постепенно он находит компанию таких же избранных. Они договариваются считать друг друга великими и избранными. Словом, как у Крылова: «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». Такая уродливая избранность заводит человека в болото невежества и деградации личности.

Что, кто и как разрушает наши представления о собственной избранности?

Смех разрушает нашу надежду на избранность Не даёт нам возгордиться или зазнаться. Поэтому при дворцах всегда были кто? Штатные шуты. Штатные скоморохи. И они имели право высмеивать царя. Иначе – всё. Если царя не высмеивает штатный скоморох, он начинает считать себя избранным, помазанником Бога, поэтому становится тираном. Всех весело говорящих выгоняет, не может с ними ужиться. Должны быть обязательно шуты. Должны веселить, высмеивать немножечко, поддевать.

Психолог Вячеслав Рузов считает, что когда мы занимаем какие-то ответственные посты, имеем власть над кем-то, нам начинает казаться, что мы избранные, что если бы не мы, всё бы разрушилось. Без нас никуда! Но это не совсем так, и смерть может легко разрушить наши иллюзии относительно нашей избранности. Поэтому, в народе говорят: незаменимых нет. Но, к сожалению, когда мы что-то делаем великое, у нас появляется эта вот – избранность, незаменимость, и кто-то должен это разрушить.

Если нет такого штатного товарища, а их сейчас нет, то в семье будут над нами подсмеиваться. В семье будут разрушать нашу избранность. Поэтому у каждого хорошего директора есть жена, которая ему говорит: — Ты там на работе у себя выступай! Это там ты избранный. А дома забудь эти глупости. Там ты директор, а здесь твой шестнадцатый номер. Быстро пошёл мусор выкидыва

Петр Ковалев год 2018

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «избран»

Мы нашли 50 предложений со словом «избран». Также посмотрите синонимы «избран» .
Значение слова

  • Вскоре после этого он стал священником (около 1400 года), затем был избран деканом факультета.
  • Тем временем пришло известие из Петербурга, что содержание академиков увеличено и что Бэр избран действительным членом академии.
  • Господом был призван, «избран », «предопределен» не святой Павел, а грешный Савл.
  • Истинная церковь состоит только из избран ных, но так как в этой жизни нельзя знать, кто избран , то к ней должны принадлежать все люди.
  • Член ЦК ВКП(б) с 1934 года (избран на XVII съезде, вошедшем в историю как съезд расстрелянных).
  • Сын митрополита Филарета Михаил Романов, находившийся в это время в Костромском Ипатьевском монастыре, был единогласно избран на царство.
  • Им был единогласно избран заслуженный мастер спорта Василий Павлович Сасоров.
  • С помощью подкупа он был избран как «переходный папа», приняв имя Каликста III.
  • Когда он сложил с себя должность, отец Серафим был избран братиею в настоятели, но отказался, и был избран в настоятели казначей Нифонт.
  • Был избран в парламент, в 1617 году стал лордом-хранителем печати при короле Якове I, а затем лордом канцлером.
  • В 336 году он был избран главой Коринфского союза, заняв место отца.
  • На следующий год Сципион был избран консулом и ему было передано управление Сицилией.
  • Первый, Антонов, сейчас избран в Совет рабочих депутатов председателем.
  • В то время он был избран от Москвы в Государственную думу, стал главой большевистской фракции.
  • Но, узнав, что председателем совета избран товарищ Стукалин, я сразу отмел это предположение.
  • После приезда в Италию он был избран заочно каноником в Эрмеландский капитул, но остался в Болонье доучиваться.
  • Он только что был избран императором Германии.
  • В 1793 году он был избран членом Леопольдино-Каролинской академии.
  • В бытность его в Европе он был избран заочно профессором эстетики и рисования Нью-Йоркского университета.
  • Вступив в местную организацию партии, я скоро был избран секретарем уездной организации.
  • В 1403 году после Гуса ректором был избран баварец Вальтер Геррасер.
  • Так и было сделано, и Гладстон под псевдонимом Бартоломей Бувери был избран редактором “Смеси”, как назвали новый журнал.
  • Истинно верующим может быть лишь тот, кто “избран ”.
  • Был избран депутатом сейма, принял сторону Конфедерации, участвовал в восстании против избран ия королем Понятовского.
  • На XIX съезде партии избран членом ЦК КПСС.
  • В то же время (1501) Александр Литовский был избран , по смерти другого брата, Яна Альбрехта, и на польский престол.
  • В 1774 году по Риму действительно ходили слухи, что он будет избран папой.
  • Отличаясь смелостью и умом, он не раз с 421 года был избран стратегом.
  • Сам Ганнибал был избран суфетом и сразу же после своего избран ия стал осуществлять программу внутреннего обновления страны.
  • В тридцать лет он был избран стратегом, успешно воевал против Спарты.
  • В сентябре 1999 года избран президентом ОАО «Транснефть».
  • Он, выходец из незнатной семьи провинции Лация, был избран в 107 году консулом.
  • Он и при новой избирательной системе массами не был бы отвергнут и был бы избран в любом случае.
  • Что касается руководителей училища, то в их отношении был избран еще более хитрый ход.
  • На VII конгрессе Коминтерна избран членом исполкома Коминтерна.
  • Таким образом, комитет Крестьянского союза был избран .
  • После конференции был избран некий узкий состав руководства партии, названный Бюро ЦК.
  • В новый секретариат и в состав ЦК был избран Молотов.
  • На этом же съезде Белаш был избран начальником штаба.
  • В конце съезда Молотов был избран в состав ЦК и в расширенный, согласно пожеланиям Сталина, Президиум ЦК КПСС (36 членов и кандидатов).
  • Ощущение отличия обязательно: невозможно постоянно избирать человека, который слишком похож на того, кто был избран до него.
  • В том же году Струве был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
  • Новым председателем был избран Александр Иванович Гучков.
  • Фильм завоевал премию в Лондоне, и Гоша был избран английскими критиками актером года.
  • Был избран в 1922 году Генеральным секретарем правящей ВКП(б).
  • Из учителей и старших воспитанников был избран военный суд, который присудил Наполеона к разжалованию.
  • Вскоре при перевыборах «общественного комитета» Махно был избран туда руководителем земельного отдела.
  • На третьем курсе я неожиданно был избран старостой.
  • После Кавказского партийного съезда был избран новый состав бюро Тифлисского комитета партии, и я вновь был избран его секретарем.
  • Неожиданностей не случилось: бывший пират был избран папой.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

О том, что значит жить под Покровом Пречистой, размышляет протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровского храма в с. Акулово Московской области.

- Отец Валериан, сколько лет вы уже под Покровом Матери Божией?

Если говорить «под Покровом Матери Божией» - то с младенчества. Потому что мы все находимся под Покровом. И храм в Зарайске, в котором я с шести лет прислуживал, Благовещенский, тоже освящен в честь Матери Божией.

Покров простирается над всеми, более того - над всем миром. Другое дело, что, когда было явление Покрова, Андрей Христа ради юродивый увидел, что Матерь Божия, помолясь о всех, о некоторых, глядя на них, радуется, а о других - плачет, хотя все равно их покрывает, как Матерь. Дети бывают разные, и Она все равно обо всех заботится, иногда даже больше о тех, кто как раз не слушается и ведет себя не так, как подобает.

Поэтому все мы находимся под Покровом Божией Матери. А уже впрямую Покров простерся над моим священством. Благовещенский храм, в котором я вырос, имеет два придела - Архангела Михаила и Преподобного Сергия. Так вот, в дьяконы меня рукополагали в храме Архангела Гавриила в Москве в Телеграфном переулке в день Архангела Михаила. А в Лавре Преподобного Сергия, в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы - уже в священники. Прослужил я примерно полтора года в Переделкине - в храме Преображения с приделами святых апостолов Петра и Павла и великомученицы Варвары, и меня перевели в Акулово, в Покровский храм. Но святая мученица Варвара оставила меня под своим покровом - потому что храмоздательницей Покровского храма в Акулове была Варвара Петровна Шереметева-Разумовская, которая владела этой землей и построила каменную церковь.

Непосредственно в храме Покрова служу 46 лет, поэтому, конечно, это особая милость Божия. И вообще человек живет под Покровом Божиим. Как сказано в 90-м псалме: «Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небеснаго…». В крове - значит, «под кровом» Бога Небесного. А есть еще Псалтирь Матери Божией: «Живый в помощи Матери Божией под крепким кровом Ея водворится…» (кафисма 12).

Эти псалмы начинаются почти одинаково: Покров Божий, как и Покров Матери Божией, простирается над всем миром. Но, как говорится и в молитвах всенощного бдения, когда освящаются хлеб, пшеница, вино, елей, «…вкушающие от них верные освяти». Покров особым образом проявляется именно в верных, в них Матерь Божия и являет знамение своего Покрова.

Многие духовные отцы испытали на себе этот Покров. В частности, отец Тихон Агриков, в схиме схиархимандрит Пантелеимон, во время войны, спасаясь от бомбежки, лег в какое-то укрытие, чтобы осколки его не поразили, но вдруг рядом разорвалась бомба - и землей его накрыло. Он возопил к Матери Божией: «Матерь Божия, я буду тебе служить, оставь мне жизнь!». И следующая упавшая рядом с ним бомба смела с него всю землю. Он остался жив и после этого пошел в монахи. Это - один из многих примеров предстательства Матери Божией на войне, и соответственно плоды этого чуда.

От рода нашего

- Есть мнение, что Матерь Божия особо покровительствует священническим родам…

Дело все в том, что сказано: Иисус Христос, Богочеловек - Архиерей, Родоначальник архиерейства православного - «был наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5:10).

А Матерь Божия - Его Матерь. Почему архиереи и носят панагию, знаменующую особый Покров Матери Божией. И когда на Вселенском Соборе в свое время решили, что Святитель Николай дерзко поступил, дав пощечину богохульнику Арию, то святительский омофор Николаю Чудотворцу вернула Матерь Божия.

Да и потом, какая же мать не будет любить тех, кто любит ее детей? Как не любить Ей того, кто любит Сына Божия, Ее Сына? Иоанн Богослов - тот, кто особенно любил Спасителя, любимый ученик Его - был усыновлен Ею при Кресте: «Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя» (Ин. 19:26-27).

Бог есть любовь. Как писал преподобный Иустин (Попович), «любовь не есть свойство Божества, любовь - сущность Божества».

Поэтому любовь и все, что связано с любовью - Божественное, - всегда связано и с Матерью Божией.

Мы знаем историю иконы «Нечаянная Радость», когда грешник имел обыкновение преклоняться перед образом Матери Божией, принося ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою», - а грешить продолжал. И однажды он увидел на иконе проистекающую кровь из ран Младенца. Пав на землю, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» «Ты и прочие грешники, - отвечала ему Божия Матерь, - вновь распинаете Моего Сына». Потрясенный грешник просил Божию Матерь умолить Ее Сына, чтобы Он простил его. И Она дважды обращалась к Спасителю с просьбой о помиловании грешника - пока тот не был прощен, после чего, конечно, исправился.

Есть неписаное церковное предание среди монашествующих, о котором мне рассказывал один исповедник, прошедший тюрьму: когда на Страшном суде уже будет изречен приговор, все встанут одесную и ошую Спасителя, Матерь Божия станет умолять за тех грешников, кто Ее призывал, и Господь еще отделит некоторых осужденных в ад и помилует.

Матушка-голубушка

Исповедником был и ваш отец - священник Михаил Кречетов. Минувшим летом исполнилось 30 лет со дня его кончины. Принятие священства в годы гонений - это, конечно, подвиг. Но подвиг в том числе и вашей мамы, которая вышла замуж за осужденного…

Это, знаете, как на войне: подвиг тех, кто сражается, - видимый. Они жертвуют своей жизнью, поражают врага, отстаивают свою землю. Но без тыла, без сестер милосердия, пропитания, обеспечения армия не может существовать. Пока одни сражались, сидели в окопах, другие сутками работали на производстве - чтобы обеспечить армию оружием, боеприпасами, питанием. Собирали теплые вещи, передавали на фронт. Тыл - это как раз тот крепкий фундамент, подчас незаметный, в земле, но на котором выстраивается здание, красивое в своих победах.

Мама моя, когда папа ушел на войну, написала ему письмо, которое он, уже истертое, все время носил с собой. В нем были такие слова: «Где бы ты ни был, что бы с тобой ни случилось, если ты будешь без рук, без ног, я всегда тебя найду. И ты не думай, мы проживем, иди, исполняй свой долг».

Это были жены… Да и невеста-то она была такая, что пошла замуж за осужденного, «политического», так называемого «врага народа» (хотя никаким врагом он не был - а был тем самым народом). И она с тремя маленькими детьми на руках писала: ты не беспокойся, мы проживем.

Сейчас у нас говорят: а кто их будет обеспечивать? А она вырастила нас - папа учился в семинарии, и не было такой стипендии, на которую можно было бы кормить семью. Современным людям непонятно. А тогда это был именно подвиг веры.

Она была псаломщицей, а кормились с огорода. И когда ее вызывали, спрашивали, почему вы детей водите в храм, она отвечала: Церковь помогает мне воспитывать детей. И когда я этим летом был в Зарайске на празднике Святителя Николая Чудотворца Зарайского (городу исполнилось 670 лет. - Ред.), услышал рассказ одной рабы Божией, Ольги Владимировны, отец которой работал учителем в нашей школе, о том, как ее папа в свое время передавал дома разговоры в учительской: дескать, можно было бы дать медали Кречетовым, но нельзя, потому что они ходят в церковь. И только сейчас я об этом узнал.

- Сегодня можно услышать: у православных хуже, чем у атеистов, - венчаются и расходятся, семьи разваливаются.

Да ничего подобного! Не совсем так. Кто проводил такую статистику? Просто сейчас многие семьи разваливаются. И православные тоже находятся в многоконфессиональном обществе, воспитанном в атеистическом духе, да еще под воздействием СМИ, где царит дух разложения целомудрия, развращения и самоубийства семьи в виде так называемых «однополых браков», насаждаемых из-за границы даже принудительно. Как сказано пророком Давидом, «с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26-27). К сожалению, молодежь слаба, им трудно противостоять всем этим «соблазнам» мира. Тут скорее можно удивляться, что среди этого моря искушений еще что-то остается и живет, как во времена потопа и Содома и Гоморры. Ведь появление «гражданских браков» - это как раз плод атеистов. В этом, что ли, они лучше православных? Или отлучение родителей от воспитания собственных детей при помощи соответствующих законов?

Когда оба человека истинно православные, семья не рассыпается. Распадаются не православные семьи, а полуправославные или «наполовину православные», когда одна сторона считает так, а другая - так, у каждого свое «православие».

Поэтому духовник моего отца, дед ректора ПСТГУ, священник Владимир Воробьев (1876-1940), сказал: бери жену, чтобы была христианка, как кремень. И чтобы христианская семья из нее перла. То есть чтобы были христианские семейные устои. Разговор проходил в алтаре, он повел папу к Горнему месту и сказал: «Даст тебе Господь жену, которая возьмет тебя и поведет в Царство Небесное. Ты думаешь - ты идешь? Нет, она тебя ведет».

Поэтому о ма¬моч¬ке - именно за ¬ее терпение, за смирение - в конце жизни папа и говорил: по имени твоему тако и житие твое. А она была Любовь.

Покров - над семьей

- Над многодетными семьями существует особый Покров Матери Божией?

Матерь Божия - покровительница материнства. В народе после Покрова начинались свадьбы. Покров издревле связывали с покровительством семьи - существует такое народное предание. И в обычной нашей земной жизни Матерь Божия о нас ходатайствует: Она и «Помощница в родах», и «Взыскание погибших», и «Всех Скорбящих Радость», и «Нечаянная Радость»…

Деторождение всегда было благословением Божиим. А как может быть благословение Божие без благословения Матери Божией? Конечно, это неотделимо…

- Можно ли сказать, что Покров в семье реализуется через женщину?

Пожалуй, теперь чаще - да, через женщину. Хотя в Ветхом Завете было немножечко по-иному: благословение преподавалось преимущественно сыновьям. Исаак благословил Иакова: «…да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множества хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» (Быт. 27:28-29).

Праведный Иосиф Прекрасный (11-й сын Иакова, проданный братьями в Египет, но занявший высокое положение при дворе фараона. - Ред.) был рабом. Но Божие благословение прошло через него на его владельцев и на весь дом. Правда враг хотел его уничтожить через жену царедворца Потифара, но Господь его прославил.

Особым оказалось благословение святых праведных Иоакима и Анны, которым Господь послал Дщерь. Она-то стала Матерью Божией. Вот тут произошло свидетельство того, что «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 4:28). То есть женский пол через Матерь Божию получил особое дарование воспринимать благословение от Бога на своих потомков. Мы знаем, как много сделали в христианстве благочестивые жены. Больше того - первыми в спасительное воскресенье ко Гробу Спасителя пришли жены-мироносицы.

Действительно, существует какой-то особый Промысл Божий о женщине. Видимо, есть исполнение пророчества о том, что семя жены сотрет главу змея (см. Быт. 3:15). Через женщину - Еву - вошел грех, и через Женщину - Матерь Божию - произошло воплощение Сына Божия, спасение человечества. Это вот такая глубина непостижимых путей Промысла Божия!

Во время гонений на Церковь именно женщины, «белые платочки», наполняли храмы. Сейчас уже мужской поток пошел, но все равно женщины, пожалуй, все-таки в большинстве. Это потому что свойство женщины и особый дар - жить чувством. Человек живет сердцем, а не умом, ум - рабочая сила сердца. Женщине дан особый духовный дар, если, конечно, она его не растратит на земное, плотское.

Женщина у власти

А что вы думаете по поводу женщины у власти? Например, о новом министре образования - Ольге Васильевой? Или мамы шестерых детей, матушки из Пензы, основательницы местного фонда «Покров» Анны Кузнецовой, которая стала уполномоченным Президента по правам ребенка?

Это все равно что спросить, может ли Господь что-то совершить через женщину. Так ведь уже совершил. Еще в Ветхом Завете есть такие примеры, - значит, может. Пилат сказал Спасителю: «…Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше…» (Ин. 19:10-11).

Вот ей дано, значит, стать министром…

Что ж, у нас императрицы были: Екатерина Вторая, очень мудрая женщина (правда, победы в ее царствование одержал Суворов), Елизавета Петровна, глубоко верующая. Больше того, наше христианство началось с равноапостольной Ольги. Владимир Красное Солнышко - это уже ее внук. Есть и другие примеры: жены-мироносицы, равноапостольная Мария Магдалина, благоверные княгини, равноапостольная Нина - девушка, просветившая грузинский народ - горный, воинственный…

Но все поручать женщине нельзя. От начала не было так. Это, скорее, исключение из первоначального правила, не отменяющее само правило. Видимо, для правильной гармонии «государственный оркестр» должен иметь прежде всего настоящих «музыкантов», как советовал И.А. Крылов. То есть чтобы за словами стояла их истинная сущность. Если говорить о семье, то тут ярким примером для нас являются царственные страстотерпцы. Императрица Александра Феодоровна, конечно, была единодушна с царем во всех вопросах.
Женщина поставлена в послушание мужу, такова воля Божия. Когда муж живет по воле Божией, он - настоящий глава. В противном случае может ли он быть главой?

- Если шея правильная…

Да, если шея может повернуть голову. Бывает и так. Как сказано у преподобного Иоанна Лествичника, «кто не обижается на оскорбления - тот великий человек, кому не приносит вреда похвала - тот святой». Поэтому власть опасна для любого человека, если он далек от истинной веры. И не всегда выдающиеся личности стояли во главе государств. Случались жестокие правители, и когда молились - отчего он такой? - Господь отвечал: «Искал более жестокого, но не нашел».

Иногда Бог для того и ставит кого-то (женщину или бывшего раба), чтобы понимали, что не люди правят, а Господь. Давид, бывший пастух, стал царем. К тому же он еще и «богоотец», как воспевает Церковь (Догматик, гл. 4. - Ред.).

Если бы Господь действовал только через мужчин, то женщин затюкали бы. А так и Бог их возвеличил. Помните пример Макария Великого, который размышлял: кто же достойный найдется и даст мне поучение? И вот он видит: идет блудница. Он спрашивает: «Что ты на меня смотришь? Я монах». А она говорит: «Я-то из мужского ребра сотворена, я могу на тебя смотреть. А ты сотворен из земли, вот иди и смотри в землю». Так что тут - как сказать: женщина женщине рознь. Так же, как и мужчина мужчине.

Школа жизни: слушаться, не лениться, с плохими друзьями не водиться

Батюшка, осень - не только время «покровских» свадеб, но и начало нового учебного года, дети идут в школу. Что нужно сделать для своих детей в этот важный момент?

Не в этот момент - в момент ничего не сделаешь. Делать нужно раньше. У нас готовят к школе, но самая высшая школа - это школа жизни. И вот к ней детей нужно готовить. Мамочка наша в нашей семье готовила нас к жизни.

Здесь нужно помнить, что, во-первых, своими силами человек этого сделать не может: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс. 126:1). Если Господь не поможет, ничего не сделаешь, никого не вырастишь. Больше того, наши слова одни слышат, а другие не слышат. Дети где-то ходят, с кем-то общаются. И что им на сердце ляжет, как Господь их отведет от чего-то - все в руках Божиих. Поэтому самое главное - нужно молиться, приучать детей к молитве с детства и самим молиться о них. А дети, будучи в школе, должны быть христианами, с плохими товарищами не общаться. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:25-26). И быть, естественно, послушными и не ленивыми. К этому нужно приучать с детства - слушаться, трудиться. Нас приучали: а как не слушаться? Нельзя было. Раз тебе говорят, значит, нужно выполнять. И трудились: с весны начинаешь копать, сажать, полоть, поливать - и так до осени. Потом убирать. Дрова колоть нужно, снег чистить, все время что-то делать. Когда я поехал с таким воспитанием христианским на целину в 1956 г., то среди 50 человек оказался на первом месте по показателям.

Современные дети, к несчастью, отвыкают трудиться, потому что живут на всем готовом. Нет ни физического, ни даже умственного труда - дети смотрят телевизор, развлекаются. Поэтому самая главная подготовка к школе - это не читать и писать, а трудиться. И дети должны это понимать. И когда детей приучают к этому, то они и понимают.

Моя дочь, у которой девять человек детей, говорит своему сыну, моему внуку: «Ты скоро пойдешь в школу, тебя там будут спрашивать». Он смотрит на нее удивленно: «Мама, но в школе должны ведь учить, а потом спрашивать». В том-то и дело, что нужно учить. Он понимает, что дома его учили и там должны учить, а потом спрашивать. Я пришел в школу - меня не спрашивали, меня учили. Я начал учиться во время войны. Какая там дошкольная подготовка, когда мы только в оккупации были, под немцами - рады были, что остались живы. Пошел в школу - ни бум-бум. А окончил школу, потом институт, и дальше семинарию, академию.
Так что в школе дети должны слушаться, не лениться и с плохими друзьями не водиться. Вот и все.

В ожидании зимы

- А если упущено время, не научили в свое время ребенка трудиться, не лениться?

Придется наверстывать. А что делать? Теперь уж только молиться нужно и как-то все равно воздействовать - личным примером.

- Батюшка, иногда родители молятся годами, а ничего не меняется.

Мало, значит, годами, - может, десятилетиями нужно. Помните этот пример, когда один подвижник говорит другому: «У тебя получается, у меня не получается». А тот отвечает: «Терпение нужно». - «Что такое терпение? Терпишь, терпишь, а ничего не меняется, все равно что воду решетом носить». - «А ты дождись зимы». Когда зима подходит, то есть какие-то обстоятельства суровые, люди начинают задумываться. К несчастью, если человек сам себе не ставит какие-то рамки или как-то не заставляет себя, то его заставляют или обстоятельства, или болезнь.

- Многие мамы тревожатся по поводу успеваемости детей в школе, их оценок…

Оценки, вообще-то, вещь очень непростая. Настоящие знания - те, которые стали навыком, прошли через опыт. А так это информация, сведения о чем-то. Больше того, еще Аристотель сказал: «Множество знаний не предполагает наличия ума». Поэтому оценка - чего? Ума или знаний? Знаний каких? Да и знание ли это? А ведь есть еще и дарования… У Пушкина была невысокая оценка по математике, но в остальном он был гениальный человек.
Как правило, в школе оценивается то, что человек может по данному вопросу сказать в настоящий момент. Именно - в этот момент, потому что если он подумает, то потом, может, и додумается… Предположим, у ребенка есть дар, да он еще и трудился - это одна оценка. А если он трудился, а ему не дано?

Когда-то декан механического факультета Лесотехнического института, где я учился, говорил: «Студенты-отличники впоследствии не всегда бывают хорошими специалистами, руководителями. И наоборот - посредственные ученики иногда оказываются ведущими руководителями предприятий». Тут, видимо, роль играет еще один талант - организаторский.

Поэтому важен индивидуальный подход - об этом говорил еще Константин Ушинский. Но индивидуальный подход требует особого педагогического дарования. Должен быть не просто учитель, который передает какие-то знания механически, а педагог, воспитатель.

К тому же раньше в аттестатах была еще оценка за прилежание и поведение. Сегодня многие дети просто ленятся, не хотят учиться, вот и все. Но опять же - человек может не понимать чего-то - именно потому, что ему не дано. Иногда ребенок не понимает, а его заставляют, ругают, и он начинает ненавидеть то, что ему преподают… Просто потому что не может понять…

- Сегодня многие взрослые дети до 30 лет не могут понять, что им дано, в чем их призвание…

Потому что произошла дезориентация в обществе, шкала ценностей перевернулась. Успешными и состоявшимися считаются те, кто ездит на машине, имеет деньги. У нас не задумываются, а какими средствами эти деньги достаются, откуда берется наркоторговля, всевозможные предательства и т.д. Произошла дезориентация молодежи - люди не понимают, что главное, а что неглавное; что в жизни, как говорится, девальвирует, а что нет.

- А что не девальвирует?

Не девальвирует в жизни только личность человека, ее качества. Если он хороший человек, то всегда будет хорошим. Сейчас существуют две первостепенные проблемы - человека и профессионала. Причем проблема человека - важнее. Потому что она касается всего - семьи, службы, работы. Сегодня часто нельзя положиться на человека - он может предать, продать, схалтурить. А проблема профессионала, специалиста возникает потому, что думают не о качестве работы, а о том, сколько заработать.

- Видимо, о правильной шкале ценностей детям надо рассказывать с младых ногтей?

Об этих вещах нужно говорить в семье. И пресса должна этим заниматься, телевидение, кино. А они показывают «красивую жизнь» - легкую, свободную, вольную. К несчастью, телевизор почти каждый в доме имеет. Вот эта телеканализация и льется, на этом люди и воспитываются. Но этому нужно противопоставлять семейное воспитание. Мои семеро детей выросли без телевизора, но в Церкви и в общении с серьезными людьми.

Ведь по сути своей что такое образование? Это воссоздание в человеке Образа Божия. Образование начинает разваливаться, я думаю, оттого, что перестает служить своей цели - воссозданию Первообраза в человеке. Для чего тогда оно? Без Бога не до порога. Вы скажете: были атеистические времена в образовании. Но нужно помнить, что многие преподаватели в те времена были верующими, даже монашествующими. Благодаря им и сохранялся дух православия в образовании. Некоторых своих профессоров я видел в Богоявленском храме.

Христе - Свете Истины. Министерство просвещения. Эти наименования сами говорят о том, что должно быть духовное просвещение. А когда духовного просвещения нет, образование начинает разваливаться, превращаться в какой-то конгломерат из отдельных дисциплин.

Веяние тишины

- Отец Валериан, что вы пожелаете читателям «Покрова» на праздник Покрова Пресвятой Богородицы?

Пожелание всем только одно: чтобы люди молились Матери Божией, потому что много может молитва Богородицы. Да и молитва матери родной, как сказано, со дна моря достает. Поэтому пожелание, чтобы молились и помнили о том, что Матерь Божия нас любит больше нас самих и любит всех наших детей. Она утешается, когда мы живем как подобает.

Есть такое выражение: дети познаются в отсутствие родителей. Когда они окажутся одни, тогда и проявится в полной мере то, как они воспитаны.

Иногда некоторые моменты сокрыты, но в любом случае радость матери приносит честная, добрая жизнь детей. Поэтому надо быть не только потребителями, а еще и приносить радость - и своим родителям, и Матери Божией. Нужно так жить, чтобы не оскорблять Божие Величество и предстательство Матери Божией…

- Как вы думаете, есть какая-то отличительная особенность у Богородичных праздников?

Отличаются эти праздники тем, чем отличается Матерь Божия от всего рода человеческого: «…Яко призре на смирение рабы Своея». Праздники Матери Божией - тихие, мирные. Например, на Успение Божией Матери поется: «Апостоли от конец совокупльшеся зде в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое. И Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой…» В этих песнопениях особая, как сказано в молитвах соборования, печать тихости, то есть печать тишины. А это именно Дух Божий, потому что, когда Господь являлся пророку Илии на горе Хорив, сказано, что сначала подул сильный ветер: «…Дух велик и крепок разоряя горы и сокрушая камение в горе пред Господем, но не в дусе Господь», - затем - землетрясение и огонь: «…и по дусе трус, и не в трусе Господь; и по трусе огнь, и не во огни Господь», а потом уже: повеял «глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Цар. 19:11-12).

То есть веяние тишины и есть особое веяние праздников Матери Божией.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама