THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

История / 2. Общая история

К.ист.н., доцент Г.И. Александрова,

к.ист.н., доцент В.Н. Александров

Мелитопольский государственный педагогический университет

имени Богдана Хмельницкого, Украина

ВСЕНАРОДНАЯ ЗАБОТА О ДЕТЯХ-СИРОТАХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В современных условиях, когда сняты идеологические ограничения и расширилась источниковедческая база в изучении исторических проблем, сложилась возможность по-новому взглянуть на проблему патриотизма, социального единства общества и дружбы народов в годы Великой Отечественной войны. К необходимости глубокого осмысления этой темы подталкивает нас жестокая реальность сегодняшней жизни и нарастание социальных и национальных конфликтов. Часть политиков призывают сограждан к единству, дружбе народов, прикрывая этим понятием националистические, а порой и шовинистические цели.

Минувшая война провела линию раздела между демократией и фашизмом, гуманизмом и бесчеловечностью, сблизила многие народы, заставила их подняться над существенными разногласиями во имя достижения общечеловеческих ценностей. Это имеет непреходящее значение и на современном этапе. Убедительным свидетельством социального единства советского народа, дружбы народов разных национальностей, подлинного гуманизма и патриотизма явилась всенародная забота о детях, оставшихся без родителей в годы войны.

Многие проблемы Великой Отечественной войны уже глубоко и всесторонне исследованы. Однако такая проблема как защита подрастающего поколения в годы минувшей войны изучена еще недостаточно. Исследование и обобщение опыта борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы минувшей войны необходимы и для правильного анализа современной проблемы детской беспризорности, работы детских учреждений и проблем воспитания нынешнего подрастающего поколения.

В научных работах Гриценко Т.Т., Севрюк В.И., Заднепровской Л.Д., Наумовой А.Г., Симонцевой E.H., Синицина A.M. раскрыты отдельные аспекты этой проблемы. В современной историографии Великой Отечественной войны еще не создано обобщающего труда, в котором бы в масштабах многонациональной страны в комплексе была бы проанализирована сложная картина эвакуации, устройства, обеспечения детей, развитие сети детских учреждений, обучение, воспитание и трудоустройство эвакуированных и осиротевших детей. Автор ставит своей целью расширить сведения о процессе эвакуации детского населения в тыловые районы и создании сети детских учреждений в годы войны.

С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны жизни подрастающего поколения приобрела особое значение. В стране была разработана широкая программа спасения детей, оставшихся без родителей, которая стала частью хозяйственно-организаторской работы правительства. Важной составной частью этой программы была эвакуация детских учреждений и организованных групп детей в тыловые районы страны. В числе первых эвакуировались детдома, интернаты и детсады. Процесс эвакуации проходил в сложных условиях военной обстановки и хаотичного передвижения миллионов беженцев. Ради спасения детей люди не считались с трудностями и опасностями, работали дни и ночи, чтобы в сжатые сроки эвакуировать детей в безопасные районы страны. Советские, партийные и военные органы фронтовых и прифронтовых районов в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. «О порядке эвакуации населения в военное время» делали все возможное для отправки детей, женщин и стариков в глубокий тыл.

Для более оперативного решения задач по эвакуации гражданского населения действовали специальные органы. Из зоны военных действий эвакуация проводилась по указанию военного командования, а из прифронтовых и угрожаемых районов с разрешения Совета по эвакуации. В начале войны работу по эвакуации гражданского населения осуществляло Переселенческое Управление, а с конца сентября 1941 г. этими вопросами стало заниматься Управление по эвакуации населения. Созданное управление разрабатывало планы эвакуации людей из фронтовой и прифронтовой полосы с указанием пунктом расселения, сроков, порядка и очередности эвакуации.

Из за быстрого продвижения фашистской армии массовой эвакуации из Литвы осуществить не удалось. С начала августа 1941 г. эвакуация населения из Эстонии проходила в сложной военной обстановке и только морским путем. Немало кораблей с людьми погибло от ударов фашистской авиации. Экипаж парохода «Казахстан» под шквальным огнем врага вывез из Таллинна 3600 раненых, детей и женщин. В целом из Эстонской и Латвийской республик железнодорожным транспортом удалось эвакуировать около 120 тысяч женщин, детей и стариков. В первые недели войны из Одессы и Харькова было вывезено 150 тысяч женщин и детей. Все они были размещены в Сталинградской, Саратовской областях и Казахской ССР . В июне-августе 1941 г. из Киева железнодорожным транспортом было эвакуировано 335 тысяч человек. В общей сложности с Украины по неполным данным в районы тыла было вывезено более 4 млн. человек, из них половину составляли дети и подростки .

По указанию партийных органов Белоруссии в числе первых были эвакуированы ПО детдомов, 25 детсадов, 28 пионерских лагерей, 3 спецшколы и 3 санатория общей численностью 14 тысяч детей. За весь период эвакуации из Белорусской ССР в тыловые районы страны было эвакуировано 1,5 млн. человек, одна треть из которых дети .

До начала блокады из Ленинграда было эвакуировано 311 тысяч детей , а из Москвы к октябрю 1941 г. - 500 тысяч ребят [ 4 ]. К концу 1942 г. на восток страны удалось вывезти 976 детдомов с более чем 107 тыс. воспитанников. Основной поток эвакуированных детей был направлен в Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Пермскую, Омскую и Новосибирскую области, Башкирскую и Татарскую АССР, Узбекскую и Казахскую ССР и Алтайский край. Так, в Омской области разместили 23 детдома и 79 интернатов, в Пермской - 105 детдомов с 5 тысячами воспитанников. В Татарской АССР - около 100 детских учреждений, в Узбекской ССР было принято и размещено более 200 тыс. детей, оставшихся без родителей .

По данным справочного бюро, работавшего при Совете по эвакуации, до февраля 1942 г. из фронтовых и прифронтовых районов страны было эвакуировано в глубокий тыл разными видами транспорта около 17 млн. человек, в том числе несколько миллионов детей . Перемещение за короткие сроки и в крайне тяжелых условиях военного времени таких огромных масс населения является не только уникальным явлением в истории страны, но и свидетельством неоспоримого преимущества планового хозяйства и истинной дружбы народов СССР.

С отеческой заботой и материнской лаской встретили жители Казахстана эвакуированных детей с Украины и Белоруссии. Более 140 тыс. детей из Прибалтики и Украины были размещены в детских учреждениях Костромской, Калининской и Ярославской областей. Массовая эвакуация в тыл страны потребовала срочной организации дополнительных детских учреждений и изыскания средств ни их содержание, а также поиск, новых форм помощи осиротевшим детям.

В феврале 1942 г. газета «Правда» подчеркнула государственную важность и значимость всенародной помощи детям. На страницах газеты отмечалось, что разрушенные города можно отстроить заново, можно восстановить фабрики и заводы, но трудно будет вернуть к нормальной жизни искалеченные беспризорностью и сиротством детские сердца. Трудно залечить душевные раны ребенка, на глазах у которого фашисты повесили отца или замучили мать. Важную роль в системе мер по мобилизации государственных органов и средств, сил общественности на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью сыграло Постановление правительства СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», принятое в январе 1942 г. В соответствии с требованиями данного постановления были изданы приказы всеми народными комиссариатами союзных и автономных республик, на местах созданы специализированные комиссии по устройству детей, потерявших родителей. В состав комиссий входили руководители отделов народного образования, здравоохранения, милиции, председатели советских, партийных и комсомольских организаций. Советское государство в суровых условиях войны нашло возможным выделить сотни миллионов рублей на устройство и воспитание осиротевших детей. За годы войны более миллиона детей, оставшихся без родителей, нуждались в такой государственной помощи.

За первые два года войны резко увеличилось в тыловых областях количество созданных государственных детдомов и интернатов, колхозных и межколхозных детдомов, домов, созданных на средства рабочих фабрик и заводов и комсомольских организаций. Так, к сентябрю 1943 г. сеть интернатов и детдомов Ярославской области выросла в 12 раз, составив 302 детских учреждения, в Ивановской области - в пять раз (104 детдома). Более чем в два раза выросла сеть детских учреждений в Калининской, Саратовской, Пермской областях, в Туркмении, Грузии, Азербайджане, Узбекистане и Казахстане.

После освобождения Украины от фашистов в республике была проведена большая работа по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным детям. В УССР в конце 1944 г. возобновили работу 69 домов ребенка, 515 детсадов, 1477 яслей на 881 тыс. детей. К середине 1945 г. в республике было выявлено и поставлено на учет 162 тыс. сирот и 1166 тыс. полусирот. К концу войны на территории Украины действовал 191 детский дом . Воспитатели детских учреждений заботились о сохранении морального и физического здоровья детей. Решением правительства страны нормы снабжения детей детдомов были приравнены к нормам продуктов, выдаваемых рабочих и служащим.

В целом, к концу войны на территории СССР работало 6 тыс. детдомов, что на 4340 больше, чем в довоенный период. Поистине отеческую заботу о детях, оставшихся без родителей, проявили советские граждане. Их личная инициатива привела к развитию таких эффективных форм общественной помощи детям, как создание инициативных детдомов, патронат, опека, усыновление, шефство над детскими учреждениями, создание продовольственных фондов, сбор вещей. Эти формы общественной помощи носили массовый характер. К 1945 г. общественность страны шефствовала над 2919 детдомами. А около 350 тыс. детей были взяты на воспитание в семьи трудящихся .

Патриотическое движение за оказание помощи детям, потерявших родителей, носила в годы войны поистине всенародный характер. Военное лихолетье оставило без родителей более миллиона детей. Однако на их спасение встали советское государство, простые граждане разных национальностей и не допустили разгула массовой беспризорности и безнадзорности детей. Социальная политика советского государства способствовала сохранению и воспитанию подрастающего поколения, оставшегося без родителей в годы войны. Опыт, накопленный в военные годы по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, формы и методы шефской помощи, вклад общественности в решение этой сложной социальной проблемы может быть интересным в решении современной проблемы роста детской беспризорности и безнадзорности.

Литература :

1. ЛихомановМ.И.,ПозинаЛ.Т.ПартийноеруководствоэвакуациейвпервыйпериодВеликой Отечественной войны. – Л., 1985, С. 14-16.

2. Очерки истории Коммунистической партии Белоруссии. – Минск, 4.2. 1967, С. 307.

3. Уродков С.А. Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг. – Л., 1958, С. 36.

4. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. В 6 тт., Т.2. – М. : Воениздат, С. 546.

5. Севрюк В.А. Всенародная забота трудящихся Узбекистана об эвакуированных детях в годы Великой Отечественной войны. – Самарканд, 1968, С.116.

6. Военно-исторический журнал. – 1963. – № 2, С. 115.

7. Галаган В.Я., Кочерга Л.К. Деятельность женщин Украины по укреплению единства фронта и тыла в годы второй мировой войны // Победа, достигнутая единством народа. – С.-Петербург, 1994, С. 92.

8. Синицин A.M. Всенародная помощь фронту. – М., Воениздат. 1975, С. 323.


Эти события происходили в детском доме в годы войны. В январе 1944 года я оказался в детском доме города Кромы Орловской области.

В Брянской области было широко развернуто партизанское движение. Партизаны не давали войскам фашистов покоя, в большинстве сел и деревень области постоянно шли бои.От боевых действий страдало и мирное население. Во время одного из боев в июне погибла и наша мама. Мы, я и мои две несовершеннолетние сестры, остались сиротами, мне исполнилось одиннадцать лет. Армия генерала Батова и дивизия, в которой воевал мой отец, принимала участие в освобождении Брянской области. Отцу дали пять дней отпуска, чтобы он мог определить детей - меня в детский дом, среднюю дочь в ремесленное училище.

Я уже начал учиться в сентябре месяце во втором классе сельской школы, как в январе 1944 года меня отправили в детский дом районного городка Кромы. До войны в здании детского дома располагалась детская колония, и колонисты оставили у горожан не самые лучшие воспоминания. Поэтому жители городка перенесли свое прежнее отношение и к новым обитателям детского дома.

Мне хотелось бы вспомнить о питании в детском доме. Все дети испытывали постоянный голод днем и ночью. Поэтому основным смыслом нашей жизни в это время было найти что-нибудь съестное, чтобы заглушить этот страшный голод. Изобретательность наша была неимоверна. Как-то идя из школы мы увидели, что из одинокого амбара разгружают чечевицу для кормления птицы. Уже вечером амбар был обследован на предмет добычи из него этого зерна. Амбар стоял на нескольких столбах и был обшит снизу досками. Мы проделали лаз между столбами, подлезли в подполье амбара, доски пола амбара были не такими уж плотными, чтобы мы не смогли жесткой проволокой проделать лазейки между досками. После нескольких движений желанные зерна мелкой струйкой потекли между досками пола в подставленные нами шапки. Нужно сказать, что наши спальные комнаты были холодными, по стенам постоянно стекала влага. Чтобы мы не замерзли буржуйки топились днем и ночью. Верхняя часть наших печей служила своего рода сковородкой,на которой мы поджаривали чечевицу. По длинному коридору, по обе стороны которого были расположены комнаты, вечером разносился приятный запах поджаренных зерен. Мы столько нажарили себе чечевицы, что утром пошли в школу с набитыми карманами поджаренных зерен.Мы настолько увлеклись этим занятием, что не заметили, как амбар с чечевицей был опустошён наполовину за несколько дней. Когда мы в очередной раз пришли к нашему амбару, то увидели, что он со всех сторон заколочен досками, а около амбара появился сторож.

Лиха беда начало. Голод не тетка, он гнал нас на поиски новых путей добычи добавления к нашему скудному рациону. Мы с моим другом Анатолием обнаружили подвал, в котором хранилась картошка для нашей столовой. Подвал хорошо закрывался на прочные замки. Мы заметили, что картошка, чтобы не загнить, проветривалась через вентиляционные трубы. Воспитанники детского дома частенько дежурили по столовой, в нашу обязанность входило приносить из подвала картошку для приготовления пищи. Отверстия труб для проветривания находились над хранилищем картофеля. Поразмыслив, мы пришли к выводу-если к концу веревки прикрепить заточенную на конце проволоку и бросить эту верёвку в трубу, то на проволоку должно попасть как на удочку несколько картофелин.

Задумано, сделано. Мы с Анатолием бросаем с размаху нашу "удочку" в трубу и с конца проволоки снимаем наш улов - пять картофелин. Но теперь уже картошку мы не жарим на крыше буржуйки, а печём в самой печке. Своей находкой делимся со всеми товарищами по комнате. И вот, уже поздно вечером мы засовываем наши картошку в печь, поджаренная картошка издает апетитный запах. Мы не можем дождаться пока она полностью испечется, есть очень хочется (после ужина в столовой мы выходим из-за стола такими же голодными, как и до прихода в неё), мы вытаскиваем каждый свою картофелину, объедаем поджаренную часть, а объеденную - опять суем в печь. Уж на третий вечер жарки картофеля все это становится достоянием завуча детского дома.

Человек этот был лет сорока пяти, постоянно злой на детей и постоянно ругающий нас на чем свет стоит. Его никто не любил. Ведь наши отцы воевали на фронте, а этот недобрый мужчина воевал с детьми фронтовиков. Мы его про себя звали "фюрер", боялись его, иногда он мог проказника взять за шиворот, ударить в лицо. Следует заметить, что плохо кормили детей в детском доме не только из за малой нормы на человека, но и из-за громадного воровства продуктов персоналом детского дома, начиная от рабочего персонала кончая руководством детского дома.
Расскажу только один эпизод воровства продуктов поваром столовой. Как-то в один из дней моего дежурства по кухне я заметил, как повар набрал в карманы пачку сахара, банку американского яичного порошка, банку американской тушенки, закрыл карманы фартуком, вышел из кухни и направился в общежитие персонала. Я все это высмотрел и быстро сообщил об этом своим товарищам. Набралось человек восемь наблюдателей и скрытно пошли по следам повара. Он зашел в свою комнату и стал ворованые продукты из карманов перегружать в пустой матрац своей постели. Мы с криком -Держи вора!-бросились к повару. Он же, видя, что попался стал быстро выбрасывать из матраца ранее запрятанные туда продукты. Наша набежавшая команда быстро прибрала дилекатесы повара в свои карманы. Через пять минут повар-вор все дилекатесы разбросал по комнате. При этом он громко кричал на нас -Воры, бандиты, что вы делаете?- Через десят минут улики воровства были ликвидированы. Повар освободился от улик, мы же наполнили свои карманы дилекатесами.
И таких примеров воровства продуктов питания детей было много.
Казалось бы и направь свою энергию завуч на пресечение воровства, но он видел свою задачу в борьбе со своими воспитанниками. Мне кажется, что в педагогическом коллективе детского дома было много не подготовленных для этой работы людей.
Директором детского дома был Евсеев Алексей Иванович Он к нам относился по отечески. Не знаем, почему он не мог призвать к порядку своего заместителя. Можт быть потому, что директора детского дома менялись довольно часто и они даже не успевали глубоко вникнуть в свою работу. Но продолжу свой рассказ как мы старались уталить наш голод. На третью ночь нашего пиршества, когда мы уже съели второю порцию поджаренной картошки, в нашу спальню ворвался взбешенный "фюрер". Был примерно второй час ночи, "фюрер" поднял нас с кроватей, построил в ряд в кальсонах, обглоданные картофелины были разложены на столе, и он приказал каждому из нас забрать свой огрызок. Мы держались стойко, не проронив ни слова. Мы недавно только что прочитали в газете статью "Таня" о Зое Космодемъянской,как её мучили фашисты, требуя от неё показаний о партизанах. Комсомолка-Зоя приняла мученеческую смерть, но не выдала фашистам партизан. Мы тоже терпели издевательства от нашего заведующего учебной частью и дали слово не отвечать на угрозы "фюрера", Пожалуй, он продержал нас часа два, дело шло к утру. Но мы выдержали это наказание от нашего "воспитателя".
Тогда мы еще не имели понятия о правах ребенка, и что можно кому-то написать о нарушении прав ребенка.
Прошло много лет,но мне до сих пор памятны дни нашего пребывания в детском доме города Кромы. Конечно, среди воспитателей детского дома были великолепные педагоги, которые дали нам путевку в жизнь. О них я написал в других сборниках и статьях. Об одной из наших любимых воспитательниц Кузнецовой Ине Ивановне я в 1983 году написал два очерка в журнале "Работница." Сегодня, когда мы готовимся к 70-тилетию нашей победы в Великой Отечественной войне мне захотелось вспомнить и горькие страницы пребывания в детском доме. Терпели и переносили трудности взрослые, трудности переносили и дети.
Где вы теперь мои бывшие друзья, как сложилась ваша судьба и всегда ли она была к вам благосклонна?
После Кромского детского дома я продолжил учебу в Некрасовском специальном детском доме, потом - в Харьковском артиллерийском подготовительном училище; закончил Ленинградский государственный университет, военно-политическую академию им. В.И.Ленина в Москве, получил учёную степень кандидата исторических наук, стал доцентом. Много лет преподавал в военных училищах и военных академиях, прослужил более 36 лет в армии и уволился из рядов Советской армии в звании полковник. Но годы, проведенные мной в двух детских домах, закалили меня, научили преодолевать трудности, добиваться поставленных целе, детсский дом дал мне путевку в жизнь. Годы учебы в детском доме я не забуду никогда. Они всегда во ммне и со мной.

В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей - сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.

В сентябре 1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуации детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1942г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление « О мерах комсомольских организаций с детской беспризорностью, по предупреждению детской беспризорности», что активировало работу комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей.

Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август, 1943г.) предусматривало устройство детей - сирот: для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников- распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны.

В 1944г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские.

Широкий размах, во время войны усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская из г. Ромны, Сумской области усыновила 48 ребят.

К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270тыс. детей-сирот. В 1950г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9тыс. человек. В 1958-4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956г. по решению правительства для детей - сирот стали создаваться школы-интернаты. В 1959-1965гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей - сирот (Москва, Киев), куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них находились до окончания училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Большую роль в деле призрения детей-сирот сыграли комсомольские организации. Им пришлось активизировать работу с новой волной беспризорности. А ведь этих ребятишек нужно было не только одеть, обуть и накормить, но и залечить душевные раны, полученные войной.

В после военные годы число детских домов постепенно сокращалось. А к середине шестидесятых, когда правительство приняло решение преобразовать детские дома в школы-интернаты, детские дома потеряли ту свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

Мы считаем, что преобразование детских домов дало отрицательный результат. Сами подумайте, детский лом на 100-150 детей, где все друг друга знают и живут единой семьей, и школы-интернат на 350-500 мест. Да каким же нужно быть педагогом, чтобы увидеть изюминку в душе каждого из этих детей. Даже сам А.С. Макаренко утверждал, что в группе должно быть 10-15 человек, а тут группы по 30-40 детей. Это же абсурд.

Еще одной положительной четой того времени можно назвать открытие специальных детских домов для одаренных детей.

Таким образом, накопленный опыт работы с детьми того времени стоит пристального внимания и изучения.

Война с фашистской Германией заставила советское руководство, обеспокоенное потерей подростками возможности воспитания в семье, принимать оперативные меры для исправления ситуации. Вышло постановление Совнаркома СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которое предусматривало проведение ряда мероприятий по смягчению положения, обеспечению благоприятных условий воспитания и обучения таких подростков. В связи с этим создавались комиссии по устройству сирот, общественные инспекции по охране детства" (цитата по книге И.С. Писаренко. Советское школьное право во время Великой Отечественной войны).

При рассмотрении данного вопроса Ростовским горисполкомом в апреле 1943 года было отмечено, что на центральных улицах и рынках города малолетние дети занимаются торговлей папиросами, семечками, водой, а также бродят дети, потерявшие родителей. Горисполком обязал органы милиции и народного образования провести решительную борьбу с детской беспризорностью. Для руководства этой работы при районных советах депутатов трудящихся были организованы комиссии по устройству детей под председательством заместителя председателя исполкома. В их состав входили начальник городского отдела милиции, инспекторы гороно и секретари райкома ВЛКСМ (данные Государственного архива Ростовской области). Такие же решения были приняты в других городах и районах Дона и Северного Кавказа.

В качестве мер борьбы с детской беспризорностью предусматривалось, во-первых, воспретить пребывание детей до 16-летнего возраста на улицах после 21 часа, за исключением случаев, когда дети находились в сопровождении родителей, во-вторых, запретить допуск детей до 16 лет на вечерние спектакли, киносеансы, оканчивающиеся после 20.00, без сопровождения взрослых, в-третьих, воспретить допуск детей до 16 лет и учащихся всех видов школ в вечерние часы в столовые, буфеты, кафе, пивные, в которых производился отпуск спиртных напитков и пива.

Ввиду участившихся несчастных случаев среди детей из-за неосторожного обращения с взрывчатыми веществами, оставшимися после бегства немцев, повышалась ответственность родителей в вопросах контроля над детьми, проводилась разъяснительная работа среди детей со стороны школьных врачей и комсомольских организаций.

Большой объем работы местных органов власти и общественных организаций был связан с выявлением и устройством сирот и детей, потерявших родителей. Для решения этой задачи Краснодарский крайисполком в апреле 1943 года обязал органы НКВД в двухнедельный срок организовать детские приёмники в Краснодаре, Армавире, Майкопе, Кропоткине, Тихорецке и станице Тимашевской.

После выявления беспризорных детей соответствующие комиссии принимали решение об их направлении в детские дома и другие детские учреждения.

* * *

Вместе с тем тяжелое положение города после оккупации не позволяло сразу решить вопросы обеспечения около половины сирот. В качестве временной меры органы образования рассматривали необходимость установления контроля над условиями их жизни, привлечения к воспитательной работе актива домохозяек и учителей. Кроме того, было принято решение о вывозе части городских детей, пострадавших от немецкой оккупации, в колхозы Ростовской области.

Однако имевшиеся возможности социальной сферы большинства районов Дона и Северного Кавказа не соответствовали нарастающему количеству потерявших родителей детей. Нередко одинокие матери и малоимущие семьи в силу тяжёлого материального положения сами стремились временно отдать своих детей в детдом. В связи с этим со стороны партийно-государственных органов были приняты меры по восстановлению разрушенных детских домов и организации новых специальных учреждений, предназначенных для содержания нуждающихся в попечении детей.

Активизации этой работы способствовало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(Б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от оккупации». Так, 29 августа 1943 года бюро Краснодарского крайкома ВКП(Б) приняло решение в целях устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной армии, а также детей работников, погибших от оккупантов, организовать Суворовское военное училище в городе Майкопе на 500 человек, два специальных ремесленных училища на 400 человек каждое, 15 специальных детских дома на 1500 человек, три детских приёмника-распределителя на 200 человек, два дома-ребёнка на 100 человек (данные Российского государственного архива социально-политической истории. Ф. 17).

В соответствии с данным постановлением в ноябре 1943 года было также открыто Новочеркасское суворовское училище. О высокой востребованности училища свидетельствует тот факт, что на 300 возможных мест было подано свыше шести тысяч заявлений. Преимущественным правом на зачисление пользовались дети погибших и продолжавших службу военнослужащих. Поэтому из числа принятых в училище воспитанников 51 принадлежал к детям погибших офицеров, 87 - к семьям офицеров и генералов, 90 - к семьям рядовых военнослужащих. В составе воспитанников проявилась также региональная специфика, так как был принят 101 мальчик из семей казаков (данные ГАРО. Ф. Р-1561, Оп. 2. Д. 477. Л. 36).

* * *

Одновременно принимались меры по восстановлению детских домов. Большинство из них серьёзно пострадало во время оккупации и военных действий. Например, в Краснодарском крае было полностью разрушено 25 детских дома. Сразу после освобождения было открыто 30 детских домов, до июля 1943 года - ещё 24 детских дома, а позднее - ещё 15 специальных детских домов на 1 500 человек. Таким образом, к лету в крае действовало 74 детских дома, из них школьного типа - 46, дошкольного - 12, смешанного - 14, школ-интернатов глухонемых - 2 (данные Государственного архива Краснодарского края. Ф. Р-687. Оп. 1. Д. 34).

В Ростовской области в ноябре 1943 года были организованы специальные детские дома на 1 500 человек, а также два дома-ребёнка. В Ставрополье действовало 40, а в Дагестане - 81 детский дом.

За годы войны возросло число детей-инвалидов. «В 1944 году на Северном Кавказе в пяти детских домах для инвалидов, в которых находилось 300 детей, около 30 процентов из них имели протезированные конечности - большинство детей подрывались на минах, оставленными немцами после оккупации» (ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 2. Д. 477).

* * *

Положение детей во многих созданных детдомах было тяжёлым. Так, в результате проверки Ростовским обкомом ВКП(б) в июле 1943 годы выяснилось, что большинство детских домов не имело подсобных помещений и дворов для игр детей. не хватало твёрдого и мягкого инвентаря. Дети спали на кроватях по двое или на полу. У воспитанников не было зимней одежды, обуви и топлива.

Кроме того, «областной торговый отдел, облпотребсоюз не обеспечили надлежащим образом питание в детских организациях, и отпускаемые государственные нормы не доходили до воспитанников» (данные Центра документации новейшей истории Ростовской области (далее - ЦДНИРО). Ф. 13. Оп. 4. Д. 21).

В крайне тяжёлых условиях находился детский дом №1 Ростова-на-Дону: «не хватало постельного белья, одежды, обуви. Дети были истощены, завшивлены; распространены инфекционные заболевания - ветрянка и сыпной тиф. Вместе с тем дирекция не только не принимала мер к наведению порядка, но и грубо относилась к детям-сиротам» (ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 111).

В доме ребёнка Ростова-на-Дону за 10 месяцев 1943 года умерло 58 детей при среднем количестве детей не более 50 человек. Причинами высокой смертности детей являлись «халатность со стороны главного врача, а также отсутствие отопления и стёкол в детских комнатах, плохая организация питания детей. В результате нехватки тёплого белья, одеял и пелёнок многие дети болели воспаление лёгких» (ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 68).

«Вследствие безответственного отношения к своим обязанностям директора и медперсонала массовые случаи завшивленности детей были выявлены в Ростовском детском доме №3, Орловском детском доме; заболевания чесоткой - в Новочеркасском детском доме и Каменском детском доме» (ГАРО. Ф. Р-4130. Оп. 1. Д.12).

Последние примеры показывают, что материально-технические проблемы деятельности детских домов усугублялись ввиду низкой квалификации кадров, а также безответственного отношения к своим обязанностям некоторых работников.

Подобная ситуация приводила к тому, что многие воспитанники совершали побеги.

Также одной из причин массовых побегов являлось желание подростков попасть обратно на свою родину. Нередко побеги случались из-за отсутствия дисциплины и тяжёлыми бытовыми условиями в учреждениях Наркомата просвещения.

При этом занятые производственным обучением подростки бежали реже. Так, в первом квартале 1944 года в детприёмники попали 4054 человека, которые самовольно покинули ремесленные училища и школы ФЗО. За тот же период задержали 5 484 подростка, бежавших из детских домов (ГАРО. Ф. Р-9412).

После побега несовершеннолетние совершали длительные многокилометровые перемещения по стране. Анализ числа задержанных в Волгоградской области в 1945 году, бежавших из ремесленных училищ и детдомов, свидетельствуют о преобладании среди них иногородних. Местные дети составили только около 22 процентов, остальные прибыли из Московской (16 человек), Свердловской (83 человека), Томской (40 человек), Тюменской (30 человек) и других областей страны (данные ГАРО. Ф. Р-3737).

Ведомства, причастные к дальнейшему обустройству детей по-разному подходили к организации работы. Например, к середине сороковых годов Наркомат внутренних дел проделал значительную работу по улучшению материально-технической базы детприёмников, обеспечил их квалифицированными кадрами. Привлекательность таких учреждений повысилась.

Однако Наркоматом просвещения аналогичные мероприятия проведены не были. Предполагалось, что диспропорции в работе могли быть ликвидированы при улучшении межведомственного взаимодействия двух наркоматов. Но этого сделано не было, о чём свидетельствуют архивные документы.

* * *

Дальнейшее развитие получила деятельность детских приёмников-распределителей, находившихся в подчинении Наркомата внутренних дел СССР. Организационно они входили в состав отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, который был создан в середине июня 1943 года. Одной из задач, которая решалась детприёмниками, было принятие мер по трудоустройству несовершеннолетних (данные из книги «Дети ГУЛАГа». 1918-1956. М., 2002).

С сентября 1943 года подростки, достигшие 14-летнего возраста, из детприёмников, а также детских трудовых колоний по истечению срока пребывания в них отправлялись в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО и на промышленные предприятия (Государственный архив Ростовской области. Ф.Р-3737. Д. 477). Это создавало дополнительные условия их дальнейшей социализации путём получения профессии. Снижался уровень уличной беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних.

Стоит обратить внимание, что в 1943 - 1944 годах работа детприёмников была сильно затруднена в связи с участившимися побегами несовершеннолетних из детских домов, ремесленных училищ и школ ФЗО. Эти дети пополняли ряды беспризорников. Изъятие их с улицы вело к переполнению детприёмников, лимитное наполнение которых не всегда позволяло принять и распределить всех нуждавшихся в этом детей.

* * *

С целью преодоления данной ситуации со стороны правительства были приняты дополнительные меры, направленные на повышение уровня организации и укрепление материальной базы детских домов. Так, после открытия в сентябре 1943 года специального дома ребёнка в Ставропольском крае и двух специальных домов ребёнка в Краснодарском крае практически каждый воспитанник получил простыню, две пары чулок, четыре полотенца, две распашонки и одну пару обуви.

С 1 августа 1943 года были установлены нормы продовольствия для детских домов. В месяц на одного ребёнка приходилось 1,5 кг мяса или рыбы, 500 г жиров, 1,5 кг круп и макаронных изделий, 50 г сахара или кондитерских изделий, 8 л молока, 150 г сыра, 6 яиц, 750 г муки, 7,5 кг картофеля и овощей, 6 кг свежих фруктов, 25 г чая, 400 г хлеба.

Конечно, эти нормы уступают современным, но в условиях военного времени их введение создавало определённую правовую основу для обеспечения необходимого минимума снабжения детских домов продуктами питания.

В то же время практическая реализация продовольственного снабжения детских домов сопровождалась частыми перебоями в поступлении продуктов, неполным отовариванием выделяемых фондов. Направленных правительством средств было недостаточно для проведения в детских домах капитального и текущего ремонта, оснащения твёрдым и мягким инвентарём. В связи с этим большая нагрузка по обеспечению работы детских домов ложилась на местные органы власти, предприятия и общественные организации.

Благодаря их усилиям условия содержания и воспитания детей, находящихся в детских домах, постепенно улучшались. И, хотя, воспитанники продолжали испытывать большие трудности, их положение невозможно сравнить с испытаниями детей, оставшихся в руках оккупантов. Эта тяжёлая участь постигла воспитанников таганрогских детских домов, многие из которых погибли, а выжившие на всю жизнь оставили страшные воспоминания о пережитом.

Широкое распространение в восстановительный период приобрели почины трудовых коллективов, комсомольских и профсоюзных организаций по организации сбора средств в пользу детей-сирот, воспитанников детских домов. Например, весной 1943 года комсомольцы колхоза «Марксист» Мечётинского района Ростовской области выступили с инициативой создать фонд продовольствия помощи детям. Они собрали много продуктов, своими руками посеяли 5 га разных культур, поставили на откорм две свиньи и 50 голов птицы.

* * *

Инициатива мечётенцев была одобрена специальным постановлением Ростовского обкома ВКП(Б) и получила горячий отклик на местах.

В фонд помощи детям были засеяны сотни гектаров. Например, в Егорлыкском районе - 13- га зерновых и бахчевых культур, в Багаевском - 88 га. Так называемые «детские гектары» появились в колхозах Развиленского, Батайского, Азовского и других районов Ростовской области. Только в Багаевском районе было собрано свыше 200 кг всевозможных продуктов. В статье областной газеты, посвященной этому почину, отмечалось: «Пусть маленькие граждане Советской страны будут обеспечены всем необходимым для нормальной учёбы и роста. Ты не сирота, малыш! Так мы должны сказать каждому ребёнку, потерявшему отца и мать. Согреем сирот Отечественной войны теплом материнской любви и отцовской заботой» (газета «Молот». 1943. 4 мая).

Распространённой формой являлись месячники помощи детским домам, в ходе которых для воспитанников собиралось продовольствие, одежа, обувь, проводились ремонтные работы. За каждым детским домом были закреплены шефствующие предприятия и учреждения, которые проявляли постоянную заботу о воспитанниках.

Например, в июле 1943 года в Армавире в ходе месячника школа ФЗО выделила рабочую силу (кровельщиков, штукатуров, плотников) для ремонта помещений детского дома. Студенты механико-технологического техникума пропололи семь гектаров огорода для своих подшефных, собрали вещи для детского приёмника-распределителя.

Большую помощь детским домам оказывали профсоюзные организации. По инициативе профкомов трудовые коллективы помогали в ремонте помещений, оснащению комнат и кабинетов, созданию нормальных бытовых условий. Коллективы предприятий и учреждений Армавира передали в распоряжение детских домов 600 матрасов, 900 подушек, 50 простыней, 600 наволочек, сотни пар постельного белья, около 3 000 предметов разной посуды.

Профсоюзные организации активно участвовали в создании фондов помощи детям, выделяя средства на поддержку сирот. Так, местными комитетами медицинских работников Краснодарского края в 1944 году было выделено 5 000 рублей. К моменту окончания войны в большинстве детских домов удалось обеспечить нормальное питание, несколько улучшить материально-бытовые условия проживания воспитанников. Удалось выявить и устроить значительную часть беспризорных детей.

Полина Ефимова

В тюрьму - за полтора килограмма картошки

В 1920-е - 1940-е гг. под беспризорностью понималось "отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате утраты родителей, потери связи с ними, бегства из воспитательного учреждения" 1 . Безнадзорностью считалось отсутствие родительского контроля за поведением ребенка, его учебой, досугом. В довоенные годы знаковым стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 г. В военные годы ситуация резко обострилась, власти отреагировали сначала постановлением ЦК ВЛКСМ "О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью" (7 августа 1942 г.), а затем постановлением СНК СССР "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" (15 июня 1943 г.).

Во исполнение поставленных в этих документах задач в составе НКВД СССР, УНКВД краев и областей, в союзных и автономных республиках приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 г. были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В 1943 г. в стране уже насчитывалось более 700 детских комнат привода (туда доставляли задержанных на улице за бродяжничество и правонарушения детей), к концу войны комнат было более тысячи.

Масштаб проблемы был огромным. В Центральном военно-справочном детском столе в Бугуруслане к моменту окончания войны было поставлено на учет около 2,5 млн детей, оставшихся без попечения родителей. В эту цифру, заметим, "не включены дети, сданные матерями-одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связи с родными, и ряд других категорий" 2 .

Переполненные детские приемники-распределители не справлялись со своими задачами, мест в детских домах катастрофически не хватало, поэтому ребят часто выпускали под подписку о невыезде, и они снова бродяжничали. Зачастую только после многократного задержания беспризорников удавалось пристроить: в лучшем случае - в детские дома, в худшем - в колонии для несовершеннолетних. Первое место среди совершенных ими преступлений занимали кражи. "Судебно-следственные органы выносили голодным и бездомным подросткам самые суровые приговоры за мелкое воровство. Так, И. Бабич (1930 г.р.) и Ю. Садовский (1931 г.р.) были осуждены в ноябре 1945 года один за кражу 1,5 кг картошки, другой - 1,5 кг сахара. Т. Пшеничнова (1929 г.р.) в декабре 1945 года за кражу 4 кг картошки с колхозного поля, П. Иващенко (1930 г.р.) за то, что собрал на железнодорожных путях 5 кг угля" 3 .

Но даже те дети, которых удавалось устроить в детские дома, часто сбегали оттуда из-за невыносимых условий проживания, и все начиналось сначала. Центральный детский приемник-распределитель (ДПР), располагавшийся в московском Даниловском монастыре, был плохо оснащен - не хватало мебели, обуви, одежды, из-за чего дети часто спали на полу и не могли выходить на прогулку. Доходило до совсем печальных и абсурдных ситуаций. Сотрудники ДПР обязаны были выдавать изъятым с улицы детям нательную и верхнюю одежду. Но поскольку ее не хватало, то, эвакуировав детей в детские дома, у них забирали одежду и возвращали ее обратно в ДПР даже зимой, оставляя детей в нижнем белье или лохмотьях.

Остро стояла проблема беспризорников и в Горьковской области. Бюро горкома ВКП(б) г. Горького приняло весной 1946 г. целый ряд решений 4 . Архивные документы позволяют воссоздать основные этапы борьбы с беспризорностью. На первом этапе беспризорных и безнадзорных детей нужно было выявить. Потом выяснялись причины беспризорности или безнадзорности. На завершающем этапе предпринимались меры для устранения этих причин и устройства дальнейшей судьбы детей.

Не пошли в школу из-за отсутствия одежды

Согласно "Справке о состоянии борьбы с беспризорностью и безнадзорностью по г. Горькому" 5 , в сентябре 1945 г. свыше 5000 детей школьного возраста не явилось в школу. Проводилась поквартирная проверка во всех районах с целью выявления и устранения причин, мешающих детям посещать школу. Причин оказалось немало: около 1000 учащихся были задержаны на сельхозработах; 1300 ребят не посещали школу по состоянию здоровья - им была оказана медицинская помощь, также было решено предоставить возможность вновь ходить в школу 496 детям, ранее отчисленным из школ. Многие дети не пошли в школу из-за отсутствия одежды, обуви, канцелярских принадлежностей. "Большую роль в осуществлении всевобуча и борьбе с безнадзорностью детей сыграла материальная помощь, оказанная по линии шефствующих организаций и исполкомов райсоветов нуждающимся детям - только с 1 по 25 сентября было выдано 2968 пар обуви, 200 костюмов, 145 платьев и свыше 2,5 тыс. деньгами" 6 . Часть старших подростков была трудоустроена, младшие дети направлены в детские дома, интернаты и дома дневного пребывания.

Таким образом, уже осенью победного 1945-го случаи детского нищенствования и нарушения общественного порядка на некоторое время заметно сократились, но решить проблему не удалось. 12 марта 1946 г. в решении бюро горкома ВКП(б) приводилась неутешительная статистика по беспризорности и безнадзорности в Горьком и отмечалось, что "все это явилось следствием того, что отделы народного образования, директора школ и учительство слабо ведут профилактическую работу по предупреждению безнадзорности детей, неудачно организован досуг учащихся... Городское управление и районные отделения милиции ограничиваются формальной регистрацией приводов детей и подростков, не выявляя и не анализируя действительных причин, порождающих безнадзорность... Городская комиссия по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью детей... бездействует, неудачно работают и комиссии при райисполкомах: не занимаются трудоустройством подростков, не проявляют должной заботы о содержании детских комнат при отделениях милиции, не мобилизуют общественность для работы в них" 7 .

В документе был намечен ряд мер для исправления создавшегося положения 8 , в том числе обеспечение в каждой школе систематической работы с учащимися, организация досуга детей (спортивные секции, экскурсии, лекции, посещение кино и театров), помощь учителям в этом вопросе, массовая кружковая работа домов пионеров и других детских учреждений, шефство предприятий над детскими внешкольными учреждениями, шефство лучших комсомольцев над безнадзорными детьми, пропаганда среди родителей, организация детских комнат. Этот документ стал отправной точкой масштабных мероприятий, результат которых стал заметен в Горьком уже во второй половине марта, но был не очень стабильным: число задержанных детскими комнатами детей значительно снизилось, но уже летом снова поднялось: из них в январе 1946 г. учащиеся составили 34%, а в июне - уже 47% 9 .

В трудное послевоенное время была проведена колоссальная работа по ликвидации детской беспризорности и по ее профилактике 10 . Но слишком масштабными и сложными были причины беспризорности и безнадзорности как социального явления в непростом 1946 г., чтобы их можно было побороть с помощью официальных постановлений. Справиться с детской бедой удалось лишь спустя несколько лет, по мере налаживания послевоенной мирной жизни.

Примечания
1. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920е-1940е годы в России. Автореф. дис. ... к.и.н. Пенза, 2007.
2. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. N 3. С. 60.
3. Зезина М. Без семьи. Сироты послевоенной поры. // Родина. 2001. N 9. С. 85.
4. 12 марта "Об усилении воспитательной работы с детьми и о мерах борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в городе", 10 мая "О плане мероприятий по работе с детьми в летний период 1946 года", 15 апреля и 24 мая "Об обслуживании пионеров и школьников города пионерскими лагерями и оздоровительными площадками летом 1946 года".
5. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196.
6. Там же. Л. 7.
7. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3100. Л. 46-47.
8. Там же. Л. 46-49.
9. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196. Л. 52 Об.
10. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920-е-1940-е годы в России (на примере Пензенского региона). Дис. к.и.н. Пенза, 2007. С. 230.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама