THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Информация по опроснику «Стиль мышления»

В данной методике Вы определяли предпочитаемый Вами интеллектуальный стиль.

Интеллектуальные стили - это индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы поис­ка средств ее разрешения.

Опросник «Стиль мышления» основан на типологии из 5 стилей мышления:

С – синтезатор; И – идеалист; П – прагматик; А – аналитик; Р – реалист.

Сразу стоит отметить: у каждого стиля мышления есть свои плюсы и минусы, поэтому нет ничего плохого в том, что Вы предпочитаете какой-то один или два (или три) стиля мышления.

Стиль мышления считается выраженным, если балл, который Вы получили по тесту больше либо равно 60.

Если балл по стилю составляет 57, 58, 59, то хоть этот стиль не является выраженным, но какие-то стратегии этого стиля мышления Вам присущи. Поэтому обратите внимание на описание этого стиля мышления!

Возможно, что у Вас выражены несколько стилей мышления. Такое встречается часто. Значит, Вам присущи особенности этих стилей мышления, и поэтому обратите внимание на описание каждого из этих стилей мышления.

Общая характеристика стилей мышления

1. Синтетический стиль (или стиль «синтезатор»). Мышления таких людей проявляется в склонности строить из множества отдель­ных элементов (явлений, фактов) целостный взгляд на проблему, в рамках которого совмещаются идеи, казалось бы, в прин­ципе несовместимые. Характерны: комбинирование идей при явном предпочтении противоречий, парадоксов, ори­ентация на поиск максимально широких обобщений. На фоне большого интереса к теориям (главным образом, своим собствен­ным) отмечается неприятие фактов. В интеллектуальном общении представители этого стиля любят провоцировать интеллекту­альные конфликты вплоть до открытой конфронтации, обожают ошеломляющие вопросы и ответы, склонны схватывать негатив­ные аспекты проблемы, хорошо чувствуют инновации.

2. Идеалистический стиль . Для людей этого типа характерен - аналогично представителям синтетического стиля - широкий взгляд на вещи, однако последний основан на интуиции. Конкретные факты, цифры, логика ими, как правило, игнорируются. Отличаются повышенным интересом к целям и ценностям, категориям добра и зла. В интеллектуальном общении неконфликтны, внимательны к мнениям других людей, ориентированы на поиск средств для достижения согласия, поскольку у них доминирует установка на объединение разных позиций. Склонны к принятию идеальных решений, которые позволят удовлетворить интересы всех участников проблемной ситуации.

3. Прагматический стиль . Для представителей данного стиля большую ценность имеет непосредственный личный опыт, через при­зму которого оцениваются знания и отыскиваются подходы к решению проблем. Проблемы выявляются и формулируются на основе практического экспериментирования. Для таких людей характерен после­довательный тип мышления, склонность к предварительному планированию своей деятельности. Их отличает готовность к сотрудничеству, отсутствие пессимизма, высокий уровень энтузиазма при решении проблемных ситуаций, а также – желание получить какую-либо пользу, выгоду (не обязательно материальную) в результате решения проблемы.

4. Аналитический стиль. Для людей подобного типа характерна тщательная, систематическая, осторожная манера анализа проблемы с установкой на изучение всех возможных вариантов ее решения. Представители этого стиля мышления плохо переносят неопределенность и неизвестность, поскольку склонны видеть мир предсказуемым, ориентированы на построение ясной, упорядоченной картины происходящего. Доминирует интерес к технологиям, методам, инструментам, а также к поиску и накоплению но­вой либо дополнительной информации. Ценят и уважают авто­ритеты.

5. Реалистический стиль . Люди с таким складом ума верят в реальность только того, что можно непосредственно увидеть и «попробовать», при этом факты воспринимаются как исходная и конечная ценность. Предпочитают четкие вопросы и ответы с ориентацией на получение практически значимого результата. Болезненно реа­гируют на случаи «неправильного устройства» тех или иных фрагментов мира и стремятся их исправить. Характерна антипатия ко всему иррациональному и субъективному. Ярко выражена потребность контролировать ситуацию и действия других людей.

Проявления стилей мышления в поведении

Стиль

Признаки

СИНТЕЗАТОР

ИДЕАЛИСТ

ПРАГМАТИК

АНАЛИТИК

РЕАЛИСТ

Внешне выглядит:

скептичным,

может казаться невнимательным (что-то обдумывающим), но настораживается, когда с кем-то или с чем-то не согласен

внимательным, восприимчивым; ободряющая, поддерживающая улыбка, частые кивки головой в знак согласия; хорошая вербальная обратная связь с партнером

открытым, общительным; часто много шутит, легко устанавливает контакт с другими; быстро соглашается

холодным, замкнутым, часто трудным для установления контакта, из-за недостатка обратной связи с партнером может производить впечатление не слушающего Вас

прямым, правдивым, убедительным; часто согласие или несогласие быстро выражает невербальными средствами (мимикой, взглядом, жестом, позой)

Склонен говорить:

"А что если?..", "Вовсе необязательно должно быть так"

"Как Вам кажется?...", "Мне кажется что..." "Не думаете ли Вы, что?.."

"Мне это подходит...", "Сейчас мы сделаем это так, а там посмотрим..."

"Существует положение (закон), согласно которому...", "Если подойти к этому научно..."

"Для меня очевидно…", "Всем известно что..", "Давайте придерживаться фактов"

Склонен выражать и предлагать другим:

альтернативные, оппозиционные мнения, концепции, теории; приглашает к размышлению, замечает и указывает на противоречия, нелепости

чувства, заботы о благе людей, соображения по поводу человеческих ценностей, целей и задач деятельности

несложные идеи; краткие личные примеры для пояснения идей

общие правила; конкретные, подтверждающие данные; подробное, полное описание дел и событий

Мнения; фактологические характеристики; краткие язвительные анекдоты, колкости

Получает удовольствие от:

теоретических, философских, интеллектуальных дискуссий

обсуждения людей и их проблем на уровне эмоций

оживленного обмена мнениями "мозговой атаки" по поводу вопросов

спланированного, рационального анализа и изучения существенных вопросов

краткого, прямого обсуждения текущих и неотложных дел

Не любит:

разговоры, которые кажутся поверхностно-вежливыми, приземленными, "светскими"

открытые конфликты, если только они не касаются вопросов нравственности или заботы о людях

разговоры, которые кажутся скучными, излишне серьезными, лишенными юмора или теоретическими, философскими

разговоры, которые кажутся иррациональными, лишенными логики, бесцельными, или слишком "нетрадиционными" свободными от условностей; "неуместные" шутки и юмор

разговоры, которые кажутся слишком теоретическими, сентиментальными, субъективными

Имеется большой набор методик исследования вербально-логического мышления. К ним относятся такие методы: классификации предметов (или понятий), нахождения логических отношений (или аналогий), выполнения операций логического вывода с использованием фигуры силлогизма. Мы рассмотрим на нейропсихологическом анализе процесса решения арифметических задач.

Арифметическая задача включает цель и условия , при анализе которых может быть создана схема решения задачи или принята стратегия, приводящая к нужному решению. Эта стратегия, формулируемая в виде гипотезы, вызывает поиск операций, выполнение которых приведёт к нужному результату. Процесс решения задачи заканчивается сопоставлением проделанного пути и сопоставлением полученного результата как с вопросом, так и с условиями задачи; в случае совпадения найденного решения с условиями задачи интеллектуальная деятельность прекращается. Важно, что различные арифметические задачи имеют неодинаковую структуру: все они могут быть выстроены в ряд по степени сложности их структуры. Некоторые требуют одного действия, другие двух и трёх, с промежуточными операциями. Ещё большую сложность представляют задачи, обозначаемые как «конфликтные», где правильный путь решения предполагает отказ от напрашивающегося способа (например, задача: Длина свечи – 15 см; тень от свечи на 45 см длиннее; во сколько раз тень длиннее свечи?». Здесь тенденция провести прямую операцию 45: 15 = 3 должна быть отвергнута и заменена более сложной программой: 15 + 45 = 60; 60: 15 = 4. Мы видим, как усложняется набор действий.

Поражения левой височной области, приводящие к нарушению слухоречевой памяти, вызывают значительные трудности удержания условий задачи с невозможностью включать в процесс решения промежуточные речевые звенья. Поэтому у больных этой группы решение даже относительно простых задач затрудняется. Облегчение отмечается, когда задача предлагается в письменном виде , однако и в этом случае необходимость промежуточных речевых звеньев резко затрудняет осуществление серии вербально-логических актов.

Поражение левой теменно-затылочной области вызывает грубый распад пространственных синтезов. В результате такого нарушения как логико-грамматические, так и числовые операции становятся недоступными, и эти дефекты препятствуют решению сложных задач. Общий смысл задач нередко остаётся у этих больных сохранным; как правило, они никогда не теряют конечного вопроса задачи и активно пытаются найти пути к её решению. Даже элементарные логические условия (А взял у Б столько-то яблок), не говоря о более сложных логико-грамматических конструкциях, остаются не решаемые. Система логических связей более сложных задач остаётся полностью недоступной для больных, хотя намерения решить задачу сохраняются и делаются активные попытки понять условия, решение задачи не осуществляется.



Первая и основная черта нарушения интеллектуальной деятельности у больных с массивными поражениями лобных долей заключается в том, что предложенный текст задачи не воспринимается ими как задача , иначе говоря, как система соподчинённых элементов условий. В ответ на предложение повторить условия задачи больные, либо опускают повторение вопроса, либо заменяют вопрос задачи повторением одного из условий её. Например, задачу « На двух полках было 18 книг, но не поровну; на одной из них было в два раза больше, чем на другой; сколько книг было на каждой полке?» такие больные могут повторить так: « На двух полках было 18 книг. И на второй полке было 18 книг…» - задача превращается в констатацию двух известных фактов и теряет характер интеллектуальной проблемы. Больные этой группы не замечают допущенной ошибки и при вторичном предъявлении задачи повторяют её.

Эти факты свидетельствуют о том, что больными не осознаётся основное условие – наличие самой задачи , а поэтому не формулируются и намерения решать её. Второй дефект заключается в том, что у этих больных выпадает процесс предварительной ориентировки в условиях задачи , в результате чего они, даже не попытавшись разобраться в условиях задачи и сопоставить входящие в её состав звенья, сразу же начинают импульсивно подыскивать ответы , чаще комбинируя входящие в условия числа и выполняя ряд фрагментарных операций , не связанных с контекстом задачи и, следовательно, не имеющих смысла. Например, ответы на задачу о двух полках с 18 книгами: «На двух полках 18 книг… На второй в 2 раза больше… значит 36…а там две полки… значит 18 + 36 = 54!..»

Такой тип решения задачи является типичным для больных с лобным синдромом, он показывает, что распаду подвергается интеллектуальная деятельность в целом и что решение задачи недоступно для него, даже несмотря на полную сохранность понимания логико-грамматических структур и счётных операций. Характерно, что больные с поражением лобных отделов не сравнивают полученный результат с исходными условиями задачи и не осознают бессмысленность полученного ими ответа.

На этой странице, после прохождения теста по портретам : «Психологическая характеристика человека», Вы сможете узнать свои факторы личности, и соотносящиеся с ними, характеристики человека. (см. что такое личность человека)

Описание факторов личности человека:

Фактор личности h ^

1. Оба типа выборов (+ -) имеют аналогичные биологические предпосылки, отражающиеся в инфантилизме и отсутствии ярко выраженной мужеско-женской дифференцированности.
Из них h+ отличается большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности, a h- большей интровертностью и абстрактным направлением аффилиативной потребности.
Слабый тип высшей нервной деятельности.

2. Тип реагирования — сензитивный, меланхолический.

3. Характерологически — отличающиеся сентиментальностью, экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к бредовым воздействиям, ведомые, нерешительные, склонные перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, мнительные в отношении своего здоровья личности; настроение в значительной мере зависит от отношения окружающих к ним; ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.

4. Свойства личности: тревожность, при h- сочетающаяся с пессимистичностью, ведущая потребность — аффилиативная, т.е. потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности.
Вариант h+ реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, поиски удачи в личной жизни — в семье, в отношениях с мужем, с детьми.
Вариант h- выявляет фрустрированную аффилиативную потребность и сублимацию этой потребности в самоотверженность и альтруизм, реализуемые в социальной активности при том же наборе личностных свойств, что и вариант h+ .

Ведущий мотив — избегание неуспеха, стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности.
Стиль межличностного поведения — за кажущейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений.

Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым.
Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.

5. Выбор профессии обусловливается личностными особенностями.
Лица, дающие преимущественно реакции типа h+ , наиболее успешны в службе быта, в сфере сервиса, в качестве доброжелательных воспитателей детей младшего возраста.
При наличии таланта успешно реализуются в сфере прикладного искусства, в артистической деятельности (при hy +), в самодеятельности, легко вовлекаются в качестве ведомых в общественную деятельность, в самодеятельные кружки, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией.
Среди них встречаются повара, директора гостиниц, парикмахеры.

При типе реагирования h- в большей степени проявляется тяга к врачебной деятельности, к серьезному увлечению музыкой. При высоком интеллекте и интегрированном «Я» показатели фактора k — интерес к литературе, к вопросам культуры и гуманизма.

6. В социальной деятельности оба типа реагирования тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей (h +) или общества в целом (h-) .

7. В качестве болезненных проявлений оба варианта могут манифестироваться в виде затрудненной сексуальной адаптации, инверсий.
Предпочтение богемного стиля жизни. Отклоняющееся поведение базируется на сексуальной почве.

Фактор личности s ^

1. Биологические предпосылки, s + сильный тип высшей нервной деятельности, s — напротив: слабый тип ВНД.

2. s + : атлетическая конституция, стеничный (гипертимный) тип реагирования.
s — : лептосомная (астеническая) конституция, гипостенический, гипотимный тип реагирования.

3. Характерологические черты, s + : решительность, жесткость, предприимчивость, лидерство, эгоистичность, трезвый взгляд на жизнь, уверенность в себе, властность, независимость, отсутствие озабоченности переживаниями других людей, нежелание ограничивать себя в чем-либо, преклонение перед достижениями технической мысли, страсть к скоростям, спартанские черты, воинственный характер, агрессивность, сексуальная активность без выраженной склонности к глубокой привязанности.

4. Особенности личности, s + : высокий уровень мотивации достижения. Активность. Агрессивность. Низкий уровень интрапсихической активности.
Эмоции внешне проявляются достаточно бурно — негодование, гордость, возмущение, злость, восхищение, но не оставляют глубокого следа в душе.

Стиль межличностного поведения независимый, лидирующий. Тип восприятия целостный, интуитивный, без достаточной опоры на опыт, ориентированный на собственное субъективное чутье.
В стрессе — импульсивные поведенческие реакции. Защитный механизм- вытеснение или отреагирование вовне.

5. Выбор профессии: водитель транспорта — шофер, летчик, машинист; лесоруб, охотник, прозектор, патологоанатом, фермер, слесарь, техник-механик, стоматолог, грузчик, военачальник, солдат, прокурор, охранник.

s- : нерешительность, мягкость, зависимость, склонность к идеализации объекта привязанности, конформность, сочувствие к людям, тенденция к самоограничению ради близких, склонность к глубокой привязанности при слабо выраженной сексуальной озабоченности, миротворческие тенденции.
Приоритет культурных ценностей.

Высокий уровень мотивации избегания неуспеха. Стиль межличностного поведения зависимый, пассивный. Тип восприятия вербально-аналитический.
В стрессе ограничительное поведение, повышение контроля сознания. Защитный механизм — отказ от самореализации.

Выбор профессии: медицинский работник, врач, медсестра, парикмахер, маникюрша, воспитатель, библиотекарь, канцелярская или архивная работа, делопроизводство, научная работа, филология, искусствоведение.

6. Социальная активность, s + : в сфере урбанизации и индустрии, приверженность к технократии, s — : в сфере культуры и гуманистической деятельности.

7. Болезненная деформация влечений, s + : садизм, антисоциальное поведение с жестокими проявлениями, s — : мазохизм, фетишизм, самоуничижение.

Фактор личности e ^

1. Смешанный тип реагирования, е + : подвижный, тревожный, е — : ригидный, эксплозивный.

2. е + : пикнический, эмоционально-неустойчивый, е — : атлетический, агрессивный.

3. е + : конформность установок, декларация альтруизма, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, доброжелательность, самоотверженность, религиозность, терпеливость, стремление помогать другим.
е — : тенденция к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой в виде приступов ярости, злопамятность, мстительность, завистливость, ревность, представление об окружающем мире как враждебно настроенном, чем оправдывается собственная жестокость.

4. е + : изменчивость мотивационной направленности в зависимости от ситуации, страх неудачи превалирует над мотивацией достижения, ориентация на общепринятые нормы поведения и мораль общества, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, сотрудничающий и альтруистический стиль взаимодействия с окружающими, художественный и вербальный тип восприятия.
Реакция на стресс — страх. Защитный механизм — соматизация.

е — : устойчивость мотивации достижения, упорство в преследовании своих целей, внешнеобвиняющий тип реагирования, конфликтность в межличностных отношениях, стиль мышления конкретно-логический, тип реакции на стресс агрессивный, взрывной, защитный механизм — враждебные поведенческие реакции или рациональная переработка.

5. Профессии: е + : служба охраны здоровья, священнослужители, миссионеры, учителя, воспитатели, адвокаты.

е — : моряк, шофер, летчик, машинист, пожарник, артиллерист, кузнец, кочегар, пиротехник, спортсмен (боксер, штангист, вольная борьба, карате, самбо), администратор, начальник домоуправления, ЖЭКа или РЭО, заведующий гаражом.

6. Социализация: е+ : общественно полезная активность в сфере этики морали, е — : противопоставление своих установок этико-моральным устоям.

7. Болезни: е + : склонность к вегетативной неустойчивости, мигреням, эпилептоидная слащавость, е — : эпилептоидный педантизм и эксплозивность.

Фактор личности hy ^

1. Смешанный неустойчивый тип высшей нервной деятельности.

2. По конституциональным особенностям — это эмоционально незрелый, инфантильный вариант, эмотивный тип реагирования.

3. Характерологически тип hy+ отличается высокой эмоциональной вовлеченностью, неустойчивостью и изменчивостью эмоций, чертами демонстративности, противоречивостью установок (быть причастным к интересам группы и, одновременно, отстаивать свои эгоцентрические интересы, декларировать альтруизм и реализовать эгоистические потребности),
а тип hy- более высокой тревожностью, капризностью, склонностью к драматизации имеющихся проблем.

4. Демонстративная личность с противоречивой направленностью мотивов, мотивация достижения сталкивается со столь же выраженной мотивацией избегания неуспеха. Склонность к соматизации конфликта.

Тип восприятия художественный, чувственный, наглядно-образное мышление. Стиль межличностного поведения гибкий с тенденцией к перевоплощению в разные социальные роли.

Тип реакции by — отличается более высоким самоконтролем и подавлением вышеперечисленных свойств. Отсюда «матовые» черты личности «ищущей признания» со склонностью к лжи и фарисейству, а также боязливость и мнительность.

5. Выбор профессий при hy + : актеры, журналисты, манекенщицы, художники, общественные деятели, дипломаты, продавцы, учителя, воспитатели, администраторы.
При hy — : служители религиозных культов, миссионеры, портные, сфера обслуживания.

6. Социальная активность с декларацией альтруизма, участие в общественных движениях, служение народу.

7. Болезненные проявления в виде истерических конверсионных симптомов (hy+) и психосоматические расстройства (hy-) .
Авантюризм и псевдология как варианты отклоняющегося поведения (hy+) , ханжество (hy-) .

Фактор личности k ^

1. Смешанный (k+) или слабый (k-) , ригидный (k+) или инертный (k-) , левополушарный тип ВНД.

2. Лептосомный (астенический) конституциональный тип, гипостенический тормозимый (k-) и шизоидный ригидный (k+) тип реагирования.

3. Характеристика человека: k+ : рассудочность, эмоциональная холодность, эгоистическая сосредоточенность на внутреннем мире собственных переживаний, оторванность от практических забот, склонность к широким обобщениям, оригинальность и независимость суждений, своеобразие поступков, формальность и избирательность в общении, педантичность, недоверчивость, скрытность, замкнутость;

k — : неуверенность в себе, повышенная мнительность и тревожность, сдержанность в проявлении чувств, застенчивость, стремление к избеганию конфликтов, ориентация на нормы поведения своего круга общения, повышенное чувство вины.

4. Структура личности, k + : созерцательная позиция, субъективная мотивация, раздвоенное «Я», интеллект довлеет над эмоциями, стиль межличностного поведения интровертный, стиль мышления формально-логический.
В стрессе блокировка или непредсказуемые действия, защитная реакция — бегство в мир фантазии;

k — : пассивно-страдательная позиция, выраженное «Супер-Эго», тревожно-мнительные черты, пессимистичность, преобладает мотивация избегания неуспеха, стиль межличностного поведения — пассивно-зависимый, стиль мышления — вербально-аналитический.
В стрессе — блокировка и нерешительность, защитный механизм — бегство в мир мечтаний.

5. Выбор профессий: k + : математик, бухгалтер, солдат, печатник, фермер, инженер, механик, лаборант, экономист, счетовод, прикладное творчество, поделка по дереву, скульптор, плотник, физик-теоретик, литературный критик;

k — : педагог, филолог, философ, ученый, литератор, библиотекарь, делопроизводитель, чиновник.

6. Социальная деятельность носит оторванный от повседневных нужд характер и связана с мистикой, метафизикой, искусством, эстетикой, логикой у лиц типа k — , а при реакции к+ с экономикой, математикой, физикой.

7. Болезненно заостренные черты типа k + трансформируются в шизоидные проявления, кататонические симптомы, аутичность, а отклоняющееся поведение — в бродяжничество, социальную дезадаптацию.

k — в тревожно-мнительные черты, навязчивости, депрессивно-ипохондрические нарушения, отклоняющееся поведение — полной пассивностью, замкнутостью.

Фактор личности p ^

1. Сильный (р+) и смешанный-инертный (р-) тип высшей нервной деятельности.

2. Сочетание атлетических и флегматических конституциональных особенностей. Темперамент стенический, гипертимный (р+) и смешанный ригидный (р -) .

3. Характеристика человека: р + : спонтанность, общительность, непосредственность поведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, склонность к риску, чувство соперничества, предприимчивость, импульсивность.

р — : избирательность в контактах, скрытность, подозрительность, ранимость в отношении критики, скептическая оценка чужого мнения, настороженность, тенденция приписывать окружающим собственную враждебности, стремление к правдоискательству.

4. Структура личности, р + : высокая мотивация достижения успеха, экстравертированность, активность, ведущая потребность — власть, стиль межличностного поведения доминирующий, стиль познавательной деятельности — целостный, эвристический, опережающий опыт.
В стрессе — сверхактивность. Защитный механизм — отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации;

р — : мотивация избегания неуспеха так же высока как мотивация достижения, что создает внутреннюю напряженность. Повышенная конфликтность. Внешнеобвиняющий тип реагирования. Опора на накопленный опыт. Стиль мышления инертный, конкретный, синтетический. Склонность к построению негибкой системы нарушенных межличностных отношений. Проекция собственной враждебности вовне.

5. Выбор профессии: р + : администратор, руководитель, предприниматель, геолог, психотерапевт, психолог, путешественник, писатель, журналист, циркач, каскадер, шофер-гонщик.

р — : химик, инженер, изобретатель, музыкант, художник, скульптор, милиционер, портной, печник, столяр, плотник, хлебороб, сапожник, мануальная терапия, акупунктура.

6. Социализация: р + : политическая и административная активность, р — : исследовательская и правдоискательская активность.

7. Болезненно искаженные реакции, р + : экспансивно-шизоидная акцентуация, мания величия; отклоняющееся поведение — алкоголизм, наркомания, противоправные поступки: аферизм, хулиганские действия, р — : паранойя, шизофрения; сутяжно-кверулянтские тенденции.

Фактор личности d ^

1. Неустойчивый смешанный тип, подвижность нервных процессов.

2. Циклоидный конституциональный тип, циклотимический темперамент.

3. Характеристика человека: легко меняющееся настроение, выраженная зависимость от воздействия окружающей среды; склонность к слезам и смешливости; экзальтированность.

Устойчивый выбор d + характерен для экзальтированных, общительных, ищущих новых контактов, непостоянных в любви и дружбе людей, расточительных, неумеренных во всем, радикально настроенных, лукавых.

Напротив, d — означает глубину привязанности, постоянство, верность, консерватизм, склонность к самоограничению, честность и искренность.

4. Структура личности, d + : экстравертированность, оптимистичность, коммуникабельность, живость реакций, высокая мотивация достижения, поиски признания. Стиль познавательной деятельности эвристический, целостный. Лидерские тенденции. В стрессе — активность. Защитный механизм — отрицание проблем.
Дезадаптация по депрессивному типу;

d — : интровертированность, пессимистичность, необщительность, преобладание мотивации избегания неуспеха. В стрессе — блокировка, зависимое поведение. Защитная реакция — отказ от реализации своих потребностей, интрапунитивные реакции, дезадаптация по циклотимному типу.

5. Выбор профессии, d + : предприниматель, комивояжер, специалист по рекламе, артист, журналист, художник-шаржист, сатирик;

d — : антиквар, хранитель раритетов, коллекционер, литературный критик, банкир, врач-терапевт, экономист, делопроизводитель, работник библиотеки, музея.

6. Социальная активность: d + : в сфере бизнеса, общественно-административной деятельности, d — : в сфере духовных ценностей.

7. Болезненные проявления: при устойчивом выборе d + экспансивный, ищущий признания, эмоционально-неустойчивый тип акцентуации, антисоциальное поведение (воровство, аферизм);

при устойчивом выборе d — меланхолическая акцентуация, депрессивное состояние.
При амбивалентной реакции или изменчивых показателях фактора — циклотимия, маниакально-депрессивный психоз.

Фактор личности m ^

1. Сильный неустойчивый тип ВНД. Правополушарный вариант.

2. Стеничный (гипертимный) экстравертный тип реагирования, активный, оптимистичный, m + экзальтированный, a m- экспансивный вариант.

3. Характеристика человека: m + : «ищущий признания», стремление к эмоциональной вовлеченности, впечатлительность, боязливость, стремление к сотрудничеству, стремление к сопричастности групповым интересам;

m- : самостоятельность, независимость, потребность в самореализации, выраженный индивидуализм, настойчивость в достижении цели, стремление потакать своим слабостям, избыточная увлеченность развлечениями, поверхностность в контактах с окружающими, импульсивность в высказываниях и поступках.

4. Личностная структура, m + : неустойчивая мотивация, эмоциональная лабильность, экстравертированность, гибкость и общительность в контактах с окружающими, художественное и наглядно-образное восприятие, реакция на стресс эмоционально яркая со склонностью к страхам, механизм защиты психосоматический или по типу вытеснения.

5. Выбор профессии, m + : преподавание языка, зубной врач, импрессарио, концертмейстер, кинорежиссер, общественник, музыкант, участник самодеятельности, клубная работа;

m -: комивояжер, агент, директор гостиницы, ресторана, главный врач больницы, зубной хирург, биржевик, предприниматель, геолог, скалолаз, водитель транспорта на дальние дистанции.

6. Социальная направленность, m + : искусство, общественная активность, m — : административная сфера, независимость от ограничивающих свободу действия жестких рамок.

7. Болезненные проявления, m + : истероидные и психосоматические расстройства, фиксированные страхи, гипомания.

m — : импульсивное поведение, экспансивно-шизоидная акцентуация, алкоголизм, наркомания, аферизм, мошенничество.

Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения внешнего мира. Оно основано на двух различных психофизиологических механизмах: образования и пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключении. Мышление дает знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами.

Словесно-логическое (вербальное) мышление - одно из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред-метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация - это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.

Человеческое мышление очень многогранно. Так и должно быть, ведь каждый из нас ежедневно решает множество самых разнообразных задач и вопросов. Их регулярно подбрасывает нам жизнь. Поэтому мозг находится в постоянной работе, обрабатывая несчётное количество информации.

Может показаться, что, сколько в мире человеческих голов, столько и типов мышления. Однако это не так. Кажущийся хаос поддаётся жёсткой классификации с учётом психических особенностей людей. Поэтому все индивидуальные типы мышления можно объединить в две основные группы. Выражаясь совсем просто - это логики и лирики.

Логикам присуще вербально-логическое мышление . Такие люди всегда концентрируют своё внимание на том, что они говорят, а не как говорят. Они предрасположены к точности, их интересует суть информации, её смысловое ядро. Вновь полученные знания они сразу же сопоставляют с теми, которые уже имеются. В голове у логика всё «разложено по полочкам». Мышление критичное, экономное и последовательное.

В то же время быстрая память не является сильной стороной логического мышления. Человеку нужно время, чтобы всё обдумать, взвесить и вспомнить. Ещё одна примечательная черта - консерватизм. Нужно также указать на слабую эмоциональность подобного типа людей.

Вербально-логическое мышление имеет сильные стороны. Это дотошность, склонность к систематизации, точность, критичность и последовательность. Есть и слабые стороны: медлительность, низкая переключаемость с одного вопроса на другой, повышенное недоверие ко всему новому и необычному.

Лирикам свойственно ассоциативно-образное мышление . Память у таких людей развита ничуть не хуже, чем у логиков. Но она имеет несколько иной характер. Вспоминая что-то одно, лирик тут же воспроизводит в голове и что-то другое. То есть он предрасположен к ассоциативному восприятию действительности.

Это можно ещё обозначить как образное мышление. Его обладатель в равной мере воспринимает и Библию, и учение Блаватской, и философию в целом. Для него имеют одинаковую ценность «Теория относительности», геометрия Эвклида и загадки Лох-Несского чудовища, что абсолютно неприемлемо для людей с логическим складом ума.

Ассоциативно-образное мышление имеет свои плюсы. Это богатое воображение, эмоциональность, гибкость и способность быстро переключаться с одного на другое. Образы воспринимаются цельно, и они неразрывно связаны с окружающей действительностью. У таких людей утром может проснуться цветочная ваза и наполниться светом солнечного мая. Белизна пальцев, печаль с огромными глазами, повергнутый в пыль надломленный тюльпан - это всё лирики.

Однако давайте поговорим об их недостатках. К ним можно отнести непоследовательность в поступках, чрезмерную идеализацию чего-то или кого-то, душевную возбудимость, повышенную ранимость и чрезмерную чувственность. Подобные факторы мешают объективно смотреть на мир, но в то же время делают его необычно интересным и волнующим.

Может создаться мнение, что разные типы мышления взаимоисключают общение их обладателей. Иными словами, лирики и логики не имеют общих точек соприкосновения, а поэтому не могут ужиться друг с другом. Однако практика опровергает подобное суждение. Абсолютно непохожие друг на друга люди живут бок о бок уже много тысяч лет.

Всё дело в том, что такой союз просто необходим для выживания человечества. Обладатели образного мышления делают нашу жизнь духовной и прекрасной. Искусство, живопись, поэзия. Всем этим цивилизация обязана именно лирикам. А вот технический прогресс, рационализм, практичность, наука - прерогатива людей с логическим складом ума.

Иными словами, мы наблюдаем в действии единство и борьбу противоположностей. Это основа всего живого на планете. Нарушение такой гармонии приведёт к гибели. А вот пока она существует, будет существовать и человечество.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама