THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В. Ключевский

Указом 5 марта 1711 г. Сенату предписано было выбрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он ни был, который должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, «тако ж в сборе казны и прочаго». Обер-фискал привлекал обвиняемого, «какой высокой степени ни есть», к ответственности перед Сенатом и там его уличал. Доказав свое обвинение, фискал получал половину штрафа с уличенного; но и недоказанное обвинение запрещено было ставить фискалу в вину, даже досадовать на него за это «под жестоким наказанием и разорением всего имения». Обер-фискал действовал посредством раскинутой по всем областям и ведомствам сети подчиненных ему фискалов. Так как по указу каждый город должен быть снабжен одним или двумя фискалами, а городов тогда считалось до 340, то всех таких сыщиков, столичных, провинциальных и городовых с ведомственными, по комплекту могло быть не меньше 500. Впоследствии сеть эта стала еще сложнее: во флоте явился свой обер-фискал с особыми подчиненными фискалами. Безответственность фискалов манила к произволу и злоупотреблениям, которые и не замедлили обнаружиться. Сам обер-фискал Нестеров, рьяный обличитель всяких неправд, не щадивший даже своих прямых начальников сенаторов, верховных блюстителей правосудия, не исключая и князя Я.Ф. Долгорукого, служебная корректность которого входила в пословицу, доведший своими обличениями до виселицы сибирского губернатора князя Гагарина, - этот самый воитель правды был уличен во взятках, засужен и присужден к смертной казни через колесование. Древнерусское судопроизводство допускало извет как частное средство возбуждения судного дела, но средство обоюдоострое: подводя оговариваемого под пытку, изветчик и сам мог ей подвергнуться. Теперь донос стал государственным учреждением, свободным от всякого риска. Постановка должности фискала вносила в управление и в общество нравственно недоброкачест-венный мотив. Великорусские архиереи, равнодушные да и неспособные к нравственному воспитанию своей паствы, по обычаю смолчали; но малоросс митрополит Стефан Яворский, блюститель патриаршего престола, не вытерпел и в 1713 г. в царский день в присутствии сенаторов прямо назвал в проповеди указ о фискалах порочным законом, прибавив к тому прозрачные и укоризненные намеки на образ жизни самого Петра. Сенаторы запретили Стефану проповедовать; но Петр не тронул своего высокосановного обличителя и даже, может быть, вспомнил его проповедь в 1714 г., дав фискальству в новом указе более осторожную и ответственную постановку и, между прочим, возложив на него прокурорскую обязанность разыскивать «дела народные, за которых нет челобитчика». Впрочем, впоследствии другой малоросс - Феофан Прокопович покрыл либеральный грех земляка, вставив в свой Духовный регламент стыдливое предписание, чтобы о церковных беспорядках и суеверных обычаях епископу доносили заказчики или нарочно определенные к тому благочинные, «аки бы духовные фискалы». Но скоро новоучрежденный Синод, оставив ложную стыдливость и ссылаясь на тот же Духовный регламент, ввел и в свое ведомство не «аки бы», а настоящих духовных фискалов, по образцу светских, только дал им другое, взятое из католической терминологии и более внятное духовному слуху звание инквизиторов, и предписал вербовать на эту должность «чистосовестных» людей, разумеется из монашеского чина. Иеромонах Пафнутий, строитель московского Данилова монастыря, был назначен протоинквизитором. Не ограничивая доноса кругом должностных отношений, законодательство Петра пыталось вывести его на более широкое поле действия. Фискальство было по закону вспомогательным орудием Сената; но сенаторы обращались с фискалами презрительно и грубо, потому что они доносили царю и на Сенат; князь Я. Долгорукий в Сенате обзывал их антихристами и плутами. Признавая чин фискала тяжелым и ненавидимым и принимая его под свою особую защиту, Петр хотел создать ему опору и в общественных нравах. Ряд всенародно объявленных указов, ополчаясь против грабительства и всякого лукавого посягательства на государственный интерес, призывал всякого чина людей «от первых даже и до земледельцев» без опасения приезжать и доносить самому царю о грабителях народа и повредителях интересов государственных; время для таких доношений - с октября по март; правдивый доноситель «за такую службу» получит движимое и недвижимое, даже чин преступника. По букве закона крестьянин князя Долгорукого, правдиво на него донесший, получал его усадьбу и чин генерал-кригспленипотенциара; а кто, прибавлял указ, ведая нарушителей указов, не известит, сам «будет без пощады казнен или наказан». Донос становился не для фискала только, но и для простого обывателя «службой», своего рода натуральной повинностью; обывательские совести отбирались в казну, как лошади в армию. Поощряемые штрафами, сыск и донос превращались в ремесло, в заработок и вместе со штрафом грозили стать самой деятельной охраной права и порядка, даже благопристойности.

Фискалат

Как указывалось выше, одновременно с организацией в 1711 году Сената была созданы должности фискалов. Впоследствии рядом указов была организована целая система фйскалата, завершенная в 1717 году. Фискалат первоначально должен был бйть органом тайного надзора.

В указе 5 марта 1711 г. предлагалось Сенату «выбрать обер-фискала , человека доброго и умного (из какого чина ни есть)». Здесь содержалось и определение его обязанностей: «должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також в сборе казны и прочего, и кто неправду учинит, должен фискал позвать его пред Сенат (какой высокой степени ни есть) и там его уличить». При успешности уличения половина штрафа с обвиненного шла в пользу фискала, неуличение не должно было «фискалу в вину ставить, ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением имения».

Под ведением обер-фискала должны были состоять провинциал-фискалы, а под ними «несколько нижних», которые «во всем таку ж силу и свободность имеют, как и обер-фискал, кроме одного, что вышнего судью или генерального штаба на суд без обер-фискала позвать не могут».

В начале 1712 года было указано, что фискалы ставятся под ведомство Сената, утверждалась их самостоятельность по отношению к губернаторам.

Петр угрожал сенаторам казнью, если они не будут рассматривать «фискальских доносов».

Не довольствуясь этим, Петр передавал эти доносы на рассмотрение и для производства о них розысков доверенным лицам, а именно - в так называемые «майорские канцелярии», позднее в тайную канцелярию

Указ 1715 года о «должности» фискала устанавливал более точно круг ведения и состав фискалата. При обер-фискале, а также при губернских (провинциальных) и городских фискалах учреждались по четыре должности помощников, из которых двое от купечества, «дабы могли тайно ведать купеческое сословие». Функции фискалов были определены так. «Действие же их сие есть - взыскание всех безгласных дел, то есть: 1) всякие преступления указов; 2) всякие взятки и кража казны и прочее, что ко вреду государственному интересу быть может, каково б оное имени ни было; 3) також и прочие дела народные, за которых нет челобитчиков, например, ежели какого приезжего убьют или наследник последний своей фамилии во младенчестве умрет без завету духовной предков его и прочие тому подобные безгласные дела, иже не имеют челобитчика о себе».

Этим указом значительно ограничивалась безнаказанность фискальских донесений. Сумма штрафа, идущая в пользу фискала, уменьшается до ^четверти. Теперь фискалы должны были проведывать о всех делах не только тайно, но и явно.

С учреждением коллегий все фискальские дела перешли из Сената в юстиц-коллегию, при которой состоял и обер-фискал. Согласно Генеральному регламенту при каждой коллегии также учреждались фискалы.

Генеральный регламент устанавливал, что в случае, «если он (фискал) за президентом (коллегии), или «то внебытность его. управляет, что противное увидит, о том должен донести генеральному фискалу».

Однако в это время и вплоть до 1723 года при Сенате не было генерал-фискала. С 1723 года генерал-фискал состоял при Сенате и числился в более высоком служебном ранге, чем ранее состоявший при сенате обер-фискал

При создании прокуратуры органы фискалата были подчинены надзору генерал-прокурора. Однако после назначения генерал-фискала последовал указ о том, чтобы все фискальские доношения направлялись этому последнему. До конца царствования Петра оба института существовали параллельно, причем в ряде случаев деятельность органов прокуратуры основывалась на фискальских материалах.

Фискалат в целом был упразднен Верховным тайным советом в 1729 г. путем увольнения наличных фискалов без назначения новых. Впрочем, остались фискалы «для купецких дел», а также военные фискалы.

Прокуратура как орган надзора

В январе 1722 года был назначен генерал-прокурор при Сенате, а в апреле того же года была издана «должность генерал-прокурора».

В ней точно перечислены функции генерал-прокурора Сената и обязанности его помощника, обер-прокурора. Здесь в первом же пункте подчеркивалось, что генерал-прокурор должен осуществлять надзор за деятельностью Сената. «Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которые сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял...».

Тут подчеркивалась и необходимость проверки исполнения. Генерал-прокурор должен «накрепко смотреть, чтобы в Сенате не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может; и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью, и о том немедленно Сенату предлагать должен, для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда, что по оному указу Исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочие обстоятельства нужные вносить».

Пункт 2 предписывал в случае установления неисполнения Сенатом своих обязанностей «в тот же час... предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили; а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть нам, если весьма нужное...».

Закон предостерегает генерал-прокурора, что «ежели (он) какое неправое доношение учинит по какой страсти, то будет сам наказан по важности дела».

Закон устанавливает: «генерал и обер-прокуроры ничьему.суду не подлежат, кроме нашего». Однако у Сената остается право ареста при отлучке государя этих чинов и учинения над ними розыска в случае их измены (п. 9).

Генерал-прокурору принадлежит важное право законодательной инициативы в случае отсутствия «ясных указов» по каким- либо вопросам.

Пункт 11, как бы резюмируя все сказанное об обязанностях генерал-прокурора, указывает, что «сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных», должен во всем «верно поступать». В противном случае, «перво на нем взыскано будет, и ежели в чем поманит, или инако каким образом ни есть должность свою ведением или волею преступит, то, яко преступник указа и явный разоритель государства, наказан будет».

Как бы опасаясь, что генерал-прокурор ввиду такой угрозы будет воздерживаться в сомнительных случаях от донесений, законодатель устанавливает безнаказанность всего, сделанного им не умышленно, а по ошибке: «понеже лучше доношением ошибиться, «ежели молчанием»

Генерал-прокурору была подчинена сенатская канцелярия и все делопроизводство.

Как было указано выше, органы фискалата должны были подчиняться генерал-прокурору. «Генерал-прокурор должен от фискалов доношения, о чем их должность есть... примать и предлагать сенату и инстиговать; также за фискалами смотреть и ежели что худо увидит - немедленно доносить сенату» (п. 4 «должности генерал-прокурора»)

В такое же отношение к прокурорам, состоящим при коллегиях и других учреждениях, ставились состоявшие при тех же учреждениях фискалы. В случаях бездействия прокуроров фискалы обязаны были доносить о том обер-фискалу, а тот - генерал-прокурору.

В 1722 году Сенату было велено выбрать, кроме генерал-прокурора также обер-прокурора для нахождения при нем и прокуроров, состоявших при всех коллегиях. При этом было разрешено выбирать кандидатов «из всяких чинов, понеже дело нужно есть».

В этом же году были назначены прокуроры при надворных судах, а затем при губернских учреждениях.

Прокуроры обязаны были следить за исполнением законов со стороны присутственных мест, напоминать судьям о их обязанностях и останавливать их несправедливые распоряжения. Для этого они присутствовали в заседаниях тех учреждений, при которых находились.

Прокуроры своим протестом останавливали решения присутственных мест и обязаны были доносить об этом генерал- прокурору не позже трех дней.

Состоя при отдельных учреждениях и наблюдая за законностью их действий, прокуроры не имели своей особой сферы деятельности. Надо подчеркнуть, что вне компетенции прокуроров лежало уголовное преследование как особый акт правительственной власти. Прокуроры наблюдали за течением уголовных дел таким же образом, как и за всеми другими делами, производившимися в различных учреждениях.

До упразднения фискалата можно еще говорить о некотором руководстве прокурорами «обвинительной» деятельностью фискалов, обязанных доносить о всяких преступлениях. Но с упразднением фискалата и прокуроры перестали в какой-либо мере влиять на возбуждение уголовного преследования. Оно находилось в руках полиции и судей-следователей.

Все чины прокуратуры не стояли в иерархической зависимости друг от друга, они непосредственно подчинялись генерал- прокурору. Они являлись как бы «оком генерал-прокурора» на местах, от него получали указания. Он обязан был «смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате»

Помимо Сената, ни присутственные места, ни даже генерал- прокурор не могли подвергать прокуроров взысканиям. На практике эта независимость иногда нарушалась удержанием жалованья у провинившихся, но Сенат рассматривал это, как уклонение от законного порядка и подтверждал привилегированную подсудность прокуроров.

За взятки или другое нарушение закона прокуроры подлежали строжайшему взысканию. За умышленные преступления в зависимости от тяжести вины они подлежали или смертной казни, или ссылке на каторгу с вырезанием ноздрей и конфискацией всего имущества. За неумышленные нарушения законов первые два раза прокуроры подвергались штрафу, а в третий раз - конфискации половины имущества и каторжным работам.

Среди должностей, носивших частично выборный характер, наибольшее количество вопросов вызывает фискальская служба, хотя ей и посвящено несколько специальных работ117. Фискалы, в качестве органов тайного надзора за губернской администраци­ей, были созданы по подобию фискалов, существовавших тогда как в Швеции, так и в Пруссии118.

Они должны были раскрывать

117 Барсов Т. О светских фискалах и духовных инквизиторах // Журнал Министерства народного просвещения. 1878. №2. С. 307-400; Анпило-гов Г.Н. Фискалитет при Петре I // Вестник Московского университета. Историко-филологическая серия. 1956. № 2. С. 63-80; Стешенко Л.А. Фи­скалы и прокуроры в системе государственных органов России первой чет­верти XVIII в. // Вестник МГУ. Серия XII. Право. 1966. № 2. С. 51-58.

118 С.Е. Шестаков считает, что главным эталоном стала Швеция. См.: Шестаков С.Е. Формирование института гражданских фискалов в России в первой трети XVIII в. // Реформы в России XVI-XIX вв.: Сб. научных трудов. М., 1992. С. 108.

преступления, связанные с укрывательством от службы, казнок­радством, взяточничеством и прочими нарушениями законов. Торжество закона и справедливости достигалось негласным пу­тем: «Над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также в сборе казны и прочего». При этом но­вые службы были поставлены в особое положение. Фискалы не подчинялись местным властям и были подсудны только Сенату, что позволяло им смело обличать казнокрадов и взяточников, невзирая на должности и лица.

До Петра I не было учреждений, контролировавших испол­нение указов и осуществлявших функции надзора. Их заменяли личный контроль царя, жалобы обиженных и частая смена вое­вод, в которой правительство видело способ борьбы с должнос­тными преступлениями местной администрации1"9.

Впервые фискалы упоминаются в указе 2 марта 1711 г. в свя­зи с поручением Сенату попечения о правосудии и государствен­ных доходах, для чего ему предписывалось «учинить фискалов во всяких делах». Следующим указом вводилась иерархия фи-скальских должностей. Сенату предписывалось «выбрать обер-фискала, человека умного и доброго (из какого чина ни есть)», которому следовало «иметь под собой несколько провинциал-фискалов у каждого дела, а те под собой еще несколько нижних чинов»120.

О том значении, какое придавалось этой службе, говорит тот факт, что в 1713г. доктор права барон Г. Гюйссен (воспитатель царевича Алексея) разработал проект создания Фискал-кол­легии, не получивший тогда практического осуществления121. К идее создания центрального фискального учреждения верну­лись через 12 лет. В 1725 г. в Петербурге была учреждена Фискаль-ская канцелярия (по некоторым сведениям она существовала уже в 1723 г.) во главе с генерал-фискалом и его помощником, государственным обер-фискалом. Это центральное учреждение по своим задачам и структуре (состояла из присутствия и канце­лярии) напоминало коллегию122.

119 Петровский С.А. Указ. соч. С. 98-100.

120 ПСЗ-1. Т. 4. № 2330 (п. 9), 2331 (п. 3). 2 и 5 марта 1711 г.; № 2457 (п. 5). 11 декабря 1711 г.

121 Полиевктов М.А.

Проект Гюйсена об учреждении в России фискал-коллегии (1713г.). М., 1914.

122 ПСЗ-1. Т. 7. № 4698. 20 апреля 1725 г.; № 4794. 22 октября 1725 г.; Государственность России. Кн. 4. М., 2001. С. 370-371.

В течение 1712-1714гг. общие начала фискальской службы получили дальнейшее развитие и к 1714г. ее значение и орга­низация были окончательно определены. В результате уточне­на сфера деятельности фискалов, введена их ответственность за ложные доносы и, наконец, разработана централизованная сис­тема органов надзора. Так, при Сенате должен был находиться один обер-фискал с четырьмя помощниками (в том числе дву­мя из купцов, чтобы «купеческое сословие тайно ведать»). При каждом губернском правлении состояло четыре фискала, из них один провинциал-фискал («из каких чинов достойно, также и из купечества»), а в каждом городе - один или два фискала в зависимости от числа жителей123. Заполнялись эти должнос­ти по-разному. Обер-фискала (затем генерал-фискала) назначал или выбирал из числа кандидатов, представленных Сенатом, сам Петр; провинциал-фискалов выбирал обер-фискал, а горо­довых фискалов - жители городов при участии провинциал-фи­скалов124.

Закономерен вопрос: Из каких сословий рекрутировались городские фискалы, составлявшие большинство этих служащих? Ответ содержит указ 17 марта 1714г., предписывавший провин­циал-фискалу раз в год объезжать свою губернию с целью ре­визии деятельности подчиненных. Выявив в ходе проверки «не­прилежных фискалов», он должен был вместо них «выбирать иных людей, добрых и правдивых, и закрепя те выборы своими руками, объявить, где довлеет (удовлетворяют. - Л.П.); токмо из дворян молодых не принимать, и которые ныне такие есть, тем не быть, а быть немолодым, а именно от сорока лет и выше, кроме тех, которые суть из купечества»125.

Таким образом, городовые фискалы выбирались местными жителями из купцов и дворян, а присутствовавший при этом провинциал-фискал утверждал результаты выборов, наблюдая, чтобы среди вновь избранных не было молодых дворян, годных к военной службе. В 1718г. были введены ограничения и для купеческого сословия: запрещалось выбирать фискалов из со­стоятельных купцов126. Дело в том, что фискальская служба ос-

вобождала торговых людей от уплаты податей, которые вместо них вносила посадская община; чем богаче был избранный в фи­скалы купец, тем больше налогов приходилось на долю осталь­ных членов общины.

Судя по указу 1714г., городовые фискалы избирались из дворян и купцов. Между тем у историков нет единой точки зре­ния о сословном составе этих служащих. Например, Т.В. Бар­сов писал, что одна половина городовых фискалов выбиралась из купечества, вторая - из шляхетства, а С.А. Петровский счи­тал, что «все городовые фискалы выбирались из купечества». М.М. Богословский, не согласившись с последним утвержде­нием, привел убедительные факты о том, что городовыми фи­скалами служили не только купцы и дворяне, но даже крестьяне (в северных районах). Причем городовые фискалы могли, как избираться населением, так и назначаться по представлению провинциал-фискала"27.

О сложном сословном составе городовых фискалов свиде­тельствует и статистический материал. По подсчетам Г.Н. Анпи-логова, в 1713г. только в Московской губернии было 32 фискала из дворян и 13 из купцов, а в 6 губерниях (кроме Санкт-Петербург­ской и Сибирской) в фискальной службе состояли 140 дворян и значительное число купцов. С.Е. Шестаков, дополняя эти дан­ные, пишет, что в начале 1713г. насчитывалось 159 служилых фи­скалов, преимущественно дворян128. Сословное происхождение фискалов подчеркивалось в их названии, поэтому существовали «фискалы из шляхетства» и «фискалы из купечества». Эти назва­ния сохранялись даже тогда, когда они становились провинци­ал-фискалами.

Помимо представителей этих двух сословных групп, были и просто «фискалы», которые довольно часто встречались среди городовых фискалов (см. Приложение 3). Кого относили к этой категории служащих, остается неясным, так как объяснений нет ни в законодательстве, ни в литературе. Можно предположить, что так называли тех, кто получал эту должность по назначению провинциал-фискалов, а не по выбору городского населения. Не исключено также, что их составляли довольно многочис­ленные в то время «доносители» из посадских людей и прочих

127 Барсов Т. Указ. соч. С. 315; Петровский С.А. Указ. соч. С. 133; Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. С. 299-300.

128 Анпилогов Г.Н. Указ. соч. С. 67; Шестаков С.Е. Указ. соч. С. 115.

слоев населения, которых зачисляли по их просьбам в фискалы, хотя и с предосторожностями, после тщательной проверки све­дений129.

Существенным отличием фискалов от государственных слу­жащих было то, что они кормились от дел и не получали ка­зенного жалованья. Их служба была трудной, даже опасной, но выгодной. По закону 5 марта 1711 г., при подтверждении доноса фискалы получали половину штрафа или имущества нарушителя закона (вторая половина шла в казну). С 1714 г. в казну по-пре­жнему поступала Уг общей суммы штрафа, но доля доносителя сократилась в два раза, так как 1А всех денег шла на содержание фискальского аппарата и распределялась между провинциал-фи­скалом и городовыми фискалами провинции, откуда шел донос, а "/20 этой четверти отчислялась обер-фискалу с товарищами130.

Получив право доносить, фискалы не несли никакой ответс­твенности за ложный донос. В последнем случае закон охранял их от справедливого возмездия и угрожал «жестоким наказанием и разорением всего имения» тем, кто решался «досадовать» на них131. Неудивительно, что занимавшие эту должность нередко злоупотребляли своим положением, вызывая всеобщую нена­висть. Уже в марте 1712г. блюститель патриаршего престола С. Яворский подверг их суровому осуждению в своей знамени­той проповеди, сенаторы называли их не иначе, как «уличными судьями», «антихристами и плутами»; в народе слово «фискал» преобразовалось в «свистал» и стало нарицательным. В резуль­тате в 1714 г., хотя и с оговорками, была введена ответственность фискалов за ложные доносы132.

Говорится: «учинить фискалов по всяким делам, а как быть им пришлется известие» . Через 3 дня, 5 марта, новым указом повелевалось учредить должность обер-фискала ; он должен был иметь тайный надсмотр над всеми делами; ему надлежало следить за тем, не учинялся ли где-либо неправый суд, не совершалось ли незаконного «в сборе казны и прочего» . «Кто неправду учинит» , на того обер-фискал должен был донести в Сенат, и если он действительно уличал виновного, то половина штрафа шла в пользу казны, а половина - в пользу фискала.

Обер-фискал был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами; в губерниях были провинциал-фискалы , по одному для каждой отрасли управления; они имели «под собой» «низших», городских. О них всех говорилось, что они «имеют во всём такую же силу и свободность, как и обер-фискалы» .

Высокое положение отнюдь не гарантировало от тайного надзора и вызова в Сенат; ему подлежали все, «какой высокой степени ни есть» . Высокопоставленные лица могли привлекаться только обер-фискалом; это было единственным различием в степени власти обер-фискала и рядовых фискалов.

С учреждением коллегий появились коллежские фискалы , по одному при каждой коллегии.

В августе г. Н. М. Зотов назначен был государственным фискалом , то есть «надсмотрителем, дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил» .

Но злоупотреблений чинилось очень много, и простор для них был большой. Провинциальные фискалы не зависели от местных властей и подчинены были своему начальству, обер-фискалу. Обязанные доносить, они не преследовались за доносы неверные; в указе прямо сказано: «буде же не уличить (виновного, перед Сенатом), то отнюдь фискалу в вину не ставить ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением всего имения» .

Известна выходка Стефана Яворского против этого учреждения. 17 марта г. он в проповеди сделал очень ясные намеки на него: «закон Господень непорочен, а законы человеческие бывают порочны; а какой-то закон, например, поставити надзирателя над судами и дати ему волю кого хочет обличити, да обличит, кого хочет обесчестити, да обесчестит…» и т. д. Его слова не остались без влияния. 17-го марта г. вышло новое распоряжение, в котором сфера действий фискалов была определена гораздо точнее. Они должны были разоблачать всякие преступления указов, всякие взятки и кражи казны и все то, что может повести «ко вреду государственного интереса» , должны были возбуждать дела, на которые нет челобитчиков . За вмешательство в судные дела, возбужденные какой-либо из сторон, фискалы подвергаются наказанию. Преследуют их и за доносы, сделанные в корыстных целях; если донос окажется несправедливым, фискал несёт то наказание, какое понесло бы оговоренное им лицо, если бы было действительно виновно; наказывается фискал и в тех случаях, когда не донёс по своим корыстным соображениям.

Власть провинциальных фискалов трудно поддавалась контролю; обязанные раз в год объезжать города по губернии и подвергать проверке действия низших фискалов, провинциальные фискалы были облечены властью смещать их, подвергать взысканиям и т. п., что давало опять-таки повод к злоупотреблениям. В г. власть их была в значительной степени стеснена учреждением по всем губерниям прокурорских должностей. Прокуроры - этот уже открытый надзор за судом - не только ограничивали их контроль над судебными делами, но являлись и вообще посредствующей инстанцией между ними и обер-фискалом.

Институт фискалов, дискредитированный действиями своих должностных лиц, в особенности был подточен злоупотреблениями своих высших чиновников, обер-фискалов. Не помогло делу и учреждение при Екатерине I должности генерал-фискала . Верховный тайный совет при Петре II занят был разбирательством не только преступлений обер-фискалов, но и корыстных деяний генерал-фискалов.

При Анне Иоанновне фискалы были упразднены (). Особой пользы учреждение, имевшее целью тайный надзор за всеми жителями и всеми учреждениями, принести не могло; фискалы были всем ненавистны. Второй по времени обер-фискал, М. В. Желябужский, и его помощник А. Я. Нестеров вскоре по вступлении в должность обратились к царю с жалобой на Сенат, говоря, что там им приходилось очень плохо: сенатор Г. А. Племянников их иначе как «уличными судьями» и не называл, а князь Яков Долгорукий прямо величал антихристами и плутами .

Но долю пользы фискалы несомненно принесли. Знаменитые разоблачения Нестерова (относительно князя М. П. Гагарина , того же Долгорукова и др.) пролили свет на такие злоупотребления и преступления, которые без фискалов совершенно ускользнули бы от возмездия. Нестеров обратил также внимание на эксплуатацию богатыми купцами мелких торговцев; были назначены купеческие фискалы , обязанные тайно надсматривать за делами в этом сословии. Однако и Нестеров, этот самый деятельный и умный из высших должностных фискалов, не устоял в конце концов против искушения и был уличён во взяточничестве и укрывательстве.

Фискалы (воен.) - вслед за учреждением фискалов в гражданском ведомстве они по указу г. были введены в войсках. По Воинскому Уставу 1716 г. в полках и крепостях должны были состоять фискалы, при дивизиях - обер-фискалы в ранге майора , при армии - генерал-фискалы в ранге подполковника . По определению Воинского Устава фискал «есть смотритель за каждым чином, так ли всякой должности истиной служит и в прочих делах, вручённых ему, поступает» . Фискалы обязаны были проведывать и доносить о преступлениях, поддерживать обвинение на суде и наблюдать за соблюдением судами положенных в законе для рассмотрения дел сроков; о нарушениях казенного интереса фискалы должны были только сообщать комиссариату. В тех случаях, когда возведённое фискалами обвинение оказывалось неосновательным, они могли подлежать только лёгким наказаниям за неосмотрительность. Указом 22 февраля 1723 г. генерал-фискалы и обер-фискалы были повышены в рангах ввиду того, что в первое время фискалы выбирались «из самых нижних людей без свидетельств» и из числа обер-фискалов некоторые оказались виновными «в великих преступлениях и злодействах» . Полковым фискалам по штатам

Сейчас это слово употребляется в русском языке только в негативном значении. «Фискал!» — так называют ябедников и доносчиков. Но почему же этих презираемых всеми людей называют фискалами, а не как-то по-другому?

Оказывается, в прежние времена слово «фискал» имело вполне официальное значение. Так когда-то называлась должность чиновников, которые должны были следить за законностью действий учреждений и отдельных лиц. Эта должность впервые была введена царем Петром I, когда он указом от 22 февраля 1711 года учредил в России Сенат — высший государственный орган управления страной. При нем была учреждена также и служба фиксалов.

Главный фискал на все государство назывался обер-фискалом. Он должен был тайно узнавать и высматривать, не занимается ли кто злоупотреблением при сборе налогов в государственную казну, как проходит суд и правильно ли судят. В его обязанности входило также следить за тем, кто что говорит и как себя ведет, независимо от того, какого человек звания и какой пост он занимает. Обо всех злоупотреблениях обер-фискал должен был сообщать Сенату. Причем было установлено, что если донос окажется справедливым и человека накажут штрафом или вообще отнимут у него все имущество, то одна половина штрафа идет в казну, а другая остается обер-фискалу за хорошую службу. Но фискалу ничего не грозило даже в том случае, если он окажется неправ. Оболганные им люди под угрозой жестокого наказания не могли даже возмутиться оговором, не говоря уже о том, чтобы предъявить претензии или потребовать его наказания.

Под управлением обер-фискала работали провинциал-фискалы. У них были такие же права в провинциях, как и у обер-фискала в целом государстве, с той только разницей, что без разрешения обер-фискала они не могли призвать в суд важных лиц.

У провинциал-фискалов в свою очередь в подчинении находились городские фискалы.

Таким образом, фискалы всех рангов должны были за всеми подсматривать, а от остальных людей требовалось, чтобы они им всячески содействовали. Так что всем жителям вменялось в обязанность доносить друг на друга и ради государственной пользы, и ради собственной. В народе было официально объявлено, что все будут иметь очень большую выгоду от доноса. Если кто-нибудь, например, донесет на укрывшегося от службы человека, то в награду получит в полную собственность его деревни, а если кто-то заметит, что торговцы скрывают от налогов свои прибыли или торгуют не тем, чем положено, то он получает четвертую часть всего имущества торговца.

Вот так появилась на Руси целая служба доносчиков под названием — фискалы.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама