THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Рекомендации для педагогов

Игры и упражнения для развития воображения детей дошкольного возраста

Развиваем воображение дошкольников.

Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст, хотя и в более поздних возрастных периодах существуют возможности для его совершенствования и развития.

«Закорючки».

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Клякса».

На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Нарисуй настроение».

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

« На что это похоже?»

Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда родитель и ребенок ждут автобус, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

«Шкатулка со сказками».

Цель : развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры:

Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».

Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:

«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:

-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.

Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.

Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

«Незаконченные рисунки».

Цель : развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей);

Простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки».

Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.

«Точка, точка».

Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.

« Рисунки с продолжением »

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.

«Сказочная путаница».

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

" Простые рисунки"

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.

Варианты простых рисунков взрослые могут придумать самостоятельно.

Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.

Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их вместе со взрослыми. Затем предложите своим друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно – есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.

А у кого оказалось больше решений? Не у вас? Не расстраивайтесь: небольшая тренировка – и вы обгоните всех. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

Смешинки.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Небылицы.

Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении.

Успехов Вам, уважаемые взрослые!

Учитель-логопед: Мисинева Л.Н.

Воображение – уникальная способность сознания человека к созданию образов, представлений, новых идей и объектов из предметов, которые в реальном мире не воспринимаются им как единое целое (они не существуют или же не совместимы).

Воображение – форма психического отражения мира, основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку решать поставленные перед ним задачи, не прибегая к практическим действиям. Сознание позволяет не просто преобразовывать знакомые вещи, но и использовать их в своих собственных целях. Это позволяет человеку планировать, моделировать, творить, играть и запоминать.

Важно! Воображение развивается в детстве и усовершенствуется во взрослом возрасте, но лишь в случае постоянной тренировки.

Не зная, как развить фантазию и воображение, необходимо уделять внимание описанным ниже упражнениям и чтению хороших книг.

Как развить воображение (упражнения для тренировки) взрослым

Многие взрослые люди страдают от отсутствия у них воображения. Они не могут сочинить детскую сказку, придумать хорошую шутку, создать картину или пошить карнавальный костюм.

Причина этого видится в отсутствии таланта, но в действительности все дело в отсутствии воображения. Для развития его существуют специальные упражнения, последовательное выполнение которых поможет справиться с отсутствием фантазии.

Тренировка ритма внимания

Для выполнения этого упражнения необходимо расслабиться, сосредоточить все внимание на кистях рук. Голову следует освободить от любых мыслей. Каждый день нужно упражняться не менее 5-10 минут. При этом можно менять положение тела и угол обзора.

Главное – это полная концентрация внимания на исследуемом объекте при отсутствии каких-либо посторонних мыслей. Разрешено моргать, отводить взгляд нежелательно, нужно все время смотреть на руки.

Упражнение считается выполненным, если в течение всего отведенного времени, получается уделять внимание исключительно рукам, не переводя взгляд на другие находящиеся в комнате предметы. При помощи этого упражнения развиваем воображение у взрослых достаточно быстро.

Запечатление стирания

В комнате нужно найти привлекающий взгляд предмет и концентрировать на нем внимание в течение 5 секунд, стараясь мысленно сфотографировать его. Закрыв глаза и задержав дыхание нужно воспроизвести предмет по памяти. На выдохе необходимо освободить сознание от запечатленного образа, стерев его.

Упражнение выполняется неоднократно, за день нужно совершать не менее 50 запечатлений и стираний. При этом время для упражнения выбирают произвольно, заранее определять его не стоит. Такая тренировка воображения занимает не более 10-15 минут в сутки. Каждый раз можно выбирать разные объекты для изучения.

Запечатления удержания

На протяжении 3-10 минут смотрят на предмет, после чего с закрытыми глазами восстанавливают его образ в сознании. Воображать предмет нужно цветным. Один подход – запечатление и удержание, занимает от 5 до 15 минут времени.

Основная цель упражнения – научиться чувствовать части тела и окружающие предметы. К следующему упражнению переходят, если человек четко представляет воображенный предмет с закрытыми глазами.

Как только это получится, следует перенести образ на белый лист бумаги, учиться запоминать картины, книжные страницы, произведения. Тренировка позволяет достигнуть 6 уровня развития воображения.

Остановись мгновение

Выбрать конкретную картину, быстро оглядеть ее, закрыть глаза, воспроизвести отдельные детали по памяти. Это будет сложно, но тренируясь до 15 раз в день можно довести время удержания картины в памяти до 5 минут. Думать при этом нельзя, сознание должно быть освобождено от любых мыслей не менее чем на 15 секунд.

Мгновенное фото

Выбрать на улице предмет или прохожего, закрыть глаза и представить его себе точно таким же как и наяву. Неоднократная тренировка позволит представить запомнившийся предмет и на другом фоне, но уже с открытыми глазами.

Живая фотография

Выбрать прохожего, мельком взглянуть на него, закрыть глаза, мысленно представить, после чего постараться оживить полученный мысленный снимок, заставив его продолжить движение.

Вначале подобное может не получиться, но спустя 2-3 недели тренировок фотографию в воображении удастся оживить. Избежать ошибок можно сравнивая воображаемый образ с реальными действиями объекта.

Манипуляция фотографиями

Представив в воображении конкретный предмет, нужно постараться изменить его положение в пространстве, форму и размер. Несколько предметов можно соединить в один и наоборот, цельную картину разложить на отдельные фрагменты.

Фигуры

Просим кого-нибудь разложить на столе спички и прикрыть их бумагой. На одно мгновение лист бумаги приподымается и упражняющийся запоминает получившуюся фигуру. Он закрывает глаза и мысленно представляет увиденное, стараясь не только расставить спички по местам, но и посчитать их.

Как только это будет выполнено в воображении, нужно взять еще спичек и выложить фигуру на отдельном листе, после чего приподнять первый лист и сравнить оригинал с тем, что получилось. Упражнение выполняют до полного совпадения двух фигур. При этом в процессе изучения их уделяют внимание цвету, количеству и качеству спичек.

Тренировка для воображения считается завершенной при условии удержания в сознании места расположения не менее 10 спичек подряд.

Умение видеть главное и особенности

Необходимо 200-300 спичек. Помощник диктует различные слова, а упражняющийся выкладывает соответствующие ассоциации из спичек. Слова диктуются с интервалом в 1 минуту, но по мере улучшения результата это время сокращается до 30 секунд.

Упражнение считается завершенным, если удается воспроизвести не менее 50 слов, при этом не просто составляют ассоциации, а и воспроизводят вслух полученные слова после завершения диктанта.

Важно! Развитое воображение делает жизнь ярче. Умение создавать образы, мыслить неординарно, проводить параллели и ассоциации помогает в работе и личной жизни.

С помощью описанных выше упражнений можно достигнуть значительных успехов в развитии воображения даже у тех людей, которые о такой способности не подозревали.

Приемы создания образов воображения

Чтобы создать образ предмета в воображении используют следующие приемы создания образов воображения:

  1. Комбинирование . Отдельные предметы или элементы переставляются таким образом, чтобы в итоге получилась новая необычная комбинация. Этот прием используют при написании картин, книг, стихов, совершении инновационных открытий. Чтобы комбинировать предметы не используют простое механическое сочетание отдельных сторон предмета. Новый образ получается в результате сложной аналитико-синтетической деятельности, преобразующей элементы до неузнаваемости. Именно этот метод используют художники и писатели, подстраивая отдельные элементы под уже имеющуюся идею.
  2. Агглютинация . Частный случай комбинирования, суть которого сводится к получению нового образа путем склеивания отдельных представлений в одно целое. Пример – сочетание в сказочном герое частей тела человека и животного. В технике агглютинация нашла применение при создании троллейбуса («склеивание» автобуса и трамвая).
  3. Акцентирование . При создании нового образа одни части старого опускаются, а другие выделяются. Акцентируя внимание на цвете, но опуская размер предмета, можно получить совершенно новый предмет.
  4. Заострение . Частный случай акцентирования. Внимание заостряется на росте, весе, размерах персонажа, объекта. В качестве примера можно использовать гигантский рост великанов и незначительный размер Дюймовочки.
  5. Схематизация . При рассмотрении объектов различия стираются, отдельные представления сглаживаются, общие же черты выставляются напоказ. Используется при создании научных и технических объектов.
  6. Типизация . В процессе типизации существенные и повторяющиеся элементы проецируются на отдельный совершено новый образ. Происходит синтез отдельных изображений. Этот прием используется в литературе.

Использование обозначенных выше приемов заметно облегчает задачу по развитию воображения у взрослых.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – разновидность созидательной деятельности сознания, в процессе которой происходит формирование совершено новых образов и идей. При этом на основу могут быть взяты уже имеющиеся.

Важно! Развитие воображения невозможно без чтения книг, пополнения своего словарного запаса, проведения ассоциаций.

Если времени на это нет, то можно необходимо выполнять следующие упражнения для развития воображения:

  1. Буквы . Выбирают любую букву из алфавита, после чего называют все предметы, находящиеся в комнате и начинающиеся на эту букву. Регулярно упражняясь можно не только развить внимание и память, но также фантазию и мышление. Недостающие предметы можно вообразить.
  2. Называем и описываем . Выбрать любую понравившуюся картину и попробовать назвать и описать ее самостоятельно. Это же упражнение можно применять к людям и предметам. Оно позволяет развить не только творческие способности, но и азы креативного мышления.
  3. Геометрия . Найти геометрические рисунки и постараться назвать предметы, которые с их помощью пытаются изобразить.

Тренируясь не менее 10-20 минут в день можно значительно улучшить заложенные от природы способности к творчеству, интеллектуально обогатиться, развить память. Развитие творческого воображения – долгий, но интересный процесс.

Книги, развивающие воображение

Многие рационально мыслящие люди отказываются от чтения книг, написанных в жанре фантастики и фентези, не читают сказок и историй, где автор заведомо привирает. Они полагают, что подобное чтиво предназначено для детей и подростков и недостойно взрослого человека. В действительности это не так.

Сказки и интересные фантастические истории помогают развить фантазию не только у детей, но и у взрослых. Если же читать нечто подобное неинтересно, можно изучить одну из следующих развивающих книг:

  • «Шесть шляп мышления» (Эдвард де Боно);
  • «Игры разума» (Майкл Михалко);
  • «Методы развития памяти, образного воображения, мышления» (Игорь Матюгин).

Интересными, но далеко не научными произведениями, позволяющими значительно расширить пределы разумного, являются книги для развития воображения, следующих авторов:

  • Стивен Кинг;
  • Джоан Роулинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд;
  • Михаил Булгаков.

Стоит еще раз остановиться на том, что чтение фантастики помогает развить воображение до невиданных масштабов. Именно поэтому маленькие дети с такой легкостью сочиняют забавные истории о своих игрушках, родителях, друзьях, в то время как взрослым подобное дается с трудом. В детстве фантазировали все, но повзрослев, об этой способности забыли.

Человек вполне может существовать без воображения, но способность к воссозданию новых образов и идей никогда не бывает лишней.

Мы живем во времени стремительно развивающихся технологий, которые требуют от нас и детей особой концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой адаптации. Такой мир нуждается в нестандартных решениях и креативных подходах к развязке различных проблем. Поэтому важно развитие воображения у детей и взрослых.

Мы не рождаемся со способностью создавать объектные образы у себя в сознании. Эта способность приходит к нам в раннем возрасте, а способствуют этому сказки и стихи, рисование и лепка, танцы и музыка. Первые образы мышления у детей появляются в возрасте двух лет, а уже к трем годам с развитием речи, воображение становится более богатым.

Но до пяти лет они не могут фантазировать и не действовать при этом – каждая их фантазия воплощается в игру или рассказ. И только в старшем дошкольном возрасте дети начинают создавать объекты мышления у себя в сознании.

Очень важно поддерживать развитие воображения у дошкольников, помогать им фантазировать, например, в процессе чтения сказок и игры. Они дают необходимую базу для формирования воображения, учат принимать решения и нести ответственность за него.

Здесь необходим контроль за играми и воображаемыми сюжетами, поскольку детям тяжело отделять воображаемое от действительного. И главная задача родителей – различать фантазию от детской шалости и глупости, которая несет в себе негатив и вред, и будьте готовы к проявлению детской агрессивности. А также следует помогать создавать позитивные объекты воображения, которые помогут настроить ребенка на позитивные вещи, а также помогут решить ту или иную проблему.

Помогаем развивать воображение у дошкольников и школьников

Самостоятельно ребенку не под силу развить объектное мышление на должном уровне и помогать в этом процессе должны родители.

Презентация: "Развиваем воображение и внимание"

  • От богатства жизненного опыта зависит широта фантазий, поэтому нужно расширять кругозор детей, помогать им формировать представление о мире и событиях вокруг. Именно на основе имеющихся знаний происходит развитие воображения, особенно у младших школьников. Ни для кого не секрет, что эрудированный ребенок способен создать более яркий воображаемый мир.
  • Воображение может развиваться у дошкольников и на основе чужого опыта. Например, оно может базироваться на рассказе родителей или прочитанной сказки. Конечно, этому придется учиться и развивать такой навык;
  • Помните, что фантазии и эмоциональное состояние ходят рядом. В зависимости от настроения выдуманные предметы наделяются различными свойствами, поэтому так важно формировать положительный эмоциональный фон у детей.

Но бывает, что у ребенка и знаний хватает, и ярких впечатлений в жизни немало, а фантазировать и мечтать он не хочет. Здесь нужно помочь – подтолкнуть ненавязчиво его к этому:

  • придавайте различные мотивации, например, вместе придумайте, как вы проведете выходные и на основе этого составьте повесть, а потом воплотите этот рассказ в жизнь;
  • объясните, что в придуманных историях, какими бы они ни были, нет ничего зазорного, а наоборот это весело и интересно. Ребенок, которому нравится придумывать разные приключения для своих любимых героев, легче справляется с любыми жизненными ситуациями;
  • для развития воображения у дошкольников, важно доверие к родителям, ведь именно они учат фантазировать и мечтать;
  • если хотите чтобы ребенок развивал в себе творческий потенциал, начните и вы рассказывать ему придуманные сказки, делайте какие-то подделки. Ведь дети так любят копировать поведение взрослых.

Презентация: "Развитие и коррекция воображения у детей"

Помогаем детям открывать творческое начало

Детям в дошкольном возрасте можно помочь развить воображение следующими упражнениями:

  • читайте детям книги, рассматривайте с ними картинки, ходите в театр и на экскурсии;
  • предложите нарисовать то, что он увидел в спектакле, рассказать, что он делал в течение дня;
  • лепите и рисуйте различные сюжеты, которые можно заранее обговорить и помочь ребенку увидеть, что должно получиться;
  • хвалите за любые сочиненные рассказы, стихи, песни;
  • дошкольники должны проводить время за играми, а вот их выбор лежит на вашей ответственности, окружите ребенка конструкторами и головоломками по возрасту, используйте готовые развивающие игры и упражнения.

Если вам кажется, что младшим школьникам развивать воображение сложнее, то это ошибочное мнение.

У них больше знаний и жизненного опыта, а значит и материала для фантазий и воображений, но возможно сложнее найти подход, нужную игру или упражнение для развития этого умения. Как вариант, попросите представить и описать какой-то сюжет из прочитанной книги, предложите внести некоторые изменения в развитие событий в любимой сказке или мультфильме. Помните, что рисование, лепка, оригами и различные подделки, сделанные своими руками, а также различные яркие впечатления, которые хочется всем рассказать являются отличными инструментами для развития воображения школьников и дошкольников.

Презентация: "Развитие творческого воображения"

Развиваем играючи

Вот несколько вариантов игр и упражнений, стимулирующие развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста:

  • эффективное упражнение – предложите ребенку обвести свои ладошки карандашом или красками и пусть он вам расскажет, на что они похожи и дорисует на их основе картинку, например птицу, а рука это ее крыло или букет, где кисть будет ветвями цветов;
  • для развития художественных навыков, пусть ребенок выберет любые три цвета краски и зарисует ими весь лист бумаги, а затем расскажет на что это похоже;
  • отличная игра на воображение – поставьте большую кляксу краской на средину листа бумаги, согните его пополам и откройте. Предложите рассказать, на что или кого похожа клякса;
  • для многих из нас знакома простая игра, когда даются неоконченные рисунки и предлагается их дорисовать и рассказать о полученном результате, попробуйте это и со своими детьми;
  • нарисуйте два одинаковых силуэта волшебников, и пусть ребенок карандашами создаст одного доброго, а другого злого персонажа, а затем расскажет, что натворил плохой и как его победил хороший. Такое упражнение не только развивает фантазию, но помогает разграничивать добро и зло;
  • упражнения с танцами тоже весьма эффективны. Предложите станцевать радость или восторг, лисичку или только что распустившийся цветок;
  • вырежьте из бумаги различные кружки и полоски разной величины, пусть ребенок расскажет, на что они похожи – эта игра позволяет создавать новые образы;
  • предложите детям упражнение, в котором необходимо изменить конец знакомой им сказки;
  • еще одно упражнение – расскажите сказку, а потом вместе отделите фантастические события от тех, которые могут произойти в реальной жизни, таким образом, у вас выйдет два рассказа – один с реальными событиями, другой полностью фантастический.

Презентация: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий"

Помогаем фантазировать

Несколько упражнений, стимулирующих фантазию у детей:

    • Увеличение и уменьшение. Скажите, что у ребенка есть волшебная палочка с помощью, которой он может изменять размеры чего угодно, пусть расскажет, что он уменьши, а что увеличил и к чему это приведет;
    • Добавление выдуманных свойств людям. Предложите наделить человека новыми умениями и органами, создавая, таким образом, фантастического героя и строя сюжет вокруг него;
    • Оживите рисунок. Расскажите ребенку, что все нарисованное им, может оживать, пусть он придумает и зарисует, кого и для чего он хочет оживить;
    • Превращение в любой предмет. Пусть ребенок пофантазирует во чтобы он мог превратиться, в какой предмет, и пускай покажет, как бы он тогда выглядел;
    • Наделите предметы не свойственными им умениями и свойствами. Например, деревья научились разговаривать и что из этого вышло. Или представьте что палка, как лошадь может скакать;
  • Наделение неживых объектов новыми свойствами. Допустим, вода, которая лечит все недуги или заставляет говорить только правду;
  • Оживление умерших животных, людей, героев сказок и представление, как бы дальше развивались события;
  • Изменение привычных отношений между сказочными персонажами;
  • Предложите придумать названия различным рисункам и картинам известных художников;
  • Объединяйте несколько предметов в один и наоборот фантазируйте, что могло бы быть, если бы какой-то предмет разделился бы на несколько частей, каждая из которых ожила;
  • Игры со временем. Это упражнение позволяет представить, что время ускорилось и сутки пролетают за 5 часов или наоборот лето длится не три месяца, а полгода, а возможно изобрели машину времени;
  • Предложите придумать какой-нибудь дом или гаджет будущего;
  • Придумывайте новые праздники, конкурсы и сюжеты для утренников.
Таких игр и упражнений великое множество, вы можете и сами их придумывать на ходу. Здесь главное начать и идти к поставленной цели.

Развивая детей мы развиваемся сами

Постоянно придумывая новые игры и занятия для ребенка, родители тоже фантазируют и воображают, тем самым развивая в себе эти качества. И зачастую, сами того не замечая начинают генерировать креативные идеи простых решений. Это проявляется и в ответах на неожиданные вопросы детей, и в новой расстановке мебели и даже в приготовлении обычных блюд по-новому.

Играя в простые на первый взгляд игры по развитию воображения с ребенком, мы тоже начинаем воображать и фантазировать, помогая создать захватывающий сюжет.

Но можно начать развиваться в данном направлении и за долго до появления детей. Существует масса упражнений, которые разработанные специально для взрослых и направлены на раскрытие и развитие гибкости мышления. Конечно, некоторые из них, сначала могут показаться нелепыми или сложными, но не стоит бояться трудностей. Без таких тренировок ума нам тяжело воспринимать перемены и двигаться вперед, мы начинаем мыслить шаблонно.

Цель : определить уровень развития невербального воображения.

Материал: для каждого ребенка 10 листов бумаги (размером в половину печатного листа), на каждом из которых нарисована небольшая (примерно 1 х 2 см) фигурка неопределенной фор­мы. Разработано дна равнозначных комплекта таких фигурок (см. рис. 1 и 2). Во время одного обследования детям предлагаются один комплект (любой), состоящий из 10 фигурок, и простой карандаш.

2. Игра: «Разные картинки» –

Цель: развивать воображение и восприятие.

Материал: картинки с изображением предметов или сюжетов, и такие же картинки, но разрезаны на несколько частей.

Методика проведения : детям предлагается посмотреть на целую картинку, а затем по памяти собрать картинку из частей. (рис 3)

3. Упражнение: «Угадай, кто я?»

Цель: развивать воображение.

Ход упражнения : взрослый жестами, мимикой, звуками изображает хорошо знакомый предмет: самовар или чайник.

Методика проведения: детям предлагается отгадать изображаемый предмет и рассказать, как догадался.

4. Игра «Превращения»

Цель: развивать изобретательность ребенка, то есть воображение в сочетании с творческим мышлением. Расширять область представлений ребенка об окружающем мире.

Материал: любой простой предмет (стул, платок, карандаш и т.д.).

Методика проведения : детям дают любой простой предмет. И первому ребенку предлагают с помощью мимики, пантомимики, имитации движений «превратить» его (в воображении) в любой другой предмет. Например, стакан в вазу с цветами. После того, как станет понятно, во что превратится используемый предмет, его берет другой ребенок и «превращает» во что-то другое. Игра продолжается, пока все не «превратят» предмет.

Цель : Развитие воображения

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? (рис 4). Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

6.Упражнение: «Волшебный лес»

Цел ь: Развитие воображения

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями. (рис 5)

7.Упражнение: «Подарки для друзей»

Цель: Развитие воображения

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.(рис 6)

8.Упражнение: «Клякса»

Цель: Развитие воображения

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.(рис 7)

9.Упражнение: «Картина»

Цель : Развитие воображения

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.(рис 8)

10.Упражнение: «Соедини точки»

Цель: развитие воображения

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.(рис 9)

Приложение (воображение)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

После того, как был произведен латеральный разрыв , у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Что такое творческое воображение

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового. Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению , про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.

Способность к поиску решения проблем

Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.

К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно - курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.

Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе . На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.

Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием "Перемешанные буквы в словах"

Упражнение "Перемешанные буквы в словах"

Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Средства развития воображения

Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем. В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов , возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.

Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг , о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.

Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному. К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.

Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.

Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.

Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.

Упражнения

Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Поворот фигур

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие - поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.

Упражнение 2. Разгадывание друдлов

Упражнение 3. На букву (тест)

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы),
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» - попроще, «д», «а», «т» посложнее.

Упражнение 4. Придумать название и описание

Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:

Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.

Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Игры на развитие воображения

Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.

Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама