Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево
имени Сергея Бондарева
Урок на тему: «Дыхание растений, грибов, бактерий»
6 класс
Учитель географии и биологии:
Роговая Юлия Александровна
пгт Серышево
Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»
Цель: продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений
Регулятивные УУД:
Учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
Учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
Развивать внимание учащихся;
Обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
Учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
Анализ синтеза;
Сравнение;
Обобщения и классификации;
Доказательства;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.
Структура урока:
– 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 6 мин.
Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.
Построение проекта – 6 мин.
Реализация проекта – 8 мин.
Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.
Рефлексия- 3 мин.
Ход урока
I . Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Приветствие учителя.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем .
II . Актуализация опорных знаний СЛАЙД 1,2
Проверка домашнего задания:
1.К автотрофным бактериям относят:
А. цианобактерии Б. клубеньковых бактерий В. фитофтору Г. дрожжи
2. В природе большинство бактерий выполняют роль:
А. разрушителей Б. производителей В. поглотителей Г. потребителей
3. Бактерии важны, т.к. участвуют в:
А. круговороте веществ в природе Б. в круговороте воды в природе В. процессе питания грибов Г. процессе питания хищных животных
4. Клубеньковые бактерии-это пример:
5.Грибы в процессе питания:
А. создают сложные органические вещества, которые потом расщепляются до более простых Б. поглощают сложные органические вещества, которые потом с помощью ферментов расщепляются до более простых В. выделяют наружу ферменты, расщепляющие сложные органические вещества на более простые, которые потом поступают в грибную клетку
Г. получают простые органические вещества в готовом виде от организма-хозяина
МОЯ ОТМЕТКА
III Выявление места и причины затруднения
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
У нас возникла проблема : Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
Узнать, что такое дыхание
Что нужно для дыхания
Что образуется в процессе дыхания
Что вызвало гибель мышонка.
Итак, какая тема нашего урока? Дыхание растений, грибов и бактерий СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?
А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?
Достижение цели
Эксперимент
Спросить у взрослого
Подумать самому
Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)
Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)
Третью графу заполнить в конце урока.
СЛАЙД 4
Знаю
Хочу знать
Узнал
Дыхание – это свойство всех живых организмов
Как дышат растения
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород
IV Построение проекта
Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?
А давайте, наметим план действий.
План урока
Что такое дыхание
Дыхание растений
Дыхание бактерий
Дыхание грибов
V Реализация проекта
Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом)
Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист
Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ с выделением энергии.
Как схематично можно записать процесс дыхание?
Органические вещества + кислород => вода +СО 2 + энергия
Итак, подведем итоги.
Что такое дыхание?
Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)
2.Дыхание растений
Как же дышат растения?
А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель)
Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41 СЛАЙД 5
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
СЛАЙД 6
Переходим к третьему вопросу нашего плана. Дыхание бактерий
Как же происходит дыхание у бактерий?
На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?
Аэробные - это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.
Анаэробные - это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.
Запись в рабочий лист.
Переходим к третьему вопросу. Дыхание грибов.
Как дышат грибы?
Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде.
(запись в рабочих листах)
СЛАЙД 7
VI . Включение в систему знаний и повторение
Зачем нужен кислород живым организмам?
В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза?
Какой процесс называют брожением?
Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?
П
В процессе дыхания растений кислорода поглощается:
А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;
Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;
В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером
2. Процесс расщепления органических веществ до углекислого газа и воды, называется…
А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением
3. С помощью каких органов растений происходит дыхание?
А) устьиц Б) листьев В) всех органов
роверка усвоения первичных знаний.СЛАЙД 8
VII . Рефлексия
Подводим итог нашего урока
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни
СЛАЙД 10
VIII . Домашнее задание параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7
Выставление отметок за урок.
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания.
Дыхание и его значение
Дыхание - процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ (сахаров) с выделением энергии. Дыхание большинства живых организмов происходит одинаково. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Схематично процесс дыхания можно изобразить так:
органические вещества+ кислород
вода + углекислый газ + энергия
Дыхание связано с непрерывным потреблением кислорода клетками живых организмов. Кислород необходим для расщепления сложных органических веществ до углекислого газа и воды. При этом освобождается энергия, которая расходуется на различные процессы жизнедеятельности: рост, развитие, размножение, синтез белков. Именно в освобождении энергии, заключенной в органических веществах, и состоит значение дыхания. В процессе дыхания сложные органические вещества распадаются на более простые постепенно. Поэтому энергия выделяется небольшими порциями и клетка не перегревается.
Дыхание растений
Дыхание растении - процесс, противоположный фотосинтезу. При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород.
При дыхании органические вещества под действием кислорода расщепляются до углекислого газа и воды. Солнечная энергия, которая была запасена в процессе фотосинтеза, расходуется при дыхании. Фотосинтез осуществляется только днем. Дыхание идет во всех клетках непрерывно и днем, и ночью. Значит, на свету в растении происходят два противоположных процесса - фотосинтез и дыхание, а в темноте только дыхание. Кислорода при фотосинтезе выделяется гораздо больше, чем расходуется в процессе дыхания. Поэтому воздух богаче кислородом там, где больше зеленых растений. Дышат все органы растения. Большое значение для поступления кислорода к внутренним частям растения, особенно к подземным, имеют межклетники.
Дыхание и брожение бактерий
Бактерии, которые дышат, потребляя кислород для разложения органических веществ до углекислого газа и воды, называют аэробными Бактерии, не нуждающиеся в кислороде, называются анаэробными. Они добывают энергию в результате брожения - разложения сложных органических веществ (например, сахаров) на более простые органические вещества без потребления кислорода. По образующимся продуктам различают спиртовое, молочно-кислое, маслянокислое и другие виды брожения. При спиртовом брожении сахар распадается до спирта, при молочнокислом - до молочной кислоты.
Дыхание и брожение грибов
Большинство грибов дышат, используя кислород воздуха для расщепления органических веществ и освобождения энергии. Есть грибы, например дрожжи, которые могут жить в бескислородной среде. Они сбраживают органические вещества. Дрожжи широко используются в хлебопечении, пивоварении, виноделии.
Вегетативное тело гриба – мицелий, или грибница, - представляет собой систему ветвящихся нитей, или гиф, находящихся в субстрате (почве, растительных остатках, древесине, живых растениях или животных и т.п.), на котором растет гриб. Над поверхностью субстрата у большинства грибов находится лишь плодовые тела, имеющие различную консистенцию, окраску, форму: шляпки на ножках, корочки, пленочки, порошкообразные налеты (плесени) и др. Они также состоят из гиф, только более плотно переплетенных между собой. Нити грибницы, переплетаясь, образуют ложную ткань, или плектенхиму. У низших грибов гифы не имеют поперечных перегородок и весь мицелий представляет одну гигантскую клетку со множеством ядер (неклеточный мицелий). У высших грибов гифы не имеют поперечные перегородки, делящие их на отдельные клетки, в каждой из которых находится одно, два или больше ядер. Параллельно идущие гифы могут образовывать так называемые мицелиальные тяжи, отходящие (в почве) от плодовых тел шляпочных грибов, или ризоморфы – более плотные и толстые тяжи, служащие для притока воды и питательных веществ. Переплетающиеся гифы с толстыми оболочками образуют так называемые склероции (округлые или неправильной формы образования размером от долей миллиметра до нескольких десятков сантиметров), предназначенные для переживания неблагоприятных условий; попадая в почву при благоприятных условиях, склероции прорастают, давая начало мицелию или в ряде случаев плодовым телам. Клетки большинства грибов покрыты плотной оболочкой, построенной из полисахаридов – целлюлозы и хитина. В состав клеточной стенки входят также белки, липиды, полифосфаты и другие органические вещества.
Размножение у грибов может быть вегетативным, бесполым и половым.
Вегетативное размножение осуществляется оторвавшимися участками мицелия, почкованием клеток (у дрожжей), атроспорами и хламидоспорами. Атроспоры возникают в результате распада гиф на отдельные клетки, каждая из которых дает начало новому организму. Хламидоспоры образуются так же; они имеют более толстую плотную и темную оболочку, способны хорошо переносить неблагоприятные условия.
Бесполое размножение происходит путем образования спор (эндо- или экзогенным путем). Эндогенные споры, характерные для большинства низших грибов, образуются внутри специальных клеток – спорангиев и называются спорангиоспорами. Споры некоторых низших грибов обладают органом движения – жгутиком и способны к передвижению в воде (зооспоры). Экзогенные споры (конидии) образуются на конидиеносцах - особых выростах мицелия, поднимающихся обычно вертикально от субстрата. Распространение таких спор происходит с током воздуха после разрыва оболочки конидиеносца (или спорангия).
Половое размножение грибов осуществляется путем слияния мужских и женских половых клеток (гамет). У одних низших грибов сливаются одинаковые или различные по размерам гаметы (изо- или гетерогамия). Иногда имеет место оогамия; в этом случае развиваются женские половые органы – оогонии и мужские – антеридии. В оогониях яйцеклетки оплодотворяются сперматозоидами или особыми выростами (отрогами) антеридия, переливающими свое содержимое в оогоний. У некоторых грибов (зигомицеты) мужские и женские половые органы представляют собой внешне неразличимые клетки, находящиеся на концах мицелия; половой процесс (зигогамия) состоит в их слиянии. Зиготы всех низших грибов некоторое время находятся в состоянии покоя; прорастанию предшествует редукционное деление.
У многих высших грибов, имеющих многоклеточный мицелий, половое размножение осуществляется путем слияния содержимого двух различных по внешнему виду половых органов, недифференцированных на отдельные гаметы. У некоторых высших грибов произошло угасание типичного полового процесса и оплодотворение осуществляется слиянием обычных вегетативных клеток; после слияния ядер происходит редукционное деление, а образующиеся гаплоидные ядра становятся ядрами спор полового размножения. Такой тип полового процесса (соматогамия) особенно характерен для базидиомицетов. Половое и бесполое спороношение сменяются в жизненном цикле грибов закономерно; половое размножение обычно завершает жизненный цикл.
Слайд 1
Тема урока
Дыхание растений, бактерий и грибов
Слайд 2
«фотосинтез», «питание»
Слайд 3
Зачем нужен кислород?
Слайд 4
Проблема. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
узнать, что такое дыхание
что нужно для дыхания
что образуется в процессе дыхания
что вызвало гибель мышонка.
Слайд 5
Процесс дыхания
1.Этап - газообмен
2.Этап - клеточное дыхание
(расщепление органических веществ под действием кислорода на воду, углекислый газ и выделение энергии)
Слайд 6
Слайд 7
Опыт Дж. Пристли
Слайд 8
Ум хорошо, а два лучше. работа в группах
1 группа
- Что же произошло?
Какой можно сделать вывод?
2 группа
- Кто же в этом случае прав?
Почему у богатой дамы разболелась голова?
3 группа
- Почему?
Слайд 9
Биологические исследования
Докажите, что в темноте растения выделяют только кислород?
Слайд 10
Необходимо решение
-А все ли органы растения дышат?
-Отчего зависит интенсивность процесса дыхания?
Слайд 11
Слайд 12
Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.(таблица)
1. В каких клетках происходит?
2. Какой газ поглощается?
3. Какой газ выделяется?
4. В какое время суток происходит?
5. Что происходит с органическими веществами?
6. Энергия?
Слайд 13
Взаимопроверка
Черты процесса Фотосинтез Дыхание
1. В каких клетках происходит? В клетках, содержащих хлоропласты Во всех клетках растения
2. Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород
3. Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ
4. В какое время суток происходит? Днём Круглосуточно
5. Что происходит с органическими веществами? Образуются Окисляются (распадаются)
6. Энергия? Накапливается Выделяется
Слайд 14
Они были первыми на планете Земля
Слайд 15
Способы дыхания бактерий
Аэробное – потребление кислорода для разложения органических веществ.
Анаэробное – дыхание в бескислородной среде.
Брожение – разложение сложных органических веществ без потребления кислорода.
Виды брожения:
Спиртовое
Молочное
Маслянокислое.
Слайд 16
Дыхание грибов
Аэробное Анаэробное
Слайд 17
Дыхание.
Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + Е
Брожение.
Сложные органические вещества = спирт, молочная кислота + Е
Слайд 18
Биология:
История: дыхание древности – глядя на памятники прошлого.
Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время.
Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты.
География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана - вулкан начал «оживать» ;
Ледяное дыхание зимы.
Математика: амплитуда дыхания –графическое изображение.
Слайд 19
Дыхание – ………
дыхание и фотосинтез это два противоположных процесса,
поступление кислорода, выделение углекислого газа,
процесс идет во всех клетках непрерывно – и днем и ночью,
процесс выделения энергии, она выделяется небольшими порциями и клетка не перегревается
Слайд 20
Реши утверждения. (поставь плюс или минус)
1.Дыхание происходит только на свету.
2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе.
4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде.
5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде.
6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта.
7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты.
8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ.
9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким.
10.Мухомор, гриб анаэроб.
Слайд 21
Проверь утверждения
1.Дыхание происходит только на свету. (-)
2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. (+)
3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. (+)
4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде.(-)
5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде. (-)
6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта (+)
7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты. (+)
8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ. (+)
9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким. (+)
10.Мухомор, гриб анаэроб. (-)
Слайд 22
Попова Лариса Михайловна
Должность:
учитель биологии
Учебное заведение:
МБОУ "Гимназия № 9 им. С.Г.Горшкова"
Населённый пункт:
г.о. Балашиха
Наименование материала:
конспект
Тема:
"Дыхание бактерий, растений, грибов".
Дата публикации:
04.02.2017
Раздел:
среднее образование
Урок на тему: «Дыхание растений, грибов,
бактерий»
6 класс
Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»
Цель:
продолжить формирование знаний о дыхании организмов как
составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыхании
растений
и
его
сущности;
о
роли
устьиц,
чечевичек
и
межклетников
в
газообмене у растений
Регулятивные УУД:
-учить
планировать,
строить
алгоритм
деятельно сти,
д е л ат ь
прогнозирование;
- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
-развивать внимание учащихся;
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя
или ответ ученика;
- учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
1.
Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока:
урок открытия нового знания.
Проверка домашнего задания:
I. Мотивация к учебной деятельности
– 3 мин.
Приветствие учителя.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II.
А к т у а л и з а ц и я
опорных
знаний СЛАЙД
1,2
1.
А
2.
А
3.
А
4.
В
5.
В
III Выявление места и причины затруднения
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил
под
стеклянный
колпак,
опущенный
краями
в
воду.
Мышонок
жил
под
колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания
воздухе.
У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
- узнать, что такое дыхание
- что нужно для дыхания
- что образуется в процессе дыхания
- что вызвало гибель мышонка.
-Итак, какая тема нашего урока?
Дыхание растений, грибов и бактерий
СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?
- А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?
Достижение цели
Эксперимент
Спросить у взрослого
Подумать самому
Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают
нужный материал)
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)
- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем
2-ой столбик таблицы)
- Третью графу заполнить в конце урока.
СЛАЙД 4
Знаю
Хочу знать
Узнал
Дыхание – это свойство всех живых
организмов
Как дышат
растения
При дыхании поглощается кислород и
выделяется углекислый газ
Зачем нужен
кислород
IV Построение проекта
-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?
- А давайте, наметим план действий.
План урока
1.
Что такое дыхание
2.
Дыхание растений
3.
Дыхание бактерий
4.
Дыхание грибов
V Реализация проекта
Чтобы
ответить
на
первый
вопрос,
что
вы
должны
сделать?
(работа
с
учебником и рабочим листом)
Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в
рабочий лист
Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит
разложение органических веществ с выделением энергии.
-Как схематично можно записать процесс дыхание?
Органические вещества + кислород => вода +СО
2
+ энергия
Итак, подведем итоги.
- Что такое дыхание?
В каких клетках
происходит
В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений
Какой газ
поглощается
СО
2
О
2
Какой газ выделяется
О
2
СО
2
Для протекания процесса световая энергиянужнаНе
обязательна
Энергия
накапливаетсявыделяется
Задание: пользуясь параграфом 41, заполните таблицу
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
Характеристика процессаФотосинтезДыхание
В каких клетках
происходит
В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений
Какой газ
поглощается
СО
2
О
2
Какой газ выделяется
О
2
СО
2
Для протекания процесса световая энергиянужнаНе
обязательна
Энергия
накапливаетсявыделяется
- Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост,
развитие, размножение организма)
2.Дыхание растений
-Как же дышат растения?
-
А
все
ли
органы
растения
дышат?
(анализ стр.106 учебника) Ответы
учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице
листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица
состоят
из
двух
замыкающих
клеток
и
устьичной
щели,
через
которую
кислород
поступает
в
межклетники
листа,
а
затем
в
клетки.
В
клетках
происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется
углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель)
- Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41
СЛАЙД 5
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
В процессе дыхания растений
кислорода поглощается:
А) больше, чем ими выделяется в процессе
фотосинтеза;
Б) меньше, чем ими выделяется в процессе
фотосинтеза;
В) такой же объем, что и выделяется в процессе
фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером
2. Процесс расщепления органических
веществ до углекислого газа и воды,
называется…
А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением
3. С помощью каких органов растений
происходит дыхание?
А) устьиц Б) листьев В) всех органов
СЛАЙД 6
-Переходим к третьему вопросу нашего плана.
Дыхание бактерий
- Как же происходит дыхание у бактерий?
- На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?
Аэробные
-
это
бактерии,
которые
потребляют
кислород
для
разложения
органических веществ до углекислого газ и воды.
Анаэробные
- это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают
энергию в результате брожения.
Запись в рабочий лист.
-Переходим к третьему вопросу.
Дыхание грибов.
- Как дышат грибы?
Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А
дрожжи, могут жить в безкислородной среде.
(запись в рабочих листах)
СЛАЙД 7
VI. Включение в систему знаний и повторение
1.
Зачем нужен кислород живым организмам?
2.
В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза?
3.
Какой процесс называют брожением?
4.
Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для
жизни?
Проверка усвоения первичных знаний.
СЛАЙД 8
VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни
СЛАЙД 10
VIII. Домашнее задание
параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26
№15, 16; с.29 №7
Выставление отметок за урок.