THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как часто приходится слышать тревожные замечания взрослых о том, что их ребенок не хочет учиться, ленится, не любит читать, постоянно летает в облаках? Да на каждом шагу! А что, если причина вовсе не в лени? В России о дислексии знают мало.

Нашим педагогам привычней отмахиваться от неуспевающих школьников, мол, родителям надо больше с ними заниматься. Тем не менее, по данным зарубежных исследований, каждый десятый ученик — дислектик.

Что же это за страшный зверь? Википедия говорит: «Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению».

«Когда моей дочке было 11 лет, мы выяснили, что у нее дислексия — рассказала Мария Пиотровская, основатель Ассоциации родителей и детей с дислексией журналу Forbes. — Первые четыре класса школы были сложными, никто не мог сказать, в чем дело, но твердили: «Девочка медленно читает, работайте над этим». Учителя рекомендовали заниматься со специалистами. Вскоре Пиотровская решила перевести дочь в небольшую частную школу, но результат был тот же — педагоги пожимали плечами и заставляли больше читать.

«Я видела, что ей сложно. У меня меньше и меньше оставалось времени на работу, мы много занимались», - вспоминает Пиотровская в той же беседе. — «Девочка старалась, только жаловалась, что болит голова, стала часто плакать и очень низко наклоняться при чтении. Пока в дом не пришел новый преподаватель языка - англичанин. Увидев ребенка, он сказал сразу, что у нее дислексия. Не врач, а именно преподаватель, иностранец, впервые произнес это слово».

Мария Пиотровская собрала команду профессионалов, которая занимается просветительской деятельностью в школах. И больше всего их удивляло, что наши учителя совсем не знакомы с таким явлением, как дислексия. А родители — тем более.

Поэтому, прежде чем обвинять своего ребенка в лени (он ведь может привыкнуть и начать соответствовать ожиданиям), попробуйте посмотреть на проблему с другой стороны.

Признаки дислексии

  • Очень плохо читает, уровень чтения не соответствует возрастному;
  • Имеет трудности с запоминанием и пересказом текста, а также с выявлением основной мысли;
  • Имеет очень плохой почерк; некоторые буквы пишет задом наперед;
  • Часто трет глаза, быстро устает, любыми способами пытается избежать выполнения домашних заданий и чтения;
  • После жалуется на сильную боль;
  • Близко подносит книгу к глазам;
  • При чтении пропускает некоторые слова.

Диагноз «дислексия» ставится специалистами, врачом-дефектологом и психоневрологом, не раньше 10-11 лет. Но с этим лучше не затягивать. Чем раньше родители задумаются о проблемах ребенка в школе, тем быстрее и эффективнее с ними можно будет справиться.

«Благоприятная» почва для развития дислексии закладывается уже в тот период, когда малыш только начинает пробовать слова и предложения на вкус. Если дошкольник пропускает буквы, переставляет слоги, добавляет лишние, а родители не обращают на эти особенности внимания, это может вылиться в дислексию.

«Восстановление требует длительного времени, — говорит логопед-дефектолог Инна Шмитке . — Ведь то, что не сформировалось за 5-6 лет жизни ребенка, за один день точно не сформируется. И родители должны быть готовы помогать специалисту в обучении ребенка: закреплять полученные навыки и переносить их в повседневное общение, а это гораздо сложнее, чем повторять за логопедом готовые образцы». В арсенале специалистов разрезная и магнитная азбука, различные речевые игры и еще масса простых секретов, способных завладеть вниманием детей-дислектиков.

В последнее время все более актуальным становится так называемая «дислексия развития». Когда родители стараются запихнуть в своих детей больше знаний, чем те физически способны переварить и осознать. Например, научить детей читать до 5 лет, или с 6 уже отправить в школу. Будьте внимательны к потребностям своих детей и избегайте сравнений с другими. Не стоит отрицать существование проблемы, лучше искать ее решение.

  • Среди дислектиков много творческих, очень талантливых людей. Это связано с тем, что у них правое полушарие развито больше, чем левое. Часто они мыслят образами.
  • В зарубежных школах ученики наклеивают на свои работы специальные стикеры, сообщающие учителям, что перед ними особенные дети.
  • Уолт Дисней мечтал стать журналистом. Из газеты будущего режиссера 111 фильмов, обладателя 26 статуэток «Оскара», миллионера и мультимагната выгнали за «отсутствие фантазии». Просто редактору надоело править ошибки в каждом слове Диснея-дислектика.
  • Американская певица Шер, чьи песни на протяжении 50 лет возглавляли рейтинги самых популярных в США, едва ли могла различить цифры 6 и 9, а читать толком так и не научилась. Ее случай оказался запущенным.
  • Ганс Христиан Андерсен писал настолько неграмотно, что издатели долгое время над ним просто смеялись. Но настоящий талант ничем не испортить… Он сочинял свои сказки в голове, и только потом изливал на бумаге. Из-за огромнейшего количества ошибок издатели долгое время возвращали рукописи будущему известному сказочнику.
  • Есть мнение, что и Леонардо да Винчи был дислектиком, поэтому делал свои записи слева направо (зеркально). Так ему было удобнее.
  • Западные звезды не стесняются сообщать, что у них дислексия, в отличие от российских. В нашей стране существует предубеждение, что дислектики — люди глупые и необразованные, что совершенно не соответствует действительности. Так, кроме уже названных, дислектиками являются (или являлись) Том Круз, Кира Найтли, Стив Джобс, Гай Ричи, Киану Ривз, Мерилин Монро, Орландо Блум, Квентин Тарантино, Дастин Хоффман, Энтони Хопкинс, Лив Тайлер, Стивен Спилберг и другие.

Личный опыт

Катя (@devochka_na_kolesax) рассказала о своей жизни с дислексией: «Диагноза у меня, как такового, конечно, нет, но с детства проблемы с восприятием букв. В школе могла писать слова без гласных. Хотя очень любила сочинения, и надеялась по ним получить 4/2 (последняя — за ошибки), а вместо оценок получала: «Катя, наверное, у тебя хорошее сочинение, но я не смогла прочитать ни слова». Читаю до сих пор по слогам, самый ужасный опыт — чтение на время. Зато, когда читаю, вижу больше, чем написано, но быстро устаю — 10 страниц воспринимается как 100. Пишу ужасно безграмотно, могу написать слово наоборот. Сложные слова практически не даются. Помню, с репетитором по английскому языку мы вместо иностранных слов учились выговаривать «микроволновка». В школе такие мои особенности никого не интересовали, лишь единицы знали. О дислексии сказал логопед. Потом мы нашли статью о дочке Леонида Парфенова, сравнили, и пазл сложился. Один мой учитель как-то сказал, что нужно пользоваться такой интересной «вещью». Я начала писать пьесы и даже достигла небольших высот. Так что это не болезнь, а особенность».

Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях

Сначала я ошиблась с ответом на вопрос "Что такое дислексия?". Хотя мне казалось, что я его знаю - что-то вроде непреодолимой врожденной неграмотности при письме, за которую нельзя ругать.

Мария Пиотровская, учредитель первой в России Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Это дисграфия, - говорит мне учредитель первой в России Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская. - Дислексия же - это специфическое расстройство чтения и письма.

И открывает передо мною книгу. Нормального размера буквы на белой странице "плывут" и "смазываются". И "закручиваются", образуя какое-то странное сферическое пространство: в середине листа еще что-то можно разобрать, по краям - практически ничего. "Так ребенок с дислексией видит для нас с вами обычный текст, - говорит Мария. - Он будет тормозить, "зависать" над текстом, у него будет болеть голова. И не потому, что ленив или не умеет концентрировать внимание, а потому что он дислекс. Между тем учителя, видящие текст "нормальным", будут делать все, что привыкли делать: торопить, шикать на ребенка. Родители часто следуют их примеру."

"Когда ребенок говорит: "Мама у меня болит голова" и на градуснике 39, вы же не отвечаете ему: возьми себя в руки и иди в школу, - объясняет Мария. - Вы его ведете к врачам или укладываете в постель. Почему же дислексию мы воспринимаем как повод для волевого преодоления?". Мария Пиотровская, выслушивая замечания в адрес своей дочери от учителей хорошей частной школы в Подмосковье, и наблюдая, как та мучается над страницей учебника, решила понять, ЧТО ей трудно. И первое, что обнаружила: диагностов этой "трудности" в России почти нет - в поликлиниках сократили, а в вузах почти перестали готовить логопедов, а именно они первыми "ловят" дислексию.

Дислексия - это не ущербность, а чувство особого дара.

Мария Пиотровская - не однофамилица, дочь директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, и, как мне показалось, похожа на него упорством характера и силой личности. Она "включилась" в ситуацию на полную катушку и нашла лучших в стране ученых, занимающихся дислексией. Ими оказались Татьяна Черниговская, специалист в области нейронауки и психолингвистики, профессор Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии,автор книг "Дислексия и дисграфия у детей" Александр Корнев и доктор психологических наук, один из лучших специалистов нейропсихологического обследования детей Татьяна Ахутина. Теперь они партнеры и научные попечители проекта Марии.

Потом стало кристаллизоваться уникальное родительское сообщество. Заикнувшаяся в интернете об идее родительской ассоциации Мария начала получать письма от родителей детей с дислексией и познакомилась с огромным количеством родителей-героев. Особенно ее поразили отцы из Перми, по шесть-семь лет решающие трудности письма и чтения - по непонятной для них причине - родных детей, и героически вытаскивающие их из двоек-троек и презрительных приговоров школьного и взрослого сообщества.
"Я что-то должна сделать, - не только для себя, но и для них", - сказала себе Мария. И погрузилась в изучение мирового опыта.

Ей открылась невероятная картина - 10 процентов детей на Земле - дислексы. При отсутствии диагностики и помощи им они автоматически записываются в лодыри и бездарности. Между тем дислексия - не заболевание, а особенность человека. Причем не понижающая интеллект и уровень развития личности. Среди людей с дислексией - на минуточку! - Стив Джобс, Джон Леннон, Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Кира Найтли.

В рекламных проспектах ассоциации представлен целый иконостас гениальных дислексов. Случаи Стива Джобса с Кирой Найтли, конечно, из серии научно установленных истин, но вот имена великих Бетховена, Моцарта и Леонардо да Винчи поначалу показались мне "припиской" в рекламных целях. Пока не проснулась мысль, а так и неразгаданные до конца загадки "Джоконды" - не следствие ли зрения дислекса, чей глаз непроизвольно закручивает любое изображение вихрем? Интересно, не дислексом ли был Ван Гог? И "закрученный как пламя, кипарис" не признак ли дислексии? Трудности Пикассо в освоении чтения и письма сейчас объясняют "скорее всего - дислексия". Получается, что дислексия чуть ли не признак гениальности? Но тому же Джобсу нелегко было стать гением. В школе ему все давалось трудно. Но повезло с учителем, понявшим, что ребенок способный, и стал уделять ему особое внимание.

Чтобы везло всем дислексам, Мария решила перевернуть восприятие дислексии: вместо насаждаемого детям чувства ущербности - чувство особого дара. "Дислексия - это подарок" - теперь их слоган. Когда она повторила его учительнице своей дочери, умной девочки с дислексией, та ответила "мамочки себе вечно что-нибудь придумывают".

Так - "смазанным" и "размытым" - дислекс видит текст.

Но зато Марии повезло встретиться с министром просвещения, и вместе с лучшими специалистами по дислексии подготовить ей 20 страниц предложений. После вмешательства Ольги Васильевой появился приказ Рособрнадзора и было принято около 10 важных решений по этому вопросу.

Созданной Марией родительской ассоциации уже два года. Но если учесть, что Международной - 69, а Европейской - около 30, то станет ясно, что Мария Пиотровская создает по сути "импортозамещающий" проект. Его цель - "дать детям с дислексией возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и таланты". Только "замещаются" в данном случае не сыры или томаты, а "гуманное отношение" и "гуманитарное развитие". Если раньше за хорошим образованием для ребенка-дислекса надо было ехать в Европу или Америку, то скоро его можно будет получить и в России. Выявить у ребенка дислексию, и добиться для него адекватных условий обучения - безусловно, социально значимое дело.

Дети с невыявленной дислексией, но обвешанные плохими оценками, заканчивают либо нервными расстройствами, либо девиантным поведением, с сожалением комментирует Мария. И выдвигает свои предложения - в каждой школе нужны логопеды (профессиональные стандарты для которых в России пока не разработаны), родители должны иметь возможность обратиться к нейропсихологу и неврологу. Хорошо бы иметь специальные "речевые" детсады. В клинике МЕДСИ уже создан, а в ЦКБ создается медико-педагогический центр, который Пиотровская готова всем рекомендовать (весь остальной опыт разбросан по разным центрам и не проверен экспертами). И для логопедов, и для родителей детей с дислексией нужны онлайн-курсы с обратной связью, чтобы в любом регионе к ним мог подключиться родитель или местный специалист.

Она мечтает, чтобы в отчетность школьных достижений - количество победителей олимпиад, отличников и хорошистов - был добавлен новый критерий: выявление детей с дислексией и программа особой работы с ними.

Она планирует решить проблему сначала хотя бы на уровне Москвы. Но вообще, если учитывать, что в Англии около 50 специальных школ, где могут учиться дети с дислексией, а в США около 250, то тут поле непаханое. Но Мария уверена, что когда-то и у нас на сайтах школ и университетов будет висеть пометка для школьников и студентов с дислексией "Позвоните тьютору" с номером его телефона.

В ассоциацию постоянно звонят родители, списываются через "Фейсбук" и "Инстаграм".

10 процентов детей на Земле - дислексы. При отсутствии диагностики они автоматически записываются в лодыри

В этом году в России впервые собралась первая серьезная международная научная конференция по проблемам дислексии.

Прошли мастер-классы в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Чечни, Ингушетии. Ассоциация дислексии совместно с Институтом русского языка имени А.С. Пушкина затеяли большой социологический опрос на эту тему. Готовятся методические пособия, начата разработка профстандартов для логопедов для минтруда… Сейчас ассоциация занимается не только проблемой дислексии, но и такими трудностями обучения как дисграфия, дискалькулия и т.д., а этим - по данным мировых статистических исследований, отличаются порядка 25 процентов школьников - с сохраненным интеллектом.

Я говорю Марии: "Вы - воин" - она кивает, и с улыбкой рассказывает, что дочка Ксения из-за этого в последнее время предпочитает рассказывать о школьных проблемах сначала отцу: "А то мама тут же пойдет разбираться"… И уже интересуется психологией. И может быть, будет талантливым психологом, ведь дислексия это одаренность…

Этой осенью Мария с дочерью ездили в Эрмитаж смотреть выставку Лейденской коллекции, музей снабдил ее табличками с текстом, понятным для людей с дислексией.

Памятка родителям

Если ваш ребенок испытывает трудности с чтением и письмом, у него плохой почерк или он путает буквы и пишет их зеркально

  • - Сводите его к логопеду.
  • - Побывайте на приеме у невролога и нейропсихолога.
  • - Поскольку у дислексов есть звуки, которые они не слышат, поэтому их лучше не заставлять на уроках читать вслух.
  • - За логопедические ошибки и некрасивое письмо ребенку с дислексией не стоит снижать оценки.
  • - При сдаче экзаменов ребенку с дислексией нужно добавить дополнительное время, а также в особых случаях возможность использовать девайсы.
  • - Ребенку с дислексией правильнее давать звуковые, а не письменные задания - и лучше через наушники.

Не потому что недоучил, а «потому что дислексия». Или дисграфия. Интеллект может быть и куда выше среднего, но школьник упорно выводит «тубло» вместо «дупло» и подолгу не может прочитать условие задачи. Осведомленные родители таких детей приходят в ярость при слове «коррекция», потому что «это не корректируется».

Иллюстрация Pelykh-Konstantin/shutterstock.com

Каждый пятый выпускник получил за ЕГЭ оценку ниже, чем мог бы. «Каждый пятый» - оценка западных специалистов, российской статистики нет. Для Марии Пиотровской, главы Ассоциации родителей и детей с дислексией , это личная история: дочка (сейчас ей 15 лет) с начальной школы читала с трудом, но класса до пятого не нашлось педагога, который объяснил бы маме: у девочки дислексия. На каком-то сайте приводилась аналогия: попробуйте читать-писать в зеркальном отображении - и вы поймете трудности человека с дислексией.

- Эта особенность при освоении чтения и письма известна во всем мире, известна в нашей науке, но в школах - по крайней мере в моем окружении - об этом не знают, - говорит Пиотровская. - Ребенка называют лентяем, он получает заниженные оценки ...

Мария вместе с единомышленниками основала ассоциацию, которая работает в трех направлениях. Первое - просвещение: надо упорно объяснять, что «такая особенность встречается у 20% населения»; что интеллект не затронут; что и у зарубежных, и у наших специалистов есть техники, которые нужно внедрять в школы. Что, наконец, должен быть четкий алгоритм: вот как если у ребенка поднялась температура - вызывай «скорую», так и тут, если ребенок делает одни и те же ошибки - иди к нейропсихологу, логопеду, неврологу...

Второе направление - помощь: ассоциация пытается возродить медико-педагогические центры, где работали бы неврологи, нейропсихологи и логопеды, с которыми ребенок мог бы заниматься после школы.

Третье - внести в законодательство об образовании изменения, «которые позволят ребенку на экзаменах и контрольных быть оцененными адекватно возможностям».

- Во всем мире существует понятие «послабление» при сдаче экзамена , - приводит пример Мария Пиотровская. - На самом деле это не послабление, а просто учитывание возможностей.

Если буквы - это шифр, требующий раскодировки, нужно к экзамену давать на нее дополнительное время. В некоторых странах школьники с дислексией вообще не читают текст, а слушают с помощью специальных устройств.

- Ребенок будет уверен в себе, он не будет думать, что дурак, - говорит Пиотровская. - И получит возможность реализоваться.

Профессор СПбГУ и нейролингвист Татьяна Черниговская присоединяется:

- У нас что, бриллиантов много?

В том смысле, что для общества слишком жирно так разбрасываться людьми, среди которых «очень большой процент чрезвычайно способных».

- Если почитать биографии великих, то среди них просто не будет какой-то средней нормы , которая устроила бы дремучую учительницу или плохого врача, - говорит профессор. - Эти люди - особые, им трудно жить, они дорого платят за свои таланты. Если общество не осознает это, оно рискует так и не найти эти бриллианты.

Черниговская оговаривается - «есть блестящие учителя и прекрасные школы», но признается: когда попадает в педагогические коллективы, чаще испытывает удрученность. «Впечатление, что они из какой-то другой галактики прибыли: не ориентируются в современном мире, у них и желания нет начать ориентироваться».

- У родителей есть запрос на высокоэффективные, доказанные методики , передовая часть отечественной науки готова двигаться в русле мировой, но дальше возникает вопрос: как это привести в школу, в детсад, в поликлинику? - спрашивала на пресс-конференции в ТАСС президент фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Авдотья Смирнова, сценарист и режиссер.

Расстройство аутистического спектра, РАС, объединяет и детей с задержкой развития, и замкнутых гениев, и сколько их в нашей стране - неизвестно. Сейчас на сайте фонда «Выход» висит статья «Как вузам подготовиться к студентам с аутизмом?». То, что ребенок с аутизмом благополучно закончил школу и поступил в вуз, - преогромное достижение. Но статья не про нашу реальность, а про американскую.

Как говорит Смирнова, чтобы новые техники обучения пришли в школу, нужно менять учебную программу педагогических вузов, а это в свою очередь потребует уймы межведомственных согласований. К тому же, отмечает она, «в нашей стране выросла, да уже и состарилась часть научного сообщества, которая глубоко убеждена, что мы тут сами знаем, как учить, лечить и т. д. »:

- Они не читают иностранные научные журналы, не изучают новые методики и довольствуются теми, что существуют еще с начала ХХ века. И это как раз те люди, кто читает лекции студентам - будущим психологам, неврологам, психиатрам, учителям.

Пятый год в СПбГУ работает «мегагрантовая» лаборатория междисциплинарных исследований развития человека. По словам основателя лаборатории, ведущего ученого Елены Григоренко, лаборатория подготовила 25 специалистов, биологов и психологов. Но мегагранты не вечны и дальше уже Университет должен понять, какой будет дальнейшая деятельность лаборатории.

Профессор Черниговская формулирует самое досадное обстоятельство: наука уже очень многое знает и об аутизме, и о дислексии, «но это и остается внутри науки»:

- У меня сейчас молодая сотрудница защитила магистерскую по акустическому и лингвистическому анализу вокализации речи у людей с аутизмом. Мы рассчитываем на то, что появится инструмент, с которым можно будет очень рано по голосу диагностировать расстройство. Но где это останется? В хороших научных журналах. Об этом не будут знать родители и учителя, если мы не приложим специальных усилий.

В Петербурге, считает Авдотья Смирнова, «очень продвинута ситуация с совершеннолетними людьми с аутизмом (в частности, о центре «Антон тут рядом» мы не раз писали), но «что касается дошкольного и школьного образования, у нас ситуация сильно хуже, чем в некоторых других регионах».

«Некоторые другие» - это, к примеру, Воронежская область. Благодаря бывшему губернатору Алексею Гордееву (сейчас он зампред председателя правительства РФ) она стала пилотным регионом, где на госуровне выстраивается система сопровождения человека с аутизмом, от постановки диагноза в детстве до его жизни после школы.

Москва, по оценке Смирновой, - «довольно продвинутый регион», в Новосибирске активное родительское сообщество, и оно на связи с местным университетом, в Белгородской области родительская организация сотрудничает с местным правительством и бизнесом...

Сейчас, по словам Марии Пиотровской, благодаря поддержке Совета Федерации и лично Валентины Матвиенко организована рабочая группа при Минобрнауки. В нее вошли ведущие логопеды, дефектологи, нейропсихологи и родители. Задача - внести изменения в законодательство, «которые позволят, во-первых, ребенку перед школой получить диагностику, во-вторых, чтобы были доступные и в ценовом, и в количественном, и, главное, в качественном смысле специалисты и, в-третьих, чтобы был изменен госстандарт образования» . Так, чтобы он не нарушал права весьма немалой части населения.


Комментарии

Самое читаемое

Неужели после долгой эпохи реформирования самое лучшее, что можно сделать, это вернуться к тому, что было?

Каждый седьмой выпускник Ленобласти награжден медалью за особые успехи в обучении.

Выпускники 2017 года уже получают результаты сданных экзаменов.

При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дом молодежи Санкт-Петербурга вновь собрал самых веселых и находчивый студентов нашего города.

Примерно каждый 20-й житель Земли страдает от нейрологического заболевания, вызывающего проблемы при чтении. Мы предлагаем вам этот тест-текст, в котором специальный скрипт эмулирует нарушения восприятия, характерные для дислексии. Ваш браузер должен поддерживать JavaScript.

Дислексия - специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015-м вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии: "Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера".

Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: "Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения".

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин "дислексия" обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз "Дислексия" подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Ассоциация родителей и детей с дислексией – новая некоммерческая организация, цель которой – помощь детям и семьям, где воспитываются дети с расстройствами чтения и письма. Учредителем Ассоциации стала Мария Пиотровская, в прошлом глава совета директоров банка «Ренессанс Кредит», а в попечительский совет вошли нейропсихолог Татьяна Васильевна Ахутина – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, ученица легендарного Александра Лурии, а также доктор биологических наук, профессор Татьяна Владимировна Черниговская, ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания.

Ассоциация существует с осени 2016 года.

Цель Ассоциации – дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За полгода работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В планах - открытие центра, где по определенным методикам помогали бы детям с дислексией, а также объединение всех крупных экспертов и создание общего онлайн-ресурса Дислексия.рф. Еще одной стратегической задачей Ассоциации являются законодательные инициативы, которые позволят ввести обязательное диагностирование детей в дошкольном возрасте.

О дислексии

Дислексия – распространенная проблема обучения детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения и письма. Учащиеся с дислексией испытывают трудности в усвоении школьной программы, поскольку по-другому воспринимают информацию – зачастую они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или меняют буквы местами, не видя разницы. Но дислексия не влияет на умственные способности – более того, дислексики чаще, чем остальные дети, обладают ярким талантом и/или имеют интеллект выше среднего. Среди людей с дислексией много ученых, политиков, бизнесменов, писателей, художников. В числе знаменитых дислексиков – Альберт Эйнштейн, Стив Джобс, Уинстон Черчилль, Энтони Хопкинс и Пабло Пикассо.

На Западе давно научились работать с дислексией, есть специализированные классы и школы, много методик, проводятся международные конференции. Согласно зарубежным исследованиям, дислексия в той или иной степени встречается у одного из 10 учащихся. Если применять эту статистику в нашей стране, то в одной только Москве может насчитываться до 100 000 детей с дислексией.

В большинстве российских школ знания о дислексии довольно ограничены, информированности общества недостаточно, а центры помощи малочисленны и разрозненны. Именно совокупность этих факторов привела Марию Пиотровскую к созданию в ноябре 2016 года Ассоциации родителей и детей с дислексией.

«Задача Ассоциации – помочь родителям, у которых дети так или иначе не успевают в школе, выяснить причины этой неуспеваемости, и если она связана с дислексией, помочь найти специалиста для занятий с ребенком», — говорит Мария Пиотровская, столкнувшаяся с проблемами детей-дислексиков в собственном окружении.

О проектах Ассоциации

С декабря 2016 команда проводит мастер-классы для учителей в нескольких школах Москвы и Подмосковья. Весной 2017 года группа экспертов Ассоциации выезжала в разные регионы России: провела выездную конференцию для всех школ Грозного, а также мастер-классы в школах Ингушетии.

20 и 21 апреля эксперты Ассоциации родителей и детей с дислексией приняли участие в Х Международной научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» в РУДН, подключившись к работе 6-ой секции конференции – «Проблемы подготовки специалистов для работы с одаренными детьми». Среди спикеров конференции, посвятивших свои выступления проблемам обучения детей с дислексией, была Татьяна Васильевна Ахутина.

Сотрудничество с Эрмитажем

19 мая было подписано соглашение между Государственным Эрмитажем и Ассоциацией родителей и детей с дислексией. Соглашение подписали Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, и Марина Александровна Ходакова, директор Ассоциации.

Было принято решение об осуществлении совместной разработки и реализации специальных просветительных программ для детей с дислексией, проводимых в Государственном Эрмитаже.

Флешмоб в соцсетях и праздник в «МЕГА ТЕПЛЫЙ СТАН»

3 июня в честь Дня защиты детей Ассоциация родителей и детей с дислексией организовала праздник в торговом центре МЕГА Теплый Стан, где в рамках выступления артистов была представлена интерактивная информация о дислексии.

Также к этой дате был приурочен флешмоб с участием известных актеров и телеведущих. Тутта Ларсен, Аврора, Анфиса Чехова, Татьяна Геворкян, Евгений Стычкин, Константин Крюков, Сати Казанова, Эвелина Хромченко, Ольга Шелест и Татьяна Лазарева рассказали в соцсетях о том, что дислексия – не болезнь и не диагноз, и что люди могут добиться успеха, несмотря на эту особенность.

В общей сложности более 3 миллионов человек в соцсетях увидели сообщения участников флешмоба.

«Наша задача — изменить отношение людей, чтобы люди знали об этой особенности мозга, и не воспринимали это как проблему», – говорит Мария Пиотровская, – поэтому мы проводим мероприятия не только в школах, но и на общедоступных площадках”.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама