Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы
Тема «Зима»
Цель занятия :
Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность,
здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.
Задачи :
Расширить представления детей о характерных признаках зимы.
Активизировать словарь по теме «Зима».
Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.
Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.
Материалы и оборудование :
Стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки, интерактивная доска, сумка-холодильник(для хранения снега и льда) , аудиозаписи: песни” Три белых коня”, игры “Поиграем в снежки ",мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.
Ход занятия:
Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва). Входит девочка-негретёнок. (Дети сидят на стульчиках).
Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?
Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду. А тебя как зовут девочка?
Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.
Воспитатель: Лу, ты оказалась в Сибири. И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяцы.)
Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).
Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?
Отгадай загадку:
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось -
С неба на землю свалилось.
Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?
Дети: Снег- это замёрзшие кристаллики льда.
(Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом.
Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.
(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).
Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?
Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?
Дети: Снег растаял и превратился в воду.
Лу: Почему это произошло?
Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.
Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)
Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?
Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем. Проводится музыкальная игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре)
(Лу стоит задумавшись)
Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?
Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?
Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.
(Лу загадывает загадку).
Загадка
Зимнее стекло
Весною потекло. (Лёд).
Лу: Я никогда не видела льда.
(Воспитатель вносит лёд, снег. Приглашает детей к столам. Часть детей стоит справа, часть - слева от стола).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый). Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите те, кто стоит справа от меня под стакан со снегом, кто стоит слева - под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).
Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?
Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Полины? Лу, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?
(Лу затрудняется).
Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)
Лу: Ребята, а как выиграете зимой? (Катаемся на санкам, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков).
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.
Проводится разминка под музыкальное сопровождение.
За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)
Лу: Ребята, а с помощи каких звуков можно воспроизвести завывание ветра? (Гласных звуков).
Воспитатель: Верно. Ты послушай лучше. Катя поёт первый звук, Федя второй и далее по-цепочке. (а- о- у- ы- и-э-а –о).
Воспитатель: Но не только ветер можно услышать зимой. Мы сейчас с вами поиграем. Как только вы услышите звук, который мы можем услышать зимой- хлопаем в ладоши. Если мы зимой его не слышим, стоим тихо.
(Проводится игра на интерактивной доске.)
Лу: Как у вас зимой весело и интересно!
Воспитатель: Но вот птицам не до веселья. Зима много принесла им хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края. (Беседа по интерактивной доске.) Ребята давайте выберем птиц, которые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (Перелётные). Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие).
Ребята, посчитайте сколько здесь зимующих птиц? Сколько перелётных? На сколько перелётных больше, чем зимующих?
Лу: Так вот почему люди развешивают кормушки. Они помогают птицам пережить холодную зиму. А чем можно покормить птиц? (Семечки, пшено, синички любят сало, хлебные крошки.)
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)
Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее.) Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А ведь это свойство- охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.
Лу: А можно я сейчас расскажу о зиме?
Проводится игра “Бывает- не бывает. “
1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.
2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.
3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.
4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.
5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом- на велосипедах. (По ходу игры дети исправляют ошибки.)
Воспитатель: Лу, не расстраивайся. Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки - цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?
А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки.
Лу: Спасибо ребята. Мне очень понравилось у вас. Я очень многое узнала о зиме, это прекрасное время года.
Воспитатель: Ребята, а вам что больше всего понравилось?
Галя Бжасова
Конспект занятия в старшей группе «Наконец пришла зима!»
Вид деятельности :игровая,продуктивная,коммуникативная,позновательно-исследовательская,музыкально-художественная,восприятие художественной литературы.
Цель :
Уточнить представления о первых признаках зимы, зимних явлениях природы, изменение дня, снегопад, метель.
Закрепить знания о свойствах снега : белый, холодный, тает в тепле.
Показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед.
Упражнять в умении составлять сложные предложения с противопоставлениями.
Формировать представление о необходимости тепло одеваться, чтобы не заболеть.
Демонстрационное оборудование : емкость с принесенным заранее снегом, предметные картинки «Одежда» , магнитная доска, картинки с изображением зимы.
Словарная работа : зима , снегопад, метель, холод, заморозки. Мороз.
Ход занятия:
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос :
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору :
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь :
«Ну, скорей гулять!»
Воспитатель : Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Ответы детей) .Какими словами автор рассказывает о зиме? Какая бывает зима (Ответы детей) .Какие первые признаки наступающей зимы можно отметить сейчас (Ответы детей) .
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад)
Осенью идет дождь, а зимой (снег)
Летом жарко, а зимой (холодно)
Летом деревья покрыты листвой, а зимой (снегом)
Зимой нужно тепло одеваться, чтобы (не заболеть) .
Физкультминутка
На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.
4. Зимушка-зима
Воспитатель : Ребята, сейчас я вам прочту одно стихотворение, а вы послушайте и подумайте, что происходило, когда дети ловили снежинку на руку «Снежок и Алешка» ;
С улицы домой Алешка
первый снег принес в ладошке.
«Мама! – закричал мальчонка,
протянул вперед ручонку. –
Я снежок принес сюда.» -
И замолк. Одна вода
«Кто-то снег мой утащил,
мне в ладонь воды налил!»
Лешке тут его сестренка
крикнула со смехом звонким :
«Догадаться сам не мог,
что растаял твой снежок!»
Воспитатель : Что ответила Алеше сестра (Ответы детей) . Посмотрите, что стало со снегом, который мы утром принесли в группу (Предлагает посмотреть растаявший снег) .Как вы думаете, эта вода чистая (Ответы детей) . Каким был снег, когда мы принесли его в группу ? (Ответы детей) .
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Прикрепит к доске картинки предметов одежды для разных сезонов, дети по одному подходят к доске и убирают лишние предметы, мотивируя свои решения.
Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались?
Что вам понравилось больше всего (Ответы детей) .
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия для детей с аллергодерматозами «Пришла зима весёлая» Цель: Создание условий для развития коммуникативных качеств дошкольников с аллергодерматозами. Образовательные задачи: Уточнять,.
Конспект интегрированного занятия по родной природе в средней группе «Пришла зима» МБДОУ «Детский сад № 57 комбинированного вида» Конспект интегрированного занятия по родной природе в средней группе ТЕМА: «Пришла.
Конспект НОД в младшей группе «Зимушка-зима пришла - снег с собою принесла!» Задачи: 1. Знакомить детей с характерными признаками зимы (зимой холодно, идет снег, со свойствами снега. 2. Развивать познавательный интерес.
Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Зима пришла» Конспект НОД в старшей группе по развитию речи. Воспитатель: Подоляко И. Н. Тема:"Зима пришла (с элементами экспериментирования). Цель:.
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Комиссарова Екатерина Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему: «Зимушка - зима в гости к нам пришла» Цель: Обобщить.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «К нам зима пришла» Ход занятия: 1. Орг. момент. Чтение стихотворения о зиме («Письмо» И. Пивоварова). К нам пришло Письмо одно. Было странное Оно. Вместо марок.
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира у детей старшего возраста на тему: « Зимушка – зима».
Воспитатель: Ефимова Алла Ивановна
Задачи :
Расширить представления детей о характерных признаках зимы, о зимних явлениях в природе.
Расширять и активизировать словарь по теме «Зимушка - зима», развивать связную речь.
Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.
Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве, экспериментировании.
Предварительная работа : беседа с детьми, сбор снега для эксперимента.
Материалы и оборудование :
Аудиозапись песни” Три белых коня”, игры подвижные, разрезные снежинки, снежинка с загадками, мольберт с иллюстрациями зимних пейзажей, картинки, стаканчики, марля.
Ход занятия:
Восп. Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинный зайка серый,
Обернулся зайка белым.
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?(ответы детей: зимой)
Восп. Молодцы, правильно. Вы уже наверное догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о зимних явления. Но для начала, скажите, какие приметы зимы вы знаете? (ответы детей: идет снег, холодно, на реках, озерах, морях замерзает вода, люди одевают шубы, валенки, морозно).
Восп. Все правильно.
А сейчас, я включу музыку, а вы внимательно слушайте, там скрываются отгадки, на мои вопросы.
Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва).
Восп. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Ответы детей:)
Восп.: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).
Восп. Зимние месяцы приготовили для нас интересные вопросы, задания, игры. Вы готовы, начнем!
Восп. У меня в руках снежинка, а на ней написано первое задание.
К нам зима пришла опять.
Снегом белым, словно мелом,
Побелить дома успела, все деревья и дорожки,
И стучится к нам в окошко!
Шубу, шапку надевайте,
Лыжи, санки доставайте,
Зимушку бегите встречать,
Всех ребят зовите играть!
А во что мы можем зимой поиграть, какие зимние игры и развлечения вы знаете? (ответы детей)
На мольберте прикреплены иллюстрации (лыжи, коньки и т. д.), давайте мы с вами по этим картинкам составим предложения.
Восп.: Давайте мы с вами тоже поиграем. Встанем друг за другом и пойдем: на лыжах, на коньках, лепим снежки, прокатимся на санках.
Восп.: Первый месяц зимы – декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Говорят, что декабрь – зиме начало.
Отгадайте загадку:
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? - Вот вопрос.
Их нарисовал... (мороз)
Восп. Правильно, ребята, это мороз.
Физкультминутка:
Пусть забористый мороз щиплет щеки нам и нос. (растирать)
Любим мы играть в снежки. Любим лыжи и коньки. (имитир. движения)
Эй зима покружись и с детьми подружись. (кружится)
Нам зима красавица очень очень - очень нравится. (хлопать в ладоши)
Восп. Второй месяц зимы – январь. В народе называют январь - просинец. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
Игра: « Доскажи – словечко» . Я буду вам читать начало предложения, а вы мне должны подсказать концовку. На экране будут небольшие подсказки.(слайды)
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
На поселок, на лужок выпал беленький … (снежок).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).
Рядом-снежная фигурка, это девочка - … (снегурка).
Восп. Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? А как вы понимаете слова - ветродуй, вьюговей, бокогрей.(Ответы детей)
Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.
Восп.: Февраль нам приготовил задание. Во время метели ветер поломал и разбросал снежинки. Вам нужно их собрать. (Слайд).
(Дети делятся на подгруппы 2-3 чел. и собирают разрезные снежинки)
А я вам приготовила загадки о зиме?
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла... (зима)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек -
Их укрыл пушистый... (снег)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот -
Не вода в ручье, а... (лед)
Зимой забава есть одна,
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как «снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (снежки)
Восп. Ребята скажите мне из чего мы с вами делаем снежки?(ответы) Восп.: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Восп.: Ребята, а что произойдет со снегом, если принести его в тепло?(ответы детей). Мы с вами на предыдущем занятии уже говорили, что происходит со снегом? Ответьте мне на вопрос, а снег чистый или грязный?(ответы детей).Давайте с вами посмотрим и сделаем выводы.
Восп. А теперь давайте проведем опыт со снегом. Подойдите все сюда. Я вчера набрала на улице снег и принесла его в группу.Как вы думаете, что случилось со снегом?(ответы детей).А вода талая чистая или грязная?(ответы детей). Давайте проверим. У меня в стаканчиках налита талая вода, а на других стаканчиках надета марля, возьмите каждый по стаканчику с водой и перелейте в стаканчик через марлю. Обратите внимание, какая у нас вода и марля. (ответы детей).
Восп. Ребята, скажите снег можно кушать, как многие из вас любят делать?(ответы детей).А почему?(ответы детей).
Восп. Наше занятие подошло к концу, расскажите, что вам сегодня понравилось на занятии(ответы детей), о чем мы сегодня с вами разговаривали(ответы детей), что вы узнали нового(ответы детей) и какие выводы можно сделать после сегодняшнего занятия(ответы детей).
Восп. Всем спасибо, все молодцы.
Валентина Синогач
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»
Программное содержание.
Формировать в речи полные предложения, правильно употреблять окончания слов. Активизировать словарный запас (образец).Уточнить представление детей о характерных признаках зимы (много снега, снег холодный, пушистый). Расширять и обобщать знания детей о сезонных изменениях в природе, о жизни птиц зимой. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» - (Экология )- Расширять и углублять знания - формировать наблюдательность и любознательность
«Социализация» - Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.
«Художественная литература» - развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость.
«Безопасность» - закрепить правила безопасной игры.
«Музыка» - создание положительного эмоционального настроя.
«Здоровье» - развитие двигательной активности.
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, дома смастерить кормушку для птиц. Рассматривание иллюстраций о зиме, разучивание с детьми стихов, загадок, игр, рисование любимых персонажей, рисование «Зимушка» ,выполнение поделок из природного материала,просмотр презентаций «Явления природы».прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского.
Материал:
Иллюстрации с изображением зимы, картинки зимующих птиц, весёлая мелодия, листочки для рисования, акварельные краски.
Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Лексические темы по развитию речи детей Л. Н. Арефьева.
Ход НОД.
Отгадывание загадки
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая
Плыла лебедь сытая.
Вниз кидала, сыпала
На поля- озёрушки.
Белый пух да пёрышки (Снеговое облако)
Правильно ребята! (Показ природных явлений в виде презентации)
Воспитатель: давайте вспомним,какое сейчас время года? Какой месяц наступил? Нравится ли вам ребята,зима? (Заслушиваю ответы детей). Показ слайда из презентации зимняя природа.
Зима чудесное время года, не правда ли ребята?
Воспитатель: Свежевыпавший снег придаёт всему окружающему миру праздничность: белые дорожки, обсыпанные снегом ёлочки, скамейки. А давайте возьмём снег в руки и посмотрим. что с ним произойдёт, Какой снег? (дети выдвигают свои гипотезы) Сейчас ребята предлагаю
игру «Снежок»
Мы танцуем со снежками, (движения выполняем по тексту)
Посмотрите все на нас.
Вот так потопаем ногами!
Раз-два, раз-два, раз- два!
А теперь снежки положим
Мы к снеговику сюда.
И теперь в ладоши можно
Нам похлопать без труда.
Осторожно поднимайтесь,
Не забудьте взять снежок.
Поплясать теперь нам можно,
Попляши и стань в кружок.
Понравилась игра?
Воспитатель: Давайте заглянем в ведро со снегом
Воспитатель: А где же, снег ребята? (Дети рассказывают,что произошло со снегом).Как вы думаете можно кушать снег?
Рассматривают воду в ведре.
А знаете ли вы ребята стихотворения о зиме?
Дети читают стихи о зиме.
Воспитатель: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть.
Игра: «Закончи предложение»
Воспитатель: Ребята внимательно послушайте и дополните предложение.
Зимой реки и озёра покрываются гладким, прозрачным (льдом)
Земля покрылась белым, пушистым (снегом)
Дети слепили большую снежную (бабу)
Зимой дети любят кататься на (санках, лыжах, коньках)
Зимой зайчик меняет шубку в какой цвет (белый)
Какие животные впадают в спячку (медведь, ёж,)
Зимой к кормушке прилетают (снегири, синички, воробьи, сороки)
Молодцы ребята!
Вы любите отгадывать загадки?
Загадки.
1. Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнёт перинки-
Над миром пушинки! (Зима)
2. Он вошёл- никто не видел,
Он сказал никто- не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
3,На крышу избушки
Легли белые подушки.
Только солнце припечёт-
Пух водою потечёт. (снег).
Воспитатель:предлагаю познавательную игру «Я знаю»
Становитесь все в круг воспитатель в центре с мячом. Я буду бросать вам мяч например, Говорю звери, ребёнок поймавший мяч называет 3зверя. ,птицы,растения. Вам понравилась игра.
Слушаем отрывок из произведения П. И Чайковского «На тройке»
Ребята,а сейчас я предлагаю вам нарисовать зиму. Дети рисуют красками.
Воспитатель: Какие замечательные картины у вас получились.
Вечером обязательно покажите свои рисунки родителям и расскажите,что вам особенно понравилось на занятии.
Итог.
Ребята О каком времени года мы говорили?
Что вам больше всего понравилось?
Кто узнал что-то новое для себя?
Вы большие молодцы!
Знаете много стихов о зиме, играли в игры, нарисовали зимушку
А сейчас пора на прогулку за новыми впечатлениями о зиме.
Публикации по теме:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Зимушка-зима» Программные задачи: Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Закреплять умения детей отвечать на вопросы.
Программные задачи:
1. Образовательная:
- Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
- Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
- Обогащать словарь детей образными словами и выражениями (снежинка: красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, загадочная) .
- Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
2. Развивающая:
- Развивать память, логическое мышление, внимание, творческое воображение.
3. Воспитательная:
- Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Материалы, оборудование:
Снежинки, разрезные картинки, мольберт, бумага для рисования, акварель, кисточки «белка» №4, ватные палочки, стакан-непроливайка, клеенка, салфетка, фонограмма. Шкатулка (сюрпризный момент) .
Ход занятия:
Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года» .
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!» .
1. Приветствие:
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель:
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка) .
Белые, белые, снежные,
В форточку письма влетают,
Кружатся - тихие, нежные,
И тают, тают, тают…
2. Сюрпризный момент.
Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.
Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята!
Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима.
Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».
Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в снежинкины игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?
Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке) .
3. Физкультминутка: «Я мороза не боюсь» .
Я мороза не боюсь, шагаем
С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши
Подойдет ко мне мороз, присели
Тронет руку, тронет нос показали руку, нос
Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши
Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.
Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его) . Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!
4. Целевая установка:
1). Вот первое задание:
- Задам я вам сейчас вопросы
Дать ответ на них не просто!
Слушайте внимательно:
Снег на полях,
Лед на реках.
Ветер гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
Что принесла с собой зима?
Воспитатель: Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом.
Для чего природе зимой нужен снег?
Из чего состоит снег?
Кто больше всего страдает от капризов зимы?
А без чего деревья зимой погибнут?
Чем питается белка в зимнем лесу?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Проходите, садитесь на стульчики.
2). Воспитатель: Зимой происходят разные чудеса! А в сундуке Зимушки-Зимы следующее задание. Вы должны отгадать загадки о зиме и о животных. Кто знает их больше? Слушайте внимательно. (На каждую загадку вешаю отгадку на мольберт) .
Эту зимнюю хозяйку,
Все боятся, даже зайка.
Не боится лишь апрель,
Снежно - белую… (Метель)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
Воспитатель: почему заяц зимой меняет шубку?
Дети: Чтобы зайца не было видно на снегу.
Слушайте следующую загадку.
Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
Дети: Потому что зимой нет ягод, растений, насекомых, которыми питается медведь.
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили, морковку. (Снеговик)
С неба падают зимою,
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)
3). Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. Посмотрим, что же еще в сундуке лежит? Встаньте вокруг.
Это снежинки! Рассмотрите рисунок снежинок, опишите их. Какие они?
(Дети по очереди берут снежинку в руки, передавая ее друг другу, описывают) .
Дети: Красивая, белая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, необыкновенная, хрупкая, загадочная.
Воспитатель: Мы описали с вами снежинку! Как много замечательных слов вы назвали!
На что похожи снежинки?
Если поймать снежинку и внимательно ее рассмотреть, то вы увидите, какая она красивая. Снежинки словно из тонкого кружева, с хрупкими лучиками и лепесточками, похожие на сказочные зимние цветы. Поэт собрал вместе ваши слова и у него получилось вот такое стихотворение:
Красивая, блестящая,
Загадочная ты!
Лети, снежинка наша,
Волшебной красоты!
4). Воспитатель: А в волшебном сундуке следующее задание от Зимушки-Зимы. Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол частички разрезанных картинок) . Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы) .
а) Д/и: «Собери картинку» .
Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Под музыку дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.
б) Д/и: «Найди пару» .
5). Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этими заданием. Где наш волшебный сундук? Здесь следующее задание. А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее перед Новым годом очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли, и они не погибли. Засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас он попросил укрыть елочку снегом. Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников.
5. Целевая установка на рисование:
Занимайте свои места, и мы начнем наше волшебство.
(Рисуем снежинки небольшими группами. Одна группа рисует – кисточками, вторая группа рисует с помощью ватных палочек (прием «тычка» ) .
6. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре Загибают пальцы начиная с большого
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий Гладят руки
И совсем со всем не сладкий Грозить платьем
Раз- подбросить
Два- поймай
Три- уронит и сломает
7. Подведение итогов:
Ну что же, маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе проделали. Возьмите свои снежинки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и ей теперь будет тепло. Вот мы и помогли Зимушке-Зиме, укрыли корни елочке, чтобы она перезимовали, а весной продолжала нас радовать.
Так для чего нужен снег зимой?
Выполнила: Митрофанюк Л.В.