THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Михаил Николаевич Петерсон (1885–1962) – советский языковед, представитель Московской фортунатовской школы. Его перу принадлежат работы по русскому синтаксису и методике преподавания русского языка, а также труды по другим языкам – французскому, армянскому, литовскому.

М. Н. Петерсон вел активную преподавательскую деятельность. В преподавании языков он применял своеобразную методику: обучение начинал не с упражнений, а с чтения и анализа неадаптированного текста. На первых же занятиях Петерсон проводил всесторонний анализ одного-двух слов, одной фразы. Постепенно темп ускорялся, объём языковой информации увеличивался, и вскоре студенты уже могли самостоятельно анализировать сложнейшие тексты.

Ученый был противником марризма, за что подвергался травле (в печати его называли «представителем псевдонауки»), а в конце 1940-х вынужден был оставить преподавание и практически не печатался. Вернуться к активной преподавательской деятельности М. Н. Петерсон смог только после в 1950 году.

Предлагаем вниманию читателей портала статью М. Н. Петерсона «Союзы в русском языке», опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5, 1952). В статье дана классификация союзов и описаны их основные функции. Статья и спустя 60 лет после ее написания будет очень полезна преподавателям русского языка как родного и как иностранного.

I . Союзы и их разновидности

Союзы вместе со связкой, предлогами и частицами относятся к разряду слу-жебных (несамостоятельных) слов, которые противо-полагаются знаменательным (само-стоятельным) словам - частям речи: существительным, прилагательным, числительным, местоимениям, глаго-лам, наречиям.

Главное различие между этими ка-тегориями слов заключается в том, что знаменательные части речи могут быть словами-предложениями и чле-нами предложения. Служебные слова употребляются в речи только в соеди-нении со знаменательными словами.

Служебные слова более позднего происхождения, чем знаменательные, и произошли из знаменательных. В за-висимости от потребностей общения служебные слова продолжают разви-ваться, выражая всё новые и новые смысловые отношения между знаме-нательными словами. Во многих слу-чаях вполне ясно происхождение служебных слов из знаменательных. Ср., например, союз что и место-имение что, предлог около и наре-чие около. Труднее это установить для таких союзов, как и, а, но.

Союзы – служебные слова, выра-жающие смысловые отношения между однородными членами предложения1 или между частями сложного пред-ложения (главными или придаточны-ми предложениями).

Союзы по их строению можно разделить на простые и составные.

Простые союзы в свою очередь можно разделить на непроизводные для данной эпохи, или перво-образные, такие как и, ни, а, но, и производные – такие как что, чтобы, когда, хотя, если.

Составные союзы: потому что, оттого что, для того что-бы, вследствие того что, так что, так чтобы, так как и др. Количество составных союзов всё возрастает.

Из всех этих союзов наиболее древ-ние по происхождению – простые непроизводные; за ними следуют простые производные; позднее всех появились составные союзы.

По употреблению союзы бывают одиночные, повторные и парные:

  • одиночные: и, а, но, да и др.
  • повторные: и – и, ни – ни, то – то, то ли – то ли, не то – не то, или – или и др.
  • парные: не только – но и, хотя – однако, хотя – но, если – то и др.

Союзы по их роли в предложении можно разделить на два разряда: одни союзы выражают смысловые отноше-ния между отдельными словами в предложении (и, ни, да, а, но, то, не то, или ) , другие союзы выража-ют смысловые отношения между ча-стями сложного предложения.

Между теми и другими союзами есть сходство и различие.

Такие союзы, как и, а, но , упо-требляются и для соединения частей сложного предложения. Значение их одинаково и в том и в другом слу-чае. Например:

И соберись, и уложись,
И в час беды такой
Ещё хозяйкой окажись
Проворной и лихой.
(Твардовский)

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
(Никитин)

Здесь в обоих случаях - перечисле-ние.

Такие же параллельные примеры можно привести и для других союзов. Однако различий между теми и дру-гими союзами больше.

Есть много союзов, употребляю-щихся только для выражения смыс-ловых отношений между частями сложных предложений: что, если, потому что, когда, хотя и др.

Смысловые отношения, выражае-мые сложными предложениями с со-юзом и , гораздо богаче, чем смыс-ловые отношения, выражаемые тем же союзом между отдельными сло-вами предложения (примеры см. ниже).

Союзы, выражающие смысловые отношения только между частями сложного предложения, – более по-зднего происхождения. Вместе с ро-стом употребительности сложных предложений, что вызывается потреб-ностью выражения всё более слож-ных отношений между явлениями, количество союзов всё увеличивается, значение их становится разнообраз-нее.

Возрастает и количество союзов, выражающих смысловые отношения между отдельными словами в пред-ложении, но далеко не в такой сте-пени.

Таким образом, те и другие союзы находятся в постоянном взаимодей-ствии.

Смысловые отношения, выражае-мые и теми и другими союзами, мо-гут быть подробно изложены только в синтаксисе. Здесь будут даны самые необходимые сведения сначала о значении союзов, соединяющих от-дельные слова в предложении, а за-тем – о значении союзов, соединяю-щих части сложных предложений.

II. Союзы, выражающие смысло-вые отношения
между отдель-ными словами в предложении

Наиболее употребителен союз и . Более половины всех случаев прихо-дится на сочетания с этим союзом. Те смысловые отношения, которые выражаются союзом и, наиболее ча-сто встречаются в нашей языковой практике, тесно связанной с нашей общественной деятельностью.

По выражаемым ими смысловым отношениям союзы можно подразде-лить на четыре группы:

1) союзы, выражающие перечисление (и, ни, да, или, то );

2) союзы, выра-жающие противоположение (а, но, не только – но и и др.);

3) сою-зы, выражающие сравнение (как, чем );

4) союзы, выражающие цель (чтобы ).

Некоторые из этих союзов выра-жают и другие смысловые отношения, что будет показано дальше.

1. Союзы, выражающие перечисле-ние

В эту группу входят соединитель-ные и разделительные союзы.

И

Союз и выражает перечисление слов, находящихся в однородных от-ношениях и обозначающих различ-ные предметы, признаки, явления.

И жить хочу, и пить, и есть,
Хочу тепла и света...
(Твардовский)

При повторном союзе и – и , кроме перечисления, выражается усиление.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
(Пушкин)

Союз и может иметь значение про-тивоположения (см. ниже).

НИ

Союз ни (повторный) выражает такое же перечисление в отрицатель-ных предложениях (с усилением):

Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов.
(Пушкин)

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
(Лермонтов)

ДА

Союз да обычно придаёт выска-зыванию разговорный характер.

Собака, человек, да кошка, да сокол
Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.
(Крылов)

Этот же союз употребляется при повторении слова для усиления:

- Ты знаешь, все ругают нашу степь, говорят, она скучная, рыжая, холмы да холмы, будто она бесприютная, а я люблю её (Фадеев).

Союз да служит также для выра-жения противоположения (см. ниже).

Союз да и имеет присоединитель-ный оттенок значения.

Смотритель постоял, постоял – да и пошёл (Пушкин).

ИЛИ

Союз или служит для выражения перечисления с оттенком выбора из двух или нескольких возможностей:

Это наши «лаги» (или «миги», или «яки»), – говорили они (Фадеев).

С тем же значением употребля-ются повторные союзы либо - ли-бо, ли - ли, ли - или:

С чужими я либо робел, либо важничал (М. Горький).

Уездный чиновник пройди мимо – я уже задумывался, куда он идёт: на вечер ли к какому-нибудь своему брату или прямо к себе домой (Гоголь).

ТО

Союз то (повторный) служит для выражения перечисления предметов или явлений, существующих не одно-временно, а попеременно:

Лейтенанты то появлялись в городе, то исчезали, всегда наезжало много новых... (Фадеев)

Все девушки, подняв головы, прислуши-вались к прерывистому, то тонкому, оси-ному, то низкому, урчащему, рокоту, ста-раясь разглядеть самолёт в раскалённом добела воздухе (Он же).

НЕ ТО

Союз не то (повторный) выра-жает перечисление предметов или явлений, существование которых предполагается и одно из которых исключает другое:

Во всех её движениях замечалась не то небрежность, не то усталость (Тургенев).

И сама будто ожила, а у самой родилась какая-то не то надежда на что-то, не то замысел (Гончаров).

С тем же значением употребляется повторный союз то ли:

...И пахло от свежего нахолодавшего рта то ли ветром, то ли далёким еле уловимым запахом свежего степного сена (Шолохов).

Значение перечисления выражается некоторыми парными союзами, например как – так и:

У Сибири есть много особенностей. Как в природе, так и в людских нравах (Гончаров).

2. Союзы, выражающие противо-положение (а, но, да, однако, зато и др.)

Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! (Фадеев).

На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем было уж собралась,
Да призадумалась...
(Крылов)

Я немножко поколебался, однако сел (Тургенев).

Они немножечко дерут,
Зато уж в рот хмельного не берут.
(Крылов)

Хотел объехать целый свет,
И не объехал сотой доли.
(Грибоедов)

Различные оттенки противоположе-ния и сопоставления выражаются парными союзами не только – но (и), не только – а (и), не столько – сколько и др.

Они уже не только по обличью, а и по звуку различали свои и немецкие самолёты (Фадеев).

3. Союзы, выражающие сравнение (как, чем)

Эти союзы выражают отношения не между однородными членами пред-ложений.

Серёжа Тюленин был самым младшим в семье и рос, как трава в степи (Фадеев).

И отец, который хрипел, свистел и ду-дел на него больше, чем на кого-либо из детей своих, любил его больше, чем кого-либо из остальных (Фадеев).

4. Союзы, выражающие цель (чтобы)

Юрий стал сзади на грузовик, чтобы по-глядеть на небо (А. Толстой).

Союз чтобы тоже выражает отно-шение не между однородными чле-нами предложения.

III . Союзы, выражающие смысло-вые отношения
между частями сложного предложения

На первом месте по употребитель-ности и здесь стоит союз и , за ним следует а, но, что, чтобы и дру-гие. Преобладание союза и связано с его многозначностью. Употребитель-ность отдельных союзов изменяется в зависимости от характера текста. Материал сгруппирован по значению.

1. Перечисление

Предложения с союзом и обозна-чают перечисления или одновремен-ных, или последовательных событий.

Лица их среди листвы сошлись так близко, что дыхание их смешивалось, и они прямо глядели в глаза друг другу (Фадеев).

И вот этой весной они окончили школу, простились со своими учителями и организациями, и война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи (Фадеев).

Сложные предложения с союзом и могут иметь и другие значения.

1) Первая часть сложного предло-жения выражает основание, причину, другая – следствие.

Мало было надежды у бедного Ашика-Кериба получить её руку, и он стал гру-стен, как зимнее небо (Лермонтов).

2) Первая часть сложного предло-жения выражает условие, вторая – следствие:

Он знак подаст – и все хлопочут (Пушкин).

3) Вторая часть выражает проти-воположение тому, что выражает первая:

Я тебя люблю, и ты никогда не будешь моею (Лермонтов).

Все её знали, и никто не замечал... (Пушкин)

Перечисление выражается также союзами да (употребительность этого союза очень невелика), да и (с при-соединительным значением), повтор-ным ни – ни (в отрицательных пред-ложениях), ли – ли, или, либо – либо (со значением выбора, разде-лительности), то – то (указывает на чередование), не то – не то (с оттенком предположения и исклю-чения одного из явлений), также, тоже и др.

Гремят тарелки и приборы,
Да рюмок раздаётся звон.
(Пушкин)

Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему (Л. Толстой).

Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели (Крылов).

Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, но каждый день повторя-лось одно и то же (Л. Толстой).

То холодно, то очень жарко,
То солнце спрячется, то светит слишком ярко.
(Крылов)

Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Тургенев).

2. Противоположение

а, но, да, однако, же, зато, хотя обозначают противоположе-ние разной силы.

Союз а употребляется при сопо-ставлении различных явлений:

Такой же разительный контраст и в раз-витии культуры в Советском Азербайджа-не и в Иране. В Азербайджане неграмот-ность ликвидирована, а в Иране неграмот-ные составляют около 85 процентов насе-ления. В Азербайджане одно высшее учеб-ное заведение приходится на 163 тыс. че-ловек населения, а в Иране - на 3,4 млн. человека. В Азербайджане один врач приходится на 525 чел. населения, а в Ира-не – на 11,3 тыс. человек («Правда», 30 де-кабря 1949 г. «Союз нерушимый Советских республик», стр. 1).

Более сильное противопоставление выражается союзом но ; оно усили-вается отрицанием, которое почти всегда находится в одной из частей сложного предложения:

Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но если бы знать, как посту-пить... (Фадеев).

Довольно сильное противопостав-ление выражает союз да :

Владимир и писал бы оды,
Да Ольга не читала их.
(Пушкин)

Лучше было бы мне его бросить и скрыться в лесу, да жаль было с ним рас-статься – и пророк наградил меня (Лермонтов).

Оттенок усиления придают союзы однако, же, зато:

Глаз жадно ищет огонька, однако каж-дый поворот реки обманывает наши на-дежды (Короленко).

В доме окна были притворены, дверь же на крыльцо была раскрыта настежь . (Гончаров).

Положим, он знает лесные дорожки.
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды.
(Некрасов)

Противопоставления различной си-лы выражаются союзом хотя (хоть):

И хоть было беспокойно –
Оставался невредим
Под огнём косым, трёхслойным,
Под навесным и прямым...
(Твардовский).

Сильнее противопоставление, ког-да во второй части – но, да:

Хотя в её взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в её улыбке было что-то неопределённое, но такова сила предубеждеиия... (Лермонтов).

Хоть видит око, да зуб неймёт.
(Крылов)

Союз хоть называют уступи-тельным , но, раскрывая значение этого термина, обычно указывают на противопоставление.

Союзы что, чтобы и значитель-но более редкие будто, будто бы, как будто обыкновенно называют изъяснительными , связывая этот термин с глаголом изъясняться. Смысл этого термина заключается в том, что сложные предложения с этими союзами выражают содержание речи, мысли или чувства, приписываемых тому или другому персонажу, в противоположность «чужой речи», передаваемой дословно.

Сочетания с союзами будто, буд- то бы, как будто передают это содержание предположительно.

ЧТО

В сени... вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотри-тель с год как помер, что в доме его по-селился пивовар, а что она жена пивоварова (Пушкин).

Сложное предложение с союзом что обозначает также степень про-явления какого-нибудь признака:

Боевые товарищи встретили его такой искренней радостью, что у него отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать (А. Толстой).

ЧТОБЫ

Между тем лошади пришли, и смотри-тель приказал, чтобы тотчас, не кормя, запрягли их в кибитку приезжего (Пушкин).

– Шоколад? – удивился капитан и вы-нул трубочку изо рта. – Первый раз слы-шу, чтобы старшему лейтенанту в голой степи понадобился шоколад (А. Тол-стой).

Сложные предложения с союзом чтобы обозначают также цель:

А чтоб мышиный род ему не навредил,
Так он полицию из кошек учредил.
(Крылов)

Чаще это значение встречается в сочетаниях с неопределённой фор-мой глагола:

Донецкие калёные ветры и палящее солнце будто нарочно, чтобы оттенить физическую природу каждой из девушек, у той позолотили, у другой посмуглили, а у иной прокалили, как в огненной купели, руки и ноги, лицо и шею до самых лопаток (Фадеев).

БУДТО

Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и льётся по зе-лёному миру (Гоголь).

Ей снится, будто бы она
Идёт по снеговой поляне.
(Пушкин)

Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна (Тургенев).

4. Временны е отношения

Сложные предложения с союзами когда, как, пока, едва выражают временны е отношения с различными оттенками. Те же отношения выра-жаются большим количеством составных союзов: как только, как вдруг, как скоро, с тех пор как, после того как, лишь только, едва только, по мере того как, прежде чем и др. Одни из этих союзов указывают на одновременность двух действий), другие – на предшествующее действие, третьи – на последующее действие (иногда с добавочным оттенком быстрого следования одного действия за дру-гим). Значение временной соотнесён-ности действий могут быть весьма разнообразные. Приводим примеры только на некоторые из союзов (с более простыми значениями).

КОГДА

Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат, и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир, - страшен тог-да Днепр! (Гоголь)

КАК

Я как посмотрела на степь, где мы столько песен спели, да на этот закат, и еле слёзы сдержала (Фадеев).

ПОКА

Сложные предложений с союзами пока, покуда, покамест выража-ют, что одно событие совершилось раньше другого:

И одинокая фигура Николая Ивановича долго ещё маячила в глубине улицы, пока его не закрыл трамвай (А. Толстой).

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружён.
(Пушкин)

ЕДВА

Сложные предложения с союзом едва выражают события, быстро следующие одно за другим:

Но едва он вошёл, как зрелище нового чуда заставило eгo схватиться рукой за кожаное пальто командира корабля (В. Катаев).

5. Причинные отношения

Сложные предложения с союзами так как, потому что, ибо, бла-годаря тому что, вследствие того что и некоторыми другими выражают причину:

Папа даже пожалел, что на меня надели пальто, потому что было совсем жарко, как летом (В. Катаев).

Переезжая быстрые речки, не должно смотреть на воду, ибо тотчас голова за-кружится (Лермонтов).

6. Условие

Сложные предложения с союзами если, коли, ли – ли, раз, ежели, когда, коль скоро и др. выража-ют условие и вытекающее из него следствие. Союзы с частицей бы выражают предположительное ус-ловие:

Он – мой отец.
И если мне придётся,
Всю кровь свою я за него отдам.
(А. Кулешов)

Как хорошо могли бы жить люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! (Фадеев).

– Не связывайся ты с ней. Коли она уже такой колпак надела, ты её не переколпачишь, – сказала Шура Дубровина Майе (Фадеев).

Мы с ним прошли десятки сёл,
Где как, где смертным лазом.
И раз он шёл, да не дошёл,
Так я дойти обязан.
(Твардовский)

А когда весь народ поднимается на ос-вободительную отечественную войну – тог-да горе врагу! Горе! (В. Катаев)

Сравнительно меньшую роль для выражения смысловых отношений между частями сложного предложе-ния играют другие союзы: усту-пительные (пусть, пускай, правда, даром что, несмотря на то что), сравнительные (как, чем, нежели, будто, слов-но, точно, подобно тому как), следствия (так что), пояс-нительные (то есть, а именно). Приведём некоторые примеры:

Пускай я слаб, мой меч силён.
(Жуковский)

Он был ясно виден, даром что ехал в тени (Тургенев).

Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой.
(Некрасов)

Засмеялся он, точно сталь зазвенела (М. Горький).

Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался (Гоголь).

Наш сад погибает, в нём хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец (Чехов).

IV. Союзы в начале предложения

Речь идёт не о повторных и пар-ных союзах, а об одиночных, кото-рые обычно в начале предложения не употребляются.

Чаще всего союзы в начале пред-ложения встречаются в диалогиче-ской речи, выражая отношение к тому, что сказано собеседником:

«Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла.
А я так пряником кормила!»
(Пушкин)

– Тише. Слышь?
– Слышу. Это снег шуршит. Почему хорошо, если норд-ост?
Потому что на дворе теперь зги не видать.
(В. Катаев)

Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, кото-рый предпочесть (А. Толстой).

Последний пример – монолог, но ведётся он, как диалог. Таким путём союзы в начале предложения могли проникнуть и в монологическую речь. Предложение и в монологиче-ской речи редко употребляется изо-лированно. Чаще оно входит в соеди-нение с другими предложениями. Союзы в начале предложений и вы-ражают отношения к соседним предложениям:

Александр Фёдорович был старый донец-кий шахтёр, чудесный плотник. Ещё мо-лодым парнем, выходцем из Тамбовской губернии, он начал ходить на шахты на заработки. И в глубоких недрах донецкой земли, в самых страшных осыпях и ползу-нах, немало закрепил выработок его чу-десный топорик, который в руках у него играл и пел, и поклёвывал, как золотой петушок (Фадеев).

Они подобрали её на дороге. Сначала подумали, что девчонка лежит мёртвая, и Гриша вильнул рулём, чтобы не разда-вить её босые ноги. Но она приподняла голову, ветер встрепал её волосы, как выжженную траву (А. Толстой).

Таковы важнейшие союзы и их роль в русском языке. Более под-робное раскрытие смысловых отноше-ний, выражаемых отдельными союза-ми, может быть дано, как указано выше, на конкретном материале син-таксиса простого и сложного пред-ложения.

1 Кроме союзов как, чем и чтобы , о чём см. ниже.

Подчинительные союзы и союзные слова , находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами придаточного предложения, а союзные слова (знаменательные части речи) являются.

Например: 1) [Царскосельский воздух был создан ], (чтобы песни повторять ) (А. Ахматова) (союз чтобы связывает придаточное предложение с главным, но сам не является членом придаточного предложения). 2) И [во всех зеркалах отразился человек ], (что (= человек) не появил ся и проникнуть в тот зал не мог ) (А. Ахматова) (союзное слово что связывает придаточное предложением со словом человек в главном и является подлежащим в придаточном предложении).

Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения (как главным, так и второстепенным). Не следует только отождествлять вид придаточного предложения по значению и роль союзного слова в предложении, что является распространённой ошибкой. Необходимо правильно ставить вопрос к придаточному предложению от главного. При определении же роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово. Например:

[Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) - союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?)

[Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) - союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном.

[Вот дом], (внешний вид которого^ (= дома) мне очень нравится) - союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?).

[Вот дом], (который (= дом) был построен в XIX веке) - союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.

Подчинительные союзы , присоединяющие придаточные предложения, могут быть:

- простыми (одиночными): что, чтобы, если, как, словно, будто, ибо и др.;

- двойными: если... то, так как... то, когда... то, хотя...но, чем... тем и др.;

- составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие того что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.

Двойные союзы никогда не стоят целиком в придаточном предложении: одна их часть находится в придаточном (если, когда, хотя, чем и др.), а вторая (то, но, тем и др.) находится в том предложении (главном или в другом придаточном), к которому придаточное относится. Употребление второй части таких союзов (кроме союза чем... тем) не является обязательным: (Гак как встала полная луна), [то многие пошли гулять] (Л. Андреев). использованы как вопросительные слова: где? куда? почему? сколько? который? чей? какой? и т. д. Союзы же не способны выступать в качестве вопросительных слов: потому что, хотя, чтобы, будто, если и т. д.

Союзы и союзные слова пересекаются лишь в четырёх случаях: что, чем, когда, как. Эти четыре слова могут быть и союзами, и союзными словами.

Союзное слово что

И [почему-то мне на память пришли слова композитора о вечном отблеске], (что бросает на нас искусство ) (К. Паустовский) -

[сущ.], (что). 2. Придаточное местоименно-определительное: [Слишком я любил на этом свете всё], (что душу облекает в плоть) (СЕсенин) -

[мест.], (что).

3. Придаточное изъяснительное: не знаю ], (что будет со мною) (С. Есенин) - [глаг.], (что).

4. Придаточное уступительное: (Что бы со мною ни было ), хочу быть один) (Ф. Достоевский) - (что), . 5. Придаточное присоединительное: [Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей], (что произвело невыгодное для рассказчика впечатление )

(Л. Толстой) - , (что).

Союзное слово когда

1. Придаточное определительное: [Онегин, помните ль тот час], (когда в саду, в аллее нас судьба свела ...) (А. Пушкин) -

[ ук.сл. + сущ.], (когда).

[К его удивлению, Анна приняла это известие очень спокойно и спросила только], (Л. Толстой) -

[глаг.], (когда). 3. Придаточное времени (в главном есть указательное слово тогда): [Они проснулись тогда], (когда в избе было совсем светло ) (А. Гайдар) -

[ук.сл.], (когда).

Союзное слово как

[Многие предложили свои мнения насчёт того], (как искоренить буйный дух, обуревавший крестьян Чичикова) (П. Гогсль) -

[ сущ.+ук.сл.], (как).

2. Придаточное образа действия: [Никто не может рассказать о жизни художника

так], (как это сделал сам художник ) (И. Грабарь) -

[глаг.+ук.сл.], (как).

Союзное слово как

3. Придаточное степени: [Стало так холодно ], (как бывает только зимой) -

[ук.сл.+нар.], (как). 4. Придаточное уступительное: {Как ни интересен труд режиссёра), [актёрская работа куда интереснее } (В. Мейерхольд) -

(как ни), .

Союзное слово чем

1. Придаточное место-именно-определительное: [Го, (чем ты недоволен ), мне, напротив,

нравится ] - [мест., (чем),]

2. Придаточное изъяснительное: [Как думаешь ], (чем кончится тревога)"!

(А. Пушкин) - [глаг.], (чем)? 3. Придаточное присоединительное: [...Он был хороший, честный, чистый человек , любивший её], (чем она гордилась ...) (М. Горький) -

Союз что

1. Придаточное изъяснительное:
[Никто не знал кругом], (что
жизни счёт начнётся с этой
ночи) (И. Бродский)
-

[глаг.], (что).

2. Придаточное образа действия +следствия: [Он привязал его таким образом], (что крышка
болталась и звенела)
(В,

Арсеньев) - [глаг.+ук.сл.], (что). 3. Придаточное степени + следствия: [Стало так тихо ], (что со своего балкона я слышал голоса

там, внизу, в городе) (К. Паустовский) - [ ук.сл. так +

Нареч.], (что).

4. Придаточное причины (с расчленённым составным

союзом): [Деду не верили ещё и потому], (что он был чудак и неудачник) (К. Паустовский) -

[ук.сл.], (что).

Союз когда

1. Придаточное изъяснительное: [Люблю , друзья], (когда за речкой гаснет день ) (М. Лермонтов) -

[глаг.], (когда).

2. Придаточное времени: (КогдаПьер вернулся домой), [ему подали две принесённые в этот день афиши Растопчина] (Л. Толстой) -

(когда), .

3. Придаточное условия:

[Я выбрал бы другую], (когда б я был , как ты, поэт )(А. Пушкин) -

, (когда).

Союз как

1. Придаточное изъяснительное: [И я вижу во сне], (как на волке верхом еду я по тропинке лесной) (Я. Полонский) - [глаг.], (как).

2. Придаточное времени:

[А теперь, (как Павлик родился ), мама купила керосинку...]

(К. Федин) - [, (как), ].

Союз как

3. Придаточное сравнительное: [Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой], (как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья) (А. Пушкин) - ["], (как).

Союз чем

Наталья Медведева

Лариса Фоминых

Союз или союзное слово?

Natalya Medvedeva

Larisa Fominykh

Conjunction or connective word?

The methods of differentiation between connective words and conjunctions which connect a subordinate clause in the complex sentence are analyzed in the article. Different methods of replacement of such words to determine their syntax role taking into account the type of subordinate clause are suggested; the materials for practice are given.

Разграничение понятий союз - союзное слово вызывает немалые трудности при обучении русскому языку. Причина затруднений заключается в том, что различия эти опираются на целый ряд грамматических понятий. Прежде всего необходимо знание тех местоимений , которые способны замещать знаменательные слова - члены предложения - и одновременно выступать средствами связи частей сложноподчиненного предложения. Однако школьники слабо усваивают разряды местоимений (в частности - относительные местоимения), что затем отрицательно сказывается при изучении синтаксиса сложного предложения. Имеется также группа наречий , которые тоже являются союзными словами в сложноподчиненных конструкциях, однако об этой их особенности в школьных учебниках не говорится. Наконец, знакомство с темой «Союз» происходит в конце изучения раздела «Морфология», поэтому на отработку новых понятий и приемы их разграничения обычно не хватает времени. Простой перечень подчинительных союзов не гарантирует от смешения их с союзными словами.

Существующие школьные учебники знакомят учащихся с признаками отличия союзов и союзных слов только в 9 классе при изучении сложноподчиненных предложений, когда речь идет о средствах связи главного и придаточного, однако без связи с морфологией и без организации системной пропедевтической работы в предшествующих классах трудно научить девятиклассников разграничивать эти явления.

Первая морфологическая тема, которая непосредственно связана с формированием понятия «союзное слово», - это относительные местоимения.

В традиционном учебнике для 6 класса под редакцией Н.М.Шанского в эту группу включены слова, заменяющие имена существительные, прилагательные и числительные: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько . Те же сведения даются и в учебнике под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Отличие только в том, что здесь вопросительные и относительные местоимения объединены в один разряд - вопросительно-относительные. В УМК В.В.Бабайцевой к местоимениям отнесена группа местоимений-наречий: где, когда, куда, так, там, потому и др. Таким образом, здесь круг относительных местоимений расширен. Основания для этого имеются: перечисленные наречия не имеют конкретного лексического значения, а обладают лишь указательной функцией. Во всех названных пособиях выделен главный признак относительных местоимений - быть средством связи простых предложений в составе сложноподчиненных и одновременно выступать в роли членов предложения .

Приемы узнавания союзных слов

Первый прием : синтаксический анализ придаточных предложений и прием восстановления (обычно из главного предложения) того знаменательного слова, которое в придаточном заменено относительным местоимением или наречием. Если такое восстановление возможно, перед нами союзное слово. Опустить его нельзя, так как нарушится смысл всего предложения. Примеры:

1. Где-то вверху было окошко, через которое лился солнечный свет. Свет лился откуда? - через которое , т.е. заменяются слова через окошко ; это обстоятельство, следовательно, перед нами - относительное местоимение, выступающее в роли союзного слова. Дополнительный признак союзного слова - наличие перед ним предлога.

2.Мне приказано показать вам все, что вы захотите. Захотите что? - восстанавливаем слово все из главного предложения; это дополнение, а что - относительное местоимение; следовательно, что - союзное слово.

3.Я возвратился оттуда, откуда редко кому удается выбраться. Выбраться откуда? - оттуда , это обстоятельство, значит, союзное слово.

4.Вдруг перед нами появился старичок, что работал тут сторожем. Работал кто? - старичок , слово что замещает подлежащее; это относительное местоимение - союзное слово.

5. И начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее - слава Богу - того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной. (А.Пушкин) Вздыхать по ком? - по Онегину (это ясно из контекста), следовательно, по ком - дополнение, выраженное относительным местоимением; это союзное слово.

Второй прием : в придаточной части заменить связующее слово указательным местоимением или наречием:

3.Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса. (Ф.Тютчев) - Жизнь многому нас учила.

4.Куда ни обращаю взор, везде синеет мрачный бор. (А.Фет) - Всюду синеет мрачный бор.

Третий прием : если придаточную часть можно превратить в самостоятельное вопросительное предложение, тогда средство связи в сложном предложении - союзное слово. Как правило, это конструкции с косвенным вопросом. Примеры:

1.Всем стало интересно, что же там, за оградой, происходило. - Что же там, за оградой, происходило?

2.Объясни, чего ты хочешь от меня. - Чего ты хочешь от меня?

3.Скажи мне кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? (А.Пушкин) - Что сбудется в жизни со мною?

4.Скажите, где конь мой ретивый? (А.Пушкин) - Где конь мой ретивый?

Четвертый прием - опора на интонацию: на союзное слово часто падает логическое ударение, например:

1.Я знаю, что нынче лежит на весах и что совершается ныне. (А.Ахматова) (Выделенные логическим ударением слова являются членами предложения - подлежащими: лежит и совершается нечто важное )

2.Нередко при общении с малознакомым человеком мы не знаем, как к нему обратиться (т.е. с помощью каких слов ).

3.Ты лучше уточни, когда же нам встречать поезд (т.е. в какое время ).

4.Вы даже не представляете, что вы для меня сделали! (сделали что-то важное ).

Приемы узнавания союзов

1. Союз можно опустить , предложение при этом станет бессоюзным, и смысл его в основном не изменится:

1. Мать нарочно поддразнивала Чука и Гека, потому что веселый у нее был характер. (А.Гайдар)

2. Как только наступает утро, базарная площадь наполняется людьми.

3. Он знал, что основа всего - нравственность. (Ф.Достоевский)

4. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

2. Союз можно заменить другим, синонимичным, союзом:

1.Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса. - …что не слыхал моего вопроса.

2.Он пришел, несмотря на то что его не приглашали. - … хотя его не приглашали.

3.В лесу особенно чувствовался приход весны, оттого что клейкие листочки изливали приятный аромат. - … потому что клейкие листочки изливали приятный аромат.

4.Град так резко забарабанил по крыше, точно кто-то горох сыпал. - … будто кто-то горох сыпал.

3.Проанализировать структуру языковой единицы :

Союзы могут быть простыми :

1. Не засыпай старого колодца, пока новый не выкопан. (Посл.)

2. Если бы не было вас на земле, я бы умчал на другую планету. (А.Решетов)

Союзы могут быть составными :

1.Разговор его похож на то, как будто кто-нибудь скребет по стеклу.

2.Тишина, стоявшая в низкорослом полесье, встретила нас, как только мы выехали за ворота усадьбы. (К.Паустовский)

3.Перед тем как двинуться снова в путь, Алексей вырезал из можжевельника палки. (Б.Полевой)

4.Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я вел нечто вроде дневника. (В.Каверин)

Союзы и союзные слова

(Сопоставительная таблица)

союз

союзное слово

1) является служебной частью речи

1) является самостоятельной частью речи (относительным местоимением или наречием)

2) не является членом предложения

2)отвечает на вопрос и является членом предложения

3) обычно может быть заменен синонимичным союзом

3) может быть заменен эквивалентом слова из главной части

4) может быть опущен

4) не может быть опущен

5) может быть составным

5) выражено одним словом (иногда с предлогом)

6) не имеет логического ударения

6) может иметь логическое ударение

Придаточные предложения разных видов могут присоединяться к главному как союзами, так и союзными словами

1. Придаточные предложения, которые присоединяются только союзами

Вид придаточного

союзы

примеры

1. Причины

ибо, так как, потому что, оттого что, по причине (вследствие, ввиду) того что, благодаря тому что и др.

Он чувствовал глубокое смущение оттого, что вынужден был молчать о дуэли . (К.Паустовский)

Учись на чужих ошибках, ибо у тебя не хватит времени совершить все ошибки самому . (Афоризм)

2. Цели

чтобы, для того чтобы, с той целью, чтобы, затем чтобы и др.

Открою чистую тетрадь для музыки стихотворенья, чтоб думы черные прогнать. (А.Володеев)

3. Условия

если, кабы, раз, как скоро, когда (=если), коли

Ничего не сделано, если осталось что-нибудь недоделано . (Посл.)

4. Следствия

так что

Вода Байкала прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее , как сквозь воздух. (А.Чехов)

5. Сравнения

как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем (тем) и др.

Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце. ( А.Пушкин)

Чем больше человек дает людям и меньше себе требует, тем он лучше. (М.Горький)

2. Придаточные предложения, которые присоединяются только союзными словами

Вид придаточного

союзные слова

примеры

1. Места

где, куда, откуда

Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы . (Афоризм)

2. Присоединительные

что, отчего, зачем, почему и др.

Ему надо было кое-что в городе, зачем он и приехал. (А.Пушкин)

3. Придаточные предложения, которые присоединяются союзами и союзными словами

Вид придаточного

союзы и союзные слова

примеры

а) Определительные;

б)Местоименно- определительные

союзные слова: который, какой, чей, где, что, куда и др.

союзы (редко): что, чтобы, словно и др.

союзные слова: кто, что, кому

Я думал о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба . (А.Пушкин)

Вот луг, где сладкий запах меда смешался с запахом болот. (Н.Гумилев)

Прием был такой, что больше мне приходить сюда не хотелось.

Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось. (С.Есенин)

2. Изъяснительные

СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Несинтагматическую структуру имеют также союзы, образованные удвоением: едва -едва , только -только , чуть -чуть .

У местоименных наречий где , куда , откуда , когда связь с предшествующим существительным чисто семантическая: слова где , куда , откуда замещают имена с пространственным значением (Вот опальный домик , Где жил я с бедной нянею моей . Пушк.), слово когда – имена со значением временным (О милый сын , ты входишь в те лета , Когда нам кровь волнует женский лик . Пушк.).

В отличие от местоименных прилагательных который , какой , чей , местоимения-существитель- ные кто и что отсылают не к названному лицу или предмету, а к лицу или предмету, оставшемуся необозначенным (местоимение кто отсылает к лицу, местоимение что – к не-лицу): Хватается , кто тонет , говорят , За паутинку и за куст терновый (А. К. Толст.); Рубить , что мне велишь , моя такая доля (Крыл.). Внутри придаточного предложения местоимения кто , что – в разных падежных формах – выполняют разнообразные синтаксические функции: Кто боится (кому страшно , у кого дети ...), пусть останутся дома .

Выступая в роли относительного слова, местоимение кто расширяет свои синтаксические возможности: если придаточное предложение с этим местоимением занимает позицию подлежащего при глагольном сказуемом, то глагол может стоять в форме как ед., так и мн. ч.: Кто боится , пусть с нами не ходит (не ходят ). Способность к варьированию формы числа обнаруживает также глагол-сказуемое придаточного предложения: И я при всех , кто были в кабинете , торжественно прочел оду (С. Акс.); Все , кто мог ехать , ехали сами собой , те , кто оставались , решали сами собой , что им надо было делать (Л. Толст.). Для вопросительного местоимения кто сочетание с глаголом в форме мн. ч. не характерно.

В отличие от соответствующего вопросительного местоименного слова относительное слово который имеет не качественное, а предметное значение и ведет себя в придаточном предложении как существительное (см. § ).

Специфические особенности относительного слова что тесно связаны с особенностями его функционирования. Помимо употребления, охарактеризованного в § , это местоимение может выступать в качестве заместителя целого предложения (Мальчик засмеялся , что было неучтиво ), а также функционировать в условиях, аналогичных условиям функционирования местоименных слов какой и который (см. § ). В последнем случае местоимение что не реализует своей способности к падежным изменениям и в то же время свободно соотносится не только с названием предмета (Сквозь цветы , что стоят на окне , Пробивается солнце лучами . Суриков), но и с названием лица (Чужие письма . Кто знает , где теперь эти люди , что писали их . Кавер.). Неизменяемость не исключает, однако, возможности употребления местоимения что в самых разнообразных синтаксических позициях (Это вы про каких Туркиных ? Это про тех , что дочка играет на фортепьянах ? Чех.).

§ . По синтаксическим свойствам к союзным словам близки указательные местоименные слова тот (та , то ), такой , таков , там , так , столько и под., употребляющиеся одновременно с союзами и союзными словами, но помещающиеся не в придаточном, а в главном предложении.

Союзные слова - это слова местоименные, которые служат, наряду с союзами, способом выражения подчинительной связи в и выступают, в отличие от союзов, членом придаточного предложения. В качестве союзных слов могут быть вопросительно-относительные местоимения, которые обладают формами словоизменения (местоимения-существительные, местоимения-числительные, местоимения-прилагательные) и неизменяемые местоимения (местоимения-наречия).

Союзные слова: это что такое? Морфологическая характеристика

Грамматика в русском языке однозначно определяет те слова, которые могут использоваться как союзные слова. Рассмотрим первое определение, которое фиксирует закрытый перечень союзных слов и разграничивает их синтаксические и морфологические признаки. Итак, как употребляться могут исключительно вопросительные местоимения. К ним относятся:

  • местоименные наречия (где, куда, когда, насколько, откуда, как, отчего, почему, зачем);
  • местоименные прилагательные (который, какой, каков, каковой, чей, кой);
  • местоимения-существительные (что, кто);
  • местоименное числительное (сколько).

Кроме этого, союзные слова - это слова местоименные, которые одновременно обладают свойствами знаменательной (самостоятельной) и

Согласно способности словоизменяться союзные слова разделяют на два вида: изменяемые и неизменяемые. К первым относят слова каков, сколько, чей, кой, каковой, который, какой, что, кто, а ко вторым все без исключения местоименные наречия. То есть почему - союзное слово, которое не изменяется. А вот каков - краткое прилагательное, изменяемое по числам и родам. Что, кто, сколько - местоимения, которые склоняются только по падежам. Остальные изменяемые союзные слова можно склонять по падежам, числам, родам.

Синтаксические функции союзного слова

Союзные слова в русском языке могут выполнять следующие роли в предложении:

  • Подлежащее. Одни термометры показывают тридцать три градуса, но есть такие, которые показывают тридцать шесть. Он стоял за дверью, прислушиваясь ко всему, что там творилось.
  • Сказуемое. По данным признакам мы определили, какой у нас маяк. Он недоумевал, кто же этот старик.
  • Дополнение. Он сидел на подоконнике и слушал, что солдат говорил. Земля, о которой говорилось в письме - является Северной Землей.
  • Определение. Написал на первой странице, какие книги нужно прочитать.
  • Обстоятельство места. Она поглядывала на окно, за которым погода менялась практически каждую минуту. Он сразу начал соображать, где ее поменять.
  • Обстоятельство места. Он забился в угол, слушал внимательно, дожидаясь, когда его отпустят домой.
  • Обстоятельство образа действия. Девушка объяснила, как найти дорогу.
  • Обстоятельство меры и степени. Теперь ясно видно, сколь правдивые показания ему дали его смущенные чувства.
  • Обстоятельство причины. он боялся, что бабушка поймет, почему все родные вокруг нее собрались.
  • Обстоятельство цели. Он понял, зачем здесь собрали старые книги.

Различие между союзами и союзными словами

Кроме союзных слов, в главную и придаточную часть могут связывать союзы. Союзом выступает часть речи, которая не является членом предложения. От союзов союзные слова отличаются тем, что:

  • данные слова - члены предложения (они не сводили глаз с тропинки, что ведет к лесу);
  • союзные слова - это члены придаточного предложения, поэтому их нельзя выбросить без изменения смысла (нельзя сказать: "Они не сводили глаз с тропинки, ведет к лесу");
  • на союзные слова может падать (мы знаем, что она будет завтра делать);
  • после союзных слов можно употребить частицы именно, же (мы знаем, что же она будет завтра делать; мы знаем, что именно она будет завтра делать);
  • союзные слова могут заменяться указательными местоимениями и местоименными наречиями (мы знаем, что она будет завтра делать; мы знаем: это она будет завтра делать).

Главное - помнить, что по отдельности эти приемы не всегда помогут распознать союз и союзное слово. Поскольку все признаки опираются только на внешнее выражение важных внутренних различий, ни один признак нельзя отнести к универсальным. Только при совокупном использовании названных критериев или в разных сочетаниях, можно определить, что к главной часть присоединяет придаточную - союз или союзное слово.

Подчинительные союзы и союзные слова

Эти связывающие слова соединяют придаточное и главное предложения, при этом союз, выступая служебной частью речи, не выступает членом придаточного предложения, а вот союзное слово, выступая знаменательной частью речи, является.

В свою очередь, союзное слово может выступать и главным, и второстепенным членом предложения. При этом нельзя отождествлять значение придаточного предложения и роль в нем союзного слова. Такая ошибка является довольно распространенной. Поэтому нужно ставить правильный вопрос от главного предложения к придаточному. А когда определяется роль союзного слова, то вопрос нужно ставить непосредственно в самом предложении от слов или словосочетаний, к которым подчинительные союзные слова относятся. Примеры:

Это дом, в котором мы раньше жили.

Это дом, который в этом году построили.

Это дом, который был построен в ХХ веке.

В некоторых случаях союзные слова и союзы могут пересекаться. К таким связкам относят четыре слова, которые могут быть союзами или союзными словами. А именно: что, когда, как, чем.

Но стоит знать, что союзное слово какой, как и союзные слова чей, сколько, который, зачем, кто, откуда, почему, где, куда, ни при каких условиях не могут быть союзами.

Союзное слово что

Слово что является союзным словом, если оно выступает в качестве члена предложения:

  • придаточного определительного (книга, что мне дали вчера, оказалась невероятно интересной);
  • придаточного местоименно-определительного (слишком я люблю на свете все, что душу облачает в плоть);
  • (мы не знаем, что будет с нами);
  • (что ей не скажи, на все у нее ответ);
  • придаточного присоединительного (проигрыватель работает замечательно, что не может меня не радовать).

В таких предложениях слово что является относительным местоимением.

Союзное слово когда

Когда можно отнести к союзным словам, если оно используется как связное слово в предложении:

  • придаточном определительном (вы помните то время, когда в саду мы с вами повстречались?);
  • придаточном изъяснительном (Анна приняла мое известие спокойно и только спросила, что же будет дальше);
  • придаточном времени (она проснулась тогда, когда было вовсе светло).

Союзное слово как

Слово как можно отнести к союзным словам, если оно стоит в предложении:

  • придаточном изъяснительном (многие высказали свои мнения по поводу того, как лучше выполнить это задание);
  • придаточном образа действия (я не могу рассказать о жизненном пути художника так, как она сам это сделает);
  • придаточном степени (стало так тепло, как бывает лишь летом);
  • придаточном уступительном (как ни занимательна эта компьютерная игра, посещение театра куда интереснее).

Союзное слово чем

Чем будет союзным словом, если оно является членом таких предложений:

  • придаточного местоименно-определительного (Иван, чем она недовольно, меня напротив все устраивает);
  • придаточного изъяснительного (как ты думаешь, чем закончится этот фильм?);
  • придаточного присоединительного (она была хорошим, честным, чистым человеком, любившим его, чем он и восхищался).


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама