THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Икона Августовской Божией Матери имеет интересную историю происхождения: в сентябре 1914 года лик святой Богородицы явился воинам под польским городом Августов, указав им выход из окружения, в последствии по инициативе казачек и была нарисована икона.


25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. "… После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…"

1 сентября 1914 года под городом Мариамполь, Сувалкской губернии, на границе с Восточной Пруссией свидетелями чудесного явления стали поручик Зернец и солдаты из обоза гвардейской кирасирской бригады — Матерь Божия с Богомладенцем явилась из яркой звезды и около получаса указывала рукой на Запад

О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки, на которых было изображено явление Божией Матери с кратким поясняющим текстом об этом событии.

Проклятые большевики пытались подорвать веру в чудеса - а ведь не удалось. Но если бы не Рокоссовский с иконой.....

Наши войска вели штурм неприступной немецкой крепости Кенигсберг. Люди совсем обессилели, потери были огромны. А фашисты были ещё сильны. Мы могли потерпеть поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот, попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы.
Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба — огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал — и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря.
Произошло невероятное: немцы тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии. И у всех солдат отказало оружие — они не могли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен! Во время этого явления немцы падали на колени. И очень многие поняли, в чём здесь дело, и Кто помогает русским!

http://www.pushkin-town.net/.guard/rus/materbog.htm

25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. “… После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…” После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой». Аналогичное сообщение было и в № 2519 газеты «Колокол».

Это великое духовное событие наша газета уже вспоминала в № 12 за 2003 год: тогда в статье Юрия Сухарева «Свеча Августовская» впервые в церковной печати была высказана мысль о необходимости кропотливого сбора свидетельств для последующей подготовки церковной канонизации образа Божией Матери «Августовская», который по благословению Святителя Макария (Невского), Митрополита Московского и Коломенского, стали писать уже в 1915 году. Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года. В последние пятнадцать лет широкое почитание Августовской иконы возрождается в нашей Церкви.

Недавно вышел первый номер нового журнала Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями «Вестник военного и морского духовенства», который возобновил аналогичное дореволюционное издание. В журнале воспроизведена почитаемая в Волгоградской епархии чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Августовская» и помещена статья Андрея Фарберова «Взбранной Воеводе…», расширяющая наши представления о военной обстановке в сентябре 1914 года в районе Августовских лесов.

В № 23 газеты «Победа, победившая мир» за этот год была перепечатана статья из журнала «Вестник военного и морского духовенства» за ноябрь 1914 г. с описанием очень схожего чуда, произошедшего 1 сентября 1914 года под городом Мариамполь, Сувалкской губернии, на границе с Восточной Пруссией. Сообщение это надежно документировано — прислано полковым священником Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка о. И. Стратоновичем. Свидетелями чудесного явления стали поручик Зернец и солдаты из обоза гвардейской кирасирской бригады. Поскольку расстояние между городами Августов и Мариамполь составляет всего около 90 км, а сроки явления и подробности его описания во многом совпадают — Матерь Божия с Богомладенцем явилась из яркой звезды и около получаса указывала рукой на Запад — можно предположить, что-либо это было одно явление, информация о котором могла быть несколько искажена при передаче, либо же явление Богородицы было в двух местах в течение одного месяца.

Августовская икона Пресвятой Богородицы.
Россия. Начало ХХ в. 107,5 х 71. Сохранность: поновление золочения,мелкие тонировки по фону.

В России разразившаяся война была названа Великой Отечественной или Второй Отечественной. Россия восстала на защиту Сербского Православия, мысля своих духовных и единокровных славянских собратий как единое Отечество. Война, по свидетельствам очевидцев, всколыхнула весь уклад русской жизни, и вновь проснулась в душах многих русских людей угасшая было вера, пробудилось религиозное чувство. Перемена духовной атмосферы в России в то время емко определяется формулой: «Грянул гром — и широким крестом перекрестилась Русь». Храмы наполнились народом, люди обратились к чудотворным иконам, стали возносить свои молитвы к Господу, Богородице, святым угодникам Божьим. С началом войны стали осенять себя крестным знамением и те, кто, может быть, еще за неделю до того посмеивался над Крестными Ходами, Богослужениями, Святыми Таинствами Церкви. Народ сознавал, что война — Божий суд, и в бой надо идти с чистой совестью, и шел на фронт, как «на исповедь» — по свидетельству одного епископа, которому приходилось тогда многих напутствовать на поле брани.

Наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 года, начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Юрий Николаевич Данилов, наши армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.

В начале сентября 1914 года наши войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте. 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. Вероятно, в это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу — явление в небе Божией Матери русским воинам.


XIX в, в стиле раннего XVII в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер - 31 х 23 см.
Основной удар германским войскам наносила 10-я армия генерала В.Е.Флуга, выполнявшая задачу по вытеснению противника из Августовских лесов. Боевые действия в лесистой местности не позволяли немцам использовать свое преимущество в тяжелой артиллерии. Как вспоминал впоследствии участник этих боев офицер Генерального Штаба Б.Н.Сергеевский: «…германцы бросили в южном направлении ряд колонн, которые должны были задержать русское наступление. Колонны эти, наступая, совершенно перемешались в лесах с русскими колоннами, из которых одни двигались с Юга, а другие с Востока. В результате получился «слоеный пирог», в котором каждой русской и германской части приходилось действовать вне связи друг с другом и со своим командованием».

Спустя четверть века после Августовского сражения не переставал удивляться происшедшим военным событиям и другой участник боев в Августовских лесах — полковник А.А.Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка: «…17 сентября 1914 года по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне… пришлось стать причиной жестокого, возможно за всю войну единственного расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника… Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу, и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта».

Воистину, силен Бог земли Русской!
Икона Пресвятой Богородицы Августовская (Августово Явление Божией Матери На Войне)

О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки, на которых было изображено явление Божией Матери с кратким поясняющим текстом об этом событии. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». Для увековечивания памяти о Ея чудесном явлении, по благословению Митрополита Московского Макария (Невского), который, как и Император, он причислен к лику святых на Архиерейском Соборе в Москве в 2000 году, — были написаны иконы Божией Матери. По имеющимся к настоящему времени сведениям, большинство из них было создано в 1915—1917 годах. Но вскоре революционные события надолго помрачили народную память об Августовских иконах.

На одной из сохранившихся поныне икон (видимо, написанной одной из первых) в нижней части есть текст: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов… (далее идет перечисление пятидесяти двух имен). Приведена дата написания иконы — 1915 года 12-го ноября, высота иконы 107 см, ширина 70 см, выполнена маслом. Есть местное предание о том, что под Августовым Богородица являлась и казакам, о чем, пока нет документальных свидетельств.

Ныне живущие потомки тех донских казаков, что видели Божью Матерь в Августовском лесу, до сих пор хранят воспоминания о жестоких гонениях на тех, кто свидетельствовал об этом Чуде. В годы государственного богоборчества икона «Пресвятая Богородица Августовская» кем-то из верующих была спрятана, а в начале 80-х годов возвращена Русской Православной Церкви теми, кто ее хранил более 60 лет. Она предстала перед молящимися в храме районного центра Волгоградской области — города Фролово. Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней.

Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них — «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» — находится в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона — «Явление Божией Матери русскому воинству» хранится в Государственном Историческом музее. С 13 мая по сентябрь 2004 года она экспонировалась в Берлине в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914-1918. Опыт воспоминания — память». В календаре «Беларусь Православная» за 2002 год сообщается, что Августовские иконы «весьма распространены на юго-востоке страны… В селе Волотово церковь давно разрушена. Местные жители установили такой обычай: церковью становится хата, куда переносится «Свеча Августовская», где собираются для общих молитв. Затем через полгода-год икона переходит в другой дом. Живая домашняя церковь и ныне крепит веру благочестивых».


Икона Пресвятой Богородицы Августовская (Августово Явление Божией Матери На Войне)После 1914 года.
44,2 см х 37,5 см х 2,3 см..


Известная православная благотворительница Ольга Николаевна Куликовская-Романова — вдова внука Императора Александра III , которой в юности в феврале 1940 года (в Сербии) в тонком сне было схожее многими деталями явление Божией Матери, — рассказывает ещё об одном Августовском образе:

«Осенью 1993 года иеромонах Сергий (Баженов) благословил меня небольшой Августовской иконой, написанной масляными красками на холсте. На её обороте надпись, несколько повторяющая содержание известной листовки времен Первой Мировой войны с таким дополнением: “Сие изображение написано по благословению Митрополита Макария Московского и Коломенскаго при Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе Императоре Николае Александровиче всея России. В память Великой войны с Германией, Австрией и Турцией 1914—1916. Икону писала Ирина Лубнина”. Сейчас эта икона хранится у меня дома в Торонто, но по знаменательным духовным датам я приношу её в наш приходской храм Пресвятой Троицы».

Громадный Августовский образ Богородицы, горячо чтимый местными богомольцами, находится в храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Нижнем Тагиле. Настоятель церкви протоиерей Геннадий Ведерников лично ровно десять лет назад при поддержке О.Н.Куликовской-Романовой добился возвращения этой иконы из местного краеведческого музея. Есть в храмах Урала и Сибири другие Августовские иконы.

Приведенные выше далеко не полные сведения о некоторых эпизодах военных действий в районе Августовского леса и обстоятельствах видения Божьей Матери в небе над ним наводят на мысль о существовании определенных исторических параллелей духовного плана. А именно, — явления в небе Божией Матери происходили и в Первую и во Вторую Мировые войны в ходе боев между русскими и немецкими войсками. Во время обеих этих войн люди православные в тылу и на фронте, а также за пределами нашего Отечества молились о спасении России. После этих Явлений русские войска одерживали в крупных сражениях решительные победы. Через 28 лет немцы пришли в междуречье Волги и Дона, туда, где сокровенно пребывала казачья «Августовская».
Икона Пресвятой Богородицы Августовская
Именно там разгорелась Сталинградская битва. И вновь, как и в 1914 году, русским воинам, сражавшимся за каждую пядь земли в превращенном немецкой авиацией в руины Сталинграде, в небе явилась Богородица, свидетельствуя о грядущей победе над незваными пришельцами.

У всякого, кто читал о Чудесах Божией Матери в небе над Сталинградом поздней осенью 1942 года, на Курской дуге летом 1943-го и в Кенигсберге в апреле 1945 года, не может не возникать аналогии с явлением Богородицы под городом Августов в 1914-м.

Битва за Пруссию отличалась от других сражений войны особым упорством сторон, большой кровью и страшной участью мирного населения.
Одной из причин было применение противниками новых видов вооружения.
Кроме того, жертвой последствий страшной бойни стала современная Калининградская область, хозяйственные, экономические и политические проблемы которой хорошо знакомы современным жителям бывшей Пруссии.Калининградская область – единственный регион России, который стал боевой ареной испытания последних образцов вооружения, созданных по опыту многолетней войны, полыхающей ото льдов крайнего севера до песков африканских пустынь...Весной 1945 года война приближалась к завершению, но враг упорно и умело сопротивлялся нашим войскам, неумолимо двигавшимся на запад. Одно из самых ожесточенных сражений этого периода войны развернулось в районе города-крепости Кенигсберга. Наши войска несли значительные потери. 21 февраля начальник Генерального штаба А. М. Василевский был направлен Сталиным в Прибалтику и вступил в командование 3-м Белорусским фронтом. 16 марта он направил Верховному Главнокомандующему донесение с планом операции по разгрому кенигсбергской группировки. Планировалось три этапа: прорыв оборонительной полосы, развитие прорыва, штурм и овладение Кенигсбергом...Вот так,четко и просто.А мои воспоминания по поводу этих событий- теплые и трогательные.Уже 12 лет,как нет моео отца.День его возвращения с фронта мы всегда отмечали,как его второе рождение...Я с теплом и печалью сейчас вспоминаю нашу большую семью.3 брата и 2 сестры! Год за годом бабушка жздала возвращения своих детей с фронта. Все вернулись живы и здоровы! Мой отец вернулся последним.СЛАВА ТЕБЕ,ГОСПОДИ! Сказала моя бабушка и за большим круглым столом рассадила всех на свои места. Сидели до поздна.Смеялись,пели...Но в мою память врезались странные рассказы именно моего отца.Земля им всем, уже сейчас, пухом! Прошла большая жизнь.Я 20 лет живу в чужой мне стране.Тогда в 90-ом отец сказал:-Поезжай,спасай ребенка! Ну вот и поехали.Не спасли.Остались воспоминания....А недавно вижу на доске объявлений здешнего "культурного центра"-клуба до 50 мест.объявление! ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:Молебен у стен Кенигсберга.Что-то теплое екнуло в сердце и вот мы с моей приятельницей сидим в полупустом зальчике в первом ряду. Я вся-внимание и слышу:- Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 году. Вот что рассказывал офицер /может это и был мой папка,подумолось мне/, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость:
"Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот попов привезли, сейчас они нам помогут..." Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба - огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал - и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные - перед самым русским штурмом "в небе появилась Мадонна" (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело!"....Неизбежный привал на дороге между Западом и Востоком, город Калининград,а когда-то Кенигсберг, был и по сей день остается одним из самых загадочных мест на карте Восточной Европы. Впрочем, официальное название, которое город получил в 1946 году, войдя после Второй Мировой войны в состав РСФСР, в народе не очень-то прижилось. Чаще, как и много веков назад, его называют Кенигсбергом, «Королевской горой». Летом сюда приезжают многочисленные туристы, чтобы насладиться улицами старого города, заглянуть в Кафедральный собор, почтить могилу Канта и, конечно же, чтобы обзавестись изделиями из янтаря, в изобилии рассыпанного на берегу Балтийского моря. Но далеко не всем доводится испытать странное чувство неполноты увиденного, как будто дома, парки, дороги, заполненные бэушными немецкими автомобилями, всего лишь ширма, скрывающая истинное лицо города. Ведь Кенигсберг - одно из самых популярных мест среди кладоискателей, любителей мистических загадок, сотрудников спецслужб целого ряда стран – все они регулярно приезжают сюда, и никто не знает наверняка, с чем они возвращаются домой. Да и сам Кенигсберг откроет завесу своих многочисленных тайн далеко не всякому.
XIII век стал переломным для этой земли, на которой жили племена пруссов, первого северного народа на «Янтарном пути» к Адриатике и городам Римской Империи. Торговля, земледелие, рыбный и янтарный промысел, кровавые сделки с языческими богами и периодические набеги на соседние города – вот пожалуй основное, чем они занимались. Последнее, видимо, очень досаждало польскому князю Мазовецкому, который и заключил договор с Великим Магистром Тевтонского ордена Генрихом Фон Зальцем о разделе прусских земель. С благословления Папы Римского рыцари отправились покорять языческие земли и к 1239 году соорудили уже на захваченной территории замок Бельга, руины которого сегодня так любят фотографировать туристы. С тех шестидесяти лет, за которые прусские земли оказались покорены, а ее жители уничтожены, и начинаются тайны города Кенигсберга и его кладов. Сама по себе история Тевтонского Ордена, созданного германскими рыцарями во времена крестовых походов 1190 года в Палестине, до сих пор будоражит умы исследователей и любителей загадок. Ходят сотни легенд о тех трофеях, которые были вывезены орденом из Палестины. Есть даже версия о том, что именно тевтонским рыцарям было доверено охранять тайну Чаши Грааля. И хотя кровавые войны за эту тайну велись далеко от прусских земель, у катарского замка Монсальват, само предположение о причастности к святыне Тевтонского ордена ничем не хуже многих. Так или иначе, земли, на которых в 1255 году, на месте сожжённого и разграбленного прусского городища Твангесте, будет основан замок Кенигсберг, на протяжении всей дальнейшей истории станут притягивать самые таинственные и могущественные силы.
Когда орден уступил территорию в пользу Польско-литовского Союза в 1466 году, здесь уже вовсю кипела жизнь, однако жизнь, в которой магические ритуалы и тайные знания занимали не последнее место. Много ходило слухов о тевтонских рыцарях, вступающих в сделку с нечистой силой и практикующих не очень-то богоугодные практики в узких оккультных кругах. Но, не смотря и на многочисленные опровержения, странный клад, найденный накануне 750-летнего юбилея города, отмечавшегося не так давно, лишь подлил масла в огонь старым спорам среди историков и исследователей. Так, при разборе строительного мусора на одном из пустырей была найдена небольшая серебряная шкатулка. Как и многие случайные археологические находки в Кенигсберге, она была испещрена магической символикой. Какого же было изумление искусствоведов, когда внутри нее оказалось еще одиннадцать предметов оккультного характера. Любому, имеющему представление об оккультной практике, глядя на эти находки, стало бы ясно, что лучше бы их не трогать. Помимо амулетов со знаками масонских лож, языческими рунами и алхимическими символами, в шкатулке прибитым ко дну лежал перстень с изображением князя мира сего в окружении своей дьявольской братии. Кстати, этот перстень был уже не первой находкой, напрямую связанной с Люцифером. В коллекции археологической группы под руководством Сергея Трифонова, историка и исследователя тайн Кенигсберга-Калининграда, хранится жуткая печать, на которой выгравирована оборотная сторона символа дьявола вместе с его именем. Она была одним из предметов, использовавшихся черными посвященными СС, которые действовали в Кенигсберге вплоть до прихода советских войск. Впрочем, шкатулка, по мнению специалистов была изготовлена примерно в ХVII веке, а многие предметы, обнаруженные в ней, оказались гораздо старше. До сих пор нет однозначной версии их происхождения. Одни говорят, что это коллекция Павла Скалика, придворного мага Фридриха I, при котором «неофициальные» науки в Кенигсберге переживали свой расцвет. Однако Сергей Трифонов убежден, что коллекция эта принадлежала легендарному палачу Мюллеру. По распоряжению последнего гроссмейстера тевтонского ордена Альбрехта Браденбургского, Мюллер одним ударом своего двуручного меча отправлял колдунов и ведьм в ад прямиком с эшафота на Фиалковом поле. А заодно, похоже, и наполнял свою непростую шкатулку.
С именем покровителя Мюллера, герцога Альбрехта, связано множество тайн Кенигсберга, одна из которых его библиотека. В нее входили книги, представляющие невообразимую ценность не только для оккультистов, но и для рядового любителя драгоценностей, поскольку книги были выполнены из серебра, инкрустированного драгоценными камнями и покрытого изящными узорами. Далеко не все фолианты были найдены, и часть таинственной коллекции гроссмейстера Альбрехта до сих пор скрывают улицы и подземелья Калининграда. Но сегодня не только, и даже, наверное, не столько за ними, в Кенигсберг приезжают археологические экспедиции из самых разных стран.
Даже очень внимательный прохожий, возможно и не заметит, что город готов ему рассказать. Хотя отдельные камни старых домов или куски кирпичей на заброшенных стройках или пустырях, свидетельствуют о самых странных легендах этих мест. Когда тевтонские рыцари топили прусские земли в крови, вокруг «Королевской горы» огромные стаи волков будто бы вышли защищать свои земли. Они нападали и жестоко расправлялись с каждым членом ордена, которому не повезло оказаться на их пути в доспехах ли, без. Рыцари считали их пруссами-оборотнями, хотя есть и более мягкая версия о холодной и голодной зиме, заставившей волков выйти к людям на поиски добычи. Гарнизоны крепости уничтожали волчат, приманивая их к стенам кусками мяса, а затем доставая арбалеты. Но однажды ночью вокруг замка собралось столько волков, что у рыцарей не хватило стрел. Они выли и царапали стены, а одна крупная волчица подошла к воротам и стала наносить удары, оставляя в дереве глубокие следы своих лап. Утром, когда горожане, так и не сумевшие от ужаса сомкнуть глаз, вышли на центральную площадь, то увидели ту самую волчицу. Никто не знал, как она пробралась мимо стен, но люди молча расступились и выпустили волчицу из города. С того дня набеги волков прекратились, а на кирпичах всех строившихся в Кенигсберге домов начали ставить след волчьей лапы в качестве магического оберега. Такие кирпичи до сих пор находят в Калининграде. Но не только отпечатки лап можно найти на стенах старых домов. Отдельные камни сегодня стали предметом целых коллекций, но для собирателей они имеют куда большую, чем просто культурную или историческую ценность.
К тому времени, как в 1724 году три селения: Альштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, - расположенные неподалеку от крепости, официально объединились в город под названием Кенигсберг, по его улицам ходили члены множества тайных орденов и магических братств. И каменщики, которые делали кирпичи для новых домов, хранили, естественно, не только секреты своего ремесла. А поскольку о многом, чем они занимались по ночам, вслух говорить не стоит, а доверять бумаге было бы легкомысленно, на свои кирпичи они ставили специальные клейма, магические символы и руны. Каждый тысячный кирпич такого мастера имел особый знак и определенным образом располагался в кладке дома. Но увидеть метку, прочесть и верно истолковать (или, если угодно, использовать) мог лишь тот, кому она предназначались. Порой такие метки на домах складывались в целые системы посланий, разгадать которые сегодня пытаются исследователи тайн Кенигсберга по осколкам и обрывкам разрозненных свидетельств. В ХХ веке к этим символам добавились и другие, не менее значительные. Их оставляли Черные посвященные СС.
Быть может Адольф Шикльгрубер, юноша, чье имя с древнегерманского переводится как «Благородный волк», не слишком увлекался оккультными теориями до вступления в Национал-социалистическую партию Германии. Но по некоторым документам партия входила в список филиалов тайного Германского ордена (“Germanenorden"), который к началу 30-х годов уже объединял несколько влиятельных оккультных кругов. О мистических изысканиях Адольфа Гитлера и таинственных разработках СС написаны десятки книг. Не удивительно, что Кенигсберг был объектом его пристального внимания, и отнюдь не случайно именно в этом городе, в районе Кнайпхоф, появилась и начала свои жуткие эксперименты лаборатория «Кенигсберг-13». Одно из самых засекреченных подразделений «Аненербе», тайной организации СС, действовало под личным руководством Гиммлера и имело самые широкие полномочия. В круг посвященных входили лучшие ученые, целью которых было создание победоносного оружия и возвращение германской нации ее истинного величия. Естественно, об официальной науке не было и речи. Днем и ночью в лаборатории анализировалась информация о магии и оккультных ритуалах со всех концов света. Нередко на улицах Кенигсберга можно было увидеть тибетских монахов, исповедующих мрачную религию Бон. Вся оккультная история города была тщательно изучена, и вот на камнях зданий стали появляться уже другие знаки – символы и шифры, складывающиеся в схему подземного города или указывающие на «места силы», сообщающие черным посвященным СС то, что остальным было бы просто страшно узнать. В недрах лаборатории исследовали все возможные способы влияния на человека, от гипноза и воздействия на расстоянии до ритуалов Вуду. Поговаривают, что когда Уинстону Черчиллю доложили о том, что в Кенигсберге над куклой, его символизирующей, проводятся магические манипуляции, он собрал совет, на котором обсуждалась возможность использования оккультных знаний в войне. Впрочем, на деле он, видимо, попытался обойтись без них, и в 1944 году отряд британских бомбардировщиков впервые в истории применил напалмовые бомбы. Все бомбы были сброшены над районом Кнайпхоф, в результате чего с лица земли были стерты десятки строений, однако, не здание лаборатории «Кенигсберг-13». На работу черных посвященных СС Гитлер возлагал надежду до последних дней – когда падение Берлина было уже очевидным, он продолжал говорить о магической защите, которую в нужный момент обеспечат сверхъестественные силы, подчиняющиеся ему и его соратникам. Впрочем, и неизбежный захват Кенигсберга советскими войсками не вызывал у солдат СС паники. И хотя пророчества, казалось бы, уже обманули воинов Рейха, те методично продолжали делать свою работу на улицах будущего Калининграда. Первые числа апреля 1945 года можно считать временем возникновения тех вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Что стало с сокровищами, собранными нацистскими войсками, и заблаговременно отправленными в запечатанных вагонах в Кенигсберг? Что так тщательно пытались скрыть от советских войск черные посвященные СС, уничтожая следы своей деятельности в городе, убивая свидетелей, стирая знаки, взрывая ничем не примечательные дома, заваливая входы в подземелья и перестраивая систему подземных тоннелей под тайники? Что ж, на камнях, словно по традиции, основанной прусской волчицей, они оставляли следы своих тайн. И ведут они к сокровищам Королевского замка и одному из главных трофеев ХХ века, «Восьмому чуду света», Янтарной комнате Фридриха I.
История Королевского замка, в котором, судя по всему, еще во времена Тевтонского ордена собралась самая обширная коллекция магических и драгоценных предметов, и неподалеку от которого (точнее от места, где он находился), и была обнаружена странная шкатулка, полна загадочных обстоятельств. Само место, на котором он был возведен – бывшее прусское капище, где из года в год совершались языческие обряды. Оттого ли инженер, спроектировавший замок потерял обе руки, а достроить здание не удавалось довольно долго из-за странных пожаров и периодических обвалов едва возведенных стен. После того, как замок, наконец, был построен, ни одна власть Кенигсбергской земли не посягала на него. Лишь советские власти решили, что на месте дворца гораздо лучше будет смотреться Дом Советов. Его пытались взорвать 8 раз! В расчетах постоянно возникали ошибки. В начале 70-х годов, наконец, начали строительство, но, несмотря на то, что подобная стройка в Советском Союзе не должна была затянуться, за 20 лет здание так и не закончили. После оказалось, что фундамент дал трещину, и сегодня Дом так и стоит недостроенным, приводя в восторг туристов, ностальгирующих по советскому ретро. Но искушенных гостей Калининграда сегодня интересуют отнюдь не развалины величественной эпохи, все еще подпирающие прибалтийские небеса. Подземелья замка – вот, куда они хотели бы заглянуть. Ведь именно с этих подземелий начинается система обширного подземного города, в котором по некоторым источникам спрятано не только рыцарское серебро и королевские драгоценности, но и знаменитый Янтарный кабинет.
Необыкновенное искусство мастеров, его создавших, и огромная культурная ценность Янтарной комнаты, от которой остались лишь черно-белые фотографии и несколько фрагментов, на основе которых в Петербурге был воссоздан этот роскошный кабинет, сегодня очевидны для всех. Однако, ее создатели, розенкрейцеры Готфрид Туссо и некий Шлюттер, в 1709 году закончившие выполнение королевского заказа, считали свое творение самым большим магическим объектом, когда-либо созданным руками человека. По легенде, буквально сразу после установки кабинета, во дворце стали происходить странные вещи. На закрытых окнах начинали колыхаться занавески, сами собой гасли и вспыхивали свечи, пустые комнаты наполнялись странными голосами… Фридрих приказал разобрать янтарные панели и спрятать их подальше, Туссо был арестован по обвинению в государственной измене, а Шлюттер был с позором изгнан из страны. Наследник престола Фридрих-Вильгельм I, знавший о необычном артефакте отца, и не пытался его собрать, но, тем не менее, многих удивил, легко подарив бесценное сокровище Российскому императору Петру I, колесившему тогда по Европе. Второй раз кабинет собрали уже в Петербурге. При дворе комнату называли не иначе как «зело непростой табакеркой», и в 1741 году первое, что сделала Императрица Елизавета, взойдя на престол - вызвала тринадцать монахов из Сестрорецкого монастыря. После строгого трехдневного поста они на ночь заперлись в кабинете, чтобы отслужить литургию и прочесть молитвы об изгнании бесов. В 1755 году конструкцию кабинета изменили, однако уже в правление Императрицы Екатерины II, в янтарную комнату снова были приглашены монахи Сестрорецкого монастыря – двое монахов во время обряда умерли от разрыва сердца, их сменили другие, а наутро панели завесили черными рясами и одеждами святых. Некоторые «историки» видят в судьбе переменчивых отношений России и Германии прямую связь с судьбой янтарной комнаты. То немцы чувствовали себя на Руси как дома, то их вдруг выгоняли, и эти периоды каким-то образом совпадали с отношением российских властей к янтарному кабинету, который то переделывали, то выставляли напоказ. К тому же любители нумерологии не раз отмечали тот факт, что помимо Кенигсберга, сумма цифр года основания города равна тринадцати лишь у двух европейских городов - Берлина и Москвы. Является ли это простым совпадением, но почему-то в первую очередь именно панели Янтарной комнаты были вывезены нацистами с завоеванных в 1941 году советских территорий. Причем только те панели, что были созданы Туссо и Шлюттером.
Они попали в руки Альфреда Роде, директора Янтарного музея в Кенигсберге. Большинству жителей Роде казался довольно странным человеком, его считали чуть ли не сумасшедшим, в особенности после того, как тот принялся за изучение янтарной комнаты прусского короля. Что ему удалось узнать в ходе своих исследований теперь никому доподлинно не известно. Поговаривают, что на одной из панелей, в тщательно замаскированной щели он нашел тонкие пластины, на которых были изложены подробные инструкции по сборке кабинета, его «использованию» и сокрытию. На этих листах, в том числе якобы была изложена сложная геометрия тайника, способного навсегда сокрыть кабинет от чужих глаз. Используя алгоритм этой фигуры, Роде руководил строительством системы подземных сокровищниц, в которых, по многочисленным версиям и хранится теперь Янтарная комната. Разгадать этот алгоритм – мечта многих нынешних исследователей Кенигсберга. Любой знак, любое совпадение или событие, которое невозможно рационально объяснить, может оказаться ключом к тайне подземного города. Впрочем, Сергей Трифонов уже сейчас называет точное местонахождение тайника – это тоннель, соединяющий подземные помещения под рекой Прегель. Единственный способ попасть в него – это войти в подвалы Королевского замка, и пройдя по тайному пути, соединявшему дворец с Кафедральным собором, не заплутать в “лабиринте L” и не погибнуть от многочисленных ловушек, оставленных тевтонскими рыцарями, усовершенствованных магами Прусских королей и скрытых Черными посвященными СС.
Ибо тот, кто знал об этом все, Альфред Роде, так и не смог открыть свою тайну: по свидетельству Алексея Брюсова, брата знаменитого поэта Валерия Брюсова, направленного советскими властями к уже спивающемуся старику Роде с целью выведать местонахождение тайника, тот был будто бы загипнотизированным и ничего не помнил. Впрочем, в дневниках А. Брюсов записал: «Мне все сдается, что он знает больше, чем говорит, а когда и говорит, то нередко лжет. Если на него не смотреть, но следить изредка или исподтишка, то рука его перестает дрожать». Смерть Альфреда Рода и его жены тоже полна тайн. Многие убеждены, что на кенигсбергском кладбище были захоронены вовсе не они, якобы погибшие от страшной инфекции. Что за несколько часов до того, как на их постели некими людьми в строгих одеждах были положены два полуразложившихся трупа, Роде и его жену погрузили в грузовик и вывезли из города. Куда – еще одна загадка, но говорят, что тайная операция была проведена вовсе ни НКВД, ни оставшимися в городе воинами Анненербе, а американской разведкой. Так что, не исключено, что секреты Янтарной комнаты все это время покоились в пыли Нового Света.Допустим! Но ведь и еще есть кое-что,заслуживающее внимания:особое место занимает изучение документов и фактов, связанных с деятельностью во времена третьего рейха секретной лаборатории Кенигсберг-13 . Научные разработки этого подразделения контролировались лично гауляйтером Восточной Пруссии Эрихом Кохом, о существовании лаборатории знал узкий круг посвященных лиц.
Дело в том, что сознание Гитлера и его соратников было во многом подвержено мистификациям. Они верили в демонологию, языческие ритуалы. Примером тому громкие названия подразделений - Оборотни, Мертвая голова. Нацисты трепетно относились ко всему оккультному, скрупулезно использовали древние письмена и символы. В коллекции музея фотографии,где более восьмидесяти тысяч знаков мастеров и рун, оттисков на кирпичах волчьих лап и детских ладоней, собранных на этой земле. Известная эсэсовская эмблема две молнии - руны сиг, обозначала удвоенную энергию. Имеются многочисленные документальные свидетельства, что рунические воины, или как очень часто их называл Кох, черные посвященные, принимали участие в старых тевтонских обрядах. Например, коллективно целыми ротами делали надрезы на руках при помощи осколков красной черепицы. Это символизировало их непреклонность в борьбе с врагом и вечность проистекания рода. О том, какие именно трофеи хранит Кенигсберг после всех магов и королей, побывавших в нем, можно только догадываться, изучая легенды, поднимая архивы и копаясь в земле города и его окрестностей. Оккультная Прага с блуждающим по ней Големом и каббалистическим шепотом улиц может показаться вполне обычным городом на фоне Кенигсберга. Не случайно ведь многие называли и называют «Королевскую гору» мистической столицей Европы. Ну,а янтарная комната, конечно, очень ценна, но больше как произведение искусства. А стоит она на сегодняшний день немногим более 300 миллионов долларов/что просто пшик для многих из нас.../. В США, кстати, есть янтарные комнаты в частном владении стоимостью 600 миллионов долларов. Так что не стоит преумножать стоимость спрятанного в Калининграде янтарного сокровища. Скорее, она ценна как символ. Но не стоит забывать о том, что янтарная комната - это лишь капля из того, что было спрятано фашистами в горящем Кенигсберге. В общей сложности можно действительно говорить о миллиардных суммах и не только о суммах....

Весной 1945 года война приближалась к завершению, но враг упорно и умело сопротивлялся нашим войскам, неумолимо двигавшимся на запад. Одно из самых ожесточенных сражений этого периода войны развернулось в районе города-крепости Кенигсберга. Наши войска несли значительные потери. 21 февраля начальник Генерального штаба А. М. Василевский был направлен Сталиным в Прибалтику и вступил в командование 3-м Белорусским фронтом. 16 марта он направил Верховному Главнокомандующему донесение с планом операции по разгрому кенигсбергской группировки. Планировалось три этапа: прорыв оборонительной полосы, развитие прорыва, штурм и овладение Кенигсбергом. Свидетельствуют очевидцы происшедшего уникального эпизода. Офицер, бывший в центре событий, вспоминал: «Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот, попов привезли, сейчас они нам помогут...» Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют!»

Тут мы прервем изложение рассказа офицера и обратимся к свидетельству другого очевидца описываемых событий - Василия Григорьевича Казанина, начавшего войну еще в 1941 году в сражении под Смоленском. Затем он был в составе частей, наступавших на Великие Луки. Неоднократно ходил в разведку. Пять раз был ранен. Одна из пуль прошила его тело насквозь, в нескольких сантиметрах ниже сердца. Участвуя в штурме Кенигсберга в апреле 1945 года, он видел, как священнослужители вынесли Казанскую икону Божией Матери, отслужили молебен и пошли во весь рост к передовой.

После войны Василий Григорьевич был пострижен в монахи в Псково-Печерском монастыре, где многие насельники неоднократно слышали его рассказ о фронтовом молебне у стен Кенигсберга. В 1997 году раб Божий Василий (в монашестве Иринарх) мирно почил в этой святой обители.

Прислушаемся к рассказу другого участника штурма Кенигсберга Николая Бугаенко: «7 апреля, на Благовещение, мы ждали боя. Вдруг видим: вдоль линии фронта движется крестный ход - впереди православные священники несут Казанскую икону Божией Матери.

За ними - вереница людей с иконами, крестами и хоругвями в руках. Это было так неожиданно! Как будто и нет войны - никто не стреляет, ясно различимы слова молитв, песнопений... А дальше произошло нечто совсем невероятное. Фашисты вдруг... побросали оружие (орудия их тоже замолкли) и с криком «Мадонна!» побежали прочь.

С громовым «Ура!» мы бросились за ними. Без единого выстрела взяли тот участок фронта...».

По свидетельству офицера, с чьих слов мы начали рассказ, пленные немцы рассказывали: «Перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна (так они называют Богородицу) <...>. Во время этого явления немцы падали на колени и многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!».

Видела молебен священников под Кенигсбергом и матушка София, ныне монастырский цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Приезжая в Раифский монастырь, писатели и журналисты часто обращаются к наместнику архимандриту Всеволоду (Захарову) с просьбой благословить на беседу с матушкой Софией. У нее часто берут интервью. И чаще всего спрашивают, страшно ли было на войне? До войны она жила до семи лет в Алексеевском районе Татарии, а затем в городе Зеленодольске недалеко от Казани. Екатерина Михайловна Ошарина (так звали в миру матушку Софию) после окончания десятилетки поехала поступать в Москву в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Поступила... Но необходимого для иногородней места в общежитии не нашлось. А тут как раз объявились вербовщики из других вузов - из Казахстана и Белоруссии. Екатерина предпочла Алма-Ату - город, утопавший в зелени и цветах.

Рассказывает матушка София: «Когда началась Великая Отечественная, я окончила четыре курса плодоовощного факультета Алма-Атинского сельхозинститута по специальности цветоводство. Нас с первого курса уже к войне готовили: кого на медсестру, кого на радиста... Я попала в радисты. Был абсолютный слух. Перед отправкой на фронт мы еще месяц учились на стрелков-радистов. Но у меня всего двенадцать вылетов было - большинство же фронтовых дорог пройдено по земле. В начале 1942 года наша часть попала в район под Москвой.

Работали больше по ночам, по шесть - восемь часов. В эфире - тысячи радиостанций, и среди всего этого надо найти голос своей. Ошибешься - и все... Немцы пеленговали и старались уничтожить радистов. Поэтому станции чаще в лесу останавливались. И их надо было охранять. Стоишь, лес шумит вокруг. Как посторонний шум - кричишь: «Стой, кто идет!» А никого нет, никто не отвечает, и только ждешь: вот сейчас-сейчас - раз ножом сзади! Что, не страшно? Еще как!

И только про себя все время: «Господи, спаси, Господи, помоги, Господи, сохрани...» Крестики на груди носили». Последние ее слова понятны - Екатерина была из глубоко верующей татарской семьи кряшенов. Отец был регентом церковного хора, трое тетушек - монахини в Казани. Матушка продолжает свой рассказ: «А церквей за всю войну нигде, кроме как в Орле, не встречали. В деревнях они все сожженные были. Орел никогда не забуду: большой храм на горе. Внизу вокзал, весь разбитый, вокруг все в руинах, а церковь уцелела. Помню и батюшку: небольшого роста, с необыкновенными, какими-то лучистыми глазами... Мы постояли, помолились, как могли, - за месяцы военного бытия уж все позабыли. А больше нигде церквей не встречали.

А что было, когда через Днепр переправлялись! В Могилеве после переправы, кругом трупы - идти было невозможно, их тысячи лежат... вот, вот, здесь! Кто-то еще жив, хватает тебя снизу, с земли, - «сестричка, помоги!». А ты с радиостанцией, надо быстрее вперед, связь налаживать. А они там так и остались, без помощи... В нашем подразделении из двадцати пяти человек выжили только двое. Вспоминать тяжело.

Помню Кенигсберг. Мы относились ко Второму Белорусскому фронту которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение - 13-й РАБ (район авиационного базирования) находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта недалеко от места боев за Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом - крепость. Сколько наших солдат погибло!.. Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли Казанскую икону Божией Матери... А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: “Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!” И только монахи запели - стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались... Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

Видел священников, неожиданно оказавшихся на передовых позициях наших войск под Кенигсбергом, и Николай Алексеевич Бутырин, прошедший всю войну с первого дня, до последнего. Во время этого сражения он был водителем танка в 153-м автополку. В смотровую щель он внезапно узрел невесть откуда взявшихся «попов». По танковым экипажам тут же пронеслось: «Попы приехали!» За долгие годы безверия и тяжкую годину войны Николай запамятовал все когда-то знакомые ему с детства молитвы. Он схватился рукой за нательный крестик и крепко прижал его к груди. Обзор не позволял ему видеть дальнейшие действия священников. Тем не менее, воспоминание это так крепко запечатлелось в его памяти, что он до самой своей кончины неоднократно рассказывал о нем в кругу семьи. У родителей Николая было девять детей, он был третьим. Как и отец, Николай был рабочим человеком, мастером на все руки, в том числе и по сапожной части - его отец шил обувь до революции для Московского губернатора. В партии никогда не состоял.

Воспоминание о молебне под Кенигсбергом надолго сохранилось в памяти многих ветеранов той битвы. Рассказывает священник Александр Лобан - настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в рабочем поселке Лог Волгоградской епархии: «Служил я несколько лет назад в одном из приходов Курской епархии, в поселке Белая Слобода. В нашем райцентре во время войны дислоцировалась одна из дивизий, ветераны которой и сейчас приезжают на места боев, чтобы вспомнить те героические годы. Я был приглашен на очередную их встречу в местном клубе, где рассказал о том, что раньше никогда не писали в газетах - о прозрении и обращении народа к Богу во время войны. Вспомнил и о молебне у стен Кенигсберга.

В 2005 году издательство «Ковчег» выпустило книгу Андрея Фарберова «”Спаси и сохрани”. О помощи Божией России в Великую Отечественную войну». В 2015 году с незначительными изменениями «Спаси и сохрани» переиздало издательство Московской Патриархии. В книге автор собрал свидетельства фронтовиков и их близких о помощи, посылаемой в ответ на молитвы, обращённые к Господу.

Одна из глав книги посвящена штурму Кёнигсберга и называется «Молебен у стен осаждённого города». В ней рассказывается о православном молебне, организованном командующим 3-м Белорусским фронтом Александром Василевским. По воспоминаниям очевидцев, перед штурмом Кёнигсберга на передовую приехал командующий, а вместе с ним священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот, попов привезли, сейчас они нам помогут...» Но Василевский быстро прекратил шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой вдоль переднего края. Все с недоумением смотрели им вслед: куда они идут во весь рост? Их же всех перестреляют!

А когда начался штурм, произошло поразительное: на отдельных участках немецкой обороны не прозвучало ни одного выстрела, и советские штурмовые подразделения заняли их в рекордные сроки. По свидетельству офицера, видевшего православный молебен на передовой, пленные немцы сообщили на допросе, что перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна (так они называли Богородицу). Во время этого явления немцы падали на колени, понимая, Кто помогает русским!

В этой книге есть и воспоминания советского офицера, видевшего чудо в небе во время штурма города-крепости. Вадим Васильев, гвардии капитан, командир штурмовой роты 79-го полка 26-й дивизии 11-й гвардейской армии – мой дед.

Он родился в 1923 году. Его отец (мой прадед) погиб в 1941-м под Севастополем во время немецкой бомбёжки. Прямо со школьной скамьи Вадим Васильев добровольцем ушёл на фронт. Сражался на Брянщине, был тяжело ранен осколками немецкого снаряда. После госпиталя вернулся на фронт, участвовал в наступательной операции «Багратион»», освобождал Белоруссию, штурмовал города-крепости Кёнигсберг и Пиллау. Ещё дважды был ранен.

История о явлении Богородицы в небе над Кёнигсбергом – наше семейное предание, а икона Почаевской Божией Матери – семейная реликвия.

…Серые весенние облака расступились, и он увидел Деву Марию. Видение длилось довольно долго, и дед запомнил его на всю жизнь. Сразу подумал: наверное, мать за меня молится. Она была верующая, а дед – комсомолец. Стал оглядываться по сторонам на своих бойцов. И понял, что видел Её только он один. Видение длилось около получаса.

По общему сигналу дед поднял в атаку свою штурмовую роту. Одной из первых она проделала брешь в немецкой обороне и, сломив сопротивление врага, обеспечила решение наступательной задачи, стоявшей перед батальоном. В короткой схватке было уничтожено 15 нацистов, при этом дед из личного оружия застрелил немецкого офицера.

Затем было наступление, освобождение городских предместий, форсирование на подручных средствах реки Прейгель, текущей через центр Кёнигс-берга, и тяжелейшие бои в городских кварталах, где советским штурмовым подразделениям противостояли дивизии вермахта.

Кёнигсберг пылал, горело всё, что могло гореть. На четвёртый день кровопролитных боёв от штурмовой роты деда осталось пять человек. Тут-то перед ними и возник как из-под земли немецкий парламентёр. В горячке боя его чуть не убили. Размахивая белым флагом, он сообщил, что гарнизонные части желают сдаться.

Когда его предложение было принято, и из дымящихся развалин вышли более 500 человек, дед потерял дар речи. Если бы немцы узнали, сколько советских солдат им противостоит, то передушили бы их голыми руками. Под дулом единственного пулемёта дед велел немцам бросить оружие, построил их в две колонны и в сопровождении четырёх (!) человек отправил в тыл на фильтрационный пункт. На переднем крае он остался один с пулемётчиком. В скором времени подошло подкрепление.

После штурма города дед вновь и вновь вспоминал увиденное в небе, понимая, что остался жив лишь благодаря чуду. Уже после войны дед рассказал о чудесном явлении в небе над Кёнигсбергом своей матери, моей прабабушке, глубоко верующему человеку. Она призналась, что молилась за него перед иконой Почаевской Божией Матери в подмосковном храме Святых безсребреников Космы и Дамиана (посёлок Болшево).

В 1947 году дед по состоянию здоровья уволился из армии и поступил в Московскую городскую художественную студию для инвалидов Великой Отечественной войны. В 1953-м закончил её с отличием. А потом 26 лет проработал художником комбинированных съёмок на киностудии им. М. Горького. Участвовал в создании 43 фильмов, среди которых «Дело было в Пенькове», «Добровольцы», «Девичья весна», «Женщины», «Сердце друга», «Ошибка резидента», «Судьба резидента» «У озера», «И снова Анискин», «Праздники детства».

В фильме «Говорит Москва», снятом его друзьями-режиссёрами Ренитой и Юрием Григорьевыми, дед сыграл эпизодическую роль бойца стрелкового подразделения, с винтовкой в руках защищавшего подступы к Москве.

Мой дед – гвардии капитан и художник-кинематографист – обладал прекрасной зрительной памятью, поэтому образ Богородицы, увиденный лишь однажды, стоял перед его глазами как живой. После войны он долго искал икону с ликом Божией Матери, явленной ему в Кёнигсберге. Поиски растянулись на 29 лет.

В 1974 году вместе со съёмочной группой дед приехал в Ригу: здесь снимались сцены художественного фильма «Иван да Марья». После съёмок дед с бабушкой пошли погулять по центру Риги и зашли в церковь Александра Невского, построенную в XIX веке в честь победы русских войск над Наполеоном. Служба в храме закончилась, вход был перегорожен церковной лавочкой, и две служительницы мыли тряпками пол.

Икона Почаевской Божией Матери висела на стене у входа, и дед сразу её заметил. И узнал Небесный Лик! Радости его не было границ! И тут произошло невероятное... В храме на долю секунды стало светло. Короткую вспышку света, кроме деда, видели бабушка и церковные служительницы, при этом одна из них сказала: «Солнце, что ли, выглянуло?» В тот день на улице было пасмурно, солнце не показывалось, из-за чего очень переживали московские кинематографисты.

В Свято-Успенскую Почаевскую лавру, чтобы поклониться чудотворной иконе Божией Матери, дед приехал в конце восьмидесятых, за несколько лет до смерти. К тому времени он уже мало интересовался кинематографией, больше занимался иконописью. У нас дома до сих пор висят написанные им иконы. С разрешения игумена Почаевской лавры дед несколько дней прожил в монастыре, где и рассказал монахам историю Кёнигсбергского явления.

9 мая 2013 года я отметил в Калининграде, и это был один из самых светлых майских дней в моей жизни.

В течение месяца я собирал материалы о Кёнигсбергской операции и об участии дивизии, в которой сражался дед, в штурме города. В одном месте я простоял особенно долго – на Литовском валу. Старые трёхэтажные дома, тянувшиеся непрерывной кирпичной стеной к пересечению с Московским проспектом, хранили ясно различимые следы войны. На уровне третьего этажа и ниже не было ни одного целого кирпича – все с пулевыми отметинами, некоторые замазаны цементом, другие сохранились в первозданном виде.

На верхних этажах этих по-немецки аккуратных домов в апреле 1945-го засели пулемётчики 69-й дивизии вермахта, державшие под прицелом Прейгель. Идеальная позиция...

Глядя на иссечённые советскими пулями стены, я с пугающей ясностью понял, что означает такое, казалось бы, отвлечённое философское понятие, как небытие. Ведь стрельни чёртов пулемётчик немного правее или левее – и деда бы не было. А вместе с ним не было бы мамы и дяди. Не было бы меня. И хотя на улице был май, а на Литовском валу цвели вишни, меня пробрал озноб...

После взятия Кёнигсберга дед сражался с немцами на Земландском полуострове, штурмовал укрепления военно-морской базы Пиллау (ныне – город Балтийск), был представлен к ордену Боевого Красного Знамени.

9 мая – День Великой Победы – дед встретил в Пиллау. Он проснулся от страшной стрельбы. На дворе была ночь, бойцы его штурмовой роты орали, как сумасшедшие, и палили в небо из всех видов оружия.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама