THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тенденции развития политических партий в современном обществе

Д . В . Гавдур

Партии – наиболее универсальная из политических форм общест­венной организации, специально приспособленная для политической деятельности в условиях представительной демократии. Классическая модель политической стратификации предполагала распределение власти внутри общества, в котором партии играли роль движущей силы политического процесса.

Эволюция политических партий происходит под воздействием таких процессов, как развертывание НТР и обострение глобальных проблем, изменение социально-классовой структуры общества, уси­ление воздействия СМИ на общественное мнение, рост гражданской культуры общества. Проявились новые тенденции в отношении пар­тий и гражданского общества, партий и государства, во внутрипар­тийных и межпартийных отношениях. Разумеется, причины этой эво­люции партий коренятся в изменении самого общества.

В последние десятилетия наблюдается значительное падение влияния традиционных институтов политического представительства, в первую очередь политических партий. На уровне политического сознания это проявляется в падении доверия политическим партиям и ослаблении идентификации с ними. На уровне политического поведе­ния наблюдается повышение нестабильности партийно-политических предпочтений на выборах и сокращение числа членов политических партий. Повышение уровня жизни, увеличение заработной платы, улучшение условий труда и т. д. радикальным образом переменили социально-профессиональную и демографическую структуры обще­ства. В силу этого ослабла традиционная связь партий с некогда четко ориентировавшимися на них социальными группами, что сделало со­циальную базу партий менее устойчивой. Кроме того, технологиче­ские достижения современного информационного общества создают принципиально иную ситуацию в политическом общении. Чтобы оп­ределиться в политической ситуации, прежде гражданин должен был предпринять какие-то действия, позволяющие получить информацию: посетить партийное собрание или митинг, купить партийную прессу. Получение политической информации было в значительной степени сопряжено с непосредственным межличностным общением: членов партии между собой, партийных агитаторов с избирателями, лидеров с большими или малыми группами граждан. Выросло влияние средств массовой информации, которые в значительной мере переня­ли у партий функции политической социализации и политической мобилизации, в том числе и в период избирательных кампаний. Теле­видение изменило ситуацию кардинальным образом – оно пришло в каждый дом, внося с собой и политическую информацию. Если рань­ше основным методом борьбы партий за избирателя были листовки, многолюдные митинги и агитация активистов по принципу «от двери к двери», то теперь основная масса избирателей узнает о партиях и их кандидатах из передач телевидения. И теперь нет нужды посещать партийные собрания, чтобы найти единомышленников, достаточно найти нужный телевизионный канал. Соответственно центр тяжести в агитации переносится с политических программ на видеоряд, прежде всего тот или иной имидж кандидата и его партии.

Сегодня тенденцию к сокращению числа членов партий в странах развитой демократии можно считать установленной. Кроме того, ка­чественно изменился их состав. Во-первых, выросла доля людей стар­шего возраста. Во-вторых, мотивация молодых людей, вступающих в партии, носит все более откровенно карьерный характер. В-третьих, отношение к партийной организации становится все менее идеологизи­рованным и более инструментальным: при голосовании за ту или иную партию граждане руководствуются прагматическими соображениями, большое значение приобретает способность партии решать назревшие политические проблемы, компетентность руководящих органов.

В этих условиях партии в целях поддержания своей позиции вы­нуждены приспосабливаться к изменяющимся условиям. Изменения касаются кадровой политики, идеологии и программы, стиля деятель­ности, отношений с социальной базой, партнерами и противниками.

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ 2 им. А.С. Пушкина

Москальцова Валентина Васильевна

г. Белореченск Краснодарского края

Тема урока: Политические партии и движения

Эпиграф к уроку:

«Партия есть организованное

общественное мнение»

Бенджамин Дизраэли

Цель:

1. Познакомиться с основными политическими партиями и движениями,

2. Выяснить сущность основных типов партийных систем,

3. Рассмотреть тенденции развития политических партий и движений в России.

План:

  1. Понятия политической партии и политического движения.
  2. Типология и функции политических партий.
  3. Типы партийных систем.
  4. Тенденции развития политических партий и движений.

Ход урока:

I . Организационный момент: слайд 1-3

Анализ письменной работы предыдущей темы.

Объявление темы урока, цели и план уроков по данной теме.

II .Новый материал:

1. Понятия политической партии и политического движения слайд 4

Партология – наука, занимающаяся изучением, теоретико-практическим анализом пол.партий.

На политической арене действуют различные политические силы. Среди реальных политических сил, действующих открыто, самой влиятельной являются партии .

С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества.

Сегодня роль и значение политических партийрезко возросли.

Политические партии в их современном понимании возникли сравнительно недавно - во 2-й половине XIX в.

Подходы к сущности политических партий слайд 5

Работа с учебником: определить на основе учебного материала подходы к сущности политических партий (ответы учащихся).

Политическая партия - добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в ее осуществлении для реализации инте­ресов тех или иных социальных групп и слоев населения слайд 6

Структура партии (условна):слайд 7

В структуре партии ученые выделают три уровня:

Блок избирателей

Официальная партийная организация

Партия в системе правления

Признакиполитическойпартии: слайд 8

определенная идеология, система общих ценностей и норм (реализуется в программе партии);

относительно продолжительное по времени добровольное объединение людей (устройство отражается в уставе);

нацеленностьпартиинареализациючерезгосударство интересов тех социальных групп,которые она выражает;

стремление обеспечить себе поддержку избирателей.

Признаки достигаются через: слайд 9

агитацию;

добровольное объединение людей;

наличие определенного имущества,финансовых средств, своих СМИ;

наличие собственных символов, значков, знамен, иногда формы.

Наряду с партиями действуют и политические движения - солидарная активность граждан, направляемая на достижение какой - либо значимой политической цели.Слайд 10

Ядро - инициативнаягруппа.

Отличия политического движения от партии:

не ставит цели прихода к власти;

участвуют люди с различными политическими взглядами;

цели более узкие;

социальная база более широкая;

массовый характер.

2. Типология и функции политических партий.

Работа с учебником по группам, определить на основе учебного материала:

  1. группа (вариант):классификация политических партий
  2. группа вариант):функции партий (ответы учащихся).

Рассмотрим схему и сравниваем с ответами учащихся:

Классификация политических партий слайд 11

Функции партий слайд 12

3. Типы партийных систем.

Актуализация знаний:

Вспомните, какие два основных типа партийных систем сложились в современном демократическом мире.

Охарактеризуйте однопартийную систему в борьбе за власть.

Охарактеризуйте многопартийную систему в борьбе за власть.

Как вы считаете, какая из них обладает преимуществом в борьбе за власть? Мнение аргументируйте.

Таким образом, условно партийные системы можно классифицировать и следующим образом. Рассмотрите схему.

Понятие партийная система слайд 13

Типы политических систем слайд 14

4. Тенденции развития политических партий и движений слайд 15-16

Самостоятельная работа на уроке:

Работая с последним пунктом § 22, определите тенденции развития политических партий и движений. Выясните причины наблюдаемых тенденций.

Спрогнозируйте будущее развитие партий в России.

Оформите выводы в тетрадь.

III . Подведение итога уроков: слайд 17

Охарактеризуйте однопартийную систему в борьбе за власть.

Охарактеризуйте многопартийную систему в борьбе

за власть.

Охарактеризуйте двухпартийную систему в борьбе за власть.

Как вы считаете, какая из них обладает преимуществом в борьбе за власть? Мнение аргументируйте.

Представьте ситуацию:вы разговариваете с товарищем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте?

Домашнее задание: слайд 18

Выучить новые термины и понятия

Выполните задания к параграфу

Использованная литература:

1. Обществознание. Учебник для 11 класса. под редакцией Л.Н. Боголюбова,А.Ю. Лазебниковой,К.Г. Холодковского (профильный уровень),М.: Просвещение, 2008г.

2. Сорокина Е.Н.«Поурочные разработки по обществознанию". (В помощь

школьному учителю). Профильный уровень,11 класс. - М.: ВАКО, 2009.

В современной России многопартийность - явление относительно новое, однако это не мешает возникновению все новых партий и укреплению прежних политических объединений. Причем если каких-то пятнадцать-семнадцать лет назад основная масса населения не особо понимала, кого, куда и зачем избирает, то современное общество уже делает свой выбор более осознанно, заставляя политические партии тщательнее выполнять свои прямые обязанности - представлять и защищать интересы граждан.

На апрель 2014 года в Российской Федерации зарегистрированы 77 политических партий и действуют 60 оргкомитетов http://izbiraem.ru/party.

В последних парламентских выборах 4 декабря 2011 года принимали участие всего семь политических партий. Это было связано с тем, что для регистрации организации в качестве политической партии ей необходимо было предоставить в Министерство Юстиции список как минимум из 40 тысяч фамилий состоящих в ней членов и иметь не менее 45 отделений по 500 и более.

Однако 4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации - теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.

Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.

В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. На июль 2012 года их насчитывается 35 вместо 7 участвовавших в последних выборах в Государственную Думу. Это число еще будет расти http://izbiraem.ru/party.

А какие партии нужны России наступившего века? В общих чертах они, разумеется, будут развиваться в рамках современных мировых направлений и тенденций.

Но следует учитывать и специфику, а именно:

Исторический путь российского общества и государства;

Характерные черты их взаимоотношений, а именно антиобщественное государство, антигосударственное общество и втиснутая между этими жерновами личность -- заложница как нацеленного на диктат государства, так и ориентированного на консервативный традиционализм общества;

Политическую культуру российского общества;

Традиции партийного строительства в нашей стране;

Переходный и реформистский характер переживаемой страной эпохи, которой должна соответствовать партия переходного периода.

Можно предложить следующую модель современной российской партии:

Партия XXI в. должна не брать на себя все политические, экономические и социальные функции, а выполнять роль политического и идеологического института, определяющего общий вектор общественного развития страны, т.е. обозначать идеал и пути движения к этому идеалу. В противном случае она вновь увязнет в повседневности;

Партия должна выполнять роль не только соединяющего мостика между обществом и государством, но и мостика с двусторонним движением. И партия в любом случае должна находиться под контролем общества;

Современные российские партии не будут массовыми, так как время массовых партий прошло. Партии XXI в. должны быть мобильными организациями, улавливающими вызовы современности и находящимися в русле общемирового общественного развития;

С точки зрения организационной, современные партии должны включать «мозговой центр», который осмысливает тенденции развития общества и решает общие задачи. Центральные и региональные партийные структуры должны состоять из профессионалов, способных понимать и ретранслировать решения центра электорату. Современной партии следует иметь разветвленную сеть коммуникаций самых разных уровней (СМИ, партийные газеты, журналы, выход в Интернет и т.д.), обеспечивающую прямую и обратную связь с избирателями.

Мобильные местные партийные организации, состоящие из профессионалов и небольшого актива, должны выполнять функции структур, которые умеют не только заинтересовать население вопросами политики, идеологии, но и дать разного рода юридические справки, помочь в решении конкретных проблем, связать человека с местными социальными, экономическими структурами и т.д.

Следовательно, современная российская партия, особенно ее местные организации, глубоко погруженные в гражданское общество, должна заниматься не только политической, но и неполитической работой.

Если говорить о современных тенденциях развития собственно политических партий, то среди них следует выделить следующие.

1. Общее снижение роли партий, как передающего звена от гражданского общества к государству, в частности, это вытекает из:

Повышения количества и роли групп давления, действующих вне электорального поля (союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации, социальные движения, организованная преступность);

Усиления роли СМИ, особенно электронных;

Ослабления роли партийной печати, которая в XXI в. становится анахронизмом;

Снижения роли партийных научно-исследовательских институтов за счет передачи партиями заказов на многие исследования независимым НИИ;

Уменьшения доверия избирателей к политическим партиям.

2. Изменение взаимоотношений государства и политических партии, которые становятся более тесными и демонстрируют черты:

Конституционализации партий;

Все большей институционализации;

Государственного финансирования, все увеличивающейся финансовой зависимости партий от государства в связи с увеличением стоимости избирательных кампаний;

Расширения государственного контроля за партиями, повышения государственной регламентации их деятельности;

Появления картельных партий, сговаривающихся между собой и с государственными чиновниками о дележе «добычи»;

Роста коррупции в партиях.

3. Изменение такой функции политических партий, как выработка правительственного курса, проявляется в следующем:

Снижение роли программ партии как долговременных и объемных документов. Из потенциальных избирателей мало кто читает многостраничные партийные программы, рассчитанные на «перспективу». Поэтому современные партии перешли на создание платформ -- наборов лозунгов и установок по актуальным, волнующим людей проблемам, которые утверждаются к каждым выборам;

Правительственный курс, партийные программы разрабатывают сегодня не партийные, а независимые, авторитетные научные центры, которые подчас обслуживают несколько конкурирующих партий. Социологические опросы и политологические исследования партии также заказывают независимым частным службам.

4. Тенденция персонализации политики заставляет партии изменяться в сторону большей гибкости и адаптивности, что проявляется в:

Ослаблении роли партийных программ, платформ и, вообще, партийных документов, усилении роли публичных выступлений лидеров партий в любых формах, но особенно -- через СМИ;

Уменьшении значения личных контактов на линии «кандидат- избиратели»;

Увеличении значимости избирательных штабов;

Отборе кандидатов не только партиями, но и (через опросы, праймериз и т. п.) избирателями;

Усилении роли имиджа кандидатов, профессионализации его создания.

5. Повышение удельного веса избирательных технологий в партийной работе, что влечет за собой дальнейшую дифференциацию труда в партиях, появление таких «партийных» профессий, как имиджмейкер, спичрайтер, менеджер избирательных кампаний, партийный маркетолог, специалист по PR, референт лидера и др.

6. Усиление взаимовлияния и взаимозависимости партий. С ними происходит то же, что и с международными концернами в эпоху глобализации, когда рынки объединяются и экономическим гигантам приходится «играть» фактически на общем поле. Современные партии, стремящиеся стать народными, всеохватными, тоже оказываются на одном общем большом электоральном поле. Это увеличивает плотность партий, ведет к возрастанию числа и частоты межпартийных контактов. Кроме того:

Руководство партий сегодня главное внимание уделяет росту не членства, хотя и это немаловажно, а численности электората;

Главную задачу современные партии видят не в размежевании по идеологическим соображениям, а в борьбе за голоса избирателей;

Возрастает роль коалиционной политики.

7. Изменения организационной структуры партий проявляются в:

Переходе от кадровых, массовых и строго централизованных к партиям универсальным;

Снижении роли первичных организаций (вытекает из понижения значения членства) и повышении роли партийных комитетов;

Уменьшении значения идеологий и росте значения прагматики, политики решения конкретных проблем вместо обещаний;

Снижении роли членства и повышении роли электората;

Понижении значения строгой партийной дисциплины и организации.

8. Повышение влияния гражданского общества на политические партии. Здесь следует выделить:

Рост влияния социальных движений и общественных организаций на политические партии;

Увеличение числа контактов партий с гражданским обществом и совершенствование информированности друг о друге за счет развития информационных средств;

Развитие прямых человеческих, неформальных контактов между партиями и населением.

Повышение роли в политике организаций, ведущих опросы населения;

Сокращение дистанции между кандидатом и избирателями при помощи электронных средств коммуникации;

Размывание «своего» электората каждой партии и формирование общего электорального поля практически для всех парламентских партий, что вызывало неожиданные и резкие «перетряски» структуры партийных систем в конце XX -- начале XXI в. в Японии, Италии, Индии, Мексике и других странах.

К началу XXI столетия в деятельности партий обозна­чились новые тенденции. Падает влияние традиционных, прежде всего коммунистических, партий. Главные причи­ны - бюрократизация их организационных структур, догма­тизм идеологических программных установок, а также крах социалистического строя СССР. Многие партии оказались неспособными учитывать новые реалии, появившиеся в по­литике вследствие преодоления (или смягчения) классовых конфликтов, а также выдвижения на первый план глобаль­ных проблем. Под влиянием общественных перемен ряд компартий сошли с политической арены, другие примкнули по своим теоретическим воззрениям к социал-демократам. Третьи по-прежнему отстаивают идеи революционного пере­устройства общества. Упало влияние и других традицион­ных партий.
Наблюдается возникшая еще в 50-70-х гг. XX в. тен­денция к сближению партийных идеологий и программ со­циал-демократов и консерваторов.
С изменением социальной структуры общества, развити­ем среднего класса ослабла приверженность партий к кон­кретным социальным группам, что приводит к неустойчиво­сти социальной партийной базы, непредсказуемости результатов выборов. Исследователи отмечают возрастание «расщепленного» голосования, когда один и тот же избира­тель на выборах президента и парламента голосует за пред­ставителей разных партий. Иными словами, партии стали утрачивать функцию выявления и согласования интересов определенных социальных групп.
В связи с усложнением общества, возрастанием в нем ро­ли СМИ и особенно телевидения партии стали утрачивать функцию политической социализации масс. Ранее основны­ми методами их борьбы за избирателя были листовки, мно­голюдные митинги и агитация по принципу «от двери к две­ри». Теперь большая часть избирателей узнает о партиях и их кандидатах из передач телевидения. Соответственно и центр агитации переносится на телеэкраны. Политологи подчеркивают, что сегодня функция политической социали­зации распределилась в основном между телевидением, дру­гими СМИ и школой.
Повышение образовательного уровня населения и, как следствие, стремление наиболее активных граждан к авто­номному политическому самоопределению нередко сталки­вается с традиционной для партий тенденцией «водить лю­дей за ручку». Партии навязывают им по привычке готовые, во многом устаревшие образцы мышления и пове­дения. В этой связи многие граждане, особенно молодежь, стали предпочитать партиям массовые движения. Наиболее важные политические вопросы нередко решаются сегодня именно за счет активных усилий движений. Тем самым пар­тии постепенно утрачивают функцию политической мобили­зации масс. Этому во многом способствует стремление дви­жений по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть оригинальные альтернативные решения глобаль­ных и некоторых других проблем (экологических, защиты прав человека, демократии, улучшения качества жизни и пр.). Альтернативные движения «зеленых», правозащитни­ков, антиглобалистов и пр. охватывают в настоящее время большую часть мира. Они приобрели различные организаци­онные формы: от неформальных движений до партийной и парламентской деятельности. Наиболее организованным яв­ляется экологическое движение. «Зеленые» создали во мно­гих странах свои партии - партии движенческого типа, ко­торые вышли за национальные рамки, объединившись в международную организацию «Гринпис». Сегодня она пред­ставлена единой фракцией в Европарламенте.
Рассмотренные тенденции не являются однолинейными. История партий продолжается. Все большую силу набирают универсальные партии, а также партии, как отмечалось вы­ше, движенческого типа. Они строятся на децентрализован­ном механизме принятия решений. Главное в этом механиз­ме - более жесткий контроль снизу за деятельностью руководства партии, а также ее депутатов. Не случайно их именуют партиями «новой волны».
В заключение подчеркнем, что утрата партиями некото­рых из монопольных функций не является достаточным ос­нованием для вывода об их закате. Важнейшей функцией партий по-прежнему является отбор политической элиты и формирование политического лидерства. Любой политичес­кий режим, претендующий на легитимность и базирующий­ся на представительстве, не может обойтись без политичес­ких партий.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама