Тенденции развития политических партий в современном обществе
Д . В . Гавдур
Партии – наиболее универсальная из политических форм общественной организации, специально приспособленная для политической деятельности в условиях представительной демократии. Классическая модель политической стратификации предполагала распределение власти внутри общества, в котором партии играли роль движущей силы политического процесса.
Эволюция политических партий происходит под воздействием таких процессов, как развертывание НТР и обострение глобальных проблем, изменение социально-классовой структуры общества, усиление воздействия СМИ на общественное мнение, рост гражданской культуры общества. Проявились новые тенденции в отношении партий и гражданского общества, партий и государства, во внутрипартийных и межпартийных отношениях. Разумеется, причины этой эволюции партий коренятся в изменении самого общества.
В последние десятилетия наблюдается значительное падение влияния традиционных институтов политического представительства, в первую очередь политических партий. На уровне политического сознания это проявляется в падении доверия политическим партиям и ослаблении идентификации с ними. На уровне политического поведения наблюдается повышение нестабильности партийно-политических предпочтений на выборах и сокращение числа членов политических партий. Повышение уровня жизни, увеличение заработной платы, улучшение условий труда и т. д. радикальным образом переменили социально-профессиональную и демографическую структуры общества. В силу этого ослабла традиционная связь партий с некогда четко ориентировавшимися на них социальными группами, что сделало социальную базу партий менее устойчивой. Кроме того, технологические достижения современного информационного общества создают принципиально иную ситуацию в политическом общении. Чтобы определиться в политической ситуации, прежде гражданин должен был предпринять какие-то действия, позволяющие получить информацию: посетить партийное собрание или митинг, купить партийную прессу. Получение политической информации было в значительной степени сопряжено с непосредственным межличностным общением: членов партии между собой, партийных агитаторов с избирателями, лидеров с большими или малыми группами граждан. Выросло влияние средств массовой информации, которые в значительной мере переняли у партий функции политической социализации и политической мобилизации, в том числе и в период избирательных кампаний. Телевидение изменило ситуацию кардинальным образом – оно пришло в каждый дом, внося с собой и политическую информацию. Если раньше основным методом борьбы партий за избирателя были листовки, многолюдные митинги и агитация активистов по принципу «от двери к двери», то теперь основная масса избирателей узнает о партиях и их кандидатах из передач телевидения. И теперь нет нужды посещать партийные собрания, чтобы найти единомышленников, достаточно найти нужный телевизионный канал. Соответственно центр тяжести в агитации переносится с политических программ на видеоряд, прежде всего тот или иной имидж кандидата и его партии.
Сегодня тенденцию к сокращению числа членов партий в странах развитой демократии можно считать установленной. Кроме того, качественно изменился их состав. Во-первых, выросла доля людей старшего возраста. Во-вторых, мотивация молодых людей, вступающих в партии, носит все более откровенно карьерный характер. В-третьих, отношение к партийной организации становится все менее идеологизированным и более инструментальным: при голосовании за ту или иную партию граждане руководствуются прагматическими соображениями, большое значение приобретает способность партии решать назревшие политические проблемы, компетентность руководящих органов.
В этих условиях партии в целях поддержания своей позиции вынуждены приспосабливаться к изменяющимся условиям. Изменения касаются кадровой политики, идеологии и программы, стиля деятельности, отношений с социальной базой, партнерами и противниками.
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ 2 им. А.С. Пушкина
Москальцова Валентина Васильевна
г. Белореченск Краснодарского края
Тема урока: Политические партии и движения
Эпиграф к уроку:
«Партия есть организованное
общественное мнение»
Бенджамин Дизраэли
Цель:
1. Познакомиться с основными политическими партиями и движениями,
2. Выяснить сущность основных типов партийных систем,
3. Рассмотреть тенденции развития политических партий и движений в России.
План:
- Понятия политической партии и политического движения.
- Типология и функции политических партий.
- Типы партийных систем.
- Тенденции развития политических партий и движений.
Ход урока:
I . Организационный момент: слайд 1-3
Анализ письменной работы предыдущей темы.
Объявление темы урока, цели и план уроков по данной теме.
II .Новый материал:
1. Понятия политической партии и политического движения слайд 4
Партология – наука, занимающаяся изучением, теоретико-практическим анализом пол.партий.
На политической арене действуют различные политические силы. Среди реальных политических сил, действующих открыто, самой влиятельной являются партии .
С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества.
Сегодня роль и значение политических партийрезко возросли.
Политические партии в их современном понимании возникли сравнительно недавно - во 2-й половине XIX в.
Подходы к сущности политических партий слайд 5
Работа с учебником: определить на основе учебного материала подходы к сущности политических партий (ответы учащихся).
Политическая партия - добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в ее осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоев населения слайд 6
Структура партии (условна):слайд 7
В структуре партии ученые выделают три уровня:
Блок избирателей
Официальная партийная организация
Партия в системе правления
Признакиполитическойпартии: слайд 8
определенная идеология, система общих ценностей и норм (реализуется в программе партии);
относительно продолжительное по времени добровольное объединение людей (устройство отражается в уставе);
нацеленностьпартиинареализациючерезгосударство интересов тех социальных групп,которые она выражает;
стремление обеспечить себе поддержку избирателей.
Признаки достигаются через: слайд 9
агитацию;
добровольное объединение людей;
наличие определенного имущества,финансовых средств, своих СМИ;
наличие собственных символов, значков, знамен, иногда формы.
Наряду с партиями действуют и политические движения - солидарная активность граждан, направляемая на достижение какой - либо значимой политической цели.Слайд 10
Ядро - инициативнаягруппа.
Отличия политического движения от партии:
не ставит цели прихода к власти;
участвуют люди с различными политическими взглядами;
цели более узкие;
социальная база более широкая;
массовый характер.
2. Типология и функции политических партий.
Работа с учебником по группам, определить на основе учебного материала:
- группа (вариант):классификация политических партий
- группа вариант):функции партий (ответы учащихся).
Рассмотрим схему и сравниваем с ответами учащихся:
Классификация политических партий слайд 11
Функции партий слайд 12
3. Типы партийных систем.
Актуализация знаний:
Вспомните, какие два основных типа партийных систем сложились в современном демократическом мире.
Охарактеризуйте однопартийную систему в борьбе за власть.
Охарактеризуйте многопартийную систему в борьбе за власть.
Как вы считаете, какая из них обладает преимуществом в борьбе за власть? Мнение аргументируйте.
Таким образом, условно партийные системы можно классифицировать и следующим образом. Рассмотрите схему.
Понятие партийная система слайд 13
Типы политических систем слайд 14
4. Тенденции развития политических партий и движений слайд 15-16
Самостоятельная работа на уроке:
Работая с последним пунктом § 22, определите тенденции развития политических партий и движений. Выясните причины наблюдаемых тенденций.
Спрогнозируйте будущее развитие партий в России.
Оформите выводы в тетрадь.
III . Подведение итога уроков: слайд 17
Охарактеризуйте однопартийную систему в борьбе за власть.
Охарактеризуйте многопартийную систему в борьбе
за власть.
Охарактеризуйте двухпартийную систему в борьбе за власть.
Как вы считаете, какая из них обладает преимуществом в борьбе за власть? Мнение аргументируйте.
Представьте ситуацию:вы разговариваете с товарищем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте?
Домашнее задание: слайд 18
Выучить новые термины и понятия
Выполните задания к параграфу
Использованная литература:
1. Обществознание. Учебник для 11 класса. под редакцией Л.Н. Боголюбова,А.Ю. Лазебниковой,К.Г. Холодковского (профильный уровень),М.: Просвещение, 2008г.
2. Сорокина Е.Н.«Поурочные разработки по обществознанию". (В помощь
школьному учителю). Профильный уровень,11 класс. - М.: ВАКО, 2009.
В современной России многопартийность - явление относительно новое, однако это не мешает возникновению все новых партий и укреплению прежних политических объединений. Причем если каких-то пятнадцать-семнадцать лет назад основная масса населения не особо понимала, кого, куда и зачем избирает, то современное общество уже делает свой выбор более осознанно, заставляя политические партии тщательнее выполнять свои прямые обязанности - представлять и защищать интересы граждан.
На апрель 2014 года в Российской Федерации зарегистрированы 77 политических партий и действуют 60 оргкомитетов http://izbiraem.ru/party.
В последних парламентских выборах 4 декабря 2011 года принимали участие всего семь политических партий. Это было связано с тем, что для регистрации организации в качестве политической партии ей необходимо было предоставить в Министерство Юстиции список как минимум из 40 тысяч фамилий состоящих в ней членов и иметь не менее 45 отделений по 500 и более.
Однако 4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации - теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.
Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.
В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. На июль 2012 года их насчитывается 35 вместо 7 участвовавших в последних выборах в Государственную Думу. Это число еще будет расти http://izbiraem.ru/party.
А какие партии нужны России наступившего века? В общих чертах они, разумеется, будут развиваться в рамках современных мировых направлений и тенденций.
Но следует учитывать и специфику, а именно:
Исторический путь российского общества и государства;
Характерные черты их взаимоотношений, а именно антиобщественное государство, антигосударственное общество и втиснутая между этими жерновами личность -- заложница как нацеленного на диктат государства, так и ориентированного на консервативный традиционализм общества;
Политическую культуру российского общества;
Традиции партийного строительства в нашей стране;
Переходный и реформистский характер переживаемой страной эпохи, которой должна соответствовать партия переходного периода.
Можно предложить следующую модель современной российской партии:
Партия XXI в. должна не брать на себя все политические, экономические и социальные функции, а выполнять роль политического и идеологического института, определяющего общий вектор общественного развития страны, т.е. обозначать идеал и пути движения к этому идеалу. В противном случае она вновь увязнет в повседневности;
Партия должна выполнять роль не только соединяющего мостика между обществом и государством, но и мостика с двусторонним движением. И партия в любом случае должна находиться под контролем общества;
Современные российские партии не будут массовыми, так как время массовых партий прошло. Партии XXI в. должны быть мобильными организациями, улавливающими вызовы современности и находящимися в русле общемирового общественного развития;
С точки зрения организационной, современные партии должны включать «мозговой центр», который осмысливает тенденции развития общества и решает общие задачи. Центральные и региональные партийные структуры должны состоять из профессионалов, способных понимать и ретранслировать решения центра электорату. Современной партии следует иметь разветвленную сеть коммуникаций самых разных уровней (СМИ, партийные газеты, журналы, выход в Интернет и т.д.), обеспечивающую прямую и обратную связь с избирателями.
Мобильные местные партийные организации, состоящие из профессионалов и небольшого актива, должны выполнять функции структур, которые умеют не только заинтересовать население вопросами политики, идеологии, но и дать разного рода юридические справки, помочь в решении конкретных проблем, связать человека с местными социальными, экономическими структурами и т.д.
Следовательно, современная российская партия, особенно ее местные организации, глубоко погруженные в гражданское общество, должна заниматься не только политической, но и неполитической работой.
Если говорить о современных тенденциях развития собственно политических партий, то среди них следует выделить следующие.
1. Общее снижение роли партий, как передающего звена от гражданского общества к государству, в частности, это вытекает из:
Повышения количества и роли групп давления, действующих вне электорального поля (союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации, социальные движения, организованная преступность);
Усиления роли СМИ, особенно электронных;
Ослабления роли партийной печати, которая в XXI в. становится анахронизмом;
Снижения роли партийных научно-исследовательских институтов за счет передачи партиями заказов на многие исследования независимым НИИ;
Уменьшения доверия избирателей к политическим партиям.
2. Изменение взаимоотношений государства и политических партии, которые становятся более тесными и демонстрируют черты:
Конституционализации партий;
Все большей институционализации;
Государственного финансирования, все увеличивающейся финансовой зависимости партий от государства в связи с увеличением стоимости избирательных кампаний;
Расширения государственного контроля за партиями, повышения государственной регламентации их деятельности;
Появления картельных партий, сговаривающихся между собой и с государственными чиновниками о дележе «добычи»;
Роста коррупции в партиях.
3. Изменение такой функции политических партий, как выработка правительственного курса, проявляется в следующем:
Снижение роли программ партии как долговременных и объемных документов. Из потенциальных избирателей мало кто читает многостраничные партийные программы, рассчитанные на «перспективу». Поэтому современные партии перешли на создание платформ -- наборов лозунгов и установок по актуальным, волнующим людей проблемам, которые утверждаются к каждым выборам;
Правительственный курс, партийные программы разрабатывают сегодня не партийные, а независимые, авторитетные научные центры, которые подчас обслуживают несколько конкурирующих партий. Социологические опросы и политологические исследования партии также заказывают независимым частным службам.
4. Тенденция персонализации политики заставляет партии изменяться в сторону большей гибкости и адаптивности, что проявляется в:
Ослаблении роли партийных программ, платформ и, вообще, партийных документов, усилении роли публичных выступлений лидеров партий в любых формах, но особенно -- через СМИ;
Уменьшении значения личных контактов на линии «кандидат- избиратели»;
Увеличении значимости избирательных штабов;
Отборе кандидатов не только партиями, но и (через опросы, праймериз и т. п.) избирателями;
Усилении роли имиджа кандидатов, профессионализации его создания.
5. Повышение удельного веса избирательных технологий в партийной работе, что влечет за собой дальнейшую дифференциацию труда в партиях, появление таких «партийных» профессий, как имиджмейкер, спичрайтер, менеджер избирательных кампаний, партийный маркетолог, специалист по PR, референт лидера и др.
6. Усиление взаимовлияния и взаимозависимости партий. С ними происходит то же, что и с международными концернами в эпоху глобализации, когда рынки объединяются и экономическим гигантам приходится «играть» фактически на общем поле. Современные партии, стремящиеся стать народными, всеохватными, тоже оказываются на одном общем большом электоральном поле. Это увеличивает плотность партий, ведет к возрастанию числа и частоты межпартийных контактов. Кроме того:
Руководство партий сегодня главное внимание уделяет росту не членства, хотя и это немаловажно, а численности электората;
Главную задачу современные партии видят не в размежевании по идеологическим соображениям, а в борьбе за голоса избирателей;
Возрастает роль коалиционной политики.
7. Изменения организационной структуры партий проявляются в:
Переходе от кадровых, массовых и строго централизованных к партиям универсальным;
Снижении роли первичных организаций (вытекает из понижения значения членства) и повышении роли партийных комитетов;
Уменьшении значения идеологий и росте значения прагматики, политики решения конкретных проблем вместо обещаний;
Снижении роли членства и повышении роли электората;
Понижении значения строгой партийной дисциплины и организации.
8. Повышение влияния гражданского общества на политические партии. Здесь следует выделить:
Рост влияния социальных движений и общественных организаций на политические партии;
Увеличение числа контактов партий с гражданским обществом и совершенствование информированности друг о друге за счет развития информационных средств;
Развитие прямых человеческих, неформальных контактов между партиями и населением.
Повышение роли в политике организаций, ведущих опросы населения;
Сокращение дистанции между кандидатом и избирателями при помощи электронных средств коммуникации;
Размывание «своего» электората каждой партии и формирование общего электорального поля практически для всех парламентских партий, что вызывало неожиданные и резкие «перетряски» структуры партийных систем в конце XX -- начале XXI в. в Японии, Италии, Индии, Мексике и других странах.
К началу XXI столетия в деятельности партий обозначились новые тенденции. Падает влияние традиционных, прежде всего коммунистических, партий. Главные причины - бюрократизация их организационных структур, догматизм идеологических программных установок, а также крах социалистического строя СССР. Многие партии оказались неспособными учитывать новые реалии, появившиеся в политике вследствие преодоления (или смягчения) классовых конфликтов, а также выдвижения на первый план глобальных проблем. Под влиянием общественных перемен ряд компартий сошли с политической арены, другие примкнули по своим теоретическим воззрениям к социал-демократам. Третьи по-прежнему отстаивают идеи революционного переустройства общества. Упало влияние и других традиционных партий.
Наблюдается возникшая еще в 50-70-х гг. XX в. тенденция к сближению партийных идеологий и программ социал-демократов и консерваторов.
С изменением социальной структуры общества, развитием среднего класса ослабла приверженность партий к конкретным социальным группам, что приводит к неустойчивости социальной партийной базы, непредсказуемости результатов выборов. Исследователи отмечают возрастание «расщепленного» голосования, когда один и тот же избиратель на выборах президента и парламента голосует за представителей разных партий. Иными словами, партии стали утрачивать функцию выявления и согласования интересов определенных социальных групп.
В связи с усложнением общества, возрастанием в нем роли СМИ и особенно телевидения партии стали утрачивать функцию политической социализации масс. Ранее основными методами их борьбы за избирателя были листовки, многолюдные митинги и агитация по принципу «от двери к двери». Теперь большая часть избирателей узнает о партиях и их кандидатах из передач телевидения. Соответственно и центр агитации переносится на телеэкраны. Политологи подчеркивают, что сегодня функция политической социализации распределилась в основном между телевидением, другими СМИ и школой.
Повышение образовательного уровня населения и, как следствие, стремление наиболее активных граждан к автономному политическому самоопределению нередко сталкивается с традиционной для партий тенденцией «водить людей за ручку». Партии навязывают им по привычке готовые, во многом устаревшие образцы мышления и поведения. В этой связи многие граждане, особенно молодежь, стали предпочитать партиям массовые движения. Наиболее важные политические вопросы нередко решаются сегодня именно за счет активных усилий движений. Тем самым партии постепенно утрачивают функцию политической мобилизации масс. Этому во многом способствует стремление движений по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть оригинальные альтернативные решения глобальных и некоторых других проблем (экологических, защиты прав человека, демократии, улучшения качества жизни и пр.). Альтернативные движения «зеленых», правозащитников, антиглобалистов и пр. охватывают в настоящее время большую часть мира. Они приобрели различные организационные формы: от неформальных движений до партийной и парламентской деятельности. Наиболее организованным является экологическое движение. «Зеленые» создали во многих странах свои партии - партии движенческого типа, которые вышли за национальные рамки, объединившись в международную организацию «Гринпис». Сегодня она представлена единой фракцией в Европарламенте.
Рассмотренные тенденции не являются однолинейными. История партий продолжается. Все большую силу набирают универсальные партии, а также партии, как отмечалось выше, движенческого типа. Они строятся на децентрализованном механизме принятия решений. Главное в этом механизме - более жесткий контроль снизу за деятельностью руководства партии, а также ее депутатов. Не случайно их именуют партиями «новой волны».
В заключение подчеркнем, что утрата партиями некоторых из монопольных функций не является достаточным основанием для вывода об их закате. Важнейшей функцией партий по-прежнему является отбор политической элиты и формирование политического лидерства. Любой политический режим, претендующий на легитимность и базирующийся на представительстве, не может обойтись без политических партий.