THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Несмотря на тяжелую болезнь ног старец духовно окормлял множество людей, принимая иногда в день более тысячи человек. Преподобный Аристоклий был наделен от Бога дарами прозорливости (он предвидел революцию 1917 года и Великую Отечественную войну), исцеления и изгнания бесов. В тяжелое революционное время по его молитвам люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря ему многие обратились к Богу.

Старец Аристоклий (в миру - Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в 1846 г. в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.

В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.

В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.

Здесь важно сделать уточнение, что в напечатанных ранее различными изданиями редакциях жития преп. Аристоклия была допущена существенная ошибка, относящаяся к обстоятельствам ухода его из мира и опирающаяся на необоснованное предположение о его супружестве и вдовстве, которые якобы предшествовали поступлению преподобного в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне.

В результате тщательного изучения архивных данных Пантелеимоновой обители, касающихся иеросхимонаха Аристоклия, а также воспоминаний его духовных чад, был сделан вывод, что нет никакого основания отвергать как вымышленные сведения о начале духовного пути старца, изложенные в воспоминаниях схимонахини Миропии со слов самого святого.

Сведения о добровольном разлучении с матерью и уходе в монастырь в ранней юности нисколько не противоречат данным Монахологиона Свято-Пантелеимонова монастыря о поступлении Алексея Амвросиева в сию обитель в возрасте 33-х лет. При ознакомлении с текстом непосредственно самих воспоминаний становится очевидно, что в них отнюдь не говорится об уходе сразу на Афон, но в одну из российских обителей и скорее всего в той же Оренбургской губернии, из которой преп. Аристоклий был родом. Это даже дополняет данные Монахологиона, где указано, что преподобный всего через год по поступлении в Свято-Пантелеимонов монастырь был пострижен сразу в мантию. Каждая обитель Святой Горы касательно пострига имеет свои традиции и особенности. Устав Русской Киновии предпологает прохождение всех трех степеней монашества: рясофора (иночества), малой (мантии) и великой схимы. Причем для вновь пришедших в братство полагается искус сроком не менее трех лет. По рассуждению Игумена допускается пострижение и прежде указанного срока, но не более, чем в рясофор.

Преждевременное пострижение в мантию, тем более в схиму, без должного искуса и приобретения духовной опытности Уставом строго воспрещается. Скорее всего, о. Аристоклий, проживший в некоей русской обители около 10 лет, прибыл в Свято-Пантелеимонов монастырь уже в чине рясофора и сразу же зарекомендовал себя искусным иноком. Этим можно объяснить его скорое пострижение в монашество (мантию).

Предположение о супружестве и вдовстве Алексея Алексеевича Амвросиева можно назвать не иначе как нелепым недоразумением, в опровержение которого можно предложить следующие факты. Во-первых, в монастырском Монахологионе, на который ссылаются некоторые издания, на самом деле не имеется никаких данных о семейном положении о. Аристоклия, поскольку в этом документе сведения подобного рода не помещались. Во-вторых, иеросхимонах Аристоклий трижды был выдвигаем Духовныи Собором Старцев Свято-Пантелеимоновой обители в качестве кандидата в Наместники Игумена. Однако Устав Свято-Пантелеимонова монастыря требует, чтобы кандидаты, выдвигаемые Собором на жеребьевку, были девственны и непорочны во всем своем житии. Поэтому факт троекратного участия иеросхимонаха Аристоклия в священном жребии никоем образом не согласуется с его якобы супружеством.

В воспоминаниях о начале духовного пути старца, записанных со слов самого святого, схимонахиня Миропия писала:

– Батюшка, скажите, как вы пришли ко Господу и давно ли?
– Еще, когда в школу ходил. Бывало, приду из школы, возьму хлебца и в горы. И там наслаждался я молитвой к Богу. О, эти детские молитвы! До сих пор я не могу забыть их. Потом разлучились мы с моею родительницею. Она пошла в Успенский женский монастырь, а я – в мужской. Мы никогда с нею больше не виделись, ибо дали обещание пред Богом друг другу: не видеться и служить только Богу.

В другом месте м. Миропия передавала такие слова старца: "Мы с матушкой, как ушли в монастырь, так и не виделись".

Следует заметить, что, если отвергать свидетельство схимонахини Миропии о раннем оставлении мира преп. Аристоклием, тогда следовало бы подвергнуть сомнению и все ее воспоминания о старце и отказаться от них, как от источника и пособия для составления жития, лишив последнее тем самым многих замечательных фактов, дошедших до нас благодаря именно этим записям. Однако, как видно из сделанного выше анализа, нет никаких онований сомневаться в истинности свидетельств схимонахини Миропии, записанных со слов самого старца Аристоклия.

Благодаря этим воспоминаниям раскрывается подвижнический путь будущего старца на его самых ранних стадиях.

Пройдя этапы духовного становления и послушания в одном из российских монастырей, в 1879 году он отправился на Святую Гору Афон, где поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева). И уже через год, 11 марта 1880, он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года - во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.

В 1887 году по благословению старцев Свято-Пантелеимонова монастыря отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке - ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.

Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости.

Люди тянулись к доброму пастырю, по молитвам которого совершались чудесные исцеления больных. Старец вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всей душой желая им спасения. Слухи о прозорливом старце быстро разлетелись по столице. Сотни людей нуждающихся в молитвенной помощи старца ежедневно бывали на подворье афонского монастыря. Многочисленные пожертвования верующих старец отдавал нуждающимся людям: оплачивал обучение детей из неимущих семей, устраивал жизнь многих людей.

По благословению, данному ранее свт.Филаретом (Дроздовым), иеросхим. Аристоклий приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. О. Аристоклий способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке православной литературы, совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом монастырях, храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. монастыря Московского уезда. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 1890-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г.

Стараниями отца Аристоклия с 1888 года на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря изданию журнала русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы.

Однако в 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Святую Гору Афон.

Здесь 20 декабря 1895 г. на большом соборе в Пантелеимоновом монастыре он был избран одним из казначеев. 15 апреля следующего года был отправлен в Москву в составе депутации от монастыря для поздравления имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В феврале 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. выдвигался Собором Старцев кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но жребий трижды миновал его. По воле Божией Матери ему был уготован иной жребий.

Пятнадцать лет духовные чада старца посылали письма в Синод и на Афон, в которых умоляли вернуть им любимого пастыря. Наконец собор старцев Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил о. Аристоклия настоятелем подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.

В семидесятилетнем возрасте старцу предстояло вернуться обратно в Россию и с 29 ноября 1909 года он пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.

К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике. В последние годы своего пребывания в обители старец сблизился с послушником Ипатием Ставровым. По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать ему в Москве. Отец Исаия (будущий знаменитый старец Исаия) стал не только келейником старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья.

С 1909 по 1918 стараниями о. Аристоклия на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: он начал строительство нового комплекса подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, который был ранее приобретен для Пантелеимонова монастыря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале которого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых монастырем, и др. хозяйственные постройки.

Как было сказано, на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери "Скоропослушницы". Храм был освящен уже после смерти старца - 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святой Патриарх Тихон (Белавин) Исповедник, особо почитавший старца.

Неся послушание посту настоятеля Афонского подворья в Москве, о. Аристоклий имел постоянную переписку со старцами Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне. Эти письма и по сей день хранятся в архиве монастыря. Поразительно, как скрупулезно и тщательно отчитывался он о происходящем на подворье. Он даже придумал специальный бланк, который был разделен на семь частей соответственно каждому дню недели, и вписывал в них все происшедшие в этот день события. В конце недели бланк отсылался на Афон. Таким образом, все его отчеты составляют более двух тысяч страниц.

Преподобный Аристоклий был неутомимым тружеником на поприще духовного окормления, до последних дней земной жизни служил делу спасения страждущих, немощных и обремененных разными тяготами житейских невзгод православных людей. Это был опытный старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Его евангельская жертвенная любовь притягивала души самых закостенелых грешников. От него исходила благодать, умиротворяющая дух всякого потерявшего было смысл жизни человека. В день он принимал порой не одну сотню людей. И после первой же встречи и беседы с духоносным старцем богомольцы уже не теряли связи с ним.

За жертвенную любовь к ближним, за святость жизни Господь даровал преподобному Аристоклию великую силу чудотворения. Вот лишь некоторые свидетельства очевидцев обладания им этим даром.

Однажды духовная дочь старца Аристоклия тяжело заболела, у нее были парализованы ноги. Тогда старец пришел к ней, чтобы ее навестить и утешить. Пробыв у нее некоторое время и собираясь уже уходить, он благословил ее и сказал: «Ну что же, чадушко мое любимое, мне пора уже уходить, ты не унывай, а молись и благодари Господа. Я вот пойду, и, когда буду выходить, ты подойди к окошку и помаши мне ручкой, а я помашу тебе». Духовная дочь старца смутилась и говорит ему: «Батюшка, я же не могу встать, а вы говорите: подойди и помаши». Старец улыбнулся и ответил: «Ничего-ничего, помаши».

Только старец вышел за дверь, как эта раба Божия почувствовала в ногах своих силу и встала. Она, еще сама себе не веря, подошла к окну, а в это время из дверей дома на улицу вышел батюшка и, повернувшись, помахал ей рукой, а она - ему. Все родные болящей были потрясены этим явным чудом Божиим, случившимся по молитве старца.

А вот свидетельство об исцелении слепорожденного мальчика. По совету местных врачей одна молодая женщина со слепорожденным сыном приехала в Москву. Больной сын был показан лучшим врачам, и назначен был день операции, но мать не могла окончательно на нее решиться. Проходя случайно мимо часовни великомученика Пантелеимона, она увидела множество народа. Узнав от людей о старце, о его прозорливости и даре чудотворения, она решила прийти к батюшке с сыном и все ему рассказать.

Увидев ее, батюшка стал пристально смотреть на вошедшую женщину, продолжая делать помазание маслом. Народ подходил к нему по очереди. Когда она подошла, батюшка крестообразно помазал мальчику оба глаза, а матери чело и, взглянув на нее, спросил: «У тебя муж-то кто?» - и, не получив от нее ответа, сказал: «Сам сатана!»

Женщина рассказала ему все о своей жизни. Выслушав все молча, батюшка благословил ее и сказал: «Мой совет тебе такой: операцию не делать, а все дни, которые ты здесь, в Москве, пробудешь, приходи сюда, в часовню, ежедневно с мальчиком на молебен, а на будущий год опять приезжай с сыном ко мне. А потом ты ко мне приедешь с мужем». Она не могла в это поверить.

Однако на следующий год она опять приехала к батюшке одна с сыном, как он ей и сказал. Женщина рассказывала, что как сказал отец Аристоклий, так все буквально исполнилось. Прожила она в Москве несколько месяцев и ежедневно приходила в часовню на молебен, а батюшка каждый раз делал крестообразно помазание глаз мальчику. Перед ее отъездом домой батюшка помазал глаза мальчику и, благословив его, сказал: «Господь знает, кому что нужно».

И вот эта женщина приехала к нему с мужем и мальчиком, не слепым, но уже с открытыми голубыми глазами. А когда ее мужа подводили к батюшке несколько мужчин, он подпрыгивал так высоко и с криком падал на пол, так что было страшно на него смотреть. Если бы не молитва батюшки, то он, наверное, не остался бы в живых. Последний раз подпрыгнув, он упал и лежал как мертвый. Долго не приходил он в чувство, но потом вскочил, бросился к батюшке в ноги и зарыдал.

Женщина рассказывала о чудном прозрении сына так. «Рано утром я, как всегда, читала акафист иконе Божией Матери «Скоропослушница», а затем стала читать акафист великомученику Пантелеимону и вдруг слышу: «Мама, мама, подойди ко мне скорее!» Бегу к сыну, и что же! Мальчик-то мой сидит на кроватке, а глазки-то открыты, и смотрит на меня и говорит: «Мама, я тебя вижу, мам, я вижу тебя!» И вот мы все вместе приехали к вам».

О даре прозорливости преподобного мы также узнаем из великого множества сообщений, которые были тщательно записаны.

Преподобный Аристоклий блаженно скончался 24 августа (6 сентября) 1918 года в своей келье на Полянке. Последний раз обратив свой молитвенный взор на горячо чтимую им икону «Скоропослушницы», он трижды истово перекрестился большим крестом и тихо предал свою душу в руце Божии.

Тело праведника было погребено под сенью его детища - храма во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница», в подвальном помещении.

Отпевали старца Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений (Жадановский), епископ Трифон (Туркестанов) и архиепископ Можайский Иоасаф (Каллистов), настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.

Как уже было сказано, первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали большевистской национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года большевиками был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году – иеромонах Феофан... Поэтому духовные чада старца в 1922 году приняли решение о его перезахоронении. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания советских властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. До самой могилы живой голубиный крест сопровождал старца.

Следует отметить, что незадолго до смерти иеросхимонаха Аристоклия, одна из духовных его дочерей А.П. Солнцева, проживающая в Духовском переулке, рядом с Даниловским кладбищем, пригласила старца в гости. Старец ласково ответил на приглашение: "Чадо мое возлюбленное, скоро, скоро я к тебе приду. Приду навсегда". Вскоре батюшка умер, так и не побывав у нее в гостях, женщина недоумевала. А через четыре года после смерти старца (в 1922 году) женщина, случайно встретив похоронную процессию недалеко от своего дома, узнав, что хоронят старца Аристоклия, вспомнила о пророчестве духовного отца.

Из воспоминаний Матушки Варвары (Цветковой): "По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеймоновой часовне на Никольской совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье, бесконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет. Однажды, когда и брат, и отец находились на Лубянке, и не было никакой надежды на то, что выйдут они оттуда живыми, и мне было невыносимо тяжело, батюшка вдруг весело сказал:

А вы уедете в другие страны, и открыто.
Я просто оторопела:
- Да ведь нет никакой возможности!
- А вам будет.

Говорил он об этом в 1918 году, незадолго до своей смерти, а случилось все по его слову в 1922 году: брат неожиданно и необъяснимо вышел из тюрьмы с предписанием высылки за границу, через несколько дней отца отпустили без всякой видимой причины, и нас отправили в Германию. Воистину это было для нас чудом. Дорогого батюшки с нами уже не было. Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: "Прощай, чадушко, прощай..." Помню, как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию, которая тогда образовалась. "Нет, не надейся, – сказал батюшка, – потому что дух не тот". Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: "А еще и другая будет... И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда... Что оружие немецкое бряцает на границе России". Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: "Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, так как еще не время будет спасения. Это будет потом, потом..." Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: "Ведь и крыло мухи имеет вес, – говорил батюшка, – а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией".

Еще старец говорил: «Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении... Конец бед России будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится Чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго».

Старец не принял богоборческой революции 1917 г. и считал новую советскую власть «антихристовой». В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря ему многие неверующие обратились к Богу.

Из воспоминаний монахини Евфимии:

У мамаши моей очень болела рука уже несколько лет. И каких только лекарств мы ни испробовали, и к каким докторам ни обращались, но боль не унималась. Я говорю раз: "Поедем к старцу, он поможет".

Поехали утром. Старец был не совсем здоров и находился в келье. Он с такой любовью принял нас! А сам как-то все улыбался, сидел он не на своем месте, а как бы кого дожидаясь. Благословил нас и стал разговаривать. Взял руку, стал ее тереть. Я сняла с нее кофту, он все продолжал тереть руку, а сам улыбался, точно для нас у него было нечто утешительное, и он не мог от удовольствия не улыбаться. Потом оставил матушкину руку, дал просфорочку, помазал маслом и так, радуясь, отпустил. С тех пор болей не было. Думаю, мой старец и радовался, зная, что за его молитвы Господь исцелил мою мамашу.

А как батюшка утешал меня своими беседами! Бывало, скажет: "Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души..." Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда – всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки...

Бывало, старец идет из кельи двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби – где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.

Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки, об этом он сам рассказал после смерти старца Аристоклия старцу Даниилу из Донского монастыря. Однажды к старцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: "Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!"

После кончины святого старца Аристоклия чудеса не прекращаются до сих пор. Все эти годы православные верующие свято чтили память святого старца, а его могилка была местом паломничества. Поэтому в 2001 году Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, изучив поступившие материалы, сделала заключение, что препятствий для прославления старца иеросхимонаха Аристоклия в лике преподобных как местночтимого московского святого нет.

Летом 2004 года на Даниловском кладбище милостью Божией были обретены его мощи, а вскоре состоялось дело прославления.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия,Орехово-Зуевского Алексия, епископа Дмитровского Александра, старец Аристоклий Афонский был причислен к лику преподобных.

За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».

13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Москвы.

Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.

«Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)»:

«В поисках смысла жизни человек многократно обращается к Милосердному Господу с мольбой вразумить его и помочь избежать зла, неудержимо переполняющего суетный мир. Но лишь немногим избранным Господом Богом и истинно Его любящим выпадает труд и счастье возлюбить весь страдающий мир как своего ближнего и как себя самого. Направляемый Промыслом Божиим и сознающий свое предназначение, человек свободно и без понуждения уходит в монастырь ради спасения своей души, а вместе с тем для того, чтобы с теплой молитвою и живою верою в Господа Бога просить Его заступничества за всех страждущих.

С этими чувствами будущий старец Аристоклий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного подъема и расцвета русского монашества на Афоне. Пройдя нелегкий послушнический искус под руководством знаменитых афонских старцев игумена Макария (Сушкова) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), он принял великий ангельский образ.

Неразрывны узы духовного родства между Святой Афонской Горой и Православной Россией. Войдя в меру возраста духовного, иеросхимонах Аристоклий собором старцев направляется из Удела Божией Матери в Первопрестольный град Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где и воспринял подвиг старчества. Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись.

После блаженной кончины иеросхимонаха Аристоклия, последовавшей в 1918 году, в трудные годы революции, войн и гонений, на его могилу на Даниловском кладбище в большом количестве стекались люди, надеясь на молитвенную помощь угодника Божия в решении различных вопросов и житейских обстоятельств.

И в наше время многие верующие приходили на почитаемую могилу. Нельзя не растрогаться при виде этой веры, надежды, любви и сокрушения. На могиле старца, как и при его жизни, совершались различные чудеса и исцеления.

Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия иеросхимонаха Аристоклия, не нашла препятствий к прославлению его в лике местночтимых святых.

Настоящим определяем:

1. Причислить к лику преподобных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии иеросхимонаха Аристоклия, старца Московского.
2. Честные останки преподобного Аристоклия, старца Московского, отныне именовать святыми мощами и воздавать им должное поклонение.
3. Память преподобного Аристоклия, старца Московского, совершать в день его представления - 24 августа ст.ст./6 сентября н.ст.
4. Службу новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, составить особую, а до времени составления таковой отправлять общую по чину преподобного.
5. Писать новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, икону для поклонения, согласно Определению VII Вселенского Собора.
6. Напечатать Житие преподобного Аристоклия, старца Московского, для назидания в благочестии чад церковных.
7. Настоящее Определение Наше довести до сведения клириков и верующих православных приходов и обителей города Москвы и Московской епархии».

Подготовил Сергей Шмель

Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012


Афонские и греческие старцы

Преподобный Аристоклий Афонский
(1838–1918)

Старец Аристоклий Афонской

Старец Аристоклий родился на Урале в благочестивой крестьянской семье, предположительно в 1838 году, при крещении был назван Алексеем. Отца Алексей потерял в раннем детстве. В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у него отнялись ноги. Матушка Алексея, Матрона, долго слёзно молила святителя Николая о предстательстве пред Господом об исцелении сына, в те дни дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не встречаться. В день празднования Церковью святителя Николая, 6/19 декабря произошло чудесное исцеление Алексея. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь, а Алексей по благословению матери отправился на Святую Гору Афон. При постриге послушнику Алексею было дано имя Аристоклий, в честь Кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен в Москву на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, расположенное на Большой Полянке. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика Пантелеймона. Люди тянулись к доброму пастырю, по молитвам которого совершались чудесные исцеления больных. Старец вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всей душой желая им спасения. Слухи о прозорливом старце быстро разлетелись по столице. Сотни людей нуждающихся в молитвенной помощи старца ежедневно бывали на подворье афонского монастыря. Многочисленные пожертвования верующих старец отдавал нуждающимся людям: оплачивал обучение детей из неимущих семей, устраивал жизнь многих людей. Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал “Душеполезный Собеседник”, который рассказывал о жизни русских монахов на святом острове, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую. На щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров постройки старинных монастырей, возводились новые храмы в честь почитаемых на Руси святых. Однако в 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться в родную обитель.

Только из сообщений “Душеполезного Собеседника” духовные дети старца могли узнать о жизни духовного отца. В выпусках журнала сообщалось, что отца Аристоклия избрали казначеем и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (к тому времени принявшего схиму) стояло первым в списке кандидатов в наместники настоятеля монастыря.

Пятнадцать лет духовные чада старца посылали письма в Синод и на Афон, в которых умоляли вернуть им любимого пастыря. Наконец собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.

В семидесятилетнем возрасте старцу предстояло вернуться в Россию. К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике.

В последние годы своего пребывания в обители он сблизился с послушником Ипатием Ставровым. По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать старцу в Москве. Отец Исаия (будущий знаменитый старец Исаия) стал не только келейником старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья.

После отъезда старца 1894 на Афон приход уменьшился, и казна опустела, не на что было ремонтировать здания.

По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить в часовню. С 1909 по 1918 на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом же разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери “Скоропослушницы”.

Земная жизнь старца закончилась 26 августа / 8 сентября 1918 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.

Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви - ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году - иеромонах Феофан... Поэтому духовные чада старца в 1922 году приняли решение о его перезахоронении. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. До самой могилы живой голубиный крест сопровождал старца.

Следует отметить, что незадолго до смерти иеросхимонаха Аристоклия, одна из духовных его дочерей А.П. Солнцева, проживающая в Духовском переулке, рядом с Даниловским кладбищем, пригласила старца в гости. Старец ласково ответил на приглашение: “Чадо мое возлюбленное, скоро, скоро я к тебе приду. Приду навсегда”. Вскоре батюшка умер, так и не побывав у нее в гостях, женщина недоумевала. А через четыре года после смерти старца (в 1922 году) женщина, случайно встретив похоронную процессию недалеко от своего дома, узнав, что хоронят старца Аристоклия, вспомнила о пророчестве духовного отца.

Из воспоминаний Матушки Варвары (Цветковой): “По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеймоновой часовне на Никольской совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье, бесконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет. Однажды, когда и брат, и отец находились на Лубянке, и не было никакой надежды на то, что выйдут они оттуда живыми, и мне было невыносимо тяжело, батюшка вдруг весело сказал:

А вы уедете в другие страны, и открыто.

Я просто оторопела:

Да ведь нет никакой возможности!

А вам будет.

Говорил он об этом в 1918 году, незадолго до своей смерти, а случилось все по его слову в 1922 году: брат неожиданно и необъяснимо вышел из тюрьмы с предписанием высылки за границу, через несколько дней отца отпустили без всякой видимой причины, и нас отправили в Германию. Воистину это было для нас чудом. Дорогого батюшки с нами уже не было. Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: “Прощай, чадушко, прощай...” Помню, как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию, которая тогда образовалась. “Нет, не надейся, - сказал батюшка, - потому что дух не тот”. Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: “А еще и другая будет... И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда... Что оружие немецкое бряцает на границе России”. Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: “Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, так как еще не время будет спасения. Это будет потом, потом...” Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: “Ведь и крыло мухи имеет вес, - говорил батюшка, - а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией”.

Из воспоминаний монахини Евфимии:

У мамаши моей очень болела рука уже несколько лет. И каких только лекарств мы ни испробовали, и к каким докторам ни обращались, но боль не унималась. Я говорю раз: “Поедем к старцу, он поможет”.

Поехали утром. Старец был не совсем здоров и находился в келье. Он с такой любовью принял нас! А сам как-то все улыбался, сидел он не на своем месте, а как бы кого дожидаясь. Благословил нас и стал разговаривать. Взял руку, стал ее тереть. Я сняла с нее кофту, он все продолжал тереть руку, а сам улыбался, точно для нас у него было нечто утешительное, и он не мог от удовольствия не улыбаться. Потом оставил матушкину руку, дал просфорочку, помазал маслом и так, радуясь, отпустил. С тех пор болей не было. Думаю, мой старец и радовался, зная, что за его молитвы Господь исцелил мою мамашу.

А как батюшка утешал меня своими беседами! Бывало, скажет: “Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души...” Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда - всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки...

Бывало, старец идет из кельи двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби - где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.

Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки, об этом он сам рассказал после смерти старца Аристоклия старцу Даниилу из Донского монастыря. Однажды к старцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: “Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!”

В 2004 году Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия иеросхимонаха Аристоклия, не нашла препятствий к прославлению его в лике местночтимых святых. 6 сентября 2004 года иеросхимонах Аристоклий был причислен к лику преподобных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии. Память преподобного Аристоклия, старца Московского, совершается в день его представления - 24 августа/6 сентября.

Тропарь, глас 4-й:

Процвел еси яко финикс на святей горе Афонстей/ и яко кедр на земли русстей умножился еси,/ Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития/ и мир Христов воцарися в душе твоей,/ преподобне отче Аристоклие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак, глас 8-й:

Новою звездою на небе церковнем возсиял еси,/ прошед путь многотруднаго монашеского жития,/ подвигами добродетелей венцы нетленныя обрел еси,/ и поприще послушания во граде Москве мужественне скончал еси. / Темже и Христос Бог даром чудес обогати тя,/ преподобне отче Аристоклие,/ Афонская похвало и земли российския украшение,/ поминай нас, чтущих святую память твою.


Преподобный Силуан Афонский
(1866–1938)

В 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в благочестивой семье крестьянина Ивана Антонова родился мальчик, при святом крещении ребёнок получил имя Симеон. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока.

С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Жизнь семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. Спустя несколько лет юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.

Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов - Святая Гора Афон. Он часто думал об иноческой жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные деньги. Незадолго до окончания воинской службы Симеон решает испросить молитв и благословения отца Иоанна Кронштадтского - святого праведного Иоанна. Не застав его, он оставляет записку со словами: “Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал”.

Много лет спустя подвижник напишет: “О великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю тебя, пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога”.

Всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892 года юноша прибыл на Святую Гору и был принят послушником в русский монастырь Святого Великомученика Пантелеимона.

Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет - торговой лавкой.

Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году - в схиму с оставлением прежнего имени.

Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. “Трудно жить без старца, - говорил он впоследствии. - Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению”. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он много и усердно молился, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его сердце, и стала сама совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен старцем Силуаном от Пресвятой Богородицы после горячей молитвы перед Ее образом.

Послушник Симеон продолжал подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но не покидала его и духовная борьба с новыми искушениями - тщеславием и гордостью.

Явление Господа Иисуса Христа принесло послушнику радость Пасхи, Воскресения, ощущение перехода от мрака духовной смерти к неизъяснимому свету жизни. Однажды познав Духом Святым Божественную любовь, он начинает несравненно глубже и острее переживать потерю благодати: “Кто потерял ее, тот неутомимо день и ночь ищет ее и влечется к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, за все сие уходит благодать, и опустошенная и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая”.

Старец Силуан писал: “Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя”.

Постоянно пребывая в подвиге, он воздерживался во всем и от всего, что могло бы мешать стяжанию благодати: спал мало, урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете, не делал послаблений в посте и ограничивал себя в еде, советуя обращавшимся к нему “кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться”; отсекал свою волю, считая, что это приносит “пользу большую” для души. Она тоскует, молится, плачет, пребывая в борьбе, чтобы удержать благодать, но Божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем, как прежде, снова оставляет послушника. “За то страдаем мы, - пояснял старец, - что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство”. Стяжать смиренный дух “это великая наука, которую скоро не одолеешь”.

Прошло 15 лет со дня явления старцу Силуану Господа. Его ум вновь омрачается духовной бранью, “нападениями” по ночам. О том, какую душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник говорил так впоследствии: “Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество”.

В одну из таких ночей он с сокрушением в сердце воззвал:

Господи. Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?

Гордые всегда так страдают от бесов, - был ему ответ.

Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?

И снова в сердце прозвучал ответа Бога: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”.

По словам старца, Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна смиряться и становиться неприступной для врагов: при приближении греховных помыслов она признает себя достойной вечной муки и нисходит во ад, чтобы силою адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и тем самым избегая отчаяния.

Это дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало новому этапу в его духовной жизни. Постепенно в молитве подвижника начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Как объяснял старец, люди забыли Господа, сотворившего их, и ищут своей свободы, не понимая, что вне истинного Источника жизни ее нет и быть не может. Свобода только в Господе, Который по милости Своей дает прибегающим к Нему благодать Святого Духа. В Нем, Святом Духе, в Его познании содержится освобождение от рабства греха и страха смерти.

Однажды беседуя с монахом - пустынником старец спросил:

Если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?

А что поделаешь, сами виноваты, - услышал он в ответ.

Тогда старец со скорбным лицом ответил: “Любовь не может этого понести. Нужно молиться за всех”.

Старец Силуан имел нежное, сердце, умилённое любовью, наполненное чуткостью и отзывчивостью... Старец был человек глубокого подлинного смирения, в его работе можно прочесть следующие строки: “Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге...

Кто познал Бога Духом Святым, тот от Него научился смирению, и уподобился своему Учителю, Христу Сыну Божию, и на Него стал похож...

Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою...

О, Христово смирение! Знаю я тебя, но стяжать не могу. Плоды твои сладки, потому что они не земные...

Когда унывает душа, то, как возжечь в ней огонь, чтобы горела она любовью на всякий час? Огонь этот у Бога, и Господь пришел на землю, чтобы дать нам этого огня благодати Святого Духа, и кто научается смирению, тот имеет его, ибо Господь смиренным дает благодать Свою...

Много труда надо положить, и много слез надо пролить, чтобы удержать смиренный дух Христов; а без него угасает в душе свет жизни, и она умирает. Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, не легко, и не скоро возможно...

Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа.

Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, - молитесь, чтобы и нам быть с вами. Влечется и моя душа видеть Господа, и скучает по Нему во смирении, как недостойная сего блага.

Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему... Кто смирил себя, тот победил врагов”.

В любви ко всем людям старец Силуан видел уподобленне Господу Иисусу Христу, который “руки распростер на Кресте”, чтобы всех собрать. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы Земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо Земли и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы “в один час”.

Вся жизнь его была сердечной молитвой “до великих слез”.

“Мир стоит молитвою, - утверждал старец Силуан, - а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет”. В этой молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны его души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствии.

В конце ноября 1987 года состоялось прославление старца Силуана. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. День памяти преподобного Силуана Афонского - 11/24 сентября.


ч. 1

Наш рассказ посвящен Московскому подворью Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и святому старцу Аристоклию, жизнь которого тесно связана и с афонским монастырем, и с его московским подворьем.

В Священной Истории Святая Гора Афон известна как земной удел Пресвятой Богородицы. Афон, одно из главных святых мест для всего православного мира, расположен на одноименном полуострове в провинции Македония, в северо-восточной Греции. В настоящее время здесь действуют 20 монастырей, один из которых русский – монастырь святого Пантелеимона.

Подворье в Москве

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне имеет подворья в Москве и Санкт-Петербурге. Афонское подворье в Москве – это своеобразное связующее звено между Святой Горой Афон в Греции и столицей Российского государства. Несмотря на глубокую духовную связь русского православия со Святой Горой, официальные представительства Афона в крупных городах и обеих столицах России стали открываться только во второй половине XIX в. Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1879 г. на частные пожертвования. Размещалось оно в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке, ее подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова. В 1918 г. подворье было закрыто. В его судьбе не было ничего уникального, такая же участь постигла многие другие православные храмы и монастыри, как в Москве, так и по всей России. Здания, находящиеся на территории подворья, были отданы под жилье.
Прошли годы, и в августе 1991 г. постановлением правительства Москвы в пользование подворья Пантелеимонова монастыря был передан комплекс одного из старейших московских храмов – вмч. Никиты. Здесь, теперь уже по новому адресу (где пребывает и поныне), подворье возобновило свою деятельность.

Преподобный старец Аристоклий (1846–1918)

Св. Аристоклий (в миру – Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой мещанской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца. В десятилетнем возрасте после тяжелой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея, Матрона, слезно молила св. Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить его Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь. В день празднования памяти свт. Николая, 6 декабря (ст. ст.), Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона выполнила обет и ушла в монастырь. В 1876 г. Алексей прибыл на Афон и поступил в русский Свято-Пантелеимонов монастырь под духовное руководство игумена Иеронима (Соломенцева) и старца-духовника Макария (Сушкина). 11 марта 1880 г. он был пострижен в монашество с именем Аристоклий, в честь священномученика Аристоклия Саламинского, позже рукоположен в иеродиакона, затем во иеромонаха. Трудился в иконописной мастерской.

В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова монастыря на Афонском подворье. В 1891–1894гг. – настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской улице. На молебны Божией Матери и целителю Пантелеимону, где происходили чудесные исцеления, стекалось множество людей. Многочисленные пожертвования верующих о. Аристоклий раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей. В 1894 г. после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон. Здесь в декабре на большом соборе в Пантелеимоновом монастыре он был избран одним из казначеев, в начале 1900-х гг. был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В 1909 г. вновь назначен настоятелем московской часовни святого Пантелеимона и настоятелем Московского Афонского подворья.

Служение прп. Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеимоновым монастырем на Святой Горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников. Трудами Аристоклия Афонского развивалась книго-издательская деятельность подворья, рассылка православной литературы. При жизни стараниями прп. Аристоклия на территории подворья были построены два трехэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница» и библиотека духовной литературы.

Но главным в деятельности св. Аристоклия в этот период стало старчество. Несмотря на тяжелый недуг (он страдал водянкой и болезнью ног), преподобный Аристоклий был неутомимым тружеником на поприще духовного окормления людей. «Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись» /из Определения о канонизации… прп. Аристоклия (Амвросиева), старца Московского/. До последних дней земной жизни он служил делу спасения страждущих, немощных, обремененных разными тяготами людей. За жертвенную любовь к ближним, за святость Господь дал преподобному дар прозорливости, чудотворения, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам его люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря св. Аристоклию многие неверующие обратились к Богу. Старца почитали святейший Патриарх Тихон (Беллавин) и епископ Трифон (Туркестанов).
24 августа/6 сентября 1918 г. земной путь прп. Аристоклия Афонского завершился. Отпевали его три владыки: епископы Трифон (Туркестанов), Арсений (Жадановский) и архиепископ Иоасаф (Каллистов).

Первоначально старец Аристоклий был похоронен в усыпальнице подворья, находящейся под домовым храмом. После революции 1917 г. все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. Поэтому в 1923 г. духовные чада Аристоклия Афонского перезахоронили его останки на Даниловском кладбище Москвы, близ Никольской часовни, как и было предсказано старцем. По молитвам к св. Аристоклию на могиле его происходило множество чудотворений и исцелений.

Летом 2004 г. были обретены мощи св. старца. 6 сентября 2004 г. преподобный старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. 13 ноября этого же года св. мощи прп. Аристоклия перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье. Память святого совершается 6 сентября (н. ст.).

Подворье сегодня

В настоящее время обитель восстановлена и располагается на втором месте своего обитания, по адресу: Москва, ул. Гончарная, 6.

Главными святынями Афонского подворья в Москве являются мощи прп. Аристоклия, старца Московского, а также его келейная икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного, иконы с мощами вмч. Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, прп. Силуана Афонского.

Богослужение на подворье имеет особенности, характерные для афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Божественная литургия по воскресным дням начинается в 9.00. В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия – ежедневно в 7.30 утра. По вечерам читаются акафисты: в воскресенье – вмч. Пантелеимону, в среду – прп. Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу – Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Скоропослушница».

В монастыре предъявляются строгие требования к посетителям, более строгие, нежели во многих других православных церквах. Если на посетителя в неподобающей одежде (например, женщину в брюках) в другом месте могут не обратить внимания, то здесь – потребуют удалиться. Категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Редчайший случай не только для московских, но и для всех российских храмов и монастырей: рядом с его стенами не разрешается просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Для желающих помочь нуждающимся на этой же стене висит железный короб, куда можно опустить денежное подаяние.

Подготовила Ольга Урядова

Крещеный в миру Алексеем, мальчик появился на свет в семье благочестивых крестьян в Оренбурге. Про его отца почти ничего не известно, кроме того, что он скончался, когда сыну было всего несколько лет. Мать же его, Матрона, сыграла в жизни мальчика заметную роль.

Когда в 10-ти летнем возрасте, в результате болезни, у сына отнялись ноги, она постоянно молила о помощи Николая Чудотворца об исцелении любимого чада. Она дала обет уйти по достижении Алексеем отрочества в монастырь, а его самого посвятить Богу.

Нет ничего удивительного, что на празднование святителя Николая (6 декабря) Алексей чудесным образом исцелился. Когда юноша повзрослел, Матрона удалилась в монастырь. После этого будущий старец и святой жил уединенно.

в 1876 году, он направился в Русский Свято-Пантелеймо нов монастырь на Святой Горе Афон, и 11 марта 1880 года был пострижен в мантию с новым именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского. Спустя короткое время – 2 декабря 1884 года монаха Аристоклия рукоположили во иеродиакона, а спустя 2 недели - во иеромонаха. Ровно через два года иеромонах Аристоклий был пострижен в схиму без смены имени.

Несколько лет, с 1891 по 1894 г.г. Аристоклий был настоятелем московского подворья Афонского Свято-Пантелеймо нова монастыря. Подворье в те годы размещалось в скромной городской усадьбе на улице Большая Полянка - ее подарила монастырю в сентябре 1879 года известная меценатка Акилина Алексеевна Смирнова. Отец Аристоклий не только возглавлял подворье. Он был в то же время настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеймона, выполняя при этом еще и обязанности казначея. Старец обладая даром прозорливости и исцеления, ежедневно принимал сотни людей, нуждавшихся в помощи. Немалые пожертвования молящих старец сразу раздавал страждущим, оплачивал из этих средств обучение бедных детей.

При активном участии старца на подворье с 1888 года издавался журнал «Душеполезный Собеседник», рассказывавший о жизни и подвигах русских монахов на Святой Горе. Знакомил читателей с жизнеописаниями афонских подвижников, а также публиковал письма старцев к своим духовным чадам. Бывали дни, когда батюшка принимал до тысячи человек. И всех старался утешить своими беседами. Бывало, скажет: «Ах, чада мои возлюбленные, если бы вы знали, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь всех вас спасет! Только бы привести вас к Нему! Только бы спаслись вы. Ведь нет у меня большей заботы, как только привести вас к Господу, и нет дела серьезнее на земле, как спасение ваших душ».

К великой скорби всех кто знал Аристоклия Афонского, старец скончался 26 августа (8 сентября 1918г), на Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Отпевание иеросхимонаха Аристоклия проводили сразу три епископа: Трифон (Туркестанов), Арсений и Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, в то время исполнявший обязанности митрополита Московского.

После отпевания старец Аристоклий был захоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако на волне революционных веяний на подворье часто проходили обыски, конфискации. Тогда духовные чада преподобного приняли решение о перезахоронении Афонского старца, и в 1923 году гроб с телом перезахоронили на Даниловском кладбище Москвы. Монахи вынесли его из усыпальницы, погрузили на телегу и отвезли на Даниловское кладбище. По рассказам очевидцев голуби, которых при жизни любил кормить старец, слетелись со всего города и образовали в небе живой крест. Крест этот сопровождал старца до самой могилы.

Канонизация, обретение мощей и их местоположение сегодня

Летом 2004 года на Даниловском кладбище были обретены святые мощи старца.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике преподобных как местночтимый святой города Москвы и Московской епархии.

13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия крестным ходом были перенесены из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Москвы. С того дня и поныне мощи преподобного пребывают на Афонском подворье Москвы. Для общего ориентира недалеко от знаменитой высотки на Котельнической набережной. Добраться туда можно от метро Таганская.

Чудеса исцеления

По молитвам старца Божия Аристоклия Афонского в Пантелеимоновой часовне на Никольской свершалось много чудес, исцелений больных и отчиток одержимых. Часто к батюшке Аристоклию в часовню приводили одержимых. И когда он их отчитывал, а потом помазывал маслицем, они и визжали, и гавкали, и скулили, а иных прямо выкручивало и трясло – видеть это было страшно. А батюшка приказывал бесам уйти, и они слушались его.

А вот один из многочисленных примеров исцеления. У одной из прихожанок уже несколько лет очень болела рука. И никакими лекарствами боль нельзя было унять. Доктора помочь ничем не могли. Решила она обратиться за помощью к старцу. Когда она пришла к нему, Аристоклий был не совсем здоров и находился в келье. Однако с радостью принял ее. И как-то все улыбался, как будто кого дожидаясь. Благословил ее и стал с ней говорить. Взял руку, стал тереть. Продолжал тереть, а сам улыбался, точно у него было нечто утешительное, и не мог он от удовольствия не улыбаться. Потом оставил руку в покое, дал просфору, помазал маслом и отпустил. С тех пор болей не было.

Однажды старец Исаия стал очевидцем воскрешения молитвами старца Аристоклия мертвой девочки. Об этом он сам рассказывал после смерти старца другому старцу – Даниилу из Донского монастыря. Однажды к Аристоклию пришла в слезах женщина, неся на руках мертвую девочку. Стала рассказывать, как приехали они из Рязани, ибо наслышаны о чудесах старца. Она везла к нему свою больную дочку с надеждой, что исцелит ее батюшка. Но в дороге девочка умерла. И теперь безутешная мать молила старца оживить ее дитя. Она свято верила в силу молитвенного слова старца перед Господом и с великой надеждой ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось! По молитвам старца Аристоклия ожила девочка и исцелилась от болезни полностью. Мать, прижимая к себе ожившую девочку, с трудом смогла найти слова благодарности, и лишь повторяла: «Дай Бог вам здоровья, батюшка!»

И в наше время, как в первые века христианства, происходят удивительные чудеса по молитвам к святым. Рассказал об одном из многих подобных случаев настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон, куда перенесли с Даниловского кладбища мощи почитаемого московского святого старца Аристоклия, последнего настоятеля Афонского подворья в период гонений на Церковь, упокоившегося в 1918 году. Тогда на торжестве присутствовали священнослужител и из Владимирской епархии, которые увезли с собой освященное масло из лампады, горевшей у мощей. Владимирский иерей Владимир Ведерников передал флакончик прихожанам местного храма супругам Марине и Александру, у которых родился младенец с нераскрывшимися глазками. Они весьма скорбели, и батюшка, в утешение молодых родителей, отдал им святыню и поведал, как при жизни старец Аристоклий молитвами своими исцелил 10-летнего мальчика, который от рождения не открывал глаз. В тот же вечер к нему пришла мать Марины с радостным известием, что глазки у ребенка открылись после того, как помазали их священным маслом.

Молитва к старцу и с чем к нему обращаются

О святый угодниче Божий и преславный старче Аристоклие, Святыя Горы Афонския подвижниче и града Москвы неустанный молитвенниче! Прилежно чтуще твою честного память, припадаем к святым твоим мощем и тепле вопием: призри на нас, чад твоих духовных, ищущих в бедах твоея помощи и заступления, в болезнех душевных и телесных исцеления, в скорбех утешение и вразумление. Сотвори твоими молитвами нашу веру непоколебиму, да ею спасаемся от всякия напасти и действа вражия, соблюди нашу надежду непостыдну, да не впадем в уныние в час злых искушений, потщися возгревати в нас, малодушных и немощных, любовь нелицемерну, да не всуе подъемлем труды христианскаго подвига и, во след Христа грядуще, добропобедно понесем крест нашего земнаго жития, ты бо обещался еси по кончине своей слышати прошения всякаго, аще с верою прийдет к месту твоего упокоения. И ныне по прославлении тя Церковию Божиею рака твоих честных мощей явися залогом твоея любве и попечения о нас, чающих твоего предстательства пред Престолом Царя Небеснаго. Испроси у Бога Вседержителя стране нашей мир и тишину, пастырем мудрое окормление, монашествующим обетов соблюдение, народу нашему благочестие и вся, яже ко спасению полезная. Не премолчи о нас молитися в Троице славимому Богу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобному Старцу молятся об избавлении от внезапной смерти, а также об исцелении от разных болезней.

Об иконе Божией Матери «Скоропослушница», пребывавшей в нашем храме до ноября 2004 года

Многие знают о том, что в нашем храме милостью Божией более десяти лет пребывала чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» афонского письма. Ныне ее заместил вновь написанный образ той же иконографии, но в памяти прочно остался дивный облик прежней иконы - с нее милостиво взирала на нас Владычица, скорая на слышание наших слабых молитв. При взгляде на образ сразу чувствовалось, что он осенен особой благодатью.

У пришедших за последние годы прихожан появились вопросы, при каких же обстоятельствах этот образ покинул наш храм. Попробуем рассказать об истории иконы то, что знаем сами.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в Москве был известен великий подвижник, ныне прославленный в преподобническом чине, старец иеросхимонах Аристоклий, глубоко почитаемый православною Москвой. Его великие подвиги привлекли к старцу сугубую благодать Святого Духа, он был наделен от Господа обильными дарами чудотворений и исцелений.

Иеросхимонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в 1846 г. в Оренбурге. Отроком он тяжело болел, был прикован к постели в течение двух лет. Медицина была бессильна, и его мать с горячей мольбой о помощи поручила свое дитя святителю и чудотворцу Николаю - отныне и до скончания дней ребенка. Великий святитель не посрамил материнской молитвы, отрок исцелился от болезни и всю дальнейшую жизнь считал святителя Николая своим особым покровителем.

Когда Алексей Алексеевич овдовел, он выбрал монашеский путь и в 1876 г. поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. В 1880 году он принимает монашеский постриг с именем Аристоклий, в 1884 г. его рукополагают во священный сан, а в 1886 г. иеромонах Аристоклий принимает схиму. В 1887 г. о. Аристоклий прибывает в Москву, здесь становится строителем Афонского подворья на ул. Большая Полянка. Здание это сохранилось до сей поры. На верхнем этаже его была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». На этом же этаже была и келлия старца, где он принимал посетителей; их бывало у него по нескольку сот человек в день.

Сохранились воспоминания людей, получавших помощь и исцеления по молитвам старца Аристоклия. Сила его святых молитв была очень велика. Среди редчайших, поразительных случаев можно выделить исцеление слепорожденного мальчика, причем чудо это вновь повторилось уже в наши дни, после канонизации преподобного старца, о чем рассказывал в 2005 г. настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон.

Некоторые из приходящих слышали из его уст и пророчества о судьбах России, впоследствии сбывшиеся.

Паства иеросхимонаха Аристоклия была огромна, труды подвижника – безмерны. До самой смерти он не оставлял душепопечения о своих чадах, принимал приходящих к нему. С 1909 по 1918 гг. о. Аристоклий был настоятелем Афонской часовни в Москве (ныне не существует), занимался и заботами по Подворью, а также книгоиздательской деятельностью.

Блаженная кончина старца иеросхимонаха Аристоклия последовала 24 августа/6 сентября 1918 года. После мучительной болезни ног и водянки, от которых он страдал долгие годы, старец мирно скончался в своей келлии. Последний взор его был обращен на икону Божией Матери «Скоропослушница», висевшую напротив ложа…

Эта икона изволением Божиим и пребывала в нашем храме.

Проследить путь святыни от страшных богоборческих времен, наступивших вслед за кончиною иеросхимонаха Аристоклия, до нынешнего времени не представляется возможным. Вероятно, и она была гонима и преследуема, разделяя участь многих других чтимых икон. Благочестивыми людьми образ был сохранен. Имена хранителей святыни нам неведомы.

В храм святителя Николая в Кленниках эта икона была отдана во времена 20-летней давности, при его возрождении. Ушли в вечность люди, знавшие подробности и обстоятельства этого события.

Несколько лет назад, в 2004 году, состоялось прославление преподобного Аристоклия Афонского, день канонизации которого совпал с днем его кончины, 6 сентября нового стиля. Новый угодник Божий вошел в сонм московских святых, став на духовную стражу паствы столицы, так нуждающейся в его святых молитвах.

По прославлении старца Аристоклия, в день перенесения его святых мощей – 13 ноября 2004 года - принадлежавшая ему святая икона была также перенесена крестным ходом в храм великомученика Никиты на Швивой горке, где располагается ныне Афонское подворье в Москве.

Как заметил в те дни ныне покойный настоятель нашего храма, протоиерей Александр Куликов, «всякая икона может стать чудотворной, если к ней притекают с верой».

Ныне икона Божией Матери «Скоропослушница» пребывает близ святых мощей великого угодника Божия, преподобного Аристоклия Афонского.

Мы можем с великой благодарностью Божией Матери вспомнить о тех годах, когда эта Её святая икона была с нами - и пойти поклониться ей, прося и предстательства за нас прп.Аристоклия.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Святый преподобный старче Аристоклие, моли Бога о нас!

Тропарь иконе Божией Матери "СКОРОПОСЛУШНИЦА", глас 4

К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.

Тропарь прп. Аристоклию Афонскому, глас 4-й

Процвел еси яко финикс на святей горе Афонстей/ и яко кедр на земли русстей умножился еси,/ Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития/ и мир Христов воцарися в души твоей,/ преподобне отче Аристоклие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама