THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тема: «Цирк»

Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в словах и предложениях.

1. Образовательные:

  • уточнить представление ребёнка о звуке [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать фонематический слух на звук [Р];
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • формировать лексико-грамматические представления;
  • автоматизировать звука [Р] в слогах, словах, предложениях; — расширять словарь антонимов, прилагательных; — развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память, пространственную ориентировку.

3. Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься. — воспитывать чувство доброты, товарищества, толерантности;
  • воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: предметные и разрезные картинки животных, овощей, фруктов и сказочных героев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие со сказочным героем, а с кем, вы узнаете, если найдёте слово со звуком [Р].

Выкладываются картинки: Колобок, Незнайка, Чебурашка.

Дети: Чебурашка.

Выдаётся картинка Чебурашка в домике.

Логопед: Посмотрите и ответьте, что нарисовано?

Дети: Домик, а в нём живёт Чебурашка.

Логопед: Вышел Чебурашка на крылечко. Ветер дует на Чебурашку (упр. «лопатка», дуем на язычок).

Пришлось Чебурашке надеть кофточку (упр. «грибок»), потом он решил выпить чаю из чашечки (упр. «чашечка») с вареньем (упр. «вкусное варенье»), затем он почистил зубки после еды (упр. «Почистим верхние зубки»), поиграл с пушинкой (упр. «фокус»), выглянул в окошку и увидел лошадку (упр. «лошадка»).

Сегодня Чебурашка идёт в цирк, к своему другу крокодилу Гене, который выступает в цирке вместе с животными, в названии которых есть один звук, но вот какой, Чебурашка забыл. Он просит вас ребята узнать что это за звук.
Мы узнаем его, если назовём лишнее слово.

3. Объявление темы занятия. Игра «4 лишний». Назови лишнее слово:

Ручка, труба, барабан, гитара.
Слон, рысь, лев, жираф.
Туфли, сапоги, кроссовки, рубашка.
Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Логопед: Какой первый звук мы слышим во всех этих словах?

Дети: звук [Р].

Логопед: Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] и поможем Чебурашке попасть на представление к своем другу крокодилу Гене.

4. Анализ артикуляции звука.

Логопед: «Но прежде, чем отправиться в цирк, давайте объясним Чебурашке, как произносится звук [Р] . Дети: Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «вибрирует». Логопед: В каком положении зубы, губы?” Дети: Зубы приоткрыты, губы в улыбке. Логопед: Какая воздушная струя? Дети: Воздушная струя сильная и тёплая. Логопед: Что напоминает звучание звука [Р]? Дети: “Мотор”. Логопед: “Дайте характеристику звуку [Р]. Дети: Звук [Р] — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый.

5. Произношение изолированного звука.
Логопед: А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь. Машинка едет с горы (голос понижаем), в гору (голос повышаем).

6. Автоматизация звука в слогах.

Дети: Соединяют пальчики на руках: Ра – ро – ру – ры – ар – ор – ур – ыр

7. Развитие фонематического восприятия на звук [Р].

Логопед: А дальше дороги нет. Нужно выложить дорожку из картинок. А разложим их так: сначала положим те картинки, в названии которых звук [Р] в начале слова, затем со звуком [Р] в середине слова и в конце, картинки, в названии которых звук [Р] стоит в конце слова.

Дети: раскладывают картинки в зависимости от места звука в слове.

8. Расширение словаря прилагательных.

Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы картинки превратились в доски, нужно дать описание каждой картинке.

Дети: называют слова-признаки и переворачивают картинки.

Рукавица – зелёная, тёплая, шерстяная, вязанная;
Рыба – золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая;
Мороженое – холодное, белое, сладкое, вкусное;
Краски – яркие, разноцветные, акварельные;
Карандаш – деревянный, остроконечный, жёлтый;
Игрушка – хрупкая, блестящая, новогодняя, ёлочная;
Шар – воздушный, синий, лёгкий, резиновый.

Логопед: фиксирует себе эти слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.
Вот мы и построили мост. Прошли по мостику и вышли на поляну.

9. Физкультминутка.

Логопед: Вот и вышли мы на полянку и встретили весёлых зайцев. Давайте попрыгаем вместе с ними.

Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах.
Зайцы – серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок – Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.
Встал зайчонок на пенёк. Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют
движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать.
Все за ушком почесали. Почесать за ухом.
На «четыре» потянулись. Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперёд.
Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд.
Зашагали как отряд. Шаги на месте.

10. Образование притяжательных прилагательных. Развитие пространственного воображения. Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях.

Логопед: Ребята, посмотрите, мы подошли к зоопарку, но злая шапокляк разорвала афишу. Давайте её соберём.

Дети собирают афишу.

Логопед: — Чья это голова? И т. д.

Дети: — крокодилья голова. И т.д.

Логопед: Наших зверей перед представлением нужно покормить, но едят они только фрукты и овощи, в названии которых есть звук [Р]. Возьмите корзинку и соберите фрукты и овощи.

Что вы принесли?

Дети: Горох, картошку, грушу, морковь, персик, помидор.

Логопед: Какой суп мы сварим из гороха?

Дети: Из гороха мы сварим гороховый суп.

Логопед: Какую запеканку мы приготовим из картофеля?

Логопед:- Какой салат мы сделаем из моркови?

Логопед: Какой компот мы сварим из груши?

Логопед: Какое варенье мы сварим из персика?

11. Развитие фонематических процессов.

Логопед: Ребята, иллюзионист и фокусник крокодил Гена показывает номер с превращением слов и жонглированием мячей. Давайте и мы поиграем! Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы возвращая мне мяч, заменяете первый звук в слове на звук [Р].

Мак — …;
нога — …;
кот — …;
мука — …;
хобот — …;
дом — …;
забота — …;

Заменяем последний звук:

сын — …;
бок — …;
сок — …;
миг — …;
пас — …;
сон — …

12. Определение количества слогов в слове.

Логопед: А сейчас звери просят нас рассадить их по вагончикам, чтобы отправиться на гастроли. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога, в третьем – 3 слога.

Дети: Рассаживают по вагончикам животных (рысь, тигр, жираф, баран, кролик, крокодил).

13. Развитие памяти, внимания.

Логопед: Молодцы, ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.

Логопед: Я вам называю слова-признаки, а вы отгадываете и переворачиваете картинку.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием.

14. Автоматизация звука [P] в предложениях.

Логопед: Но шапокляк опят вредничает. Она не хочет нас пускать в детский сад и перепутала все слова в предложении. Когда мы вернём слова на свои места, то и сами вернёмся в детский сад.

Рома, топор, дрова, рубить.
- Рынок, на, продавать, фрукты.
- Папа, подарить, розы, мама.
- Двор, по, ходить, куры. — Рыба, рыбак, поймала.
- Проверяет, шофёра, мотор.
- Роет, крот, норка.
- Из, пара, самовар, идёт.

Логопед: Молодцы, ребята! Нам пора прощаться с Чебурашкой и с остальными героями нашего путешествия.

15. Итог занятия.

Логопед:
- Чему мы учились сегодня на занятии?
- правильно произносить звук «Р»;
- определять первый звук в слове;
- определять место звука «Р» в слове;
- давать описание картинкам;
- составлять предложения.

Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

Тема: Автоматизация звука [Р].

Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

Уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

Развивать фонематический слух на звук [Р];

Развивать фонематическое восприятие;

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

3. Воспитательные:

Формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Ход занятия.

1. Орг. момент . Объявление темы занятия.

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.

(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).

Попросили Рака Рыбки
ПоигРать для них на скРипке.
ТРи недели, как умели,
Рак игРал, а Рыбки пели.

Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? Звук [Р].

Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р]. Характеристика звука (Р): гласный – согласный; звонкий – глухой; твердый – мягкий. (Согласный, звонкий, твердый)

2. Артикуляционная гимнастика .

Но сначала давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

3.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

а) на уровне ряда звуков:

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

4. Автоматизация звука в слогах. Игра «Кости».

В гости пришел пес Рекс. Как рычит пес? Р-р-р-р. - Р____________ (длительное произношение).

Молодец! А теперь соединим его с гласными звуками (звуковые дорожки)

Ра, ро, ру, ры.

Бросай кубик. Сколько точек выпадет на грани кубика, столько раз ты должен произнести данный слог.

Ра, ра, ра.

Бросай кубик ещё раз (логопед соединяет символы звуков [р] и [о]).

Затем ребёнок произносит слоги[ ру] и [ры], также бросая кубик.

5. Звуковой анализ слога «РА».

Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,

твёрдый, обозначается синим цветом.

Какой второй звук? - [А] гласный, обозначается красным цветом.

(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)

Сколько всего звуков в слоге [РА]? (два).

6. Автоматизация звука в словах.

А теперь отгадай, что любит наш Рэкс. Это беленький цветок начинается на Р (ромашка), а теперь посчитай (1ромашка, 2 ромашки, 3 ромашки, 4 ромашки, 5 ромашек)

Это цветок с шипами начинается на Р (роза), а теперь посчитай.

Это животное живет в наших лесах Р (Рысь), а теперь посчитай.

Игра: «Угадай чего не стало»

Чего здесь НЕТ? (Здесь нет Ромашки, здесь нет Розы, здесь нет Рыси)

Игра «Отгадай слово»

А сейчас я буду называть слова, в которых звук Р потерялся, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.

Ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рекс очень любит в мяч играть.

Рак – раки тигр -… рог -…

Рысь -… крот -… корова -…

Рыба -… краб -… ворона -…

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть слова, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [Р].

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – глубокая нора.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ру-ру-ру – скачет кенгуру.

Ру-ру-ру – коза грызёт кору.

Ры-ры-ры – полетели комары.

Игра «Грамматический кубик».

Логопед даёт ребёнку кубики, на гранях которого нарисованы различные схемы заданий («Назови ласково», «Жадина», «Один-много» и т.д.).

Я выбираю тебе картинку, ты кидаешь кубик и выполняешь то задание, которое нарисовано на грани кубика.

Ромашка (ребёнок кидает кубик). Назови множественное число.

Ромашки.

Ручей (ребёнок кидает кубик). Придумай предложение.

Я видела быстрый ручеёк.

Рубашка (ребёнок кидает кубик). Раздели это слово на слоги.

Ру-баш-ка.Три слога.

Так проделывается со всеми картинками

7. Автоматизация звука в предложении.

Разноцветное коромысло через реку повисло. (Радуга).

Игра «Изменяй предложения».

Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

8. Автоматизация звука в тексте.

Повтори двустишия о животных.

«Ловко и красиво ввысь «Как громаден носорог,

Прыгает по веткам рысь». Впереди огромный рог».

«Хоть высокий жираф, «Вот прыжок у кенгуру -

Но склоняется до трав». Десять метров он в длину».

9. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
  • Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование познавательных процессов.
  • Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
  • Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.

Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция фонематических процессов;
  • коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
  • коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  • совершенствование связной речи.

У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию . Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»

раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память

УК-ЫК-АК-ОК

ЫК-УК-ОК-АК

ОК- АК- УК-ЫК

АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК

ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК

УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:

Котя, котенька, коток,

Котя острый коготок

Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)

У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)

Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.

В углу стоит (веник, ведро)

С потолка спускался (паук, пчела)

У ворот стоял огромный (бык, верблюд).

Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.

4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.

5.

Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.

6. Итог занятия. Прощание с Колобком.

Занятие 3

Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.

1.Подготовительная часть.

1. Разминка и упражнения:

А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:

«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.

2.Основная часть.

1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»

В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.

Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:

Широко открыть рот.

Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.

Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.

Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.

Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.

Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К

  • Опознание из слогов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ

  • Опознание из слов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.

Запомни, повтори слоги:

КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ

КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА

КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО

КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ

Проговори слова (по 2 раза):

кабан банка ком

кабина будка кон

кабинет бука конь

кайма ветка кофе

камень майка ковать

канава нотка комета

капитан утка конфета

Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.

Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь

Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)

Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).

1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).

2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)

3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).

4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.

5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.

6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).

Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:

Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»

Нарисуй петелькой собаку возле будки.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Развитие дыхания

Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.

Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.

Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.

  • «Лягушка» - «Хоботок»
  • «Лопата» - «Иголочка»
  • «Киска сердится»
  • «Чистим нижние зубки»
  • «Катушка»
  • «Качели»

Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.

Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»

на длительном речевом выдохе произносим слоги:

[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];

Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.

Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.

Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,

Каша, камень, камера.

ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,

цветка, индюка, молотка

Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,

Кот, котик, комок

ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,

высоко, широко, велико.

Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.

Курица, куры, кумушка

Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.

Глазику, ротику, носику.

«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.

Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].

(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)

(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?

В этом слове нет звука (К).

Составь предложение с одни из слов.

Катя кормит цыпленка.

Сколько слов в предложении.

Игра «4 лишний» (Презентация 3 )

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Как правильно произносить звук [К]?

Положение губ;

Положение зубов;

Положение языка;

Какая воздушная струя.

Вспоминает виды деятельности;

правильную артикуляцию звука [К].

Занятие 5

Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.

Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?

Зелена я, как трава

Моя песенка: «Ква-ква».

Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»

«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»

Анализ артикуляции:

  • губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
  • зубы разомкнуты:
  • кончик языка лежит у основания нижних резцов,
  • передняя и средняя части спинки языка опущены,
  • задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
  • боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
  • воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам

Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву

Ска-ско-ску

Кво-кву-квы

Ско-ску-скы

Кву-квы-ква

Ску-скы-ска

Квы-ква-кво

Скы-ска-ско

Квакушка - квадрат -квартира

Скамейка -сказка - коляска.

Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)

Развитие просодии.

Как квакает большая лягушка? Как маленькая?

Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Кто на себе свой домик тащит

В темной темнице,

Красна девица,

Без нитки, без спицы,

Вяжет вязаницы.

(бабочка)

Пляшет крошка —

Всего одна ножка.

учитель-логопед МАОУСОШ №1

Конспект логопедического индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Самсонова Ольга Леонидовна

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»,

«Физическая культура»

Программное содержание:

— упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях;

— учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте;

— продолжать учить определять место звука [ш] в словах;

— упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм;

— развивать память и мелкую моторику;

— воспитывать интерес к занятиям.

Ход занятия

Организационный момент.

— Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.

Постановка цели занятия.

Логопед говорит ребенку:

— Посмотри, что у меня в руках?

— Правильно, это воздушный шар.

— Если я проткну шар, какой звук ты услышишь, послушай.

— Верно, звук [ш].

— Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Артикуляционная гимнастика.

— Выполним гимнастику для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «не разбей чашки», «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).

Развитие речевого выдоха.

— И еще пару упражнений на развитие воздушной струи: «Фокус», «Загони мяч в ворота».

Развитие фонематического восприятия.

— Разминка окончена, отравляемся в путь. Перед тобой дорожка, по которой нужно пройти. Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш].

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И «Спасибо!» — Маше скажет.

Автоматизация в слогах.

— Куда же привела дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа.

Автоматизация в словах. Развитие фонематического восприятия. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

— Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. (Логопед раскладывает на столе кучкой шесть картинок). Давай разберём эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре – если звук в середине слова, и справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

Ребенок раскладывает картинки – «доски» в зависимости от места звука в слове.

— А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: шуба (какая); груша (какая); шляпа (какая); карандаш (какой); мышь (какая); лягушка (какая).

Динамическая пауза.

«На болоте»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

(Ребёнок сопровождает слушанье стихотворения движениями.)

Автоматизация в словах. Побор слов-антонимов.

— Перешли по мостику. Куда же идти дальше? Дорогу найдём, если подберём слова «наоборот». Маленький — … (гладкий, узкий, плохой).

Автоматизация в предложениях. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

— А здесь нас мальчик Паша встречает. Он маленький и все предметы у него маленькие:

У Паши не большая рубашка, а маленькая …

У Паши не большая шапка, а маленькая …

У Паши не большие шорты, а маленькие …

У Паши не большая машина, а маленькая …

У Паши не большая шар, а маленькая …

Рефлексия.

— А нам пора уже возвращаться… Вспомни, пожалуйста, какие препятствия встретились нам на пути? Какого мы встретили в конце путешествия?

Конспект логопедического индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

МБДОУИЛ детский сад "Улыбка"

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать учить правильно, произносить звук Л в прямых слогах;
  • развивать фонематический слух.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво.

Оборудование: ноутбук, презентация “В гостях у гномов”.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Каждый день всегда везде,

На занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

- (Имя ребёнка), ты хотели бы отправиться в путешествие?

2. Артикуляционная гимнастика.

Хорошо, но сначала мы сделаем гимнастику для язычка.

Язык - язычок, не ленись, покажись,

(рот открыт, язык лежит на нижней губе, выполняем на счёт от 1 до 5)

Расслабляйся спинка: кя, кя,кя,

Серединка - пя. пя, пя,

Кончик - тя, тя, тя.

А теперь спокойно вниз за зубами удержись

Язык чашечкой сложи, так немного подержи

(выполняют под счёт от 1 до 5)

Теперь в барабан язык играет: т-т-т, д-д-д.

Индюков не забывает: бл-бл-бл.

Никогда он не скучает.

Звук Л всё повторяет

(Ребёнок произносит длительно звук [Л])

3. Основная часть.

Сегодня мы отправляемся в сказочный лес к гномам. Закрой глазки, я скажу волшебные слова, и мы очутимся в лесу:

Говорят, что лес
Полон сказочных чудес.
А давай-ка поспешим,
Да на чудо поглядим.
Ель стоит,

Берёзка рядом белым - бела,
Руки - ветки развела:
«Проходите, - говорит,
Добрым людям вход открыт».

Слайд 3.
- Вот нас гномики встречают, давайте познакомимся, Гномик Ла, гномик Ло, гномик Лу, гномик Лы, гномик Лэ. (Ребёнок повторяет)

У каждого гномика есть свое любимое место в сказочном лесу.

Слайд 4.

Идём с гномиком Ла, он хочет показать нам свою полянку, где он выращивает волшебные цветы. Самые его любимые это голубые колокольчики. Я показываю их, а ты произносишь слог «ЛА» и тогда ты увидишь что - то волшебное! (Ребёнок выполняет, в конце задания появляются бабочки)

Слайд 5.

Гномик Ло приглашает посмотреть, какой красивый он построил себе домик.

Слайд 6.

Только вот у него случилась беда, потерял он свои любимые платочки. Давайте поможем ему их найти.

Слайд 7.

Гномик Лу - строитель. Помоги ему построить мост через реку. Построй из разноцветных блоков мостик.

Пальчиковая гимнастика.

Слайд 15.

Гномик Лы очень любит весёлые игры, танцы, стихи и песенки, давай расскажем, и покажем ему пальчиковая гимнастику «Веселый гном».

Жил да был веселый гном (Дети поднимают руки над головой, изображая колпак.)

С круглыми ушами. (Описывают вокруг ушей большие круги.)

Он на сахарной горе (Локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник.)

Спал под воротами. (Пальцы изображают ворота.)

Вдруг откуда ни возьмись великан явился. (Руки высоко подняты над головой.)

Скушать гору он хотел, (Движения, будто едим руками.)

Только подавился! (Хватаем воздух ртом и надуваем щеки.)

Ну а что веселый гном?

Так и спит глубоким сном! (Дети изображают спящего гнома.)

Слайд 16.

Все в лесу любят гнома Лы, потому что он весельчак. Он просит тебя спеть его любимую песенку вместе с его помощниками - зайчиками.

Слайд 17.

Гномик Лэ очень любит рыбалку и рыбок.

Слайд 18.

У гнома Лэ большой аквариум дома. Всех рыбок гномик называет одним и тем же именем - Лэ, назови каждую рыбку по имени.

Слайд 19.

Гномы интересуются, хорошо ли ты запомнил их имена? Назови гномиков по имени. Теперь скажи имена гномиков наоборот.

4. Итог занятия.

Слайд 20.

Гномы прощаются я тобой, они очень рады, что ты научился правильно произносить их имена. На прощание дарят тебе свои фотографии, которые ты дома сможешь красиво разукрасить и вспомнить их имена.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама