THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Индуизм входит в тройку популярных религиозных направлений. Он основан на мифологии и обычаях арийских народов, населявших Древнюю Индию. Это направление характеризуется двумя течениями: вишнуизмом и шиваизмом. Поборники течений поклоняются и Шиве. Призванием Шивы считается разрушение устаревшего мира во имя создания нового. Он олицетворяет собой начало. Образ божества знаком многим по изображениям, не жители Запада мало знают о его происхождении и значении в культуре Индии.

История появления

Шива известен со времен хараппской цивилизации древних индийцев. С приходом ариев в эту местность было положено начало новой религии, которая насаждалась так же, как христианство на Руси. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти.

В индуистской мифологии он имел такую же власть, как и Вишну, которого больше знают под другим его именем – . Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. Врагами божества являются дьявол, сатана и демоны.

Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз.


Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п.

Символичным является изображение кистей рук Шивы. Нередко на картинах выписаны курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия, барабан, символизирующий вибрации Вселенной, и другие обрядовые элементы. В распоряжении Шивы масса атрибутов из различных сфер, которые позволяют облагородить человека и открыть доступ в мир мудрости и возвышенного.


Парвати, супруга божества, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети.

Самым известным из них стал – слоноликий сын Шивы, бог мудрости. Многорукий бог изображается ребенком с головой слона. Как правило, на картинах у него четыре руки, три глаза, а вокруг живота обвивается змея. Среди его заслуг написание священной поэмы Индии – «Махабхараты».

Шива в культуре

Шиваизм – востребованная индийская религия, которая ведет историю со второго века до нашей эры. Первое изображение Шивы обнаружили в Гудималламе, на севере Мадраса. Многообразие бога отображается в том, что ему приписывают более сотни имен, среди которых «благотворный», «дарующий счастье» и «великодушный». Шива считается богом, руководящим триединством эволюции.


Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит. Мантра Гаятри – известнейшая из провозглашаемых в честь Шивы молитв. Популярными мантрами являются Шива Махапурана, Манас Пуджа. Считается, что мантра открывает чакры и позволяет достичь духовных высот.

Танец считался древней магической формой. В Индии верили, что, совершая движения, танцор входит в транс и перемещается в параллельную реальность, сливаясь со Вселенной. В танце модернизировалась личность, проявлялись способности провидца, происходило раскрытие внутренней сущности человека. Это мастерство в Индии стояло наравне с дыхательными практиками. Космический танец, пробуждающий энергию эволюции, – то, с чем ассоциировался Шива, танцующий бог и Владыка танца.


Индийская мифология специфична. Она серьезно отличается от христианских верований и больше походит на языческие поклонения, так как в ней бог не един. Как и другие древние религии, шиваизм мифологичен. Легенды о жизни богов исполнены необычных описаний и сюжетов, включая истории о том, как Шива отрубил голову Брахме.


Шиваизм – неотъемлемая часть жизни современного населения Индии, которое предпочитает это религиозное направление. Люди преподносят дары божеству, делятся с ним печалями, просят о помощи и воздают хвалу в отведенное для этого время, ориентируясь на каноны. Календарь шиваистов освещает памятные даты для последователей Шивы. В конце февраля в Индии отмечают праздник под названием Махашиваратри, приходящийся на ночь свадьбы Шивы и Парвати.

Экранизации

Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии. Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха. Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.


На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран. История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика. Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.

Шива – бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет.

Считалось, что в качестве Натараджи, "царя танца", Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Созидающая сила бога воплощена в его основном символе – линге-фаллосе, мужском детородном органе.

Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или "синяя шея"; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана.

Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет. Шива – отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга – бык Нандин. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи и сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов.

- (др. инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно … Энциклопедия мифологии

Сива, одно из трех индусских божеств, разрушающий мир. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШИВА См. СИВА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Шива - и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива в индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Танцующий Шива. Южная Индия … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Характеристика Длина 12 км Бассейн Белое море Водоток Устье Оз. Большое Шуо ярви Шуо Расположение Страна … Википедия

В индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме … Исторический словарь

- (муж.) мягкий (Бог Шива) Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Вишну, Тримурти, бог разрушитель, Брахма Словарь русских синонимов. шива сущ., кол во синонимов: 7 бог (375) брахма … Словарь синонимов

єшива - (єшибот) (івр.) Іудаїстський заклад, докл. див. ієшива … Архітектура і монументальне мистецтво

Один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, хозяин животных. Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным… … Большой Энциклопедический словарь

- (колодец). Колодец, названный так Исааком и впоследствии давший свое имя городу (Быт 26:33)см. Вирсавия … Библейская энциклопедия Брокгауза

шиваїзм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга - не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…
  • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…

Для того чтобы полностью описать всё, чем является Шива, потребовалась бы целая книга или даже несколько книг, потому что есть Вселенная или Вселенные, Абсолют. В данной статье мы рассмотрим cамые важные и яркие характеристики и аспекты бога.

Не упомнить всех его имён. Ещё со времён за ним закрепилось имя Рудра (санскр . रुद्र , rudra , яростный , ревущий , красный ) - ведийское божество , связанное с несчастьями , болезням , охотой, ветром или бурей) , но также всем известен его образ короля танца, исполняющего Тандаву, и здесь его уже знают как Натараджу.

Тандава - необычный энергичный танец, который является источником цикла «создание-cохранение-разрушение», также символ движения мира. Mир начался с танца Шивы, им он и закончится, но пока Шива продолжает танцевать - мир продолжает существовать. От танца до йоги - один шаг или наоборот. Это относится и к истории с господом Шивой. Он олицетворение Ананды (высшего блаженства) и в то же время царь йогинов ().

Среди тех, кто посвящает себя йоге, он известен как Шива Адинатх, где «натх» означает ‘мастер’. Поэтому последователи шиваизма - в его йогической ипостаси - носят название натхи. Неудивительно, что основатели широчайшего течения йоги, хатха-йоги, были натхами. Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх стоят у истоков этой традиции на земле, заложенной в X-XI веках нашей эры.

О том, что Шива знает тысячи и миллионы асан, известно каждому практикующeмy йогу, а вот о том, что он передал ценнейшее знание о пранаяме (науке управления дыханием) своей жене Парвати, известно меньше. Йоги всего мира благодарны Шиве за то, что он ниспослал систему йогических знаний людям, поэтому он так почитаем в сообществах практиков.

Бог Шива

Бог Шива - это контрасты: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милость. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Он Махайог - «великий йогин», а также Натарадж - «король танца», но также и Мритьюнджай - «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. Кайлас — это священное место силы, которое почитается не только йогами и последователями шиваизма, туда стремятся подняться и люди, занимающиеся исследованием энергий Земли, её влияния на состояние человека, его энергетику и сознание. Знающие люди говорят, что Кайлас действительно не похож ни на что прежде ими виденное и испытанное. Это непередаваемый опыт, после которого даже большие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают все сомнения.

На территории Индии находится много мест, связанных с Шивой, и все они в том или ином роде могут быть названы местами силы. Одно из самых почитаемых - это река Ганга. Считается, что сквозь волосы бога Шивы спускается священная река, поэтому омовение в ней несёт очищение как внешнее, так и внутреннее, духовное.

Брахма, Вишну, Шива - триединство

Ведическая Троица, иначе называемая Тримурти, состоит из трёх богов: Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма выступает как творец, Вишну - как хранитель, а Шива в роли разрушителя. Это настоящая Троица ведизма, и всё-таки они неразделимы, это различные проявления единого .

Некоторые направления шиваизма, такие как кашмирский шиваизм, видят в Шиве сочетание всех ипостасей: творца, хранителя и разрушителя. Для шиваитов он и есть Всё. Другие воспринимают его как аналог Святого Духа в христианстве. Шива - это абсолютная Реальность. Не смотря на то, что в сознании знатоков мифологии бог Шива ассоциируется с разрушением, это вовсе не означает разрушение, понимаемое, как нечто негативное. Подобным образом нас заставляет мыслить наша культура. На самом деле разрушение можно трактовать по-разному: уход от прошлого, порывание с ним; прекращение старого образа жизни и переход к новому этапу, ведь для того, чтобы что-то начать, нужно прежде покончить с предыдущим.

Не последнюю роль играет и такое понятие, как разрушение мирской суеты и даже смерти. Шива - это Абсолют, поэтому слово «разрушение» - это лишь одно из названий, одна ипостась, ведь уже в следующей Шива является воплощением милости и сострадания.

Часто Шиву изображают как божество, имеющее 4 руки, а иногда даже 8. Для чего нужно так много рук? Естественно, что это связано с символикой, и не стоит понимать буквально, что у этого бога было 5 лиц и 4 руки. В руках он держит барабанчик дамару, символизирующий ритм Вселенной, в другой руке у него священное пламя Агни - символ очищения и воссоздания мира.

Также Шива запечатлён держащим трезубец. За такой многорукостью определённо скрывается философский смысл. Если в двух руках у него находятся дамару и Агни, то две другие выполняют жесты: одна исполняет жест одобрения, другая - власти и силы. По легенде считается, что именно звук этого барабанчика является прародителем всех звуков, а сам бог Шива даровал людям божественный слог «ОМ», который позднее назвали мантрой, в которой сконцентрирована вся сущность Вселенной. Также бог может держать трезубец, стрелы и лук, но не на всех изображениях он выглядит одинаково. Фигуру Шивы могут опоясывать змеи. Символическое значение змеи тоже неоднозначно, т. к. по одной версии она может означать мудрость Шивы, с другой стороны, три витка змеи вокруг тела Шивы могут символизировать прошлое, настоящее, будущее и то, что он сам вышел за пределы временных понятий.

Третий глаз Шивы

О третьем глазе Шивы сложено множество легенд. Интересно отметить, что среди других богов, у кого есть , значатся Тара и Ганеша. Вот, собственно, и всё, - у других богов третьего глаза нет. Легенды гласят, что горе тому, на кого Шива посмотрит своим третьим глазом. В мгновение ока это несчастное существо превратится в пепел. Не зря говорят, что гнев Шивы ужасен.

Одним из ярких доказательств этому служит история, произошедшая между Шивой и богом любви Камой. Однажды другие боги подослали к Шиве бога Каму, чтобы внушить ему любовь, ведь они видели, как страдал бог-разрушитель, потеряв свою первую жену и осознав, что уже не сможет иметь сына. Но Шива и думать не хотел о том, чтобы найти другую жену, вот и пришлось прибегнуть к услугам Камы. Но этому богу не повезло, ведь он пытался воздействовать на самого Шиву! В какой-то мере ему это удалось, ведь мы знаем о супруге Шивы Парвати. Однако когда Шива почувствовал укол стрелы, пущенной в его сердце из лука Камы, то последнего сразу же пронзил испепеляющий взгляд Шивы, и теперь этот бог не имеет тела. Его так и называют: бестелесный Кама.

В облике Шивы есть ещё один загадочный момент. На лбу у него расположены три полосы. Их обычно интерпретируют следующим образом: это напоминание человеку, что нужно избавиться от эго, кармы и иллюзий ( ), а также можно перевести это на другой уровень и понять как работу над собой с целью избавления от трёх желаний:

  1. телесных (желание продлить жизнь, иметь хорошее здоровье, красиво выглядеть, заботиться о своём внешнем виде);
  2. мирских, связанных с тщеславием, желаниями иметь богатство, признание, успех;
  3. умственных (накопление знаний, чрезмерное умствование и гордыня, которая непременно следует за всем этим, ведь так приятно порой осознавать, что мы умнее других).

Казалось бы, странно, почему желание иметь хорошее здоровье с точки зрения Шивы не приветствуется. Однако если мы задумаемся над психологическим аспектом самих желаний, то мы найдём много схожего в объяснении с буддизмом. Ведь любое желание, какое бы оно ни было, происходит от эго. Желаем не мы, а наше эго, которое «поселилось» в физической оболочке и отождествляет себя с ней. Отсюда и происходят наши чаяния продлевать жизнь на Земле и заботиться о теле, т. е. желать жить долго в этом обличье.

Несколько слов об осознанности

На самом деле своим здоровьем можно заниматься, если только не создавать из этого самоцель. Просто воспринимать как данность, но не поддаваться искушению и фетишизации внешнего облика. Возможно, это трудно выполнить в нашей реальности, когда культ тела и заботы об увеличении продолжительности жизни насаждаются повсюду. Это стало новой религией нашей эры. Новый бог и религия - это не «нью-эйдж» и даже не «золотой телец», как многие склонны думать, потому что богатство обычно служит какой-то цели, в отличие от него культ внешности даёт возможность людям продлить молодость и попросту похвастаться перед другими своим внешним видом . Даже внутренняя радость и гордость за себя - это тоже проявления действий эго. Вы можете порадоваться тому, что сбросили несколько лишних килограммов, но дальше не делайте из этого культа. Живите правильно, поддерживайте здоровье, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и увлечениям полностью завладеть вашим сознанием. Не нужно становиться рабом идей.

Есть очень любопытное высказывание, которое гласит, что «это не мы находим и используем идею, а она использует нас» , т. е. мы становимся одержимыми чем-то и уже не принадлежим себе. Для тех, кто поддерживает теорию о том, что наш мир управляется эгрегорами, будет ясно, что восхитившись идеей и поддавшись ей, вы подпадаете под влияние определённого эгрегора и служите ему. Это он направляет вас по жизни. Учёные, великие спортсмены, художники, литераторы и многие другие более или менее известные люди ведомы своими эгрегорами. А как они подключились к ним? Разумеется, через однажды вспыхнувшую и увлёкшую их идею. Нет ничего плохого в том, чтобы служить эгрегору, и люди, сами того не зная, всё равно делают это, но суть в том, что чем больше мы осознаём свои мысли и поступки, тем меньше энергии у нас уходит вовне.

Поэтому-то и говорят, что осознанность - это ключ ко всему. Больше осознавая себя, меньше действуя под влиянием желаний, мы встаём на путь йоги, конечной целью которой является самореализация и разотождествление с собственным эго и внушёнными им желаниями. Неудивительно, что даже в облике Шивы три полосы на лбу постоянно напоминают нам об этом, ведь сам Шива был йогином и знал миллионы асан.

Трезубец бога Шивы

Трезубец Шивы (Тришула) - важнейший атрибут этого бога. Для человека с западным образом мышления сразу возникнет ассоциация с Посейдоном, богом морских стихий, который на всех статуях изображается с ним.

Есть символ трезубца и в буддизме, символизирующий «Три Драгоценности» Будды. Невольно вспоминается и христианство с его символом триединства - Троицей. Во многих религиях число 3 являет собой некую сакральность. Зачастую главные постулаты религий выражены в таком числовом выражении, и в целом цифра 3 символизирует опору, баланс. Два разнонаправленных начала не борются между собой, как это часто происходит в традициях, основанных на дуализме. Триединство - это гармонично сбалансированное сочетание различных элементов, которые сосуществуют в мире между собой, прежде всего, благодаря постоянному уравновешиванию одного принципа двумя другими.

Нужно отметить такой, казалось бы, далёкий от шиваизма, факт, что в современной системе власти часто существуют две противоположные стороны, противоборствующие между собой, в то время как в древнем мире была система правления трёх (если мы вспомним Древний Рим, то там был триумвират). Мы сейчас не будем вдаваться в подробности устройства политических систем, но власть триумвирата изначально отличалась большей согласованностью и стабильностью, нежели то, что мы имеем в современном мире, построенном на демократии, где борьбу за власть постоянно ведут две стороны. Ни о каком балансе тут говорить не приходится. Единственно, что если номинально одна из партий выигрывает на коротком временном отрезке, значит, игра пойдёт преимущественно по её правилам. То же самое действует и в отношении другой стороны.

Не так далеко от современности ушла и трактовка трезубца Шивы. Это три аспекта: творец, хранитель и разрушитель в одном лице. В этой интерпретации мы больше видим влияние кашмирского шиваизма, где бог Шива включает в себя эти три составляющих. В других традициях творение соответствует Брахме, сохранение - Вишну, а за ним закреплена лишь одна ипостась - разрушение.

В каком бы образе ни выступал Шива, он остаётся самым почитаемым из всех богов для йогинов. Не последнюю роль здесь играет и большая смысловая и философская нагрузка, которую несёт в себе его образ, а изучая истории, изложенные в древних писаниях, Упанишадах, можно подчерпнуть для себя много новых фактов и символизма, скрытых в образе Шивы.

Э ту статью мы посвятим довольно краткому описанию одного из величайших в ведическом пантеоне божеств - богу Шиве. Для того чтобы полностью описать всё, чем он является, потребовалась бы книга или даже несколько, потому что Шива есть Вселенная или Вселенные, Абсолют. Самые важные и яркие характеристики и аспекты бога будут рассмотрены в публикуемом материале.

Не упомнить всех его имён. Ещё со времён Вед за ним закрепилось имя Рудра, но также всем известен его образ короля танца, исполняющего Тандаву, и здесь его уже знают как Натараджу.

Тандава - необычный танец, это также символ движения мира. Сам мир начался с танца Шивы, им он и закончится, но пока Шива продолжает танцевать - мир существует. От танца до йоги - один шаг или наоборот. Это относится и к истории с господом Шивой. Он олицетворение Ананды (высшего блаженства) и в то же время царь йогинов.

Среди тех, кто посвящает себя йоге, он известен как Шива Адинатх, где «натх» означает ‘мастер’. Поэтому последователи шиваизма - в его йогической ипостаси - носят название натхи. Неудивительно, что основатели широчайшего течения йоги, хатха-йоги, были натхами. Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх стоят у истоков этой традиции на земле, заложенной в X-XI веках нашей эры.

О том, что Шива знает тысячи и миллионы асан, известно практикующим йогу, а вот о том, что он передал ценнейшее знание о (науке управления дыханием) своей жене Парвати, известно меньше. Йоги всего мира благодарны Шиве за то, что он ниспослал систему йогических знаний людям, поэтому он так почитаем в сообществах практиков.

Бог Шива

Бог Шива - это контрасты: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милость. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Он Махайог - «великий йогин», а также Натарадж - «король танца», но также и Мритьюнджай - «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. Это священное место силы, которое почитается не только йогами и последователями шиваизма, туда стремятся подняться и люди, занимающиеся исследованием энергий Земли, её влияния на состояние человека, его энергетику и сознание. Знающие люди говорят, что Кайлас действительно не похож ни на что прежде ими виденное и испытанное. Это непередаваемый опыт, после которого даже большие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают все сомнения.

На территории Индии находится много мест, связанных с Шивой, и все они в том или ином роде могут быть названы местами силы. Одно из самых почитаемых - это река Ганга. Считается, что сквозь волосы бога Шивы спускается священная река, поэтому омовение в ней несёт очищение как внешнее, так и внутреннее, духовное.

Брахма, Вишну, Шива - триединство

Индуистская/Ведическая Троица, иначе называемая Тримурти, состоит из трёх богов: Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма выступает как творец, Вишну - как хранитель, а Шива в роли разрушителя. Это настоящая Троица ведизма, и всё-таки они неразделимы, это различные проявления единого.

Некоторые направления шиваизма, такие как кашмирский шиваизм, видят в Шиве сочетание всех ипостасей: творца, хранителя и разрушителя. Для шиваитов он и есть Всё. Другие воспринимают его как аналог Святого Духа в христианстве. Шива - это абсолютная Реальность. Не смотря на то, что в сознании знатоков мифологии бог Шива ассоциируется с разрушением, это отнюдь не означает разрушение, понимаемое как нечто негативное. Наша культура заставляет нас мыслить подобным образом. На самом деле разрушение можно трактовать по-разному: уход от прошлого, порывание с ним; прекращение старого образа жизни и переход к новому этапу, ведь для того, чтобы что-то начать, нужно прежде покончить с предыдущим.

Не последнюю роль играет и такое понятие, как разрушение мирской суеты и даже смерти. Шива - это Абсолют, поэтому слово «разрушение» - это лишь одно из названий, одна ипостась, ведь уже в следующей он является воплощением милости и сострадания.

Многорукий Шива. Сколько рук у Шивы

Часто Шиву изображают как божество, имеющее 4 руки, а иногда даже 8. Для чего нужно так много рук? Естественно, что это связано с символикой, и не стоит понимать буквально, что у этого бога было 5 лиц и 4 руки. В руках он держит барабанчик дамару, символизирующий ритм Вселенной, в другой руке у него священное пламя Агни - символ очищения и воссоздания мира.

Также Шива запечатлён держащим трезубец. За такой многорукостью определённо скрывается философский смысл. Если в двух руках у него находятся дамару и Агни, то две другие выполняют жесты: одна исполняет жест одобрения, другая - власти и силы. По легенде считается, что именно звук этого барабанчика является прародителем всех звуков, а сам бог Шива даровал людям божественный слог "ОМ", который позднее назвали мантрой, в которой сконцентрирована вся сущность Вселенной. Также бог может держать трезубец, стрелы и лук, но не на всех изображениях он выглядит одинаково. Фигуру Шивы могут опоясывать змеи. Символическое значение змеи тоже неоднозначно, т. к. по одной версии она может означать мудрость Шивы, с другой стороны, три витка змеи вокруг тела Шивы могут символизировать прошлое, настоящее, будущее и то, что он сам вышел за пределы временных понятий.

Третий глаз Шивы

О третьем глазе Шивы много сложено легенд. Интересно отметить, что среди других богов, у кого есть третий глаз, значатся Тара и Ганеша. Вот, собственно, и всё, - у других богов третьего глаза нет. Легенды гласят, что горе тому, на кого Шива посмотрит своим третьим глазом. В мгновение ока это несчастное существо превратится в пепел. Не зря говорят, что гнев Шивы ужасен.

Одним из ярких доказательств этому служит история, произошедшая между Шивой и богом любви Камой. Однажды другие боги подослали к Шиве бога Каму, чтобы внушить ему любовь, ведь они видели, как страдал бог-разрушитель, потеряв свою первую жену и осознав, что уже не сможет иметь сына. Но Шива и думать не хотел о том, чтобы найти другую жену, вот и пришлось прибегнуть к услугам Камы. Но этому богу не повезло, ведь он пытался воздействовать на самого Шиву! В какой-то мере ему это удалось, ведь мы знаем о супруге Шивы Парвати. Однако когда Шива почувствовал укол стрелы, пущенной в его сердце из лука Камы, то последнего сразу же пронзил испепеляющий взгляд Шивы, и теперь этот бог не имеет тела. Его так и называют: бестелесный Кама.

В облике Шивы есть ещё один загадочный момент. На лбу у него расположены три полосы. Их обычно интерпретируют следующим образом: это напоминание человеку, что нужно избавиться от эго, кармы и иллюзий (майи), а также можно перевести это на другой уровень и понять как работу над собой с целью избавления от трёх желаний:

  • телесных (желание продлить жизнь, иметь хорошее здоровье, красиво выглядеть, заботиться о своём внешнем виде);
  • мирских, связанных с тщеславием, желаниями иметь богатство, признание, успех;
  • умственных (накопление знаний, чрезмерное умствование и гордыня, которая непременно следует за всем этим, ведь так приятно порой осознавать, что мы умнее других).

Казалось бы, странно, почему желание иметь хорошее здоровье с точки зрения Шивы не приветствуется. Однако если мы задумаемся над психологическим аспектом самих желаний, то мы найдём много схожего в объяснении с буддизмом. Ведь любое желание, какое бы оно ни было, происходит от эго. Желаем не мы, а наше эго, которое «поселилось» в физической оболочке и отождествляет себя с ней. Отсюда и происходят наши чаяния продлевать жизнь на Земле и заботиться о теле, т. е. желать жить долго в этом обличье.

Несколько слов об осознанности

На самом деле своим здоровьем можно заниматься, если только не создавать из этого самоцель. Просто воспринимать как данность, но не поддаваться искушению и фетишизации внешнего облика. Возможно, это трудно выполнить в нашей реальности, когда культ тела и заботы об увеличении продолжительности жизни насаждаются повсюду. Это стало новой религией нашей эры. Новый бог и религия - это не «нью-эйдж» и даже не «золотой телец», как многие склонны думать, потому что богатство обычно служит какой-то цели, в отличие от него культ внешности даёт возможность людям продлить молодость и попросту похвастаться перед другими своим внешним видом. Даже внутренняя радость и гордость за себя - это тоже проявления действий эго. Вы можете порадоваться тому, что сбросили несколько лишних килограммов, но дальше не делайте из этого культа. Живите правильно, поддерживайте здоровье, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и увлечениям полностью завладеть вашим сознанием. Не нужно становиться рабом идей.

Есть очень любопытное высказывание, которое гласит, что «это не мы находим и используем идею, а она использует нас», т. е. мы становимся одержимыми чем-то и уже не принадлежим себе. Для тех, кто поддерживает теорию о том, что наш мир управляется эгрегорами, будет ясно, что восхитившись идеей и поддавшись ей, вы подпадаете под влияние определённого эгрегора и служите ему. Это он направляет вас по жизни. Учёные, великие спортсмены, художники, литераторы и многие другие более или менее известные люди ведомы своими эгрегорами. А как они подключились к ним? Разумеется, через однажды вспыхнувшую и увлёкшую их идею. Нет ничего плохого в том, чтобы служить эгрегору, и люди, сами того не зная, всё равно делают это, но суть в том, что чем больше мы осознаём свои мысли и поступки, тем меньше энергии у нас уходит вовне.

Поэтому-то и говорят, что осознанность - это ключ ко всему. Больше осознавая себя, меньше действуя под влиянием желаний, мы встаём на пути йоги, конечной целью которой является самореализация и разотождествление с собственным эго и внушёнными им желаниями. Неудивительно, что даже в облике Шивы три полосы на лбу постоянно напоминают нам об этом, ведь сам Шива был йогином и по некоторым преданиям знал миллионы асан.

Трезубец бога Шивы

Трезубец Шивы, или иначе Тришула, - важнейший атрибут этого бога. Для человека с западным образом мышления сразу возникнет ассоциация с Посейдоном, богом морских стихий, который на всех статуях изображается с ним.

Есть символ трезубца и в буддизме, символизирующий «Три Драгоценности» Будды. Невольно вспоминается и христианство с его символом триединства - Троицей. Во многих религиях число 3 являет собой некую сакральность. Зачастую главные постулаты религий выражены в таком числовом выражении, и в целом цифра 3 символизирует опору, баланс. Два разнонаправленных начала не борются между собой, как это часто происходит в традициях, основанных на дуализме. Триединство - это гармонично сбалансированное сочетание различных элементов, которые сосуществуют в мире между собой, прежде всего, благодаря постоянному уравновешиванию одного принципа двумя другими.

Нужно отметить такой, казалось бы, далёкий от шиваизма, факт, что в современной системе власти часто существуют две противоположные стороны, противоборствующие между собой, в то время как в древнем мире была система правления трёх (если мы вспомним Древний Рим, то там был триумвират). Мы сейчас не будем вдаваться в подробности устройства политических систем, но власть триумвирата изначально отличалась большей согласованностью и стабильностью, нежели то, что мы имеем в современном мире, построенном на демократии, где борьбу за власть постоянно ведут две стороны. Ни о каком балансе тут говорить не приходится. Единственно, что если номинально одна из партий выигрывает на коротком временном отрезке, значит, игра пойдёт преимущественно по её правилам. То же самое действует и в отношении другой стороны.

Не так далеко от современности ушла и трактовка трезубца Шивы. Это три аспекта: творец, хранитель и разрушитель в одном лице. В этой интерпретации мы больше видим влияние кашмирского шиваизма, где бог Шива включает в себя эти три составляющих. В других традициях творение соответствует Брахме, сохранение - Вишну, а за ним закреплена лишь одна ипостась - разрушение.

Вместо послесловия

В каком бы образе ни выступал Шива, он остаётся, пожалуй, самым почитаемым из всех богов для йогинов. Не последнюю роль здесь играет и большая смысловая и философская нагрузка, которую несёт в себе его образ, а изучая истории, изложенные в древних писаниях, Упанишадах, можно подчерпнуть для себя много новых фактов и символизма, скрытых в образе Шивы.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама