THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Изучение культуры, не оставившей письменных источников, напоминает допрос немого и вдобавок неграмотного человека. Вся полученная информация сводится к рисункам и бурной жестикуляции. Конечно, понять кое-что можно, но гораздо меньше, чем хотелось бы. На порядок богаче «показания» культуры, располагавшей письменностью и оставившей потомкам в наследство разного рода тексты.

Именно такой порог на рубеже IV-VI тысячелетий до н. э. прошла древняя Месопотамия . До того в Междуречье (второе название Месопотамии) уже строили величественные храмы и мощные укрепления, там существовала сеть каналов, запруд, искусственных водоёмов, обеспечивавшая страну водой и сберегавшая её от грозных речных разливов, торговцы отправлялись в дальние путешествия, ремесленники славились своим искусством и тонкостью работы. К тому времени на территории Месопотамии существовали крупные населённые пункты. Некоторые учёные осторожно называют их протогородами, другие - просто городами. Судя по археологическим находкам, местное население выработало сложные религиозные представления, а также широко практиковало магию. Таким образом, в стране были все признаки , кроме одного - письменности .

Наконец, народ шумеров создал её. Ряд учёных считают, что во всей истории человечества не было более значительного переворота.

Семиты - народы, говорящие на языках, принадлежащих к семитской ветви семито-хамитской языковой семье. Ныне это арабы, евреи, а также ряд других народов. Древние семиты - аккадцы, вавилоняне, амореи, эблаиты, халдеи, арамеи, и многие другие.

Загадки клинописи

Шумеры создали письменность на рубеже II-III тысячелетий до н. а Поначалу это был набор простейших рисунков, которые могли только напомнить читающему определённую информацию, намекнуть на некие сведения, но не передать их в точности. Каждый рисунок мог обозначать несколько понятий сразу. Слова «приносить», «приходить» и «направляться» равнялись на письме одному и тому же знаку. Два или три знака могли соединиться, породив третий, совершенно новый. Так, рисунки, соответствующие понятиям «лу» («человек») и «гал» («большой»), слились в понятие «лугаль» («хозяин», «господин», «правитель»). Понемногу число знаков росло, запоминать их становилось всё труднее. Кроме того, чем дальше, тем больше рисунки древнейшего шумерского письма утрачивали связь с тем, что они изображают. Их выдавливали на влажной глине, а наносить на неё кривые линии, окружности и повторять рисунок от раза к разу очень сложно. В конце концов писцы стали пользоваться только прямыми линиями. Их инструмент - тонкая палочка - выдавливал на глиняной табличке нечто подобное клинышку, поскольку соприкасался с глиной под наклоном и заострённый кончик уходил глубже. Прежние рисунки становились замысловатым узором из маленьких клинышков. Они превратились в схемы, совсем не похожие на то, с чего их рисовали изначально. Это превращение заняло несколько веков .

Сама традиция такого письма получила название «клинопись». Постепенно клинописные схемки стали использовать для составления «ребусов». Шумерский язык богат короткими словами из одного или двух слогов. И когда писец соединял схемку, обозначавшую одно понятие, со схемкой, обозначавшей другое понятие, результат могли прочесть уже как сочетание звуков, а не слов. Даже если полученное в результате слово не было связано с первоначальными понятиями двух и более рисунков, из которых его «слепили»...

Всё усложнилось , когда шумеры сошли с исторической сцены, подчинившись племенам аккадцев (восточных семитов). Их язык и культура обогатили завоевателей. Их письменность была принята аккадцами как собственная. Но они уже не могли составлять ребусы по-шумерски, поскольку аккадский язык совершенно не похож на шумерский. Неопытный читатель мог запутаться в значениях клинописных схемок и полностью утратить смысл текста. Письмо до крайности усложнилось, «ребусное» и «смысловое» значение каждого знака в разных сочетаниях приходилось заучивать и трактовать в зависимости оттого, кому предназначался текст - шумеру или аккадцу... Возникли огромные шумеро-аккадские словари, а ремесло писца потребовало большой учёности.

Элам -страна к востоку от Месопотамии, поддерживала тесные политические и культурные связи с Междуречьем (второе название Месопотамии). В III-I тысячелетиях до н. э. там была высокоразвитая цивилизация. На протяжении нескольких столетий Элам играл роль великой державы.

К аккадской системе письма тяготеют и все более поздние разновидности - ассирийские, вавилонские и т. п.

В XVIII - первой половине ХIХ в. н. э. европейцы отлично знали о существовании письменности в древней Месопотамии. В музеях и частных собраниях накопилось немало глиняных табличек с клинописными текстами. Но прочитать их довольно долго никто не мог . Лишь общие усилия учёных из разных стран способствовали расшифровке. Впрочем, в шумерском языке и шумерском письме до сих пор далеко не всё понятно учёным, а переводы бывают очень приблизительными.

Немец Георг Гротефенд (1775- 1853), ирландец Эдвард Хинкс (1792-1866), англичане Генри Роулинсон (1810-1895) и Уильям Толбот (1800-1877) в разное время приложили усилия к разгадке клинописи. Кроме них над ней работало с разной степенью успеха великое множество других учёных.

Бехистунский рельеф. Фрагмент. Конец VI в. до н. э.

Ключом к расшифровке стала так называемая Бехистунская надпись. В конце VI в. до н. э. она была высечена персидским царём Дарием I на скале Бисутун (или Бехистун) недалеко от современного города Хамадана. Надпись повествует о главных событиях в Персидской державе на трёх языках: ассирийском, эламском и древнеперсидском. Надпись украшена рельефом: царь Дарий, попирающий левой ногой мятежника. Над изображениями людей парит крылатый бог персов Ахурамазда. Надпись и рельеф поистине огромны. Их видно издалека. Однако скопировать надпись долгое время не удавалось, поскольку она располагалась на высоте полутора сотен метров и в работу копииста из-за большого расстояния могли вкрасться серьёзные ошибки.

В 1844 г. Генри Роулинсон (фото слева), одержимый страстью к тайнам Древнего Востока, вскарабкался по узкому карнизу на скалу и чуть не сорвался. Некоторое время он висел над пропастью. Жизнь Роулинсона могла оборваться каждую секунду, спасся он чудом однако англичанин не утратил задора. Он и его спутники соорудили специальный мостик, позволивший добраться до надписи и скопировать большую её часть. Но до ассирийского, самого дальнего и труднодоступного, фрагмента Роулинсон, при всей его сноровке и смелости, добраться не рискнул. И даже опытные скалолазы не отважились сделать это. Лишь безвестный мальчик из местных за большие деньги совершил крайне опасное восхождение и свёл последний фрагмент надписи...

Опытные востоковеды много лет провели над расшифровкой надписи. Сначала им поддался древнеперсидский кусок текста. Затем с помощью полученных знании удалось перевести эламский фрагмент. И наконец, после неимоверных усилий учёные прочитали ассирийскую часть. Таким образом у них появился ключ к письменности древней Месопотамии . Это произошло около 1850 г.

(фото справа) Геологический барельеф Ур-Нины. Известняковая табличка из Лагаша. Штысячелетие до н. э.

Разгадка секретов клинописи стала настоящей научной революцией. Холмы Междуречья хранили невероятное количество письменных памятников. Глина не гниёт, не распадается в пыль, не горит, она не может истлеть, а вода не смоет надписи, выдавленные на глиняной тверди. Следовательно, этот писчий материал имеет преимущество долговечности по сравнению с бумагой, пергаменом и папирусом. Да ещё какое преимущество! Раскопки одного единственного месопотамского города, название которого известно только узким специалистам, давали археологам такое количество документов, какого учёные не знают для целых веков средневековой истории Западной Европы! Если собрать в архивах все бумаги, связанные с 50-летним царством Ивана Грозного (1533-1584 гг.) в России, то их будет намного меньше, чем сохранилось от древнего Сиппара или Шуруппака... В архивах древнего Междуречья лежали десятки, сотни тысяч, а может быть, и миллионы глиняных табличек. Один только дворец ассирийского царя Ашшурбанипала подарил историкам 100 тыс. документов! По словам английского историка Джеймса Велларда, при раскопках в древнем городе Лагаше было найдено столько надписей, «что утрата около 30 тыс. табличек, разворованных местными жителями и продаваемых по цене 20 центов за корзину, осталась практически незамеченной». Глиняные архивы позволили в мельчайших подробностях увидеть жизнь людей 5000-летней давности.

Вавилон пал в 538 или 539 г. до н. э. Но после этого Месопотамия не была разорена, города её не подверглись разрушению, а население - уничтожению. Просто в дальнейшем земли Междуречья развивались в рамках другой цивилизации - древне-персидской .

Карта Месопотамии (Междуречья) - Шумеры и Аккады

История древней Месопотамии - коротко о 25 веках истории Аккадов, Шумеров, Ассрийцев

Легче всего представить себе, сколь долгой и пёстрой была судьба месопотамской цивилизации, обратившись к цифрам. Если считать от падения до наших дней, вся история западно-европейской цивилизации насчитывает чуть более 15 веков . Если считать от Рюрика и до наших дней вся история России укладывается в 11,5 столетий. Биография цивилизации в Месопотамии отсчитывается от первых глиняных табличек шумеров и заканчивается захватом Вавилона персами в VI в. до н. э. Это около 25 веков! Одна только история шумеров, освещенная письменными источниками, заняла 1000 лет, знала падения и взлёты, триумфы и трагедии...

Древнейшая часть исторической судьбы Междуречья связана с эпохой маленьких шумерских городов-государств, которые учёные именуют номами. Вот их названия: Эшнунна, Сиппар, Киш, Эреду, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Ацаб, Умма, Ларак, Лагаш, Укушук, Мари. Каждый из номов объединял сельскую округу и менее значительные городки. Во главе номов стояли правители - лугали и энси. Номы постоянно воевали между собой за землю и политическое господство. От тех времён в источниках осталось выражение : такой-то город «поражён оружием», и «царственность его перешла» к столице победителей. Единое общешумерское государство возникло ненадолго при правителе Уммы Лугальзагеси в ХХIVв. до н. э.

Царство Шумеров и Аккад

«Голова Саргона Великого» из Ниневии. XXIII в. до н.э. (фото слева)

Шумерское царство пало под натиском агрессивных восточносемитских племён из области Аккад. Основателем Аккадского царства стал Шаррумкен, или Саргон Древний. Он пленил Лугальзагеси и посадил в клетку для собак. При Шаррумкене, однако, «черноголовые», как они сами себя называли, сохранили и политическую силу, и собственную культуру, а некоторые номы - и автономное управление. Мало того, аккадцы во многом переняли культуру и обычаи шумеров, выучились их письменности.

В XXII в. до н. э. Междуречье вступило в полосу затяжного кризиса. Страна пылала междоусобными конфликтами. Господство захватывают правители соседнего Элама и воинственные горцы-кутии (или гутии) из Западного Ирана. Месопотамская цивилизация обыкновенно «переваривала» в себе любых захватчиков. Постепенно они сами становились её частью. Но с кутиями дело обстояло иначе. Они хозяйничали в стране на протяжении семи десятилетий и вызвали у местного населения настоящую ненависть. Наконец, правитель Урука Утухенгаль , личность легендарная и героическая, разбил вождя кутиев Тирикана и взял его самого со всей семьёй в плен, избавив тем самым страну от иноземного ига.

Междуречье вновь было объединено, возникло общее Шумеро-Аккадское царство со столицей в Уре. Правящая династия была шумерской, и шумерская культура испытывает времена расцвета, недолгого, но яркого. Однако древний народ шумеров постепенно растворяется в безбрежной семитской массе, уступая ей позиции. Когда над Междуречьем нависает угроза нового вторжения - кочевников-амореев, «царство Шумера и Аккада» не находит достаточно сил для отпора. Последний шумерский правитель, Ибби-Син, предпринимает отчаянные и трагические усилия спасти свою державу. Однако в 2003 г. до н. э. Ур пал, а сам царь был заключён в оковы. «Черноголовые» сходят с политической сцены. Впрочем, это не означало катастрофы для месопотамской цивилизации. Она продолжает развиваться, только на семитической основе.

Впоследствии на территорию Междуречья неоднократно вторгались кочевые и горские племена: арамеи, хурриты, касситы, халдеи... Однако они не оказали серьёзного влияния на местную культуру и не вызвали такого отторжения, как кутии.

История древней Ассирии и города Вавилон

Постепенно возвысились два политических центра Месопотамии . Во-первых, город Вавилон и, во-вторых, . Город Вавилон укрепился в XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) - великом завоевателе и законодателе. Но недолго Старовавилонское царство было цветущим: мятежи и войны скоро подточили его силы. Через полторы сотни лет после Хаммурапи вавилонская династия пала под натиском хеттов. Сам период правления старовавилонских правителей прошёл под знаком культурного упадка в древних шумерских городах. Однако Вавилон ещё дважды пережил эпохи расцвета. На протяжении нескольких столетий после гибели Старовавилонского царства в стране хозяйничали пришлые племена касситов. Касситские правители научились бережно относиться к высокоразвитой культуре Междуречья. При царях из династии касситов Вавилон вновь поднялся. В XIII-XI вв до н. э. он борется с переменным успехом против новых мощных врагов: Ассирии и Элама, неоднократно терпит страшное разорение, изнемогает, наконец, попадает в VIII в. до н. э. под власть ассирийцев. Ассирийские цари пытались сделать из этого великого города вторую столицу своего царства и даровали ему значительную автономию. Но даже такие льготные условия подчинения не устраивали вавилонян. Они без конца поднимают мятежи и заключают договоры с врагами Ассирии. Союз с племенами мидийцев приносит им победу. В 626 г. до н. э. правитель Набопаласар восходит на престол и основывает независимое Нововавилонское царство. Около 100 лет продлилась его история. Вавилон тогда испытал невиданный культурный и политический подъём. Однако это не помогло городу выстоять против очередного завоевателя - персов...

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. Реконструкция

Шумеры - первая человеческая цивилизация, оставившая письменные памятники. Она загадочно возникла в плодородной Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) в IV тысячелетии до н.э. Язык шумеров не родственен ни одному из известных древних и современных языков. Откуда же пришел этот народ? Шумерская мифология утверждает, что его клонировали инопланетяне.

Шумерская цивилизация - неисчерпаемый источник вдохновения для сторонников теории палеоконтактов - визитов НЛО на землю в древности. И это неудивительно, ведь при рассказе об этом народе постоянно приходится употреблять слово «впервые».

Согласно историческим данным, шумеры изобрели много необходимых вещей, например: колесо, гончарный круг, деньги (изначально они были похожи на маленькие серебряные слиточки), первую письменность, заимствованную позже другими народами. Также именно шумеры впервые в истории человечества создали обучающие школы, суды, закон, парламент и выборы. Интересно, как они дошли сами до всего этого, или может быть им помогли?

Шумерские мастера поражают своими достижениями. Они изобрели печь для обжига кирпича и стали первыми использовать этот материал для строительства домов, многоэтажных дворцов и квадратных башен - зиккуратов. Когда был исчерпан запас самородной меди, шумеры освоили процессы выплавки металлов из руд, обогащения руды, литья. Они впервые стали получать сплав меди и олова - бронзу, положив тем самым начало новому периоду в истории человечества - бронзовому веку. Причем они смогли не только отыскать где-то олово, месторождений которого нет в Месопотамии, но и извлечь его из руды - минерала касситерита, или оловянного камня, что достаточно сложно с технической точки зрения. Наконец, они вычислили оптимальное соотношение компонентов сплава - 85% меди и 15% олова.

На территории Месопотамии обнаружены десятки тысяч шумерских глиняных табличек с клинописью, многие из которых до сих пор не расшифрованы. Но те, что удалось расшифровать, стали сенсацией в научном мире. Оказалось, что шумеры знали все планеты Солнечной системы, причем, в отличие от многих более поздних цивилизаций, например Средневековой Европы, полагали, что Земля и другие планеты вращаются, а Солнце и звезды неподвижны. На обожженных кусочках глины были обнаружены точнейшие астрономические таблицы для расчетов фаз Луны, солнечных затмений, траекторий планет.

Шумерский календарь тоже был исключительно точен. Шестидесятеричная система счисления, принятая этим/удивительным народом, позволяла вычислять дроби, возводить в степень, извлекать корни. От Шумерского календаря нам досталось деление часа на 60 минут и минуты - на 60 секунд. На шестидесятеричной системе основано деление суток на 24 часа, а года - на 12 месяцев, фута на 12 дюймов.

Шумерские астрономы и математики ввели в обиход основные понятия современной сферической астрономии: деление небесной сферы на северный, центральный и южный сегменты, окружность в 360°, зенит, горизонт, эклиптику, оси небесной сферы, полюсы, равноденствие. Ряд ученых предполагают, что шумерам была известна прецессия - явление отклонения земной оси под влиянием притяжения Луны и Солнца. Цикл прецессии составляет примерно 26 тысяч лет. Откуда древние люди получили такие знания и зачем они были им нужны?

Согласно знаниям шумеров, в Солнечной системе есть 12 планет, одна из которых называется - Нибиру или «пересекающая планета». Она движется по очень вытянутой эллипсовидной орбите. И через каждые 3600 лет приближается на рекордно малое расстояние от Земли, тем самым сближаясь и с Марсом и с Юпитером, после чего обратно исчезает в темных глубинах селенной. На этой планете живут анунаки - шумерские боги. Это высокоразвитая цивилизация долгожителей, возраст которых по земным меркам достигает 360 тысяч лет. Они многократно посещали Землю в прошлом и наладили на ней добычу золота, необходимого для защиты разрушающейся атмосферы их родной планеты. Раз в 3600 лет, в моменты наибольшего сближения с Землей, анунаки перегружали добытое золото на Нибиру. Постепенно среди рудоко-пов зрело недовольство, что им приходится заниматься неквалифицированным тяжелым трудом в шахтах. Тогда руководители экспедиции, верховные боги Ану и Энлиль, решились на смелый эксперимент по созданию помощников - земных людей.

На глиняных табличках подробно изложено, как Энлиль взял яйцеклетку обезьяны и примешал к ней «то, что связывает память» (на современном языке - молекулу ДНК), извлеченное из очищенной особым образом крови анунака. К яйцу была добавлена некая «душа», также выделен-ная из организма анунака. Подготовленную яйцеклетку поместили в матку «донора» - богини Нинти («дарующей жизнь»). Про нее сказано, что она постоянно мыла руки - то есть для эксперимента требовалась полная стерильность.

После длительного вынашивания плода и кесарева сечения на свет появился человек. Чтобы род человеческий мог размножаться самостоятельно, из тканей тела первого мужчины была клонирована первая женщина. Инопланетные генетики поделились со своими подопечными знаниями, необходимыми для успешной хозяйственной деятельности и освоения новых территорий.

Жаль только, что они не передали людям своего долголетия...

Есть ли в этом рассказе хоть крупица истины?

Еще Кеплер высказал предположение, что между Марсом и Юпитером может проходить орбита неизвестной планеты Солнечной системы. Недавно специалисты НАСА, изучая данные, полученные со спутников, также признали, что за орбитой Плутона может находиться еще одно небесное тело.

Кроме того, современные генетики заявили, что общим предком всех людей по материнской линии является некая «митохондриальная Ева», которая жила 250 тысяч лет назад.

(ок. 26 в. до н.э.). Юрис Заринс считает, что шумеры селились вдоль побережья Восточной Аравии, которое оказалось затоплено в конце ледникового периода .

Собственно шумерская цивилизация обрела форму в Урукский период (4 тыс. до н.э.), причём она вступает на историческую арену уже полностью сформированной, словно и не было эпохи предыстории. Но уже в течение 3 тыс. до н. э. происходит синтез культур шумеров и семитов - носителей аккадского языка . Взаимное влияние шумерского и аккадского заметно во всех областях от массового лексического заимствования до синтаксической , морфологической и фонологической конвергенции. Это побудило учёных постулировать гипотезу о языковом союзе шумерского и аккадского в 3 тыс. до н. э. Ок. 2270 до н.э. (короткая хронология) Шумер был захвачен семитоязычными царями Аккада , но шумерский язык в течение некоторого времени сохранял статус священного языка.

Шумеры вновь взяли власть в свои руки во время Третьей династии Ура ок. 2100–2000 до н. э., которая была уничтожена семитами-амореями и эламитами.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Шумер и Аккад (рус.) История мировых цивилизаций

    ✪ Владимир Емельянов: "Загадки шумерской цивилизации"

    ✪ Шумеры. Таинственная и загадочная цивилизация древнего мира

    ✪ Древний Шумер.wmv

    ✪ Тайны древних империй -- Первые цивилизации

    Субтитры

Происхождение названия

Термином «Шумер» восточносемитские обитатели Аккада обозначали досемитское население Месопотамии. Шумеры называли себя ùĝ saĝ gíg-ga (𒌦 𒊕 𒈪 𒂵), /uŋ saŋ giga/, что буквально означает «черноголовые люди», а свою страну - ki-en-gi(-r) (место + владыка + благородный), что примерно означает «страна благородных владык» . Происхождение аккадского слова остаётся туманным, но, вероятно, именно к нему восходят еврейское Shinar, египетское Sngr и хеттское Šanhar(a) .

Шумеры

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур . Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур - храм общешумерского бога Энлиля . Энлиль почитался как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

Анализ как «Царского списка», так и археологические данные показывают, что двумя главнейшими центрами Нижней Месопотамии с начала Раннединастического периода являлись: на севере - Киш , господствующий над сетью каналов группы Евфрат-Ирнина, на юге - поочерёдно Ур и Урук . Вне влияния, как северного, так и южного центров обычно находились Эшнунна и прочие города долины реки Диялы, с одной стороны и ном Лагаш на канале И-нина-гена, с другой.

II этап Раннединастического периода (ок. 2615-2500 до н. э.)

На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его преемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака , сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура , по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук , Адаб , Ниппур , Лагаш , Шуруппак , Умма и др. Если принять во внимание территории, охваченные этим союзом, можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима , поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединённое государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в дела Шуруппака или об уплате им дани.

В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шуррукином (Саргон Древний). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э. , шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.

Культура

Шумер - одна из древнейших известных цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо , письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно, были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками.

Философия

Философия начинается в Шумере, можно сказать, перефразируя мысль С. Н. Крамера относительно истории. Первый этический кодекс «Наставления мудрого Шаруппака сыну» опередил Никомахову этику Аристотеля на сотни лет. [ ]

Основная статья: Шумерская философия и этика

Искусство

Основная статья: Шумерское искусство

Хотя шумеры оставили после себя огромное количество произведений искусства, самого этого понятия в их культуре, как и во всех народах периода до Древней Греции , не существовало, поскольку все предметы искусства имели определенные функции: мемориальную, культовую и прагматическую . Прагматическая функция состояла в демонстрации высокого социального статуса обладателя вещи, например, печати, культовая означала участие изделия в религиозных обрядах, а мемориальная функция означала, что изделие должно было напоминать потомкам о своих предках, призывать их чтить их деяния, приносить им жертвы и т.д. Эстетической функции у шумерских изделий не существовало .

Архитектура

В Южной Месопотамии мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Раствором служила смесь песка, ила и жидкой глины.

Основу архитектуры Южной Месопотамии составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов относятся к IV-III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat- святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.

Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод.

Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

Литература

Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше » - собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык . Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала . В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима , спасшего человечество от всемирного потопа, повторяется в библейской истории о Ноевом Ковчеге .

Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш », а также серия табличек «Урра-Хубуллу » (что по-шумерски и по-аккадски соответственно означает «долг» или «процентный заем» ), являющаяся своего рода энциклопедией из 24 книг .

Костюм

Религия

Шумерский пантеон функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Собрание богов делилось на группы, основная из которых известна как «Великие Боги», состояла из 50 божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на творческие и не творческие. Творческие боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемым «Мэ » (или «Ме»). Мэ - это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. Правила Мэ:

  • эн - жреческая власть
  • истина
  • царская власть
  • закон
  • искусство

Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль .

Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать так же, как и шумеры без богов.

Правители

Примечания

  1. От аккадского Šumeru; на шумерском языке название страны обозначалось 𒆠𒂗𒂠 - -ĝir15, что примерно означает «страна цивилизованных царей» или «родная земля». См. The Pennsylvania Sumerian Dictionary ; Stiebing Jr., William H. Ancient Near Eastern History and Culture. Pearson, 2008. ISBN 10: 032142297X / ISBN 13: 9780321422972.
  2. King, Leonid W. (2015) "A History of Sumer and Akkad" (ISBN 1522847308)
  3. Joshua J. Mark. Cuneiform. Ancient History Encyclopedia .
  4. . Oriental Institute in collaboration with Chicago Web Docent and eCUIP, The Digital Library.
  5. "The Ubaid Period (5500–4000 B.C.)" In Heilbrunn Timeline of Art History. Department of Ancient Near Eastern Art. The Metropolitan Museum of Art, New York (October 2003)
  6. "Beyond the Ubaid", (Carter, Rober A. and Graham, Philip, eds.), University of Durham, April 2006
  7. "Sumer (ancient region, Iraq) ". Britannica Online Encyclopedia.
  8. Kleniewski, Nancy; Thomas, Alexander R (2010-03-26). "Cities, Change, and Conflict: A Political Economy of Urban Life" . ISBN 978-0-495-81222-7 .
  9. Maisels, Charles Keith (1993). "The Near East: Archaeology in the "Cradle of Civilization"" . ISBN 978-0-415-04742-5 .
  10. Maisels, Charles Keith (2001). "Early Civilizations of the Old World: The Formative Histories of Egypt, the Levant, Mesopotamia, India and China" . ISBN 978-0-415-10976-5 .
  11. Shaw, Ian; Jameson, Robert (2002). "A dictionary of archaeology" . ISBN 978-0-631-23583-5 .
  12. Margarethe Uepermann (2007), "Structuring the Late Stone Age of Southeastern Arabia" (Arabian Archaeology and Epigraphy Arabian Archaeology and Epigraphy Volume 3, Issue 2, pages 65–109)
  13. Hamblin, Dora Jane (May 1987). "Has the Garden of Eden been located at last?" . Smithsonian Magazine. 18 (2)
  14. Deutscher, Guy (2007). Syntactic Change in Akkadian: The Evolution of Sentential Complementation. Oxford University Press US. pp. 20–21. ISBN 978-0-19-953222-3 .
  15. W. Hallo; W. Simpson (1971). The Ancient Near East. New York: Harcourt, Brace, Jovanovich. p. 28.
  16. K. van der Toorn, P. W. van der Horst (Jan 1990). "Nimrod before and after the Bible". The Harvard Theological Review. 83 (1): 1–29. doi:10.1017/S0017816000005502.
  17. , с. 139-140.
  18. Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
  19. Журнал «Вокруг света» Открытие Зодиака .2006.
  20. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» . Минск, 2007.

Дополнительная литература

  • Антонова Е. В. Месопотамия на пути к первым государствам. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 224 с.: ил. - ISBN 5-02-017934-5 .
  • Бадер Н. О. Древнейшие земледельцы Северной Месопотамии. Исследования советской археологической экспедиции в Ираке на поселениях Телль Мацалия, Телль Сотто, Кюльтепе. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. - 368 с.: ил. - ISBN 5-02-009429-3 .
  • Бардески Кьяра Децци. Месопотамия. Колыбель человечества / Пер. Т. Н. Григорьевой. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 128 с. - Серия «Тайны истории». - ISBN 978-5-366-00327-8 .
  • Белицкий Мариан. Забытый мир шумеров / Пер. Д. С. Гальпериной. - М.: Наука, 1980. - 398 с.: ил. - Серия « ».
  • Бибби Джеффри. В поисках Дильмуна / Пер. с англ. Н. Елисеева. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. - 369 с.: ил. - Серия «По следам исчезнувших культур Востока ».
  • Вулли Леонард . Ур халдеев / Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. - М.: Изд-во восточной литературы, 1961. - 256 с.: ил. - Серия «По следам исчезнувших культур Востока ».
  • Гласснер Жан-Жак. Месопотамия / Пер. с франц. Л. С. Самуйлова. - М.: Вече, 2012. - 464 с. - Серия «Гиды цивилизаций». - ISBN 978-5-9533-3403-7 .
  • Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. - М.: Алетейа, 2004. - 440 с. - Серия «Сокровенная история цивилизаций». -

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.

Загадочный язык

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.

Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.

Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.

Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.

Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.

Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.

Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.

В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские боги

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.

Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

Сенсационное открытие произошло совершенно случайно весной 2008 года, во время строительства котлована под фундамент дома на территории Курдистана, в Иране. По сообщению прессы был обнаружен мавзолей, с нетленным телом царя аннунаков. В ходе дальнейших раскопок археологи нашли ещё три захоронения, останки древней шумерской цивилизации и руины древнего города. На карте обозначены торговый путь, связывающий Шумер с , древним городом .

Шумеры – это первая письменная цивилизация существовавшая с IV по III тысячелетия до н. э. на юго-востоке Месопотамии в междуречье рек Тигра и Евфрата. Сегодня на этой территории находится южная часть современного Ирана.


В Космогонических представлениях шумеро-аккадской мифологии бог Ану считался старейшим и самым могущественным богом месопотамского пантеона, тесно связанным сбогиней земли Ки, от которой родился бог воздуха Энлиль, отделивший небо от земли. Ану считался «отцом богов» и верховным богом неба. Символ Ану - рогатая тиара (корона).

Нередко Ану враждебен людям, есть легенда о том, что он по просьбе богини Иштар наслал на город Урук небесного быка, требовал смерти героя Гильгамеша.

Змееногая богиня шумеров с поднятыми вверх руками

Об аннунаках нам поведали древние шумерские тексты, в которых говорится о богах, прибывших на Землю с неба, и принёсших людям мудрость, знания, ремесла и прочие блага цивилизации.

Слово «аннунаки» имеет несколько значений, самый распространенный перевод этого слова- «те, которые сошли на землю», или «те, кто благородных кровей» , пришедшие примерно 400 лет назад.

Создание первого человека шумерские тексты приписывают аннунакам, причём, шумеры достаточно подробно описывают инженерно-генетические действия аннунаков, в результате которых на Земле появился первый человек.
Одним из самых почитаемых божеств шумерской мифологии был первый правитель Земли – Энки (или Эйя).


Энки - один из триады великих богов: Ану - покровитель небесного мира , Энлиль (букв. «Владыка-ветер» , аккад. Эллиль) – владыка ветра, стихий и бог плодородия. Энки - божество Мирового океана , подземных вод, мудрости, культурных изобретений; благосклонно к людям. Энки почитался как бог-покровитель всех людей и города Эриду, где стоял главный храм Энки, носивший название Э-Абзу («Дом Бездна» ). Супругой Энки почиталась богиня Дамкина (Дамгальнуна), мать Мардука.

Ану - покровитель небесного мира, «отец богов»

В этиологических шумеро-аккадских мифах Энки - главное божество-демиург, творец мира, богов и людей, носитель мудрости и культуры, божество плодородия, добрый создатель всего человечества. Энки хитёр и капризен, он часто изображается пьяным.
Первые письменные сведения о шумерском боге Энки восходят к XVII–XXVI вв. до н. э. Почитался Энки также хеттами и хурритами.


Позднее власть над землей была разделена между Энки и его братом Энлилем, управлявшим Северный полушарием Земли. Энлиль стал верховным богом пантеона шумеро-аккадских богов 2112 до н. э. - 2003 до н. э. Храм бога Энлиля в Ниппуре - Э-кур («Дом на горе») был главным религиозным центром в Вавилоне.


После анализа слоя грунта, в котором были найдены захоронение и руины город, а также благодаря артефактам, найденным внутри, археологи установили, что возраст уникальных находок составляет около 10 -12 тысяч лет. Вскоре после публикации в российской прессе, иранские власти публично заявили, что руинам и телам всего 850 лет, что, очевидно, не соответствует действительности.
Что же было внутри найденных в мавзолее саркофагов? Можно найти два видео, на которых запечатлены нетленные тела в двух саркофагах, содержимое третьего неизвестно.


На видео довольно трудно определить рост человека, который лежит в первом саркофаге, но он явно не гигант, какими принято считать аннунаков, а обычный человек. Учитывая, что на его голове царская корона, можно предположить, что он правитель города. Во втором саркофаге лежит, как полагают ученые, его придворный маг. В третьем, вероятно, должна находиться жена короля.
В древние времена был распространён обычай, когда при погребении королю клали на глаза золотые монеты, чтобы тот мог заплатить за переход в загробную жизнь. Скорее всего, это и ввело в заблуждение иранцев относительно возраста мавзолея.

У погребённых в мавзолее явно наблюдаются «Caucasian features », что переводится как «черты белой расы », что означает «белокожие» , а не как «кавказские черты», при этом кожа у мумии царя аннунаков медного цвета, как и у египетских фараонов, которые были белокожими , что доказано с помощью генетического анализа их останков.
Оба человека были погребены в роскошных одеждах и золотых украшениях с драгоценными камнями. На украшениях видна клинопись, которая пока не поддаётся дешифровке. Королевский саркофаг выложен золотом или похожим металлом. Рядом с телом монарха стоит золотой сундук, инкрустированный камнями, которые кажутся люминесцентными.
Загадкой для учёных остаётся то, как тела умерших смогли пребывать столь долгий период времени в идеальном состоянии - кажется, будто они живые.

Двойной шумерский топор - подобен ваджре бога Индры - 1200-800 гг. до н.э.

В Шумере впервые возникли космогония и космология , появился первый сборник шумерских пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты .

царь Ашшурбанипал

В Ниневии библиотеке царя Ашшурбанипала хранились работы первых историков, был создан первый «альманах земледельца» и появился первый книжный каталог с чётким порядком и отделами. В большом медицинском отделе насчитывалось несколько тысяч глиняных табличек. Многие современные медицинские термины основываются на словах, заимствованных из шумерского языка.

3 – 2 тысячелетие до н.э. Двуглавый орёл. Бактрия и Магдиана- средний Иран

Медицинские процедуры были описаны в специальных справочниках, содержащих сведения о гигиенических правилах, об операциях, например, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерские медики ставили диагноз и предписывали курс терапевтического лечения или хирургического вмешательства, пользуясь научными знаниями и медицинскими справочниками.

Научные познания шумеров

Шумеры были изобретателями первых в мире судов, что позволило им стать путешественниками и исследователями. В одном аккадском словаре содержится 105 шумерских слов, обозначающих различные типы судов по их размерам, назначению, пассажирские, грузовые, военные, торговые.

Широта ассортимента перевозимых шумерами товаров поразительна, в хозяйственных клинописных табличках перечислены товары из золота, серебра, меди, диорита, сердолика и кедра. Часто товары перевозились более чем за тысячи миль.
Первая печь для обжига кирпича и других изделий из глины была построена в Шумере.

700 г. до н.э.- скифский бегущий олень , фрагмент золотой бляшки-нашивки. Иран.

Особая технология применялась для выплавки металлов из руды, при температуре выше 1500 градусов по Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода.

Исследователи древней металлургии шумеров были крайне удивлены тем, что шумерам был известен метод обогащения руды, плавки металла и литья.

Эти передовые технологии обработки металла стали известны другим народам гораздо позднее, несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации.

Шумеры владели способами получения сплавов из различных металлов, процессом химического соединения различных металлов при нагреве в печи.

Шумеры научились сплавлять медь со свинцом, а позднее с оловом и производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества.

Шумеры подобрали очень точное соотношение меди и олова - 85% меди на 15% олова.

Оловянная руда совсем не встречается в Месопотамии, значит её надо было откуда-то привезти и извлечь из руды - оловянного камня - олово, которое не встречается в природе в чистом виде.

В словаре шумеров есть около 30 слов для обозначения различных видов меди разного качества.

Для обозначения же олова шумеры пользовались словом AN.NA, что означает буквально «Небесный камень» - что многие считают свидетельством того, что шумерская технология обработки металлов была даром богов.

Астрономия.
Были найдены тысячи глиняных табличек, под названием эфемерид, с сотнями астрономических терминов, точных математических формул, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет.

«Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звёзд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которую применяют сегодня.

Мы переняли от шумеров разделение небесной сферы на три сегмента - северный, центральный и южный, у древних шумеров эти сегменты назывались - «путь Энлиля», «путь Ану» и «путь Эа (или Энки) ».

Все современные понятия сферической астрономии - полная сферическая окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. - все это было известно в Шумере.

В городе Ниппуре все познания шумеров о движении Солнца и Земли были объединены в первом в мире солнечно-лунном календаре . Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших 354 дня , а затем прибавляли ещё 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год - 365 дней .

Шумерский календарь был составлен очень точно, чтобы главные праздники, например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия.

Математика Шумеров имела очень необычные «геометрические» корни. Шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления.

Для изображения чисел использовались всего два знака: «клин» обозначал 1 ; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; «крючок» - 10 ; 60х10; 3600х10 и т. д.
За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд: 1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000. Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему.

Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 - всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например,деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием.

Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и вделении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов , и в существовании дюжины как меры количества.

Они обнаруживаются также в современной системе счёта, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.

Теперь нас уже не удивляет, что зодиак также был ещё одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями.

Шумеры использовали знаками зодиака в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси , движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака у шумеров возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия , и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям.

5-4 вв. до н.э. - браслет с крылатыми грифонами

Знания, полученные от богов.

Не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

Исследования шумерской математики, к удивлению учёных, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет.

Эта система, несомненно, разработана специально для астрономических целей.
Шумерская цивилизация длилась всего пару тысяч лет , и учёные не могут ответить на вопрос Каким образом шумеры могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет ? Не свидетельствует ли это о том, что шумеры унаследовали астрономию от богов, о которых они упоминали в своем эпосе?

2400 г. до н.э. звериный стиль в искусстве шумеров

Богиня Мать-кормилица, прародительница, повелительница животных. Козы - символ богини кормилицы.

5 тыс. лет до н.э. сокол или орёл. Шумеры, древний Иран

фибула - застёжка с орлом из крымского кургана. 2500 до н.э.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама