THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В христианской культуре очень большое значение имеет святая крещенская вода. Ей приписываются различные свойства. Освящение воды на Крещение давно приобрело сакральный смысл. Многие недоумевают, как возможно придать воде совсем другие свойства, но практически никто не думает о том, что она очень изменчива, вбирает в себя любые вибрации извне (как положительные, так и отрицательные).

Когда освящается вода на Крещение, то случается изменение структуры воды. Она приобретает более высокие вибрации, что приводит к тому, что она может исцелять как духовные, так и физические немощи, а также помочь и в других трудных жизненных ситуациях.

Особенность возникновения этого действия и праздника

Крещение пришло к нам еще со времен Иисуса Христа. Это событие описано в текстах Священного Писания, в четырех Евангелиях. Итак, рассмотрим поподробнее, как это случилось, где произошло вода какой реки омывала тело Спасителя во время ритуала.

Первое водокрещение произошло в когда Иисус Христос попросил пророка Иоанна совершить это действо. Оно было символом очищения от грехов, искреннее покаяние и вера в спасение. Христос прошел крещение ради человечества и грядущего его спасения. Он осознавал важность этого события для людей, о чем и сказал

После того как Христос вышел из воды и помолился, был глас Господень, который говорил о том, что Он является его сыном возлюбленным. Также было сошествие духа святого в виде голубя. После своего крещения Христос провел общественное служение.

Становление праздника Крещения

Неизвестно точно, когда освящение воды на Крещение стало традиционным ритуалом, а также когда произошло утверждение этого праздника. Однако уже в третьем веке в “Строматах” Климента Александрийского встречается первое упоминание о нем. До четвертого века день празднования был шестого января Он строился на воспоминании, как о Рождестве, так и о Крещении Господа Иисуса Христа.

После четвертого века эти два праздника разделили на два разных дня - Крещение осталось шестого января, а Рождество Христово стали праздновать двадцать пятого декабря.

Изначально крещение христиан происходило единожды в год, именно на праздник. Но уже к тому моменту, когда Русь приняла христианство, такого обычая почти не существовало.

Итак, на сегодняшний день, когда освящается вода на Крещение, это дань тому древнему событию, которое произошло во времена Иисуса Христа. В то время, когда он своим заступничеством и жертвою принял на себя грехи человечества и показал путь ко спасению для всех.

Как совершается этот чин

Чин освящение воды на крещение в своем окончательном варианте был установлен на Руси в 1681 году. Для людей это был великий праздник, который все отмечали с большим ликованием и обязательным омовением в проруби.

На сегодняшний день это не менее торжественный праздник, который называют еще и Великим водоосвящением. Теперь рассмотрим поподробнее, как происходит этот чин, и когда освящается вода. В перед самим днем Богоявления, происходит первое освящение этой благословенной жидкости. Это действие посвящено воспоминанию о том, как крестился сам Господь в реке Иордань, а также тому, как происходило крещение оглашенных.

В день самого Богоявления происходит воспоминание о самом событии. Но так как Иисус принял свое крещение вне храма, то и появился обычай в этот день выходить к рекам и озерам и совершать водоосвящение. Это событие еще называют “Хождение на Иордань”.

Сам же чин освящение воды на Крещение имеет следующие действия. В конце литургии совершается заамвонная молитва или просительная ектенья. Затем настоятель в полном облачении должен выйти через к купели или к источнику. Впереди шествия священосцы и несут свечи, а за ними идут люди, которые воспевают тропари “Глас Господень”. Далее следуют диаконы и священники, а замыкает шествие настоятель, который несет впереди себя Крест.

На том месте, где полагается начать водоосвящение, должен стоять стол с чашей воды и тремя свечами. Затем настоятель кадит воду, а если ритуал проходит в храме, то и алтарь, и присутствующих во время обряда.

Когда освящается вода на Крещение, читается множество отрывков из Евангелия, а также отрывки из книги пророка Исаии, из Апостольского чтения. Произносится множество молитв, в которых просится о том, чтобы была ниспослана благодать на воду, чтобы в результате она могла врачевать как духовные, так и телесные немощи. В конце обряда настоятель должен благословить воду перстами и Крестом, а после трижды погрузить последний в жидкость. При этом он поет особы тропарь “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”. Обряд завершается крестообразным окроплением во все стороны, а также пением стихиры.

Когда происходит это действие

В наше время, после длительного упадка православной веры, появилось множество предрассудков по поводу “качества” воды. Та жидкость, которая была освящена в вечернее время, и та, которую освятили в утреннее, одинакова по своим свойствам. Итак, если отвечать на вопрос: “Когда освящается вода на крещение 18 или 19 числа?”, то правильным будет отметить, что нет в этом разницы, ведь чин один и тот же. Благодатная сила, которая нисходит на эту жидкость, одинакова как в Навечерие, так и после утренней Литургии.

Купание в проруби на Крещение

Еще один обряд на Крещение - погружение в воду в проруби. Для его совершения в том месте, где будет купание, заранее вырубают прорубь в виде креста. Над водой священник читает чин (молитвы), а после освящает воду. Традиционно окунаются в прорубь вечером восемнадцатого, однако, вы можете это сделать и девятнадцатого числа. К слову сказать, лишь в той местности, где поблизости есть река или другой водоем, происходит освящение проточной воды в Надвечерие. Чаще всего это происходит утром, в день Богоявления, уже после Литургии.

Хотя вода в день крещения и имеет особые свойства, но все же во время купания следует соблюдать правила безопасности, особенно, если вы впервые окунаетесь в воду. Не следует купаться, если вы имеете какие-либо хронические или острые болезни (особенно, воспалительного характера). Если вы приобщаете к этому ритуалу ребенка, то следует делать это очень осторожно, после того как он вылезет из проруби, его тело следует хорошо растереть полотенцем, одеть в сухую одежду и дать выпить горячего чая.

Также следует заметить, что окунание в прорубь на Крещение хоть и имеет целительную силу, однако только этим нельзя избавиться от всех грехов. Этот ритуал не избавляет от необходимости покаянной молитвы, Святого Причастия, а также Таинства Исповеди.

В чем особенность воды как жидкости?

Теперь поговорим о том, чем же так особенна эта жидкость, которой на земле почти восемьдесят процентов от всей земной поверхности. Как было сказано выше, святая вода в крещение имеет особые свойства. Именно поэтому ей из давних времен отводили особую роль. В кинематографе эта тема была хорошо освещена в видеофильме “Великая тайна воды”. В нем были сняты высказывания различных академиков и профессоров о свойствах этой живительной жидкости, о том, как может меняться ее структура под воздействием различных слов, музыкальных композиций и даже мыслей людей.

В нем рассказывается и о том, как преобразовывается святая вода в крещение. На фоне полученных знаний это не кажется таким уж неправдоподобным, к тому же многие эксперименты можно повторить и в домашних условиях.

Что происходит с водой Крещенский вечер

Итак, рассмотрим, как же изменяется вода после Крещения. Некоторые ученые проводили анализ этой водички и пришли к выводу, что после проведения обряда на выходе получается очищенная вода, как будто от серебра. Причем таковой становится не только та жидкость, над которой провели ритуал в храме (согласитесь, все-таки она получает больше серебра от креста), но и так, которая находится в больших водоемах, где проводят обряд. Священнослужители убеждены, что это воздействие молитвы, а также нисхождение Господней благодати.

Вода на крещение свойства имеет особые. К примеру, из чисто физических - это абсолютная сохранность в течение года (не меняется цвет и запах). Согласитесь, в условиях нынешнего состояния воды - это показатель. Помимо этого водичка обладает и исцеляющими свойствами, что позволяет использовать ее в нестандартных ситуациях.

Как используют свяченую воду. Ее свойства

После того как вы сходили в церковь и принесли домой святую водичку, ее желательно хранить возле икон, как святыню. Считается, что она должна быть в доме каждого христианина. Так как вода на крещение свойства имеет особые, то и используется она в тех случаях, где обычными действиями не поможешь.

К слову сказать, в молитве при освящении даже говорится о некоторых из них. Это и избавление от грехов, и исцеление от недугов, и очищение от различных демонов. Очень многие старцы и святые высказывались по этому поводу, и не было для них большей целительной силы, нежели испитие святой воды.

Ее можно принимать регулярно натощак, малыми порциями. Перед этим следует помолиться. Если есть особая нужда, то водичку можно пить и в другое время (тоже не забывая про молитву). Если у человека есть на теле больные места, то ею можно их помазывать. При необходимости, дозволяется и окроплять жилище. При всех действиях нужно читать специальные молитвы.

Святая вода в крещение, при регулярном ее потреблении с должным почтением и молитвой, способна освятить душу и тело. Человек в этом случае становится более склонным ко всякой добродетели, посту и молитве. К нему не может приблизиться дух нечистый, а также воздействовать на него. Используя ее постоянно утихают бушующие страсти, человек становится спокойны и уравновешенным. Происходит очищение от зла и скверны.

С помощью святой воды можно освятить любую вещь в обиходе, а также непосредственно само жилище. Некоторые старцы советовали окроплять вкушаемую пищу крещенской водичкой.

Особое отношение к ней у наших предков было. Бабушки всегда советовали умывать малых деток водичкой, после посещения нехороших или чужих людей. Также она помогала при сглазе или если грудничок часто заходится в плаче без причины (следует умыть водой и прочесть На всяко дело она была полезна.

К слову сказать, святая вода может (иногда, но бывает) прийти в негодность. Следует заметить, что это показатель неблагочестивой жизни живущих в доме или какой другой напасти. Если все же такое случилось, то вылейте эту воду в такое место, где никто не ходит (например, под дерево, а еще лучше - в проточную воду, реку). Емкость, в котором она содержалась, использовать больше нельзя.

Правила, которые следует соблюдать во время освящения воды и купания прихожанам

В этот день для прихожан существую также и правила. В Крещенский сочельник следует воздержаться от пищи до того момента, пока не вынесут свечи после Литургии, а также пока не будет употреблена святая вода. В Крещение (да равно, как и в другой подобный праздник) следует быть доброжелательным по отношению к другим прихожанам, не толпиться и не создавать давку, ведь очень много людей приходит в храм.

Порой бывает грустно смотреть на то, как мчатся некоторые прихожане, чтобы попасть первыми под окропление святой водой, расталкивая всех на своем пути и ругаясь при этом. Будьте внимательны друг к другу.

Перед тем, как священник выйдет на освящение воды, вы должны открыть все емкости, которые принесли с собой (они должны быть с широким горлышком).

Во время купания в проруби, особенно если это место с большим скоплением народа, также следует быть вежливыми и доброжелательными. Не стоит приносить и распивать спиртные напитки, так как это может плохо закончится. Соблюдайте осторожность во время окунания, не толкайте других людей, не торопитесь. Не забывайте о произнесении молитвы, перед тем как зайти в воду.

Заключение

Таким образом, мы видим, когда освящается вода на Крещение, происходит великое действие. Мы получаем чудесную жидкость с особыми свойствами, которая может использоваться в различных ситуациях. К слову сказать, эту водичку еще так и называют “агиасма”, что значит “святыня”. Некоторые сравнивают это чудо с тем, которое произошло по воле Господа в Кане Галилейской, когда он превратил воду в вино.

Помните, когда освящается вода в сочельник крещенский, а также на следующий день Богоявления, она имеет одни и те же свойства. В эти два дня над ней совершается один и тот же чин и снисходит одинаковая благодать. Используйте эту водичку с молитвой, храните с ее с благоговением, как святыню, и тогда во всем вам будет от нее помощь. Не забывайте про обязательно посещение храма во время праздника Крещения, а также пребывание на службе.

Когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с материей . И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю.

Вслушайтесь в слова молитв и песнопений, всмотритесь в обряды, и вы почувствуете, что здесь не один только древний чин, а нечто, говорящее и теперь, как тысячи лет назад, о нашей жизни, о нашей вечной и неизбывной тоске по очищению, возрождению, обновлению. Ибо не умерла и не может умереть в человеке жажда неба, добра, совершенства, красоты, жажда, которая одна по-настоящему и делает его человеком .

Праздник Крещения Господня это вовсе не день массового набора святой воды. Этот праздник дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком нравственной грязи, неправды и вражды мы не наполняли ее, все можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. И брызги освященной воды, обжигающие наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, будят и оживляют наши чувства, отзываются ощущением радости и новизны жизни, соприкоснувшейся со святыней.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления.

В самый день Богоявления (19 января по новому стилю) водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан».

Чин Великого Водоосвящения состоит из трех частей : пения особых торжественных песнопений – тропарей, чтения библейских текстов и особых молитв.

Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через Царские врата . Прежде выноса Креста настоятель или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Настоятель или архиерей выносит Крест, держа его высоко над головой. впереди несут хоругви, иконы и зажженные свечи. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненными водой и на которых уже зажжены три свечи.

Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод освящается естество » и других.

Тропари поются многократно, медленно и торжественно, на простую легко запоминающуюся мелодию, так что все молящиеся могут без труда понять смысл их текстов, запомнить и петь вместе с хором. В них богословски точно раскрывается глубинный смысл события Крещения Господня. Если Рождество Христово иногда называют «второй Пасхой», то праздник Крещения Господня можно по праву назвать «второй Троицей».

Во-первых, впервые в библейской истории мы встречаемся со всеми тремя Лицами Святой Троицы одновременно – слышим глас Бога Отца, который открывает людям Богочеловечество Своего Сына, принимающего Крещение в реке Иордан, а Дух Святой, низходящий на Христа, зримо является нам в виде голубя. Во-вторых, этот день прообразует принятие Духа Святаго всеми нами через Христа, что более ясно является нам в день Святой Троицы. Об этом нам и рассказывает первый тропарь Водосвятия «Глас Господень на водах », зовущий нас ВСЕХ принять в явлении Христа «Духа Премудрости, Духа Разума, Духа Страха Божия ».

Второй тропарь «Днесь вод освящается естество » повествует нам о том, что сама природа воды изменилась в результате Крещения Христа в Иордане. Эта мысль дополняется окончанием четвертого и последнего тропаря «Ко гласу вопиющаго в пустыни », восклицающего от имени Иоанна Предтечи и, в то же время, каждого христианина: «…Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех! » С этого дня вещество воды стало способным очищать грехи людей в церковном Таинстве Крещения. Знамением такого преображения свойств воды является агиасма – богоявленская святая вода, обладающая многими известными чудесными свойствами, которую мы и «почерпаем» в конце крещенского богослужения.

В третьем тропаре «Яко человек на реку » Церковь напоминает нам о величайшем смирении Божественного снизхождения, Бог не только принял человеческий образ, но идет принять крещение – как раб, как один из грешников. А ведь даже для благочестивых иудеев обряд Иоаннова крещения казался унизительным и позорным, ведь в те времена такой ритуал омовения совершался для принятия в иудаизм язычников, которые считались средоточием всякой грязи, греха и пороков.

Заключительный тропарь возвращает нас к евангельским событиям и, словами Предтечи, выражает наш трепет и недоумение при встрече с одной из величайших Божественных тайн: «Како просветит светильник света? Како руку положит раб на Владыку? » Но не только людей охватывает этот трепет, даже материальная вселенная, представленная водами реки Иордан «убояшася».

После пения тропарей совершается пять чтений : три три паримии из книги пророка Исаии (35, 1-10; 55, 1-13; 12, 3-6), отрывки из Послания к Коринфянам и из Евангелия от Марка.

В паремиях приводятся пророчества о возрождающей силе благодати Божией, которая пророками уподобляется воде: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать. … Тогда (во времена Мессии) откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Тогда превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод… «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите… В радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его «.

Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55, 1; 6-7).

Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4), в котором Христос сравнивается с камнем, из которого истекает живая вода Спасения, поившая еще ветхозаветных иудеев, а теперь напояющая христиан. А в предваряющих новозаветные чтения отрывках из Исаии речь идет о будущей Церкви Христовой, как об источнике Спасения всех народов, исцеляющем все недуги и утоляющем любую жажду. Лейтмотивом их являются слова: «Почерпите воду с веселием, от источник Спасения».

Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9-12) кратко напоминающее нам о событиях Праздника, где апостол, повествует о самом Крещении Господа. Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши!:
«Велий ecu Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая: Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир - Тебе трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит луна: Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет: Тебе трепещут бездны: Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты к дыханием воздух излаял еси. Ангельская силы Тебе служат: Архангельстии лицы Тебе кланяются - Бог сый неописанный, безначальный же и несказанный - Сам убо Человеколюбце Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию ».

Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию ».

Великая агиасма (греческое - «святыня», так называется вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.

«Сам убо, Человеколюбце, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И дождь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнен у», - это говорится о воде, что ей испрашивается исполненность Ангельской крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной силы возможно - и будет…

«Ангельская крепости исполнену, да ecu почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну… Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение », — такими сильными и ответственно властными словами молится иерей.

А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения:
«О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу…
О еже дароватися им благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа…
О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия…
О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…
О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную…
О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг…
О черплющих и емлющих ю во освящение домов…
О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея…
О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся ».

По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления:
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе », который еще раз в сжатой форме выражает мысли четырех начальных тропарей Великого Водоосвящения. После этого священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны и окропляет святой водой собравшихся, все возвращаются в храм, помещения которого тоже окропляются, и дальше поется благодарственная стихира «Воспоим вернии » и служится заключительная часть праздничной литургии.

Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой.

По верованию Церкви агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления,- различны, но на самом деле и в сочельник и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

Канун праздника Богоявления - 5 / 18 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды.

Поскольку в этом году Сочельник приходится на будний день, то служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией свт. Василия Великого, после которой совершается освящение воды.

Великие (Царские) часы

Последование часов навечерия с присоединением к ним чина изобразительных и вечерни с Литургией свт. Василия Великого совершается отдельно от утрени (по Уставу, «в нача ле 2-го часа », т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра).

Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».

Великие часы совершаются при открытых царских вратах.

Священник в епитрахили, фелони и поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш…».

Чтец читает обычное начало и псалмы 1-го часа. К обычному 5-му псалму прибавляются два особых - 22-й и 26-й , в них Господь, принявший , изображается Пастырем, Который, по предречению Давида, «пасет мя и ничтоже мя лишит». Господь – «просвещение мое и Спаситель мой…».

С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ.

По окончании 26-го псалма читается или поется тропарь предпразднства .

После Богородична часа Что Тя наречем, о Благодатная хор поет особые тропари праздника со стихами .

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотию пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.

И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас. Стих: В озлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое.

На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира:

«Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…»

К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом . В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества.

Во время чтения псалмов 3-го часа иерей с диаконом (по Уставу - диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся.

После Богородична часа Богородице, Ты еси лоза истинная хор поет особые тропари праздника со стихами .

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 6: В идеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася. Стих: Г ласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми..

После Богородична часа Яко не и́мамы дерзновения .хор поет особые тропари праздника со стихами .

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих. Стих: Г лас грома Твоего в колеси .

Во время чтения псалмов 9-го часа иерей с диаконом (по Уставу - диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе.

По окончании 85-го псалма читается или поется тропарь предпразднства .

После Богородична часа Иже нас ра́ди рожде́йся хор поет особые тропари праздника со стихами .

Канонарх (по Типикону - диакон) читает возгласно стихиру Руку твою прикоснувшуюся (творим три малых поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетия . 1-е прошение: «Великому Господину…», 2-е прошение: «Всем православным христианом…». На каждое прошение хор поет: Многая лета (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена…», в этом случае хор начинает петь со слов Спаси, Христе Боже , поется это песнопение также трижды.

По окончании многолетия оба хора на Слава, и ныне поют стихиру Руку твою прикоснувшуюся .

Поется прокимен, глас 3: Г осподь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Стих: Г осподь защититель живота моего, от кого устрашуся?

По заключительной молитве 9-го часа читаются изобразительны.

Сразу после отпуста изобразительных совершается вечерня с Литургией свт. Василия Великого .

Совершается вход с Евангелием и поется прокимен великий, глас 7: Бог наш на небеси на земли

Читаются 13 паремий праздника Богоявления.

I. Книга Бытия
II. Книга Исхода
III. Книга Исходa

После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе (на время пения царские врата открываются).

IV. Книга Иисуса Навина
V. Четвертая книга Царств
VI. Четвертая книга Царств

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на Слава, и ныне : Воспоим, вернии .

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»

«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1-е “зри”. Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне).

После отпуста посреди церкви поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на Слава, и ныне ) кондак праздника . Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Тропарь глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.

К ондак глас 2

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/ милости ради безмерныя,/ Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/ одеждею мя одевая,// славы древния обнаженна люте.

К сожалению, благочестивый обычай второго большого освящения воды в праздник Богоявления иногда приводил в недоумение малограмотных христиан. Так, например, преподобный Максим Грек указывал на то, что некоторые невежественные люди считали, что водоосвящение совершается дважды потому, что Христос был дважды крещен. Однако это суеверие не имело большого распространения на Руси.

Патриарх Никон проклинает второе освящение воды

Настоящая путаница началась лишь после церковного раскола. Так, патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, вовсе запретил водоосвящение в самый день Богоявления:

В нынешнем во 1640 году декабря великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, советовав со отцем своим и богомолцом с великим государем святейшим Никоном патриархом московским и всея великия и малыя и белыя России и со всем освященным собором соборовав, указали: по древнему святыя восточныя церкви преданию в навечерии Богоявления Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по совершении божественной литоргии, не отходя в домы своя, исходити ко крестилнице и тамо водосвящение творить по чину.

А в самый день Богоявления ко крестилнице не исходити и к совершению водосвящения не дерзати и, зане едино крещение по апостолу, а не два. Сего ради и, святыя восточныя церкви чин точию в навечерии Богоявления священие творити повелевает. В самый же Богоявления праздник тое совершати не предаде.

Аще же кто сего государева и государева патриарша древняго святыя церкве предания, в сей памяти написанного не послушает, да весть таковый, яко под великую церковную казнь подпадает. На непослушающих бо святых правил вселенский седьмый собор осужение налагает, сице глаголя: аще кто по сем завещании дерзнет инако мудрьствовати, да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению » ().

Сколько раз освящается Богоявленская вода?

Указы патриарха Никона, касающиеся освящения воды, были отменены Большим Московским собором 1666–1667 годов как несоответствующие современной греческой практике. Собор постановил возобновить двукратное освящение воды, совершая его в навечерие Богоявления и на следующий день. В противовес проклятьям Никона этот собор разработал свои, еще более страшные анафемы: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить… предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд».

Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать «гнилыми удами » не напугала последующих издателей церковных книг. В новом обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года было вновь запрещено двукратное освящение воды. После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу об освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 года на этот раз опять «разрешили » совершение второго освящения воды. К сожалению, и на этом водосвятная чехарда не закончилась. В синодальном типиконе 1749 года статья о двукратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 г. появилась снова. В 1794 г. поступил новый указ - не печатать такую статью. Нет указания на двукратное освящение воды и в Типиконе 1814 г. Эта злосчастная статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году.

Водосвятная неразбериха конца XVII - начала XIX не только не внесла ясности, но и послужила появлениям разных частных мнений и поверий. Так, например, некоторые высказывают мнение, что «богоявленская » и «крещенская » воды имеют разную силу. По одной версии, богоявленская вода более благодатна потому, что вода, освящаемая в навечерие Богоявления, освящается в специальных сосудах в храме, а на следующий день - в открытом водоеме. В первом случае вода считается как бы более «концентрированной», а во втором - «разбавленной ». Некоторые прихожане даже требуют, чтобы при раздаче воды им черпали из того места, куда опускался крест. По другой версии, богоявленская вода сильнее потому, что ее раздают в храме сразу после освящения, а крещенская хранится в церкви целый год, разбавляется и «теряет » силу.


Сегодня подавляющее большинство новообрядческих историков и литургистов заявляют, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления, и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями, поскольку читается одно и то же чинопоследование. Правда, академические авторы высказывают мнения значительно более близкие к древнерусским. Так, в авторитетнейшем многотомном издании советского периода «Настольной книге священнослужителя » повторяется мнение, высказанное Максимом Греком и другими древними отцами:

Есть мнение, что собственно богоявленским некогда было водоосвящение под праздник, а в самый праздник происходило освящение воды по чину малого освящения, которое в древности совершалось в начале каждого месяца (ныне осталось только водоосвящение 1 августа) ().

Таким образом ясно, что освящение Великой Агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только один раз в году . Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам и имеет единичное время действования. Так, например, человек может креститься только раз в жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз. Также он может только раз в день приобщиться, хоть бы и пытался несколько раз принять Св. Дары. Справедливости ради отметим, что некоторые современные старообрядческие церкви вернулись к раннехристианской традиции и совершают освящение воды единожды - в навечерие Богоявления. Такая практика сегодня существует в Славяно-Грузинской Древлеправославной церкви.

О причащении (приобщении) Богоявленской водой

О том, что в древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой Агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане, не допущенные к причастию Св. даров, знает каждый. В любой брошюрке, посвященной святой воде, читатель обязательно встретит фразу из старинного типикона: «Точию агиасму да пиет ». То есть вместо причастия на время епитимии кающийся грешник получал возможность потреблять Богоявленскую воду. Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия Тела и Крови Христовой и находящиеся под епитимией, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения. В течение месяцев или лет отлучения от причастия они получали в качестве духовного утешения святую Богоявленскую воду. При этом кающиеся грешники регулярно исповедывались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и, осознавая свое неполноценное положение, стремились к полноценному церковному общению во Христе - через причастие святых Таин.

Отцы Церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от Церкви. О необходимости приобщения св. Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей св. . Ему принадлежит одна из редакций Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения . Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях, помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях. Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников XII–XVI веков и других письменных источниках. Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп. Кирилла Белозерского , так называемой «Энциклопедии русского игумена ». Этот документ достаточно ясно и недвусмысленно рассказывает о бытовавших в древней Руси канонических нормах и церковных правилах. В главе, посвященной причащению, говорится:

Якоже прежде проречеся о гресех каковых-либо - да отлучен будет или едино лето, или 2 лета, или 3, или 4, или 5, или 6, или 7, или по осьмих - пращати его противу силы коеждого… А на Рожество Христово, и на Богоявление, и в Великий четверг и в Велия суботу, и на Пасхе - да вкушает агиасму , еже есть святая вода, и на Петров День, и на Успение Пресвятыя Богородицы…»().

Таким образом, христиане, находящиеся под епитимией, могли приобщаться св. Богоявленской водой не только от случая к случаю, но и регулярно - каждый двунадесятый праздник, подобно остальным, удостаивавшимся св. даров. Наличие этой информации в личном сборнике преп. Кирилла Белозерскаго имеет для нас особое значение. Известно, что преподобный игумен духовно окормлял не только иноков, но и многих видных мирян тогдашней Руси. Потому его свидетельства, несомненно, указывают на общую церковную практику. Традиция приобщения Богоявленской водой сохранялась в обители преподобного Кирилла вплоть до церковного раскола. В келарском обиходнике монастыря, датированном 1655 годом, мы находим:

Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые воды богоявленския и на святую Пасху, и на Петров день, и на Успение Богородицы, и на Рожество Христово, и на Богоявление Господне ().

После церковного раскола XVII века большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской водой. Как ни странно, но еще большему распространению потребления Богоявленской воды способствовали лютые гонения, воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течение многих лет служить святую Литургию. Однако даже в самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды .


Благочестивые люди хранили Великую Агиасму в течении всей жизни, и в случае невозможности принять тело и кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью. Использование Богоявленской воды было предметом деяний некоторых старообрядческих Соборов. В деяниях Ирюмского Собора 1723 года указано:

Во святое Богоявление великую воду в навечерие, аще будет священник, совершать по уставу церковному. А без священника - старой запасной водой святить новую, согласно Книге Матфея Правильника, где разрешается миро елеом разбавлять, аще скудство будет ().

Важным элементом данного соборного решения является разрешение умножения Богоявленской воды при помощи воды старого освящения. Академик Н. Н. Покровский указывал, что староверы-часовенные впоследствии имели подробное соборное обоснование этой практики. Он, в частности, пишет:

Екатеринбургский собор 1887 г. и последующие соборы в своих постановлениях содержат подробное описание этого второго порядка освящения богоявленской воды, ставшего к тому времени единственным. При этом перечислялись приличествующие случаю древние литургические тексты, отнюдь не предусматривавшие евхаристического значения. Вода освящалась также на праздник Спаса (1.08), эту «малую» воду применяли, в отличие от богоявленской, только «для освящения оскверньшихся сосудов» и т.п. ().

После восстановления трехчинной иерархии в древлеправославной Церкви не произошло никаких особых изменений в использовании Великой агиасмы. Как и раньше, она подавалась исправляющимся христианам в качестве духовного утешения. Так, например, епископ писал в письме к священнику Стефану Лабзину:

Женщина, которая тайно у вас исправляется, а в доме молится вместе с никонианами, не должна быть допущаема до причащения святых таин тела и крови Христовой, но если брака ей почему-либо невозможно расторгнуть и христианской исправы во исповеди лишится не восхощет, то пусть приходит на исповедь, и для освящения ее можно подавать ей богоявленскую воду. Ибо в этом есть часть освящения ().

В новообрядчестве использование Великой воды в качестве духовного утешения давно вышло из употребления. Не последнюю роль в этом сыграло постановление Синода от 28 февраля 1722 года, которое разрешило допускать к причастию всех, независимо от совершенных грехов.

Того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческих прощает исповедающимся древний канон… Кающегося же и исповедающего грехи своя, какие ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно.

В наши дни обычай употребления Великой Агиасмы в качестве духовного утешения продолжает существовать в старообрядческих согласиях. Однако, к сожалению, он практикуется не так часто, как в дораскольной и дореволюционной старообрядческой Церкви. Некоторые духовники, отлучая своих чад от причастия или даже временно не допуская к нему, попутно отлучают их и от всех остальных церковных святынь. Этот обычай нельзя считать вполне благочестивым по двум причинам.

Во-первых , он не соответствует древней христианской и старообрядческой практике. Во-вторых , отлучение от всех церковных святынь выводит пасомого за рамки церковной ограды. Оставшись на долгие годы без священнодейственного общения с церковью, не ощущая действия благодати Христовой, христианин подвергается суровым испытаниям и тяжелым искушениям, могущим привести к разрыву с церковью. С другой стороны, регулярная исповедь и приобщение Богоявленской водой, несомненно, стали бы важнейшими элементами подлинно христианского покаяния, чаяния прощения, освящения, путем духовного возрождения человека. Приобщение Богоявленской водой могло бы помочь и многим новопришедшим христианам, крещенным в детстве, но не имевшим долгие годы общения с церковью, новокрещенным, присоединенным от еретических церквей. Всем известно, что многие из них не имеют духовного и аскетического опыта, не знают необходимых молитв, не могут содержать должный пост и говение. Временно не допуская таких людей до причастия св. тайн, духовники тем не менее могут сохранять таких христиан в церковном общении, регулярно исповедуя и приобщая Богоявленской водой.

Библиотека Русской веры

Святые Юрьевские мученики

В центре иконы - священномученик Исидор . Юрьевские мученики - особо почитаемые староверами Эстонии дораскольные святые.

В 1472 году в г. Юрьеве (ныне - Тарту, Эстония) в праздник Богоявления по приказу ливонского бискупа во время великого освящения воды на реке Омовже настоятель православной церкви во имя святителя Николы о. Исидор был схвачен и заключен в темницу. Вместе с ним были арестованы все прихожане его церкви, включая женщин и детей, всего 72 человека. Все они были утоплены в освященной иордани.

Как кропить жилище святой водой

Святая вода, освященная в праздник Богоявления в воспоминание Креще­ния Господня, имеет благодатные дары, «благословение Иорданово, источник нетления». Господь дарует святой воде «дар освящения, грехом разрешение и болезнем пременение, бесом погубительну и сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену». Все, с верою причащающиеся ее, получают благословение, очищение, освящение души и тела, здравие и исцеление стра­стей». Великую Агиасму должен испить всякий христианин независимо от своих грехов (в том числе, например, куря­щие, поевшие в этот день) в течение 3-х часов после освящения (либо, в виде исключения и за дальностью расстояния, в течение одного часа после прибытия домой). Далее надо освятить все предметы у себя в доме, сарае и других местах. Этой водой кро­пят даже «скаредныя места», т.е. туалеты, скотные дворы и т.п.

После совершения водоосвящения каждый христианин, придя домой, должен стать пред святыми иконами, помолившись:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).
Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).
Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон поясной всегда).

Святы́и Бо́же, Святы́и Кре́пкии, Свя­ты́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (трижды, с поклонами). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя­то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве­ко́м, ами́нь. Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го­́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, про­сти́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша; и́мене Твоего́ ра­́ди. Го́споди поми́луй (трижды). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя­то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве­ко́м, ами́нь.

Отче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И остави́ нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́­шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь. (поклон).

Затем совершают окропление всего дома с пением тропаря:

В о їwрдaнэ крещaющутисz гDи, трbческое kви1сz поклонsніе, роди1телевъ бо глaсъ свидётельствоваше ти, во€лю1бленнаго тS сн7а и3менyz, и3 д¦ъ в8 видёніи голуби1нэ, и3звёствоваше словеси2 ўтвержeніе. kвлeисz хrте б9е, и3 мjръ просвэщeи, слaва тебЁ.

Как принимать и хранить Богоявленскую воду

Святая воду малого освящения, которая освящается в день Богоявления 6/19 января, употребляется в течение года с молитвой натощак или после вку­шения просфоры, в небольших количествах, а также и для освящения посуды и других предметов. Хотя и желательно - из благоговения к святыне - прини­мать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил (воздействие бесовское на мысли чув­ства наши) - пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Святая вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. Хранить ее следу­ет в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. Нежелательно хранить святую воду длительное время в пластиковой таре. В любом случае на бутылках недопустимы старые этикетки из-под газировки, спиртного или т.п. Благочестиво наклеить специальную пометку о том, что в сосуде хранится свя­тая вода.

При необходимости святую воду всегда можно «разбавить» свежей водой, с пением тропаря «Во Иордане крещающутися, Господи…». При этом следует помнить, что нужно крестообразно вливать освящённую воду в простую, а не наоборот.

Примечания:

1. Софийское собрание 1432, л. 334-334 об. Цитируется по Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. 1655/1656 год. - М.: Индрик, 2002, с. 30;
2.1656 г. января 1. - Память Ионы, митрополита ростовского и ярославского, в Кирилло-Белозерском монастыре. Цит. по Келарский обиходник, Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. 1655/1656 год. - М.: Индрик, 2002, с. 174;
3. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. Издательский отдел Московского Патриархата. 1992. с. 484;
4. Энциклопедия русского игумена 14-15 веков. Сборник преп. Кирилла Белозерского. - СПБ, издательство Олега Абышко, 2003. С. 85;
5. Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. - М.: Индрик, 2002. с. 102;
6. Духовная литература староверов востока России XVIII-XIX вв. История Сибири. Первоисточники. Новосибирск. Сибирский хронограф. 1999. С. 333;
7. Ир., ст. 5; Ек.1887, ст. 10, 11; Бий., ст. 1; Б.-Бац., ст. 3; Пр., ст. 1; Мин.1975, ст. 4;
8. Епископ Арсений Уральский. Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви. Письма. Москва, - Издательство «Китеж», 1999. С. 260

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах...» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).

В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (См.: Определение Московского Собора 1667г.).

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник.

Впереди идут священосцы со свечами, за ними следуют певцы с пением тропарей, диаконы с кадилами, священники и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе).

На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: Премудрость , и читаются (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения.

Затем поется прокимен, читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): .

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на Слава, и ныне : .

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой - великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»

«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов..., и на всяку пользу изрядну (сильную)...».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1-е "зри". Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама