THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Нормативно-правовое регулирование и обеспечение законодательной базы являются частью административного метода регулирования со стороны государства и не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Данное регулирование базируется на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, разрешения и обязательств. Законодательная база ограничивает свободу экономического выбора хозяйствующих субъектов.

Существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сферы услуг за счет обеспечения законодательной базы и контролем над ее исполнением:

1. Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который «регулирует сферу обеспечения и оказания социальных услуг населению на безвозмездной основе». Например, ст. 41 пункт 1, где говорится о том, что «каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета». Для коммерческой деятельности Конституция РФ не несет нормативной нагрузки, то есть не является ее регулятором.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации - кодекс федеральных законов Российской Федерации, который эффективно регулирует предпринимательскую коммерческую деятельность, а в частности и сферу услуг. Например:

Глава 1 (ст. 1) в которой говорится, что «все товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации»;

Глава 6 (ст. 128), в которой прописаны объекты гражданских прав. Откуда следует, что к объектам гражданских прав помимо вещей (наличные деньги и документарные ценные бумаги), бездокументарны ценных бумаг, имущественных прав, результатов работ относят еще и оказание услуг;

Глава 25 (ст. 393 - 406), в которой говорится об обязанности «возместить убытки, если услуга была совершена некачественно или же вовсе не была оказана». В ней также определяется способ и размер возмещения убытков;

Глава 27 (ст. 424. Цена, ст. 426. Публичный договор, ст. 429. Предварительный договор). В данной главе определяется понятие договора об оказании услуг, что должно быть в нем прописано, различные виды договоров, их условия выполнения и расторжения, а также обязанности и права сторон;

Глава 39. Возмездное оказание услуг, состоящая из пяти статей:

1) ст.779. Договор возмездного оказания услуг;



2) ст.780. Исполнение договора возмездного оказания услуг;

3) ст.781. Оплата услуг;

4) ст.782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг;

5) ст.783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг.

Из данных статей следуют правила оформления договора возмездного оказания услуг, исполнения обеими сторонами-участниками, процесс регулирования отношений между ними.

3. Федеральный закон Российской Федерации - федеральный законодательный акт Российской Федерации, который также имеет непосредственное влияние на сферу услуг. Существуют два основных закона, регулирующих данную сферу в общих чертах:

ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей в РФ»;

Важнейший закон РФ, «регулирующий отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг», устанавливающий права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение полной информации об услугах и об их исполнителях.

ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184 «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон «регулирует отношения, возникающие при производстве, монтаже, перевозке и при оказании услуг». А также регулирует исполнение обязательных требований и соответствие требуемой оценки качества.

Существуют Федеральные законы, регулирующие конкретные виды и отрасли, для которых характерно оказание услуг. Например, ФЗ РФ от 02.12.1990 N 395-1«О банках и банковской деятельности».

4. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) или национальный стандарт (ГОСТ Р) – стандарты, принятые соответственно межгосударственным или национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Следует выделить два основных стандарта, регулирующих сферу услуг:

ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.



Стандартов на оказание услуг существует на множество различных видов и подвидов. Например, ГОСТ Р 51108-97. Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия, ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения. И на прочие: ритуальные услуг, услуги населению, парикмахерские, услуги фитнес-клубов, клининговые услуги, ремонтные услуги и так далее.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации, затрагивающий сферу оказания услуг:

Ст. 39. Реализация товаров, работ или услуг;

Ст. 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения;

Ст. 148. Место реализации работ (услуг).

В данных статьях можно найти информацию о правилах определения цены оказываемой услуги, а также об установленных общих принципах налогообложения лиц, занимающихся оказанием услуг населению.

Введение

2. Правовое положение участников рынка правовых услуг

2.1Адвокаты и адвокатские образования

2.2Юридические фирмы и другие специализированные юридические организации

2.3Индивидуально практикующие юристы

2.4Нотариусы

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

3.1 Юридическая служба как структурное подразделение коммерческой организации

3.2 Функциональные обязанности юрисконсульта организации

4. Договоры на правовое обслуживание и оказание правовых услуг

4.1 Квалификация договоров на оказание правовых услуг

4.2. Виды договоров, заключаемых юристами с клиентами

4.4 Оплата правовых услуг

4.5 Ответственность сторон по договору возмездного оказания правовых услуг

Заключение

Список используемой литературы


Введение

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь – это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1) .

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.


1. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию

Правовые услуги - это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг - один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.

Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным - производственным - видам экономической деятельности.

Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан .

Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.

Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, - они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» .

Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя - юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.

Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса - закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.

Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам - клиентам, заказчикам - разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.

Деятельность по оказанию услуг - это деятельность, полезный результат которой выражается в ней самой: например, консультационные услуги по правовым вопросам. В данном случае результат действий консультанта неотделим от самой деятельности и потребляется заинтересованным лицом в процессе этой деятельности. В гл. 39 ГК РФ приведен примерный перечень таких услуг (медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, образовательные, туристические и т. п.), выступающие предметом договора возмездного оказания услуг.

В таком узком смысле деятельность по оказанию услуг отличается от деятельности по производству работ, направленной на достижение овеществленного результата, подлежащего передаче заинтересованному лицу. Результат работ в таких случаях может быть отделен от самих действий. Правовой регламентации подвергается не только сам процесс осуществления указанных работ, но и овеществленный результат этих работ. Правовой формой производства работ выступает договор подряда. Гражданский кодекс РФ, определяя перечень объектов гражданских прав, различает результаты работ и оказание услуг (ст. 128).

Иногда понятие «услуги» используется законодателем в более широком смысле. Например, п. 3 ст. 1 ГК РФ гарантируется свободное перемещение на всей территории России товаров, услуг и финансовых средств. В Законе о защите прав потребителей также закреплено понятие услуги в широком смысле - как любые действия по обслуживанию потребителей, включая продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг . Услуги в широком смысле опосредуются не только договором возмездного оказания услуг, но и другими договорами: купли-продажи, подряда, страхования и др.

Деятельность по возмездному оказанию услуг опосредуется разными по природе отношениями: по возмездному оказанию услуг, выступающими предметом гражданско-правового регулирования, и по публичной организации сферы возмездного оказания услуг (государственному регулированию и контролю), выступающими предметом публичного права.

Отношения по возмездному оказанию услуг могут возникать как в коммерческом обороте, так и вне его. Те из них, которые возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, являются предпринимательскими.

Источники правового регулирования деятельности по возмездному оказанию услуг включают гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, нормы которой применяются к отношениям по оказанию услуг, не урегулированным другими главами ГК РФ (например, гл. 37

«Подряд», гл. 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ», гл. 40 «Перевозка» и др.).

Для целей экономии нормативного материала в ГК РФ установлено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702-729) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739), если это не противоречит правилам о договоре возмездного оказания услуг (ст. 779-782), а также особенностям предмета такого договора (ст. 783). Это объясняется единой экономической сущностью отношений по производству работ и оказанию услуг, опосредуемых разными правовыми формами в силу особенностей предметов соответствующих договоров.

Очевидно, что система договоров по оказанию услуг еще не устоялась, ее закрепление в ГК РФ нельзя признать идеальным. На наш взгляд, правила гл. 39 Кодекса о возмездном оказании услуг могли бы быть общими для всех разновидностей договоров по оказанию услуг, подобно тому, например, как правила гл. 30 «Купля-продажа» являются общими по отношению ко всем разновидностям договоров купли-продажи (розничной купли-продажи, поставки и т. д.) 1 .

Регулирование отношений по возмездному оказанию услуг осуществляется также федеральными законами «Об аудиторской деятельности», «О связи», «О ветеринарии», от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» , некоторыми другими. В этой сфере широко используется подзаконное правовое регулирование.

Правовой предпосылкой развития системы оказания юридических услуг вначале послужил Закон о кооперации в СССР, предусмотревший право оказания кооперативами платных правовых услуг, а затем и Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 года, явившийся до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации основным документом, определявшим статус субъекта предпринимательской деятельности, ее организационно-правовые формы, закрепивший принцип свободы предпринимательства, элементом которого стала норма, предоставляющая предпринимателю право заниматься любыми не запрещенными законом видами предпринимательской деятельности, среди которых свое место заняли и юридические услуги. 45

Следует отметить, что для осуществления юридической деятельности частнопрактикующими юристами не существует какого-либо разрешительного порядка. Из-за особого социального и правового значения такого правового явления необходимо, чтобы порядок осуществления деятельности по оказанию юридических услуг подлежал особому специальному регулированию. Зарубежный опыт свидетельствует, что разрешительный порядок деятельности по оказанию юридических услуг действует практически во всех зарубежных странах. Так, в условиях правовой системы США регулирование этой деятельности в силу исторических традиций отдано государством судебной ветви власти, которая, в свою очередь, делегирует данные полномочия частным организациям- ассоциациям адвокатов, действующем в каждом штате и разрабатывающим кодексы (правила) профессионального поведения юристов, служащие основным документом, регулирующим их деятельность, в том числе в части приобретения права на оказание данных услуг. Однако согласно этим правилам правомочной считается только юридическая практика, осуществляемая по специальному разрешению (лицензия, сертификат, свидетельство), действительному лишь на территории штата, полномочный орган которого его выдал. Условия получения права на занятие деятельностью по оказанию юридических услуг, а, значит, приобретения статуса адвоката, действующие в каждом из штатов, сводятся к тому, что кандидат должен продемонстрировать профессиональную пригодность, базирующуюся на образовательном цензе (наличие высшего юридического образования, как правило, полученного в аккредитованном учебном заведении США), профессиональной квалификации (формальная проверка знаний и профессиональных навыков) и личных моральных качествах, проверка репутации). 46

В настоящее время существует проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». 47 Согласно статье 1 данного проекта закона: « … Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием на территории Российской Федерации квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации». Статья 2 проекта Федерального закона дает следующее определение понятия юридическая помощь: «Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации».

Основная цель принятия закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» заключается в устранении несоответствия существующего положения дел в области оказания квалифицированной юридической помощи общемировым стандартам и, прежде всего, Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на судебную защиту (статья 46), равенства всех перед законом и судом (статья 19) путем реализации прав каждого на получение не любой, а именно квалифицированной юридической помощи (статья 48).

Проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» может регулировать рынок юридических услуг. Принятие данного законодательного акта необходимо по следующим причинам:

1. Физические и юридические лица, обратившиеся за оказанием юридических услуг, не осознают ценностную значимость самой юридической услуги и поэтому не готовы соответствующим образом ее оплачивать. Это связано с тем, что в сознании многих граждан право не выглядит как безусловный регулятор общественных отношений, отсюда и юридические услуги может оказывать кто угодно.

2. В России отсутствует легальное определение понятия «квалифицированная юридическая помощь», а также видов субъектов, имеющих право ее оказывать и порядка ее оказания.

Сегодня в России отсутствует какое-либо регулирование деятельности юридических фирм и частнопрактикующих юристов, что несомненно является серьезным пробелом в законодательстве. Адвокаты, в отличие от частнопрактикующих юристов и юристов в юридических фирмах, прежде чем приступить к занятию адвокатской деятельности, сдают квалификационный экзамен, но в отличие от последних, над адвокатами осуществляют контроль за их деятельностью, что является хоть какой-то гарантией, что они оказывают именно качественную юридическую помощь. Юрист должен оказывать качественную юридическую услугу. Но, к сожалению, сегодня очень часто бывает, что и адвокаты, и частнопрактикующие юристы оказывают некачественную юридическую помощь 48 .

Статья 3 законопроекта предлагает сузить круг субъектов, имеющих право оказывать юридические услуги, к которым относятся в основном: «…только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их профессиональные образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, принятие Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» должно решить следующие вопросы:

1. указание лиц, которые могут оказывать квалифицированные юридические услуги (помощь) в отдельную группу, в определенное сообщество.

2. деятельность юристов должна регулироваться самим сообществом, а государство должно вовлекаться только в исключительных случаях (например, при привлечении к уголовной, административной и иной публично установленной мере ответственности). Функционирование системы саморегулирования профессиональной деятельности в ряде областей таких как нотариат уже на практике доказали свою состоятельность.

3. государство не должно вмешиваться в деятельность лиц, оказывающих юридические услуги (помощь).

4. квалифицированная юридическая помощь не может оказываться на безвозмездной основе, за исключением случаев, предусмотренных иными правовыми актами.

5. обязательное страхование профессиональной ответственности лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь.

6. ограничение круга лиц, которые могут заниматься услугами в сфере судебного представительства, лицами, имеющими статус адвоката.

До принятия данного закона субъектами, оказывающими юридические услуги являются адвокаты и иные лица – частнопрактикующие юристы и юридические фирмы. Частнопрактикующие юристы оказывают юридическую услугу по принципу свободы волеизъявления и отношения, которые возникают между сторонами договора на оказание юридических услуг, подчиняются дозволительному методу регулирования. Необходимо также отметить, что если деятельность адвокатов сегодня законодательно урегулирована, то специальные законы о частнопрактикующих юристах и юридических фирмах, а также об их статусе, порядке осуществления ими деятельности по оказанию правовых услуг отсутствуют.

Представляется, что на современном этапе развития России не является нормальной ситуация, когда вопросы оказания услуг по лечению животных (ветеринарные услуги) или услуг автостоянок регулируются Правительством России отдельными Постановлениями, а оказание юридических услуг вообще никак не регламентируется. При этом представляется, что важность вопроса исключают возможность для исправления сложившейся ситуации ограничиться Постановлением Правительства России. Следует также отметить, что лица, оказывающие юридические услуги, поставлены в неравные условия, в чем-то граничащими с дискриминацией: адвокаты несут множество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, а равно нотариуса или патентного поверенного, но также оказывающим юридические услуги, никаких требований и условий осуществления такой деятельности, законодательство не устанавливает. Такие лица, как правило, не желают идти в адвокатуру, рассуждая при этом следующим образом: зачем стремиться в адвокатуру с ее стандартами, ответственностью, ограничениями, если можно подвязаться на ниве права не связывая себе руки? При существующем правовом регулировании оказывается доходнее заниматься юридическими услугами, не обременяя себя обязательствами и соблюдением квалификационных требований. Кроме того, это выгоднее коммерчески, если даже судить просто по налогообложению.

Предлагаемый закон направлен на устранение дискриминации, в частности, между адвокатами и остальными лицами, оказывающими юридические услуги, создание для них равных прав и обязанностей. Возражения против законопроекта могут вызываться современным состоянием российской адвокатуры, в которой еще имеются недостатки. Однако принципиально эти недостатки не являются поводом для того, чтобы отказаться исправлять неудовлетворительную ситуацию, сложившуюся в сфере оказания юридической помощи. Недостатки имеются и в армии, и в системе пенсионного обеспечения, но это не может служить поводом для отказа улучшать касающееся их регулирование.

Принятие федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щуковская Ольга Михайловна. Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: СПб., 2001 213 c. РГБ ОД, 61:01-12/748-0

Введение

Глава I. Понятие услуги и обязательство по оказанию услуг 11-55

1.1. Услуга как экономическая и юридическая категория 11-29

1.2. Обязательства по оказанию услуг (отграничение от обязательств по выполнению работ, юридические и фактические услуги, место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств) 29-55

Глава II. Законодательство, регулирующее деятельность по оказанию правовых услуг 56

2.1. Законодательство о лицах, занятых оказанием правовых услуг 57-81

2.2. Законодательство о юрисконсультах 81-90

Глава III. Правовые формы деятельности по оказанию правовых услуг 91-161

3.1. Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг 91

3.2. Договорные формы деятельности по оказанию правовых услуг и их классификация 114

3.3. Особенности договоров по оказанию правовых услуг 124-161

Глава IV. Ответственность и защита сторон в обязательствах по оказанию правовых услуг 162

4.1.Особенности ответственности юриста-услугодателя 162-175

4.2.Материально- и процессуально-правовые способы защиты прав и интересов клиента-услугополучателя 175-188

Заключение 189-190

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В широком смысле, деятельность по оказанию правовых услуг это определенная сфера экономической и социальной активности субъектов, это деятельность правового характера, служащая защите прав и охране интересов граждан и организаций, реализуемая через различные правоотношения - гражданско-правовые, трудовые, административные. Научный интерес, в данном случае, представляют проблемы правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг с позиций выяснения ее содержания, упорядочения порядка ее осуществления и совершенствования складывающихся по этому поводу договорных отношений.

Оценивая современное состояние законодательства и концептуальных разработок в этой области, нужно признать, прежде всего, ценность научных идей о природе услуги и особенностях обязательственных правоотношений, предметом которых выступает оказание услуг, нашедших развитие и отражение в ГК РФ. В то же время, обнаруживает себя недостаточность и теоретической, и практической базы в этом вопросе: несмотря на нормативные предпосылки, отношения по оказанию услуг продолжают необоснованно смешиваться с иными, в частности, подрядными; место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств остается дискуссионным; в договорном регулировании не получают должной оценки особенности отношений, складывающихся по поводу оказания правовых услуг; вне законодательного регулирования оказался режим осуществления деятельности по оказанию правовых услуг.

Такое положение дел не соответствует роли, которую призвана играть в обществе деятельность субъектов, занятых оказанием правовых услуг участникам гражданского оборота, что не способствует максимально полной реализации ими своих субъективных прав. По обозначенному кругу вопросов не существует самостоятельных научных работ, проблема не исследовалась ранее на системном уровне. Между тем, актуальность темы очевидна.

Во-первых, правовые услуги, как и право, вообще, способны оказывать управляющее воздействие на состояние общественных связей субъектов, а отношения, складывающиеся по поводу оказания правовых услуг, охватывают и частно - и публично-правовую сферу. Во-вторых, деятельность по оказанию правовых услуг неоднородна и по содержанию правоотношений, ее опосредующих, и по статусу профессиональных участников таких отношений. В-третьих, развитие обязательственно-правовых конструкций приводит к обогащению понимания категории услуги и возникающих договорных связей по поводу оказания правовых услуг. В-четвертых, деятельность по оказанию правовых услуг требует правового регулирования, основанного на использовании нормативных и ненормативных средств упорядочения складывающихся при этом отношений.

Объект и предмет исследования. Перечисленные выше факторы индивидуализируют и в научном, и в практическом смысле деятельность по оказанию правовых услуг, выделяют ее среди других объектов правового регулирования. Это дает основания взять деятельность по оказанию правовых услуг за объект, а правовое регулирование отношений, складывающиеся при осуществлении такой деятельности, за предмет исследования.

Цепь настоящего исследования состоит в выявлении проблем и особенностей правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, а также специфики деятельности юрисконсультов; в оценке содержания действующего законодательства на предмет его адекватности для эффективного регулирующего воздействия на эти отношения, в выработке путей и способов его совершенствования; в сравнительном анализе правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг в России и в США по вопросам порядка осуществления такого рода деятельности, правовых форм ее организации, договорного регулирования правоотношений, ответственности и защиты прав участников.

Для достижения поставленной цели, в качестве основних задач выдвигаются: анализ феномена услуги и обязательств по оказанию услуг; выработка законодательного подхода к регулированию деятельности по оказанию правовых услуг; исследование организационных и договорных форм такой деятельности; выявление особенностей ответственности и способов защиты прав участников отношений, возникающих по поводу оказания правовых услуг.

Методологические и теоретические основы исследования. Для раскрытия темы исследования применялись общенаучные методы (гносеологический, исторический, диалектический, системно-структурный, формально-логический и метод сравнительного анализа), и частно-научные методы (сравнительно-правовой, технико-юридический). Теоретическую базу работы составили труды современных и дореволюционных ученых в области общей теории права, теории обязательственных правоотношений, работы, посвященные договорам по оказанию услуг; кроме того, использована зарубежная юридическая и экономическая литература. В основу работы легли труды таких ученых-правоведов, как М.И.Брагинский, А.П.Вершинин, В.В.Витрянский, Г.Дернбург, Б.Д.Завидов, Н.П.Индюков, О.С.Иоффе, А.Ю.Кабалкин, Ю.Х.Калмыков, А.В.Клигман, М.В.Кротов, К.К.Лебедев, М.В.Минц, В.Ф.Попондопуло, Б.И.Путинский, В.В.Ровный, Д.Н.Сафиуллин, Е.А.Суханов, И.В.Жерешевский, Г.Ф.Шершеневич, Е.Д.Шешенин и др. Работа выполнена на основе российского и зарубежного законодательства, в ней использованы материалы судебной практики, а также юридической практики субъектов, занятых оказанием правовых услуг.

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые проведено комплексное исследование правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, в ней содержательно обоснованы и сформулированы ряд теоретических положений, выводов и законодательных предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг.

На защиту выносятся следующие положення я выводы:

1. В экономическом смысле услуга это товар, подлежащий реализации путем обмена на стоимости, но, вместе с тем, обладающий особыми свойствами, и потому услуги рассматриваются в качестве самостоятельных объектов торговли. Услуга в правовом смысле выступает самостоятельным объектом гражданских обязательственных правоотношений, отличных от отношений, складывающихся по поводу передачи имущества и выполнения работ. В результате исследования характеристик услуги, дается понятие услуги как объекта гражданских прав: услуга это вид блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления деятельности (посредством совершения действий) одним субъектом, в полезных свойствах которой и состоит субъективный интерес другого субъекта и на которую у последнего возникает право требования.

2. Анализ развития обязательств, заключающихся в оказании услуг, позволяет сделать вывод о необходимости выделения договора по оказанию услуг в самостоятельный тип. Положения этого договора должны играть роль общих норм по отношению к видам договоров по оказанию услуг (поручения, комиссии, перевозки, хранения, страхования и т.д.), что и сформировало бы систему общих и специальных норм об обязательствах данного типа и, одновременно, определило бы место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств.

3. Особенности деятельности по оказанию правовых услуг дают основания применить к ней разрешительный режим. В основу такого режима должен быть положен особый порядок приобретения права на занятие частной юридической практикой: аккредитация адвокатов, как субъектов конституционного института юридической помощи, и лицензирование иных лиц, занятых оказанием правовых услуг.

4. Цели деятельности по оказанию правовых услуг определяют ее правовой режим: предпринимательский или некоммерческий, которому корреспондируют соответствующие организационно-правовые и иные формы, среди которых особо выделяется организационно-правовая форма коллегий адвокатов как несовпадающая ни с одной из форм, предусмотренных законом. Предлагается, во-первых, признать на уровне закона коллегии адвокатов самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций; во-вторых, установить для всех юридических лиц, занятых оказанием правовых услуг и созданных в любых организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций, режим специальной правоспособности; в-третьих, распространить требования об аккредитации и лицензировании на учредителей этих лиц.

5. Договоры по оказанию правовых услуг служат правовой формой организации связей участников отношений, возникающих по поводу оказания правовых услуг. По таким основаниям, как характер обслуживаемых отношений, правовой режим субъектов деятельности по оказанию правовых услуг и содержание правовых услуг, приводится классификация охарактеризованных отношений. Среди обязательственно-правовых конструкций, способных опосредовать отношения по поводу оказания правовых услуг, выделяются договоры возмездного оказания услуг (как наиболее приемлемая и гибкая форма), поручения (для случаев представительства), агентирования (по типу поручения) и доверительного управления имуществом (в связи с правовой защитой объекта управления). Обосновывается вывод, что все виды договоров по оказанию правовых услуг объединяет фидуциарный, лично-доверительный характер возникающих юридически обязывающих связей, что проявляется в особенностях возникновения, изменения и прекращения правоотношений, в правах и обязанностях, ответственности сторон, в личном способе исполнения обязательств по оказанию правовых услуг.

6. Исследование оснований отказа юриста-услугодателя от заключения и исполнения договора приводит к выводу о существовании специального правомерного основания отказа конфликта интересов; раскрывается его сущность, обосновывается необходимость законодательного урегулирования данного вопроса, формулируются нормы о конфликте интересов: понятие, порядок преодоления, перечисляются основания для отказа в заключении и исполнении договора.

7. Выявление особенностей прав и обязанностей, ответственности сторон позволяет сделать вывод о том, что юрист- услугодатель является сильной стороной по договору, способной в большей степени влиять на его исполнение, стороной, на которую возлагается большее бремя обязанностей, в том числе, обязанностей, связанных с преимущественной возможностью определять характер и количество действий, необходимых для исполнения договора.

8. Как основание ответственности юриста-услугодателя признается вред, причиненный клиенту-услугополучателю в результате оказания правовых услуг. Предлагается толкование вреда, как причиненного жизни, здоровью, имуществу и повлекшего лишение или существенное нарушение имущественных и личных неимущественных прав физических или юридических лиц, или/и неправомерное возложение на них обязанностей; заключается, что целесообразно распространить правила об ответственности из причинения вреда и на услуги (равно как и товары, работы), используемые в предпринимательских целях.

9. Для полного восстановления нарушенного права клиента- услугополучателя для целей исчисления размера убытков необходимо исходить не только из цены, указанной в договоре, места и момента исполнения обязанности по возмещению убытков (предъявления иска, вынесения решения), но, одновременно, применению должны подлежать и правила о цене, обычно взимаемой за аналогичные услуги при сравнимых обстоятельствах, что позволит клиенту-услугополучателю обратиться к другим лицам за квалифицированной правовой услугой.

10. В целях реального восстановления материального положения клиента-услугополучателя, нарушенного в результате оказания правовой услуги, необходимо ввести обязательное страхование рисков профессиональной имущественной ответственности адвокатов и иных лиц, занятых оказанием правовых услуг, как составной части режима данного вида деятельности.

11. Основываясь на приведенном исследовании форм и содержания деятельности по оказанию правовых услуг, делается вывод о том, что такая деятельность должна стать самостоятельным объектом правового регулирования на уровне специального закона.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что работа подводит определенные итоги теоретических и практических знаний в области деятельности по оказанию правовых услуг. Работа рассчитана на внимание правоведов, в том числе, занятых практической юриспруденцией, в плане осмысления ими выводов работы, критической оценки ее результатов и применения их в практике заключения и исполнения договоров по оказанию правовых услуг и разрешении споров, а также, в смысле дальнейшего развития отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по оказанию правовых услуг, в целом. Выносимые на защиту положения, выводы и предложения могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства при подготовке новых нормативных и методических документов. Содержание данного диссертационного исследования может составить базу для составления учебных программ и специальных курсов, практических занятий по соответствующим гражданско- и коммерческо-правовым дисциплинам, а также, быть предметом самостоятельного внимания специалистов.

Апробация работы. Исследование выполнено на кафедре коммерческого права СПбГУ, где проведены ее рецензирование и обсуждение. Ряд положений работы отражены в публикациях автора в специальных общероссийских и региональных правовых изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав и девяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Услуга как экономическая и юридическая категория

На обыденном уровне принято отождествлять услуги с предоставлением какого-либо блага. В экономическом значении понятием услуги охватываются все отношения, возникающие по поводу потребления результатов непроизводительного труда и, с этой точки зрения, сущность услуги проявляется в "особой форме эквивалентного обмена результатов труда, квалифицируемого как "услуга", отличной і от формы обмена товаров, вещей" . В специальном же, юридическом смысле "услуга" это более узкое понятие. Так, с публично-правовых позиций услуга это вид экономической, направленной на создание благ, удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых отношений, и результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В частно-правовом смысле услуга предстает как объект гражданского права и, благодаря этому, отношения по оказанию услуги становятся предметом регулирования обязательственно-правовых норм и данная проблематика нашла отражение в трудах таких авторов, как, Е.Д.Шешениы, О.С.Иоффе, М.В.Кротов, А.Ю.Кабалкин, Н.П.Индюков и др. Причем, именно Е.Д.Шешениным услуга впервые была исследована как самостоятельное гражданско-правовое явление на уровне предмета обязательства по оказанию услуг. Монографическое исследование обязательств по оказанию услуг предпринял М.В.Кротов, рассмотрев широкий спектр проблем: от понятия услуги и анализа обязательственного правоотношения по оказанию услуг, до их классификации. В данной работе услуга будет рассматриваться как объект гражданских прав и как тип гражданско-правового обязательства.

Действующий Гражданский кодекс РФ относит услуги к числу объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), но, в отличие от иных в этом перечне объектов (например, ценных бумаг - ст.142 ГК РФ), не содержит их легального определения. Тем не менее, придавая услугам такой статус, законодатель уже этим проявляет свою принципиальную позицию по отношению к услугам. Кроме того, в ст.2 Гражданский кодекс РФ, давая понятие предпринимательской деятельности, включает в него тезис об оказании услуг лицами, ее осуществляющими.

Обнаруживает себя сложность понятия услуги. Статья 779 ГК РФ описывает услугу, вернее, предмет договорного обязательства по возмездному оказанию услуг, используя категории действие и деятельность (оказать услугу значит "совершить действия", wосуществить деятельность"). Выяснить сущность услуги можно через ее характеристику как некоего невещного экономического блага, которое вышло из расширившегося понятия вещи, сформировавшегося в римском праве, и которое стало обнимать не только телесные и предметы, но и действия других лиц: с развитием и усложнением экономического оборота удельный вес и значение таких неведных благ растет настолько, что юридико- технические абстракции даже начинают теснить телесные вещи (такое расширительное понимание вещей характерно и для зарубежной юридической науки).

Законодательство о лицах, занятых оказанием правовых услуг

Круг субъектов, занятых оказанием правовых услуг, ограничивается лицами, не обремененными, при этом, должностной, административной или иными обязанностями, служебной и иной подчиненностью, а именно: а) адвокатами и б) иными лицами -частнопрактикующими юристами и юридическими фирмами.

Являясь основным нормативным документом, регулирующим деятельность адвокатов, Положение об адвокатуре 1980 г. закрепляет, во-первых, статус учреждений адвокатуры - коллегий адвокатов и их органов, права и обязанности их членов (адвокатов), материальные, организационные и процессуальные гарантии их деятельности; во-вторых, определяет организационные формы деятельности адвокатов - юридические консультации; в-третьих, содержит открытый перечень видов юридической помощи гражданам и организациям, оказываемые адвокатами (в числе которых: дача консультаций, разъяснений и справок по юридическим вопросам, составление документов правового характера, осуществление представительства интересов гражданских истцов, ответчиков, потерпевших в судебно-арбитражных и иных органах, защита по уголовным делам, осуществление защиты в уголовном процессе по назначению за счет государства (ст.49 УПК), оказание бесплатной юридической помощи по определенным категориям дел и оказание юридической помощи по минимальным тарифам малоимущим гражданам) .

В основе законодательного регулирования деятельности адвокатуры в ее нынешнем состоянии лежат следующие концепции. Первое, задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям; это составляет ее предмет деятельности и, одновременно, ее публичную обязанность (ст.1 Положения об адвокатуре), не связанную, в отличие от суда и нотариата, с исполнением административных функций. Второе, состав адвокатуры формируется из лиц, добровольно вступивших и принятых в члены учреждений адвокатуры (коллегий адвокатов) - адвокатов, чья профессиональная деятельность как специалистов в области права заключается в оказании юридической помощи гражданам и организациям. Как следствие, - третье, - профессиональную адвокатскую деятельность может осуществлять только состоящий членом соответствующей коллегии адвокатов гражданин РФ, приобретая, тем самым, статус, позволяющий ему оказывать все виды юридической помощи во всех судах, государственных и иных органах и организациях на всей территории РФ и пользоваться предоставленными ему для этого правами. Четвертое, вступая в коллегию, адвокат подчиняет себя порядку контроля и нормам ответственности (дисциплинарной), существующим в коллегии. Пятое, государство, главным образом, в лице своего исполнительного органа - Министерства юстиции, оставляет за собой контрольные полномочия по вопросам деятельности адвокатуры посредством общего и методического руководства: устанавливает особенности порядка организации и деятельности коллегий адвокатов, порядок оплаты юридической помощи, дает согласие на создание новых коллегий, издает инструкции и рекомендации по этим вопросам и т.п. (ст.ст.3,31,32 Положения об адвокатуре).

Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг

Правовой режим деятельности определяется целями, в ней заложенными, что, в свою очередь, обуславливает организационно-правовое положение субъекта. Если с позиции фискального законодательства, коммерческий или некоммерческий статус лица имеет принципиальное значение, то для кредитора-услугополучателя определяющим здесь будет вопрос о качестве предоставляемых услуг и пределах ответственности услугодателя, следовательно, организационно-правовая форма идет дальше внешнего упорядочения деятельности услугодателей, а воздействует и на область отношений, субъектами которой выступают юрист-услугодатель и клиент-услугополучатель.

На основании закона в режиме некоммерческой деятельности действуют адвокатские объединения - коллегии адвокатов, публичная функция которых обуславливает необходимость применения к ней режима деятельности, который не может зависеть от случайностей, подстерегающих любую иную частную деятельность, и само существование адвокатуры является гарантией осуществления лицами своего конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Иными словами, необходимость стабильности системы гарантированной статьей 48 Конституцией РФ юридической помощи (см. Главы I и II) заставляет применять к правовым услугам, оказываемым адвокатами (да и институту адвокатуры в целом) иной, нежели к другим субъектам частного права, правовой режим деятельности.

Деятельность адвокатов не относится к коммерческой и в силу ее содержания (выполнение конституционной обязанности), и в силу порядка распределения средств, поступающих от оплаты за оказание юридической помощи и правовых услуг, направляемых на оплату труда адвокатов, содержание юридических консультаций, на отчисления коллегиям и, следовательно, адвокат не извлекает прибыли из своей деятельности и режим его имущества иной, нежели у предпринимателя; кроме того, форма организации деятельности адвокатов и внутренняя структура также определена законом, соответственно, коллегии адвокатов и юридические консультации.

Посредством оказания правовых услуг может быть реализовано право лица на деятельность некоммерческого и предпринимательского характера - на предпринимательскую деятельность, систематически преследующую цель извлечения прибыли (или предпринимательского дохода) , которая представляет для субъекта таких отношений правовой услуги непосредственный защищаемый законом субъективный интерес. При оказании правовых услуг в режиме предпринимательской деятельности, по определению закона, для субъекта такая деятельность является самостоятельной, свободной, не обремененной ни публичной, ни общественной, ни служебной обязанностью, а представление и защита интересов третьих лиц составляют здесь предмет и содержание определенного вида предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой риск, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) , соглано п.1 ст.2 ГК РФ.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама