THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В последнее время я достаточно часто попадал в непростые, но схожие ситуации. Схожесть их заключалась в том, что в поле моего зрения постоянно стали попадаться бывшие в употреблении вещи, частично работающие, частично неисправные. Для того чтобы что-то посредством их преобразования и усовершенствования «создать», конечно же, перво-наперво необходимо привести их в надлежащий вид, так как обычно пыли-грязи много, ну, а как же без этого! Вот и приходиться брать кисточку, щетку и вперед: с помощью одеколончика протирать всевозможные труднодоступные детальки и механизмы. Но все бы ничего, да только так просто на свете белом не бывает. Особенно продолжительно приходиться возиться с кулерами . Если бы не эти кулеры ! Ни подлезть, ни продуть как следует с чувством, с толком, с расстановкой, так сказать, ведь в них пыль «впечатывается». Так как же быть? Ответ на этот вопрос прост – поисковики яндекс и гугл. Но, увы. Исчерпывающей информации на этот счет мною найдено не было. Итак, я решил собрать всевозможные кулеры и написать о них нечто вроде статейки – доступно и просто, иллюстрируя картинками разборку «крылатых». Может, моя статья закроет тему кулеров !

Рис 1. Здесь представлены некоторые виды кулеров


Рис 2. Наклейки ликвидированы, однако китайцы пробочки не на всех ставят, то бишь халтура


Рис 3. Пробки сняты с помощью игл, и вообще вся разборка производится с использованием двух игл.

Кстати, наклейки не выбрасывайте, так как в свое время они пригодятся - так механизм меньше подвержен воздействию пыли.


Рис 4.

Сняв шайбу следим, чтобы она ненароком не канула в небытие, так сделана из пластмассы. Далее снимаем и резиновую шайбу. Теперь спокойно чистим, промываем и смазываем. Я использую для этих целей масло, предназначенное для швейных машин.

При работе системного блока можно услышать гул. Многих пользователей компьютеров это настораживает. Поначалу шум возникает в момент включения системного блока, через несколько минут пропадает. Этот шум исходит от одного из кулеров.

Шум исчезает потому, что смазка нагревается и протекает в подшипник, смазывая его. Однако через некоторое время шум становится постоянным, так как смазка закончилась. Если появился шум в кулере, необходимо смазать подшипник. Если этого не сделать, он износится и придется приобретать новый вентилятор.

Смазку подшипников можно произвести при помощи машинного масла. Используя разные виды смазок, я выбрал наилучшую, которая подходит для подшипников. Она может быть, как самостоятельно изготовлена, так и куплена. Если масло отсутствует, можно воспользоваться моторным маслом, пару капель которого можно добыть при проверке уровня в двигателе.

Однако смазка шариковых подшипников (качения), скольжения не всегда дает хороший результат. Так как шум может происходить из-за износа обоймы, оси, втулки. В таком случае смазка снизит шум на некоторое время. Если обнаружено медленное вращение кулера (причина зависания компьютера, перегрева процессора) или шум, вызванные загустением или полным высыханием смазочной жидкости, новая смазка увеличит срок работы вентилятора вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Конструктивно кулеры ни чем не отличаются. Будь то вентиляторы блока питания, процессора, видеокарты. Отличий несколько- это производительность и способ крепления. Разборка, смазка и сборка кулеров происходит в одинаковом порядке.

Для того, чтоб произвести смазку кулера, следует снять его с радиатора, затем разобрать. Без снятия произвести смазочные работы не удастся, так как поверхность со смазкой прижата к радиатору. Если кулер находится на радиаторе процессора, он закреплен при помощи защелок, которые с первого раза не заметны. Прежде чем приступить к разборке кулера, необходимо со стороны, на которой располагаются провода, отклеить эмблему. Она приклеена липким слоем. Отдирать нужно медленно, ничего не повредив.

Некоторые кулеры имеют резиновую пробку. Она извлекается при помощи острого инструмента. Следует только поддеть ее по краям. Это делается при малейших усилиях, так как пробка не приклеена.

Крыльчатку кулера удерживает пластиковая плоская шайба, которая разрезана и зафиксирована в месте проточки оси. Чтоб извлечь крыльчатку, необходимо снять эту шайбу.

Снимать ее придется двумя инструментами. На глаз определить место разреза сложно, поэтому иголкой проходим по поверхности шайбы, слегка придавливая, пока не нащупаем это место. Отверткой прижмем шайбу около места разреза, а шилом или иглой поддеваем другую сторону. После этих действий шайба выйдет из паза.

Эта операция должна быть проделана аккуратно, не сломав и не потеряв шайбу. Бывает такое, что она улетает в сторону, приходится ее искать. Если шайба потеряется, работа кулера будет невозможна. По той причине, что крыльчатку нечем будет прижимать. Далее следует извлечь резиновое кольцо, затем вынуть саму крыльчатку. На ее оси есть еще одно колечко, его тоже нужно снять.

Давно работающий кулер имеет стертые резиновые кольца. Они могут быть, как полностью стерты, так и частично. Зачастую на месте колец остаются изношенные кусочки. Найти резиновые кольца на рынке не возможно, такие мелкие запчасти не продаются.

Смазанный подшипник не прекратит издавать шум, если колец не будет на месте. Так как будет смещение крыльчатки по оси. Можно поискать старые вентиляторы, может на них есть хотя бы одно уцелевшее кольцо.

Зачастую быстро изнашиваются кольца, которые располагаются в месте фиксирующей шайбы. Вся нагрузка при работе возлагается на него. Если есть уцелевшее кольцо, его нужно установить на оси перед шайбой, фиксирующей крыльчатку. Тогда кулер должен работать тихо. Если этого не произойдет, придется привыкнуть к шуму или приобрести новый кулер.

Как смазать кулер

Перед смазкой кулера, возьми салфетку, смочите ее любым растворителем и удалите все продукты износа вместе со старой смазкой. Особенно вычистите насухо отверстие втулки подшипника. На трущие части кулера тонким слоем наносится смазка, сборка производится в обратном порядке.

Если вы обнаружили, что этикетка разорвалась, либо не хочет приклеиваться на место, протрите поверхность кулера, удалив остатки масла. Если наклейка все же не хочет прилипать, приклейте вместо нее скотч. Он защитит подшипник кулера от попадания пыли.

Графит применяется в виде смазочного материала потому, что он имеет чешуйчатые кристаллы, которые в свою очередь обеспечивают тонкое покрытие поверхности. Масло выступает в роли связующего для графита. Самостоятельно приготовленная смазка, нанесенная на поверхность подшипника, обеспечит длительный срок эксплуатации кулера. Так как в ее состав входят графит и синтетическое масло.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для того, чтоб самостоятельно приготовить смазку, следует взять пару капель синтетического масла, добавить графит. Все это перемешивается до образования однородной массы. Получившаяся смазка должна быть густой.

Лучше, конечно, использовать промышленную смазку.

Некоторые узлы и детали компьютера и ноутбука нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Например, вентилятор или, как его ещё называют — кулер. Он устанавливается для охлаждения процессора, блока питания и видеокарты. На некоторых материнских платах вентилятор устанавливается на южный мост. Если регулярно не чистить и не смазывать кулер, то он забьётся пылью, да ещё и шуметь начнет, раздражая окружающих диким рёвом при включении, а позже — уже и постоянно при работе. А это не есть «гуд». Поэтому я советую до крайности не доводит, а своевременно смазать вентилятор на процессоре и видеокарте. Как это сделать я сейчас наглядно покажу.

Смазка для подшипника вентиляторов компьютера

Чем можно смазать кулер? Для этих целей лучше всего подходит обычное бытовое машинное масло. Так же для этих целей отлично подходит проникающая смазка WD-40:

Так же в магазинах электроники Вы можете встретить специальные смазки для кулера типа силиконового масла или смазки Циатим 203 или 221, ФИОЛ. В крайнем случае подойдёт и Литол.

Что нельзя использовать для смазки компьютерных вентиляторов? Во первых это растительное или сливочное масло, животные жиры, вазелин или вазелиновое масло, лубриканты на водяной основе, различные крема и увлажнители.

Чем будем мазать определились, теперь перейдём непосредственно к действиям.

Шаг 1. Разборка системы охлаждения

Начинаем с того, что снимаем вентилятор с радиатора процессора или видеокарты. На многих моделях кулеров для процессора можно снять просто открутив 4 винта.
В более сложных случаях придётся снимать всё полностью, вместе с радиатором и уже тогда разбирать. В случае с видеокартой всё то же самое. На ноутбуках ещё сложнее — обычно надо отсоединить всю «улитку» вместе с кулером:

После того, как демонтаж закончен — обязательно протрите пыль с лопастей и корпуса влажной салфеткой или тряпочкой.

Шаг 2. Отрываем наклейку

На каждом компьютерном вентиляторе есть наклейка, закрывающая доступ к запирающей муфте. Аккуратно отклеиваем её так, чтобы можно было приклеить назад:

Под наклейкой может быть ещё и пластмассовая или резиновая заглушка-пробочка:

Её тоже надо извлечь.

Шаг 3. Смазка оси вентилятора процессора или видеокарты

На этом этапе надо аккуратно, чтобы не залить всё смазкой, капнуть маслом или брызнуть WD-40 на ось кулера:

Кстати, машинным маслом смазывать вентилятор удобнее всего с помощью обычного шприца на 5 мл — просто и аккуратно.

После этого возвращаем заглушку назад и приклеиваем наклейку обратно.

Как разобрать кулер?!

В некоторых случаях, когда используемый вентиль уже давно не чистился и пылью забить под завязку так, что плохо проворачиваются лопасти — лучше всего его полностью разобрать, почистить и помазать.

Для этого надо очень аккуратно снять запорную муфту:

Или запорное резиновое кольцо:

После этого можно полностью снять лопасти вентилятора вместе с валом. Останется сам электромотор:

Обычно используется один подшипник. В некоторых случаях их может быть и два, как в моём примере. Тогда второй надо аккуратно снять. Сначала — уплотнительное колечко:

Теперь надо с помощью ватных палочек полностью очистить внутренности от грязи, пыли и старой смазки:

Если ваш компьютер начал издавать во время своей работы посторонний или очень громкий шум, писк, визг, то это значит, что пришла пора произвести чистку и смазку вентиляторов охлаждения. Они чаще всего установлены как минимум на радиаторах процессора , видеокарты , внутри блока питания и корпуса компьютера .

Для начала нужно отключить электропитание : отключить сетевые шнуры, отключить батарею в ноутбуке. Теоретическая часть, в которой изложены проблемы, связанные с накоплением в корпусах устройств пыли , изложена в статье "Техническое обслуживание (ТО) и ремонт компьютерной техники ".

Сначала выполняется очистка от пыли всех узлов и плат. Для этого понадобится кисточка с длинным ворсом, пылесос, баллончик со сжатым воздухом, набор отверток, салфетки, вата, спирт, смазка (графитовая смазка, машинное масло), термопаста.

Первым делом вскрывается корпус компьютера и выполняется очистка от осевшей внутри пыли. Это избавит от основного количества пыли и предотвратит разлетание пыли по помещению. Делать очистку нужно осторожно, чтобы не повредить электронное оборудование. Очень осторожным нужно быть при работе пылесосом внутри корпуса ПК или очистке ноутбука. Желательно также использовать кисточку или щетку.

Справка: Блок питания лучше вообще отсоединить и снять для дальнейшей разборки и очистки. Тоже лучше сделать и с видеокартой. Вентиляторы и радиаторы лучше тоже сразу снять. Как раз с ними и придется поработать.

Радиаторы очищаются от пыли и старой термопасты . Остатки термопасты удаляются при помощи спирта. Ребра радиатора нужно очистить особенно тщательно, т.к. от этого в дальнейшем будет зависеть эффективность охлаждения.

Подробнее хочется остановиться на восстановлении работы вентиляторов . Именно от их работы зависит эффективность всей системы охлаждения и то, насколько тихо будет работать ваш компьютер.

Внутри вентиляторы имеют схожую конструкцию, разбираются они тоже почти одинаково. Для начала отделяется наклейка на кулере, под которой находится резиновая или пластиковая пробка. Ее необходимо извлечь. Сделать это можно при помощи острого предмета или ногтя. Пробка никак не закреплена.

Справка: Как временное решение можно использовать машинное масло, оно поможет до тех пор, пока внутренние втулки не очень сильно изношены. Достаточно будет капнуть несколько капель на металлическую ось. Процедуру придется повторить через несколько месяцев, нужно это иметь ввиду.

Если же кулер давно не чистился либо сильно изношен, придется сделать полную его разборку , чистку и смазку .

Для полной разборки понадобится снять крыльчатку, которая удерживается внутри корпуса плоской разрезанной пластиковой шайбой. Вот эту шайбу (стопорное кольцо) и нужно снять. Но очень аккуратно, чтобы ее не сломать и не потерять. Ищем разрез на стопорном кольце и снимаем.

Внутри могут оказаться пластмассовые или резиновые кольца (втулки), их тоже нужно извлечь и запомнить, как они установлены, чтобы потом все поставить на место. С годами эти кольца (втулки) изнашиваются или частично, или полностью. В этом случае нужно искать им замену. Иначе избавиться от шума не удастся. Придется или оставить как есть, или заменить кулер на новый.

После разборки нужно убрать грязь, старую смазку и продукты износа втулок. Чистить нужно очень хорошо и отверстие для оси, и саму ось. И только после тщательной чистки можно наносить смазку.

Сборка производится в обратном порядке. Если наклейку обратно поставить не удается, ее лучше заменить скотчем. Оставлять отверстие незаклеенным нельзя, т.к. излишки смазки после нагрева могут пойти обратно.

Не имея необходимых навыков, знаний или даже инструментов очень просто вывести технику из строя. Поэтому, техническое обслуживание вашей компьютерной техники лучше доверить квалифицированному специалисту.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама