THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для народного пения характерна прежде всего разговорная манера исполнения, а значит и сохранение интонаций, присущих этому народу. Поэтому, можно сказать, что интонационная выразительность является основной чертой народного пения. Народное пение в том числе и русский-народный вокал, как и плавная ровная речь обладает особыми музыкальными свойствами. Для овладения техникой пения нужно выработать высокую позицию звука.

Конечно же, нельзя забывать и о , распевки для народного вокала не отличаются от обычных вокальных распевок. Мы знаем, что мелодия состоит из звуков разной высоты, различных мелодических скачков, и переход от одного звука к другому являет собой сложность исполнения, ведь в человеческом голосе несколько регистров, которые имеют свою механику звукообразования, и переходы от одного к другому у непрофессиональных и начинающих вокалистов очень заметны. В голосе могут появиться лишние призвуки, и изменение регистров на слух может быть очень заметным. Это одна из самых больших трудностей в пении – добиться плавного и ровного звучания в любых регистрах, и при переходах из одного регистра к другому. В народном пении это достигается путём округления звука, который возможен при высокой позиции пения. Все гласные звучат приближенно к звуку «о». При этом звук должен быть на опоре, как и при любой другой манере пения. Почему высокая позиция так важна для народного пения? Потому что именно благодаря ей появляется то характерное народное звучание – яркое, звонкое, острое – вот что отличает русский народный вокал. Песни, написанные в таком стиле и спетые в такой манере являются неотъемлемой частью русской культуры и культуры пения в целом.

Русский народный вокал имеет характерное открытое звучание голоса. Хотя, манера исполнения варьируется, в зависимости от региона. В отличие от академических певцов, в народном пении связки смыкаются сильнее и в большей степени используется грудной резонатор. И с этим связано то, что народные певцы исполняют произведения в удобном регистре, и часто диапазон произведений не превышает одной октавы.

Ещё одной особенностью народного пения является атака и . Очень важно не перебрать дыхание, такой вдох считается непригодным для пения. Вдох должен быть коротким, а выдох долгим и контролируемым. Этого добиваются путём долгих занятий над певческим дыханием. В народном пении чаще используется близкий к природе человека вдох – грудной или нижне-рёберный.

Механизм образования звука при пении – это очень тонкий аппарат, который зависит от многих факторов и сугубо индивидуален. Голос настолько подвижен, и при любых даже небольших изменениях меняет краски, и именно благодаря этому, у человека есть возможность создавать самые разнообразные манеры исполнения и комбинации звуков.

Вспомним известное высказывание о народном творчестве: «...самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Мы отмечаем появление интересных художественных коллективов, профессиональных и самодеятельных, как взрослых, так и детских, пропагандирующих русскую музыку, песни, танцы.

Теме «Народное творчество - детям» посвящались городские активы, конференции музыкальных руководителей детских садов. Настоящим откровением было знакомство с опытом работы с русской народной потешкой.

Захотелось расширить свой репертуар русских песен, хороводов, игр, начать работать с русской потешкой, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, словом, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Начать пришлось с самообразования: чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах, изучения хрестоматий русской народной песни и поэзии.

Во всех возрастных группах я использую маленькие попевки, песенки, прибаутки. Очень хороши программные песенки для младшей и средней групп: «Ладушки», «Сорока - сорока», «Петушок». Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать её по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, как дети узнали песню, появляется петушок - игрушка бибабо или игрушка из папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, и они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь протяжно и ласково. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, воспитатель говорит:

Как у пети - петушка,

Шапка выше гребешка,

Сапоги сафьянные,

Шпоры оловянные.

Громче всех на свете.

Ребенок двигается, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.

Русскую народную попевку «Сорока» использую и в младшей, и в средней, и в старшей группах, усложняя музыкальное задание. В средней и старшей группах учу различать звуки по высоте, начиная песню с низкого, среднего, высокого звука. Предлагаю петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать ритмический рисунок. В старшей группе эту попевку дети поют в разных тональностях и учатся играть на металлофоне. В старшей и подготовительной группах попевка «Скок -поскок» помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает лёгкость, подвижность голоса. Попевка удобна для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу, эта попевка служит хорошим упражнением в игре на металлофоне.

Русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка - муравушка, трава шелковая, зимушка - зима, Ванечка - дружок, девицы - красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой. Дети отмечают, что в припевках русских песен часто встречаются слова «люли - люли».

Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. В средней группе дети знакомились с хороводной игрой «Кто у нас хороший?». Я спросила, кто понимает слово «пригожий», и Саша быстро нашелся: « Это значит - очень хорошенький».

Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными.

Дети подготовительной группы очень любят русскую народную шуточную песню «Пошла млада за водой» в обработке В. Агафонникова и исполняют её с большой выразительностью;

Пошла млада за водой,

Коромысел золотой.

Коромысел золотой,

Ведерки дубовые.

Мелодия песни достаточно сложна, и, добиваясь чистого её воспроизведения, предлагаю детям прохлопать ритмический рисунок, пропеть мелодию на слог «ля», вызываю для индивидуального пения тех, кто хорошо поет. В дальнейшем инсценируется, интересно оформляется. Вносятся элементы русского костюма двум ведущим детям, деревянные расписные ведра и коромысло, гусли.

Глубокое впечатление производит на детей песня «Зимушка - зима»в обработкеАн. Александрова:

Уж ты зимушка - зима,

Зима снежная пришла.

Зима снежная пришла,

Все дороги замела,

Все дороги и пути,

Ни проехать, ни пройти.

Канительный характерпеснипомогаетразвитию дыхания детей. Выразительное музыкальноезаключениедополняетобщеенастроение и музыкальный образ песни.

Чтобы интерес к песне не ослабевал, использую различные методические приемы,которые к тому же помогают мне лучше узнать индивидуальные возможности детей.

В старшую и подготовительную группы загадывать музыкальные загадки приходят русские народные деревянные игрушки - Матрешка и Ванька -Встанька. Я или кто-нибудь из детей водят игрушку, воспроизводя ритмическийрисунок песни или потешки. Дети внимательно, с интересом слушают и бывают очень рады, если узнают и правильно называют песни или потешки. Предлагаю спеть индивидуально или хором песню, всем вместе повторять за игрушкой ритмический рисунок, хлопая в ладоши.

В группе у детей есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские музыкальные и ударные инструменты для самостоятельной музыкальной деятельности. Наблюдая за детьми во время свободных игр, мы с воспитателями видели их попытки инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые «Ах вы, сени», «Калинка», желание подбирать любимые мелодии на металлофоне. В середине года в подготовительной группе был организован музыкальный вечер «Русская песня». Я рассказала о любви русского народа к песне, о том, что с песней и на работу шли, и праздник встречали, о том, что русскую песню знают и любят во всем мире. Напомнила детям пословицы, в которых народ выразил свое отношение к песне: «Где песня льется, там легче живется», «Весело поется, весело и прядется». Дети называли свои любимые песни, пели, играли их на металлофоне, слушали песни в исполнении взрослых. Под хороводную песню хоровод водили, под игровую песню провели игру.

Игры с пением имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игрыспениеммогутпроводитьсябезмузыкального сопровождения вне музыкальных занятий под руководством воспитателя. Важно бывает создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле, кокошник девочке, шапку и игрушечную лошадку мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» дети наряжаются, надевают платочки, берут туески, корзиночки, мальчик, который будет играть роль медведя, надевает костюм.

Репетиции оркестра русских народных ударных инструментов - одно из любимых занятий детей по вечерам. В репертуаре оркестра народные мелодии «Ах вы, сени», «Я рассею свое горе», танец с ложками.

Большая работа с русским народным материалом вылилась в развлечение «Как на нашей улице» для старших групп.

На педсовете было оговорено оформление зала, атрибутов. На центральной стене решили изобразить деревенскую улицу с избами, низкими плетнями, белоствольными березами,ведущую и детей - нарядить в яркие русские костюмы.

Надо было продумать роль ведущей, манеру её поведения, речь, обращенную к детям. Дети ждали этот праздник. И вот наступил долгожданный вечер. Ведущая Василиса приветливо, с поклоном их встретила: «Здравствуйте, ребятушки, рада вам, давно вас поджидаю на нашей широкой улице с березами белыми, избами высокими.Васподжидаю,песнюнапеваю».Василисапела, танцевала, загадывала детям загадки. Красны девицы хороводы водили, а добры молодцы затеяли молодецкие игры - силой мерились, силой хвастались. Прошлась по улице молодушка с речки с полными ведрами. Шутники состязались, кто кого переговорит. Выходил ленивый Тит с большой ложкой. Выступали ложкари, плясали кадриль, потом и вся улица в пляс пошла. Дети долго вспоминали этот праздник,выступалиссамымиинтересныминомерамиперед младшими детьми.

Русская песня и слово хорошо вписываются в любой детский утренник.

Овчинникова Л.В.

Отрывок из пособия Толмачева Ю.А. "Народное музыкальное творчество". Раздел про дыхание.
Народное пение имеет много общего с разговорной речью. Пение так же, как и слово, требует ясного вы-
разительного произнесения слова. Как в разговорной речи, так и в пении проявляются тембр, повышение и по-
нижение тонов. Тем самым можно выделить высоту, регистры и диапазоны.

Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Хорошо звучащая речь всегда певучая, звуч-
ная, мягкая, в ней присутствует тот элемент распевности, который при упражнении и развитии может вплотную
сопоставляться с пением.
Разговор обычно осуществляется в среднем регистре, на наиболее удобных примарных звуках. Но при
эмоциональных подъемах, при удивлении, гневе, радости и других сильных внезапных чувствах возгласы, ре-
чевые интонации свободно переносятся на другие регистры, более высокие или низкие. Поэтому речь в зависи-
мости от смысла принимает самую разнообразную окраску. Речевые навыки развиваются с рождения человека,
люди разговаривают совершенно свободно, непринужденно, не задумываясь над тем, как произносятся звуки.
Дыхание при разговоре берут, расходуют и задерживают автоматически: воздуха берется ровно столько, сколь-
ко нужно для задуманной фразы. И сам разговаривающий, и слушатели не замечают и не слышат этого дыха-
ния, хотя фразы бывают очень длинные. Если эти естественные, годами выработанные навыки звукообразова-
ния приблизить к пению так, чтобы человек пел тем же способом, каким разговаривает, то успех обеспечен: в
пении он будет сохранять ту же естественность и непринужденность, как и в разговорной речи. Пению хоро-
ших народных певцов всегда свойственна эта непринужденность. Пение отличается от разговорной речи тем,
что оно связано с музыкальными звуками определенной высоты, длительности и последовательности.
В разговорной речи обычно растягиваются только смысловые - "ударные" гласные, остальные буквы про-
износятся скороговоркой, то есть неударные гласные как бы "съедаются". На этом построена механика вырази-
тельности человеческой речи. В пении певец должен подчиняться другим законам, которые отводят каждому
звуку и буквам определенное время звучания. Иногда это не совпадает с логикой речи, другими словами, во
время пения необходимо сохранять разговорный смысл звука, идущий от слова. Но, произнося слово, оно будет
мертво, если мы не сообщим ему верную интонацию. Интонация и есть смысловой посыл звучащего слова,
желание человека выразить определенную мысль или чувство при помощи слова, то есть разговорная речь на-
сыщена смысловыми интонациями. "Разговорная" манера пения, характерная для народных певцов, подразуме-
вает, прежде всего, сохранение этих интонаций.
Интонационная выразительность - основа искусства народного пения.
Пение как распевная музыкальная речь обладает особыми вокальными свойствами. Во время пения певец
должен поддерживать непрерывность, полноценность и ровность звучания голоса.
Особое значение в овладении техникой пения имеет выработка высокой позиции звука. Мелодия состоит из
звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при
больших скачках снизу вверх и наоборот. Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регист-
ров, которые имеют разную механику звукообразования. У опытных певцов изменение в звукообразовании

происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются, и на слух голос звучит сво-
бодно и ровно.
У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах одного регистра в
другой голос "ломается", после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых
переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении
достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса - высо-
кую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени, когда оно не очень глубо-
кое. Округление улучшает звучание народного голоса и помогает ему преодолевать регистровые трудности. В
основном этот прием используется при исполнении обработок и авторских сочинений.
Исполнить гласную с округлением - несколько приблизить при фонации позицию других гласных (а, я, э,
е, у, ю) к гласной "о". В удобной тесситуре пропеть гласную "о", затем все остальные гласные, приблизив их к
вокальной позиции "о".
При округлении звука мягкое небо имеет более высокое положение, а звук становится более объемным,
однако необходимо следить, чтобы звук оставался близким разговорному, поскольку при неумелом использо-
вании приема округления утрачивается характер народной певческой манеры, основанной на речевой позиции.
Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного
звучания народного голоса. Высокая позиция - это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких, головных
обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и
точность звучания, полетность.
В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом
как бы слетает с кончика языка. При работе над высокой позицией звука нельзя забывать об одновременной опоре
на "столб", так как процесс пения - это, прежде всего, взаимодействие. Нужно не упустить основную задачу: мяг-
кое, точное, ровное движение голоса по звукам мелодии на всем диапазоне песни. Механика звукообразования
при этом одна и та же в любом пении, но устройство певческого аппарата так сложно и индивидуально, а органы
звукообразования так гибки и подвижны, что различные, даже небольшие изменения их могут создавать новые
комбинации образования звука. В этом и заключается возможность образования различных манер пения.
Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса, хотя в
разных областях России манера пения варьируется: в северных русских областях, в Поволжье, в некоторых
районах Урала и Сибири поют более округленным "узким" и легким звуком. Но округлением народные певцы
пользуются ровно столько, сколько необходимо для сглаживания регистровых изменений в голосах при боль-
шом диапазоне хоровой партитуры, оставляя звучание открытым.
У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у академических и в значительно большей степе-
ни используется грудной резонатор, так как народное пение преимущественно грудное. Обычно народные пев-
цы поют в удобном для них регистре, примерно в пределах октавы, хотя встречаются народные голоса, диапа-
зон которых превышает полторы октавы.
Специфические особенности в народном пении имеют певческое дыхание и атака звука. Грудная клетка
человека, как меха баяна, постоянно и ритмично сжимается и расширяется в силу необходимости жизненного
дыхания. Этот процесс ритмичен и автоматичен. Но певческое дыхание требует короткого вдоха и возможно
долгого выдоха. В результате этого постепенного выдоха грудной воздух снизу равномерно давит на сомкну-
тые в гортани связки и, прорываясь короткими толчками, заставляет их вибрировать и звучать. Если во время
пения выдох произвести быстро и резко - получится резкий выкрик, после чего звучание иссякнет до следую-
щего вдоха.
Для поддержания ровного, плавного звучания голоса необходимо сознательное регулирование вдоха и вы-
доха.
За выдох и вдох в организме человека отвечают мышцы-вдыхатели и мышцы-выдыхатели. Мышцы-
выдыхатели, помимо своей основной роли расширения грудной клетки при вдохе, играют роль своеобразного
тормоза, замедляющего выдох. Равномерное противодействие сомкнутых связок давящему на них снизу груд-
ному воздуху создает ощущение звучащего "столба" и опоры голоса на этот "столб". Певец при этом чувствует,
что звучащий "столб" основанием своим опирается на диафрагму, а вершиной уходит в голову, у народных пев-
цов - где-то вблизи верхних зубов и переносицы. Ощущение "столба" при хорошем и удобном звучании голоса
возникает как у народных певцов, так и у академических.
Опыт работы с народными певцами показывает, что лучше сохранить непроизвольный, естественный для
данного человека тип вдоха: грудной, нижне-реберный, смешанный, исключая верхне-грудной или ключичный
как непригодный для пения.
Вдох должен быть легким, беззвучным, но достаточно глубоким. Для этого необходимо следить, чтобы
певец не хватал воздух ртом, а делал как бы "внутренний" вдох, то есть набирал воздух при помощи расшире-
ния брюшных мышц и через нос.
Очень опасен перебор воздуха. Это явление очень распространено у многих певцов, даже профессиональ-
ных.
При большом количестве набранного воздуха трудно регулировать выдох. При излишнем и шумном вдохе
певцы почти всегда форсируют звук, что ни в коем случае нельзя допускать. "Опора" голоса при выдохе произ-
водится только на опустошенную диафрагму. Внешне при этом наблюдается ощутимое движение грудной
клетки вниз, одновременно напряжение мышц в области диафрагмы (в поясе). При высоких и сильных звуках
это движение мышцы очень заметно и ощутимо.

Во время пения найденное ощущение опоры нужно зафиксировать на все время звучания голоса. Иногда
неопытные певцы, желая задержать дыхание, от излишнего старания как бы запирают воздух в груди. В таком
случае взаимодействие голосовых связок и грудного воздуха нарушается. Мышцы груди и живота напряжены, но
голос не звучит. Чтобы предотвратить искусственность в работе певческого аппарата, следует всегда искать в
жизненной практике естественный отправной момент, при котором нужное звучание проявляется как бы само
собой, например: воспроизведение ауканья и перекличек в лесу; ощущение опорности звука можно найти путем
естественного вздоха "ох", который как бы снимает усталость. При многократном повторении "ох" на различной
звуковой высоте довольно скоро начинающий певец начинает понимать процесс опорности дыхания. При этом
хорошо распевается голос, если помнить о том, что он должен звучать на свободной гортани в грудном резонато-
ре, и главное, эти звуки должны произноситься, а не пропеваться.
Многолетний опыт работы с народным хором показал (особенно с начинающими певцами), как важно сра-
зу научить коллектив правильному вокальному дыханию, потому что от этого зависит звучание каждого певца
и хора в целом. Для этого необходимо в начале каждой репетиции уделять некоторое время упражнениям для
вокального дыхания, опорности звука. Например, активно вдохнуть через нос, направляя дыхание вниз живота
и также активно вытолкнуть дыхание через рот - это упражнение для работы диафрагмы (следить, чтобы дыха-
ние не направлялось в грудь). Так подышать полминуты и дать успокоиться организму - также глубоко ды-
шать, но выпускать дыхание, как будто "тушишь свечу"; при этом закрепляется опорность воздушного "стол-
ба"; также активно брать дыхание через нос, при этом поработать руками (поиграть в бокс): на вдох - движение
одной руки, на выдох - другой. Потом снова "потушить свечу". Такое дыхание очень полезно и для кровообра-
щения, это как гимнастика перед пением, снимает физическую усталость, особенно перед вечерней репетицией.
Далее, закрепляя ощущение опоры на "тушение свечи", повторить это много раз, изображая проколотый мяч - на
сочетании букв тссс... выпускать запас дыхания, которое должно поступать само собой, без нажима. Потом,
сохраняя это ощущение, перевести на звук "ми". Но опять же не петь этот звук, а как бы поставить голос на
опору, на эту высоту, и освободить его, голос звучит сам, опираясь на дыхание. На этом упражнении хорошо
отрабатывается цепное дыхание в хоре, а также филировка звука (р, мр, ф, фф), то есть (крещендо, диминуэн-
до), нюанс, который возможен только при владении вокальным дыханием. В хоре это можно делать на октав-
ном унисоне или квинтовом сочетании женских и мужских голосов.
В следующем упражнении, закрепляя навык дыхательной опоры, дается задание произносить (в октавном
унисоне) гласные буквы "ё", "е", "я" близко, на зубах формируя каждую букву, открыто, звучно. Но опять же не
пропевать буквы, а восклицать, опирая звук каждой буквы на грудной резонатор и "сбрасывая" его, тренировать
этим самым вокальный прием, который используют народные певцы.

Исполняя это упражнение, необходимо направлять внимание певца на грудное резонирование голоса, по-
ложив руку на грудь, постараться запомнить это ощущение и сохранять его при пении, как бы направляя голос
на грудь. Поднимаясь по полутонам вверх, примерно с ноты соль, необходимо подключать головной регистр,
как бы направляя голос в голову, при этом не отключая грудного резонатора.
Каждый певец должен представлять себе работу связок во время пения. Когда голос звучит в среднем ре-
гистре, связки смыкаются срединой, верхние края связок звучат на высоких тонах, на низких звуках смыкаются
нижние края связок. Когда голос звучит ровно, мягко, выразительно, значит певец владеет регистрами во время
пения, связки его пластичны, гибки и подчиняются воле певца.

Данное упражнение дает возможность выработать пластичность голоса в верхнем регистре, укрепить опо-
ру звуками, расширить диапазон голоса.
На ощущении е, ё, я произносить (а не петь) сочетание букв "гу", посылая голос на расстояние, далеко. Ни
в коем случае не снимать голос с грудного резонатора. Подниматься по полутонам вверх до и выше, также
вниз. Это упражнение научит пользоваться смешанным регистром, микстом.
Для закрепления опоры звука и грудного резонатора, речевой интонации необходимы упражнения, по-
строенные на разговорности. Также, начиная с миЬ, сказать: "Ты, зря ль моя зорюшка, зорюшка вечерняя", -
поднимаясь по полутонам вверх и опускаясь вниз. Говорить нужно в резонаторе, соблюдая при этом логиче-
ский акцент в предложении, подчеркивая ударные слоги, открывая при этом гласные буквы, озвучивая их.
Свободное резонирование голоса - залог хорошего пения. Качество звучания музыкального инструмента
зависит от устройства корпуса, который является резонатором звука.
В человеческом голосе роль резонатора выполняет грудь, диафрагма, гортань, так называемые нижние
грудные резонаторы (расположенные ниже голосовых связок), а также верхние головные резонаторы: глотка,
полость рта, носоглотка и ее придаточные полости. Для того чтобы хорошо звучал голос, необходимо его на-
править в естественные резонаторы. Достаточно проговорить какую-то фразу на высоких и низких звуках, как
вы почувствуете резонирование голоса в головном и трудном регистре.

Непрерывность и ровность звучания голоса - непременное условие народного пения. У хороших певиц го-
лоса звучат всегда ровно и непрерывно. Произношение слов и непрерывность звучания голоса органично слиты
и составляют единое целое.
В художественной самодеятельности руководителю часто приходится сталкиваться с певцами, которые не
владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки пения. Какие же дефекты в пении
мешают руководителю добиться плавного пения и как их исправить? Самый распространенный недостаток -
это пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет, прежде чем кончилась музыкальная
длительность звука. Это зависит, прежде всего, от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая, придыхательная.
При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох также автоматически становится
резким; значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и прежде-
временному износу голосовых связок.
При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Мягкая атака щадящая - она не
травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразо-
вания в народном пении.
При придыхательной атаке связки смыкаются не плотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не
заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое Придыхательная атака в народ-
ном пении практически мало применима. Она встречается в колыбельных песнях и плачах.
Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандирования - отбивать слоги. Иногда
ударные, иногда все подряд. Чаще всего в хоровом пении это делается в целях ансамбля - одновременного про-
изношения слов и четкости ритма.
Для достижения отчетливости этот способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искус-
ственен, он не позволяет певцу петь плавно, даже если он захочет. В народе четкость достигается точностью
пения, а необходимая акцентировка - артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
Наиболее часто встречающимися недостатками звучания голоса певцов являются следующие:
1. "Белый звук" - это бестембровый, плоский, невыразительный звук. Он возникает, когда певец не умеет
пользоваться естественными резонаторами. Небная занавеска в таком случае неподвижна, маленький язычок
низко нависает над корнем языка.
Путь к исправлению - развитие певческой инициативы, нахождение опоры естественного резонирования и
высокой позиции.
2. Глоточный звук - тяжелый, глухой, как бы выдавленный снизу из груди, крайне неприятный по тембру
и совершенно бесперспективный с точки зрения развития голоса. Это грудной, открытый звук, направляемый
певцом в глубину расширенной глотки и совершенно лишенный головных обертонов, так как при таком спосо-
бе звукообразования голос не может найти к ним пути. На глоточный звук чаще всего сбиваются певцы, кото-
рые не владели до этого манерой и при поисках грудного открытого звука "нашли" звучание, которое им кажет-
ся очень ярким и сильным. Петь при таком звуке нетрудно, потому что они пользуются исключительно только
грудным регистром. Звучание им нравится своей силой и кажущейся яркостью (ведь они слушают себя изнут-
ри, а не снаружи). Этот звук очень навязчив и заразителен. Если хоть один певец в хоре поет таким звуком, все
другие также переходят на него, потому что петь рядом с ним легким и правильным звуком невозможно. Ис-
правлять его очень трудно, но допускать продолжения пения таким звуком нельзя.
3. Сиплое, слабое звучание голоса зависит, чаще всего, от отсутствия певческих навыков, вялости певче-
ского аппарата. Этот недостаток можно исправить, развивая певческие навыки, преимущественно "опору", ак-
тивизируя певческий тонус. Полезно в качестве упражнения многократно проговаривать распевной скорого-
воркой фразу плясового или шуточного характера, например: "подвернулся, подломился каблучок, да пала де-
вушка на правый на бочок" и др.
4. Сиплое и слабое звучание голоса на низких и средних звуках диапазона, более звучное и яркое на вы-
соких зависит от неумения пользоваться грудным резонатором, неразвитой "опорой" на диафрагму. Для ис-
правления нужно "искать" грудной тембр в голосе, сначала в разговоре, потом в пении. Иногда при поисках
грудного звучания теряется высокая позиция и "пропадает" верхний регистр, чего допускать нельзя.
5. Крикливое звучание голоса на верхних звуках при звучном и сочном на нижних зависит от неумения
сглаживать регистровые переходы. Главную помощь при исправлении недостатка окажет нахождение высокой
позиции. Она должна присутствовать на всем протяжении диапазона. По мере движения вверх должно усили-
ваться звучание головных обертонов.
Необходимо подчеркнуть, что весь процесс вокальных занятий должен быть живым, увлекательным и раз-
нообразным. А руководитель должен своим "вокальным ухом" контролировать звучание голоса певца, замечать
малейшие изменения в нем и правильно определить их характер. Развитие вокального слуха - одно из главных
условий повышения квалификации руководителя.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Распевание в вокальном ансамбле народной песни.

Начальный период обучения»

Выполнила:

преподаватель I категории

Марзаева Наталья Александровна

Бирюсинск

    Введение

2. Цели. Задачи. Прогнозируемый результат

    Певческая установка. Примерные вокальные упражнения, попевки

    Заключение

    Список литературы

Учитывая психофизические особенности младших школьников, на уроках народного хора следует применять разнообразные формы и методы работы. В частности, игровой метод ведения урока превращает тренинг вокально-певческих навыков в занимательный, увлекательный процесс. Применение же музыкально - ритмических упражнений во время распевания приводит к развитию таких важных качеств и умений, как внимательность, хорошая координация движений, быстрота реакции, ощущение пульсации, развитие метро – ритмического мышления.

При распевании народного хора на начальном этапе обучения вместе с упражнениями рекомендуется использование примеров детского народного фольклора. Потешки, пестушки, прибаутки, народные игры с пением - именно эти песенные жанры, словно специально созданы народом для развития детских вокальных качеств.

Слогоритм той или иной песни обуславливает комплексно развивающие музыкально-ритмические упражнения, которые становятся понятными ребёнку благодаря собственному активному участию: в музыкально-ритмических движениях (шагах, притопах, прыжках), с содержанием элементарных музыкальных жестов (хлопков, шлепков, покачивания руками). Начальный этап музыкально-ритмического воспитания начинается с приобщения к простейшим однородным ритмическим конструкциям, равномерной пульсации. Ритмическая единица хлопков, притопов, шагов может быть различной: четверть, восьмая, шестнадцатая. Внимание детей сосредоточено на повторности сопровождающих пение движений.

Параллельно с изучением песенного материала происходит знакомство детей с элементарными плясовыми движениями, танцевальными фигурами: «шаг – хлопок в ладоши»; движение переменным шагом; «квадрат» - движение с приставным шагом; «расчёска» - движение по группам в противоположном направлении. Эти движения в последствии сопровождаются игрой на шумовых инструментах с выделением сильных или слабых долей, дублирования ритмического рисунка той или иной распевки всем коллективом или по группам. При этом следует основное внимание уделять именно вокальному тренингу, не забывая о главных задачах и требованиях, разнообразием движений лишь украшая своё исполнение.

Распевание проводится в начале занятий. Разучивание песенных фрагментов и упражнений должны происходить с голоса преподавателя. В этом случае внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования.

Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Пение должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 15-20 минут, а гораздо больше, т.к. дальнейший ход занятия во многом зависит от вокальной "формы", а иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.

Цели:

    обучение пению в народной манере;

    приобретение и совершенствование навыков ансамблевого исполнительства;

Задачи:

    развитие вокального слуха и певческого голоса;

    формирование открытого, яркого, полетного певческого звука;

    освоение основных начальных элементов народной хореографии;

    развитие метро – ритмического мышления;

Прогнозируемый результат :

По окончанию начального периода обучения (1-3 кл.) учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

    свободно, легко, звонко в речевой манере пропевать звуки различной высоты;

    чисто интонировать разножанровые и разнохарактерные песни;

    свободно двигаться простым, переменным и приставным шагом;

    уметь совмещать пение с движением, игрой на шумовых инструментах.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:

Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно.

ПРИМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОПЕВКИ

РАСПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:

1. Перед каждым «МА» активный быстрый вдох. Хорошо тренирует опору.

    «Я-ли-я» Ё-ли-ё ») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко, в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё хорошо открывается.

    «А-я» ( «О-ё») Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса.

вариант 1 вариант 2 вариант 3

    «А-е-я». Следить за светлым звуком .

    «Ы-И» Петь на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать эластичность и подвижность мягкого нёба.

    «Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.

ПЕНИЕ ПОПЕВОК В РАЗЛИЧНОМ ДИАПАЗОНЕ:

1 . «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;

2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе. Можно петь со спадом в конце, можно добавлять бурдон.

1. Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp , короткие согласные, мелкая артикуляция.

2 . «Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ИНТОНАЦИЙ:

    «Ах, ты, совушка-сова» Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, в темпе. Можно добавлять бурдон

2. «Пошел кот». Чистое интонирование м3, цепное дыхание, бесшумный вдох

    «Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

Вариант 1 Вариант 2

    «Вылетала лебедь белая» Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

    Зайка на речке» Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.

Задания на равномерную ритмическую пульсацию, выявление ритмического рисунка музыкальных примеров создают предпосылки успешного музыкального развития учащихся. Слуховые впечатления сопровождаются жестами, движениями, благодаря чему успешно решаются интонационные, ритмические задачи. Работа с учащимися направлена на накопление музыкально-слухового опыта и впечатлений, которые способствуют формированию увлеченности детей, а значит и раскрытию их музыкальных задатков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Артемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002.

    Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко Г. - М.: Советский композитор. Вып.3 1984; Вып.4. 1986.

    Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора. Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010.

4. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М.: Музыка,1979.

5. Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно - практической

конференции. - М.: Классика - XXI , 2003.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама