THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Физические и духовные силы народа были раскрепощены, марийцы запели вдохновенные песни о счастье свободного труда, о строительстве новой жизни.
С созданием в 1921 году Марийской Автономной области, а позже — Марийской АССР, стала быстро расти политическая активность широких масс трудящихся. Советская власть обеспечила все условия для полного раскрытия творческих сил марийского народа. Расцвела новая культура, национальная по форме и социалистическая но содержанию.
Коренное изменение в политическом и экономическом положении марийского народа привело к большим переменам и в устном художественном творчестве. Теперь не найдешь уже ни одного колхоза в республике, где бы не работал драматический или хоровой кружок.
Ежегодные смотры художественной самодеятельности в Марийской АССР не только показывают общий рост коллективов, но и выявляют много высокоодаренных актеров, певцов, танцоров, музыкантов. При царизме эти народные таланты оставались безвестными, а большинство их просто гибло, задавленное ужасающими условиями жизни.

Художественная самодеятельность стала почетным, общенародным делом.
Собирание и изучение марийских народных песен поставлено в исключительно благоприятные условия. Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (МарННН) систематически организует экспедиции для записи и собирания фольклора. Институт располагает большим фондом фольклорного материала, превышающим десять тысяч текстов.
Материалы экспедиций многократно публиковались. В республиканском и центральных издательствах вышло в свет большое количество отдельных сборников песен.
В экспедициях Марийского научно-исследовательского института принимали участие студенты Марийского пединститута, учителя, поэты, писатели и композиторы. Большую помощь в организации фонозаписи оказывали председатели колхозов, бригадиры и сельская интеллигенция. В этой помощи советской общественности видны забота и признание важности научно-исследовательской работы и выражение любви к своему народному искусству
Особо надо отметить работу старейших фольклористов, собирателей-энтузиастов: В. М. Васильева, отдавшего более полувека этому благородному делу; известных композиторов И. С. Палантая, Я. А. Эшпая, молодого композитора К.Смирнова, — горячих пропагандистов марийской народной песни.
В советское время произошли значительные перемены в бытовании песен и в их тематике.
В песнях советского периода отразились все этапы развития экономики и культуры мари. Нет ни одного значительного события в общественно-политической и культурно-хозяйственной жизни народа, которое не нашло бы отражения в тематике народных песен. Марийский народ слагал песни о советской власти, давшей ему свободу и равноправие, о раскрепощении женщины, о культурной революции. Примером может послужить песня «Ой ты, речка Желтая», в которой ярко выражено отношение к происшедшим социальным переменам:

Ой ты, власть Советская,
Если б тебя не было,

Разве мы тогда могли б учиться?
Ой, Октябрь ты наш, Октябрь,
Если б тебя не было,
Где была бы наша волюшка?
Где была бы наша волюшка?

Темы строительства социализма в деревне нашли широкое отражение в народном творчестве—созданы песни о новом отношении людей к труду, о людях, овладевающих техникой. Когда колхозы укрепились в организационно-хозяйственном отношении и труд колхозников дал реальные результаты, народ запел о счастливой зажиточной жизни.
В 1941 году гитлеровские орды напали на нашу родину, и парод мари вместе с великим русским народом и другими народами Советского Союза поднялся на защиту социалистического отечества. Великая Отечественная война нашла свое достойное отражение в устном творчестве марийцев.
С марийскими песнями теперь знаком весь советский народ, они исполняются с эстрады, звучат по радио.
Говоря о песне, нельзя не упомянуть о марийских народных музыкальных инструментах, почти всегда сопровождающих песню, — это гусли, волынка, «пузырь» (духовой инструмент, состоящий из пузыря, волынки и рога), своеобразная скрипка, барабан, гармошка. У горных мари также весьма распространены как музыкальные инструменты гребешок и катушка, на отверстие которой накладывается тонкая береста. Надо отметить еще один довольно любопытный «инструмент», пользующийся у молодежи особым признанием, — это обыкновенный лист черемухи или клена. С помощью листа марийские девушки и женщины насвистывают любую мелодию и довольно часто импровизируют. Бывает так, что весной в сумерки после работы одна или две девушки-подруги срывают листы черемухи, растущей под окнами дома, и начинают насвистывать своп любимые песни. II звуки мелодии в тихую вечернюю пору слышны далеко-далеко. Очень часто в ответ на другом конце деревни раздастся такой же свист, в этот своеобразный хор включается все больше и больше исполнителей, и на некоторое время вся деревня наполняется мелодичным свистом.
Каким бы ни было самобытным развитие марийской народной песни, оно никогда не отгораживалось от развития русской песни и песен народов Поволжья. Влияние русской песни можно легко проследить на многих песнях мари.
Вот, скажем, горно-марийская песня «Кабы раньше знал»:

... Ухажера ум
Кабы знала я,
До полуночи
Не гуляла бы.

Безусловно, на песни марийцев, живущих в селениях, смежных с татарскими, оказали влияние и татарские песни, особенно на короткие песни восточных марийцев.
Русские композиторы, например такие, как Балакирев, Глазунов, Ляпунов, интересовались музыкальным фольклором мари и в какой-то мере использовали его в своем творчестве. Нельзя пройти мимо такого интересного факта, имевшего место в середине девятнадцатого столетия, как опубликование квартета «Волга», созданного русским композитором Н. Я. Афанасьевым на основе мелодии одной горно-марийской песни и гусельного плясового наигрыша. Квартету «Волга» тепло принятому музыкальной общественностью, была присуждена в 18С0 году первая премия Русского музыкального общества. Марийские мотивы звучат и в некоторых произведениях советских композиторов: Шебалина, Ракова, Шехтера и других.
Современное песенное творчество представляет собой очень большое и сложное явление в культурной жизни народа.
Такого массового подъема песенного творчества, как в настоящее время, еще не знала и не могла знать история марийского народа в прошлом. Мариец в первых песнях советского периода запел о своих гражданских правах, а женщина-марийка — о правах женщины. Эти песни никто не писал, они сами собой рождались в душе еще неграмотных людей.
Марийские трудящиеся под руководством партии вместе со всеми народами СССР активно участвуют в строительстве коммунистического общества. Сознание этого качественно изменило и содержание песен, творцом которых главным образом является молодежь, особенно девушки.

В новых песнях девушка требовала, чтобы любимый был не только внешне красив, но чтоб он стал грамотным, учащимся, комсомольцем (см. песни «Яблони ветка», «Соловей», «Зелены в лесу берез кусты» и т. д.). А в позднейшее время она потребовала, чтобы любимый был передовым в труде, ударником, трактористом.
Основным жанром современного устного творчества у мари является теперь массовая лирическая песня. Сейчас совсем не слышно песен похоронных, сиротских, рекрутских, о трудной женской доле. Песни праздничные, гостевые еще остались в быту марийца, особенно свадебные, поскольку современный свадебный обряд еще сохранил некоторые черты старинного, хотя в самом содержании свадебных песен звучат новые темы, соответствующие новым семейно-брачным отношениям и новой коммунистической морали.

Если можно говорить определенно об изменении содержания современных песен, то нельзя сказать этого в отношении формы, то есть ритма, рифмы, традиционных поэтических приемов, построения и расположения строк и строф, параллелизмов. Это происходит потому, что строй современных песен крепко связан со старой традиционной формой и внутренними законами самого марийского языка.
Теперь действительно нет в песенном репертуаре колхозной деревни ни сиротских, ни рекрутских песен. Они отжили свой век, но эти песни, высоко стоящие в поэтическом отношении, оказали очень сильное влияние на развитие современной лирической песни. Это сказывается на форме, на поэтических приемах, а иногда встречаются и переделки старого содержания на новый лад.
На развитие поэтики колхозных песен большое влияние оказывает современная художественная литература, песни советских композиторов, пропагандируемые среди населения коллективами художественной самодеятельности. В то же время марийская песня оказывает влияние на творчество марийских поэтов и композиторов.

В предлагаемой вниманию читателей книге представлена лишь небольшая часть марийских народных песен, наиболее характерных их образцов.
Эта книга ознакомит советского читателя с поэтическим творчеством марийского народа.
Кандидат филологических паук К. Четкарев

Основная масса марийцев в прошлом была неграмотной: до Великой Октябрьской революции грамотных мужчин было около 16%, женщин- 2%. Марийцев с высшим образованием насчитывалось 10 человек. Одна школа приходилась на 900 жителей. Образование было доступно главным образом детям зажиточных марийцев. Дело народного образования находилось в руках духовенства, хотя среди учителей были и передовые люди, приобщавшие марийцев к культуре русского народа. Изданием марийской литературы занималось миссионерское общество в Казани. Первой книгой на марийском языке, вышедшей в 1821 г., было напечатанное русскими буквами евангелие, в 1827 г. появилась грамматика горномарий- скрго наречия, правда, еще далеко не совершенная, так как она почти не выявляла специфики марийского языка. Последующие издания составляли книги религиозного содержания, но и их было немного: за 100 лет, с. 1821 по 1921 г., вышло в свет всего 112 названий.

Среди неграмотной массы марийцев было распространено так называемое добуквенное письмо. Знаки собственности - тамги (тамга) - служили и родовыми знаками. Их ставили на деревьях в охотничьих угодьях, на бортях, орудиях промысла, на утвари. Эти знаки в ряде случаев служили также распиской. В документе 1872 г. подписи марийских крестьян были представлены родовыми знаками. Кроме того, применялись бирки - податные, налоговые, пастушьи, красильные и т. п. В них наряду со знаками домохозяев обозначались зарубками счетные единицы- деньги, скот и т. ц.

До 1870 г. для приглашения на общественные моления служили дощечки, на которых вырезались условные изображения той или иной священной рощи.

В советское время марийский народ добился крупных успехов в развитии культуры. С первых же дней революции началась работа по организации просвещения народных масс. Яркой иллюстрацией победы ленинской национальной политики было создание новой, советской школы с обучением детей на родном языке. С 1930 г. в республике введено всеобщее начальное обучение. Теперь в республике достигнута сплошная грамотность населения.

Ежегодное плановое расширение сети школ, рост числа учащихся в полных средних школах - яркий показатель роста культуры марийского народа. К 40-летию республики (июнь 1961 г.) функционировало 785 общеобразовательных школ, в которых обучалось более 110 тыс. детей, и 13 школ-интернатов с 3500 учащимися. Кроме того, несколько тысяч человек училось в техникумах и других средних специальных учебных заведениях. В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью» в республике созданы общеобразовательные школы с производственным обучением.

В Марийской АССР на тысячу жителей приходится 181 учащийся. Это на 31 человека больше, чем в Англии, и на 37 человек больше,"чем во Франции.

В крае, где до революции население не имело возможности получить даже начальное образование, работают теперь два высших учебных заведения: Марийский государственный педагогический институт им.Н. К. Крупской и Поволжский лесотехнический институт им. А. М. Горького. Кроме того, марийцы-студенты обучаются в вузах Москвы, Ленинграда, Горького и других городов. На каждые 10 тыс. жителей в республике приходится 80 студентов.

В Марийской АССР работают 472 массовые библиотеки, 504 клуба, 302 киноустановки, 535 красных уголков. В городах - три театра, два музея, филармония. При некоторых школах открыты школьные музеи.

Марийцы имеют возможность смотреть кинофильмы, дублированные на их родной язык.

Недоступные в прошлом книжные знания народ восполнял познаниями, приобретаемыми опытом. О природной сметливости и наблюдательности марийцев свидетельствуют изобретенные ими простейшие метеорологические приборы (в частности, гигрометр с использованием черемухового или можжевелового прутика). Они владели также обширным запасом эмпирических знаний в области фенологии.

Теперь метеорология в колхозах поставлена на научную основу; в ряде колхозов работают метеорологические и опытные станции.

Росту культуры марийского народа способствует развитие печати. В республике издается 3 журнала, 27 различных газет. Марийское книжное издательство выпускает ежегодно около 700 тыс. экз. книг. Марийцы читают на родном языке произведения классиков марксизма-ленинизма, русской и мировой литературы, книги советских писателей.

Одновременно с ростом культуры и народного просвещения в Марийской АССР развивается и наука. Руководящим научным учреждением республики в области гуманитарных наук является Марийский научно-исследовательский институт в Йошкар-Оле. Он ежегодно организует экспедиции - археологические, фольклорные, диалектологические, этнографические, собирающие большой материал по истории, языку, быту и культуре марийского народа.

В республике созданы условия для подготовки научных кадров, особенно из"числа марийцев. В лесотехническом и педагогическом институтах открыта аспирантура. Большое пополнение Марийская АССР получает из Москвы, Ленинграда, Казани и других городов, в вузах которых учатся марийцы. В высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях работает более 300 марийцев научных сотрудников и преподавателей вузов, среди них 100 человек с учеными степенями и званиями.

Фольклор и литература

До революции марийский народ не имел своей национальной художественной литературы. Свои мысли, чувства, художественные дарования и возможности он выражал в устном народном творчестве. Значительное место в фольклоре марийцев занимали песни: лирические, бытовые, свадебные, рекрутские, гостевые, плясовые. Излюбленными были лирические песни, близкие к плачам. В них зачастую была отражена тяжелая жизнь марийского народа. Существовал даже особый жанр - «песни печали».

Кроме песен, широко распространены были сказки, а также устные предания и легенды. Почти в каждом селении до настоящего времени можно услышать от стариков рассказы о далеком прошлом Марийского края, о его первых насельниках, о легендарных марийских героях, боровшихся за независимость и счастье марийского народа.

Возникновение марийской художественной литературы относят к периоду первой русской революции 1905-1907 гг. Однако большинство поэтических произведений этих лет, преследовавших в основном просветительные цели (авторы С. Г. Чавайн, М. С. Герасимов, Г. Микай), увидели свет лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

С первых же лет после революции начала развиваться массовая печать, стали выходить газеты на марийском языке, где и публиковались первые произведения марийских писателей.

Наибольшее развитие в марийской художественной литературе получила поэзия. Первыми представителями марийской поэзии были Н. Мухин и Г. Микай. Из выступающих в настоящее время можно назвать немало имен талантливых поэтов: М. Казаков, Г. Матюковский, В. Чалай, М. Майн, Н. Ильяков, И. Осьмин, А. Вик и др. В их произведениях последних лет преобладают темы мирного труда, коммунистического воспитания советского человека. Эти темы находят отражение и в лирике, и в эпических произведениях.

Значительное внимание уделяют марийские поэты переводам на родной язык произведений великих русских поэтов - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и советских авторов - В. В. Маяковского, К. М. Симонова и др. Лучшие стихи марийских поэтов переводятся на русский язык. В 1950 г. был издан на русском языке сборник стихов и поэм М. Казакова «Поэзия - любимая подруга» (на русском языке), отмеченный Государственной премией.

Основателем марийской художественной прозы был М. Шкетан. Он создал первый роман в марийской литературе «Эренгер». В этом произведении отражена жизнь марийского народа в первые годы коллективизации. Теперь в марийской литературе есть немало произведений, затрагивающих широкий круг проблем современной жизни. Описывается и прошлое марийского народа. В романах, повестях и рассказах Н. Лекайна, Д. Орая, Н. Ильякова, А. Эрыкина, 3. Катковой и других отражены темы, характеризующие пробуждение марийских трудящихся в годы революционного подъема и создание новой национальной интеллигенции в период коллективизации деревни, борьбу советских людей во время Великой Отечественной войны и мирный созидательный труд в настоящее время. В области марийской драматургии плодотворно работают писатели С. Н. Николаев, Н. Арбан, продолжающие традиции первых марийских драматургов - А. Ф. Конакова, М. Шкетан и др.

Произведения марийских писателей переведены не только на русский язык, но и на языки других братских народов нашей страны. Многие из них стали известны в странах народной демократии.

В июле 1956 г. Союзом писателей СССР были организованы вечера марийской поэзии с выступлениями поэтов Марийской АССР перед трудящимися Москвы. В порядке культурного обмена марийские писатели весной 1961 г. выступали в братской Татарии, а в ноябре того же года в Йошкар-Оле была организована неделя татарской литературы и искусства.

Изобразительное искусство

До Октябрьской революции у марийцев не было профессионального изобразительного искусства. Однако их бытовое орнаментальное искусство говорит о талантливости и художественном вкусе его творцов.

Среди других видов народного прикладного искусства наибольшее распространение в прошлом имела вышивка, применявшаяся для орнаментации одежды. Марийская старинная вышивка отличалась гармоничностью форм, расцветки, композиции. В ужасающих жилищных условиях, при свете лучины, в курной избе марийские женщины создавали поразительные по красоте произведения.

Орнамент вышивки на одежде разных локальных групп имел свои характерные особенности. Одежда луговых мариек украшалась широкими массивными полосами вышивки с крупным узором, горные марийки вышивали узкие полоски мелким геометрическим рисунком. Для вышивки марийцев, живущих в Башкирии, характерно преобладание в расцветке черного, темно-синего и коричневого цветов. Выполнялась вышивка без канвы, по счету ниток; нередко она была двусторонней. Сначала обшивался черными или синими нитками контур узора, а потом заполнялся фон. Вышивание сложного и мелкого узора требовало большой затраты времени. Так, на отделку женской рубахи, например, уходило не менее месяца.

Любовь к вышивке марийские женщины пронесли через века. Образцы современной вышивки на одежде свидетельствуют о большом мастерстве марийских женщин. Если для старинной марийской вышивки были характерны геометрический узор, сильная стилизация животного и слабое применение растительного орнамента, то в новой преобладают растительные узоры: цветы, листья, гирлянды. Нередко включается в орнамент советская эмблематика. Появляются округлые линии, чему способствует освоение новой техники ^тамбур, гладь). Характер вышивки напоминает татарскую, иногда имеет сходство с украинской.

На предприятиях местной промышленности под руководством худож- ника-прикладника JL А. Орловой марийскими вышивальщицами создаются прекрасные образцы современной вышивки, которые экспонируются и на международных выставках. Только в 1958 г. изделия марийских вышивальщиц демонстрировались на девяти выставках - в Брюсселе, Дамаске, Познани, Кабуле, Загребе, Измаиле, Лейпциге, Осаке и, наконец, в Москве. Вышивка теперь не безымянна. Имена вышивальщиц Зайцевой, Фазлеевой, Бабушкиной, Куклиной, Новоселовой становятся известными не только в нашей стране, но и за ее пределами,

У марийцев была развита также художественная обработка дерева. Резьбой украшали предметы хозяйственного назначения, жилище, утварь, ее широко применяли для орнаментации культовых предметов. Распространены были деревянные резные черпаки для разливания пива и браги. В орнаменте ковшей горных марийцев преобладала фигура коня, у луговых - изображение медведя и птиц.

Художественная обработка дерева у горных марийцев приобрела характер промысла. В деревнях нынешнего Горномарийского района - Шындырьял, Носелы, Шелаболки, Чермышево-было развито кустарное производство выжженных тростей и плетеных черемуховых изделий. Эти традиционные виды изобразительного народного искусства марийцев существуют у них и в настоящее время.

Из среды народных мастеров-резчиков выросли профессионалы, использующие искусство обработки дерева в скульптуре. К числу их надо отнести мастера-самоучку Ф. П. Шабердина. Его деревянные скульптуры - «Марийская девушка», «Среброзубая Пымпалче» (фольклорный сюжет), «Народные музыканты», а также ряд бюстов для памятников писателям республики составляют ценный вклад в изобразительное искусство марийцев. Народному мастеру Ф. П. Шабердину присвоено звание заслуженного деятеля искусств.

Первым марийским художником-профессионалом был А. В. Григорьев, один из организаторов АХРРа; он многое сделал для воспитания национальных кадров художников в Марийской республике в первые годы ее становления.

Развитию художественной культуры в республике способствовало открытие в двух ее городах-Йошкар-Оле и Козьмодемьянске-краеведческих музеев с большими коллекциями картин. В картинной галерее при Козьмодемьянском музее (открыт в 1919 г.) наряду с работами местных художников были выставлены картины крупных русских живописцев - Кустодиева, Врубеля, Шишкина, Бенуа, Головина, Малявина, Жуковского и др.

В музее г. Йошкар-Олы (открыт в 1924 г.) экспонируются лучшие произведения первых марийских художников - Горбунова, Атлашкиной, Добрынина и др. В 30-е годы активно работало творческое объединение (филиал АХРРа) художников Поволжья, среди которых были В. К. Тимофеев, П. А. Радимов, Г. А. Медведев, Е. Д. Атлашкина, К. Ф. Егоров, П. Т. Горбунов, И. М. Пландин и др. Их произведения тех лет отражали новую жизнь в молодой Марийской республике и тяжелое прошлое народа («Агитатор из города» Горбунова, «Сбор ясака» Медведева и др.).

Произведения марийских художников, созданные в годы Великой Отечественной войны, запечатлели участие марийцев в защите Родины: «Отправка подарков на фронт» П. Добрынина, «Сдача серебра в фонд обороны Родины» Б. Осипова.

В настоящее время в марийском изобразительном искусстве представлены все жанры: живопись, графика, книжная иллюстрация, театральная декорация.

Неоднократно проводившиеся республиканские художественные выставки свидетельствуют о значительных успехах, достигнутых марийскими художниками. Их произведения экспонировались также и на выставках в Казани и Москве. Широкой известностью пользуются картины: «Подписание декрета об организации Марийской автономии» и «Проводы комму- нистов-добровольцев на фронт» В. М. Козьмина, «Пугачев в марийской деревне» Е. Д. Атлашкиной, «Народный певец» и «Настройке» И. И. Мамаева, «Академик Мосолов среди колхозников» Д. А. Митрофанова и др.

Театр

Первый марийский передвижной театр был создан в 1919 г. на основе самодеятельного коллектива.

Ядро театра составляли основоположник мариискои литературы М. Шкетан, учителя Беляев, Белков и др. Для подготовки актеров в г. Йошкар- Оле (тогда Краснококшайск) были организованы трехмесячные курсы. В 1926 г. было построено здание театра и организована студия для повышения квалификации работников театра и подготовки кадров.

В 1929 г. из окончивших театральную студию был организован Марийский государственный театр. В 1930 г. его коллектив уже участвовал во Всесоюзной олимпиаде искусств в Москве.

Большим успехом пользуются у зрителей пьесы из жизни марийцев, такие как «Салика» и «Айвика» С. Н. Николаева, «В родном селе» А. Волкова и др. В музыкальном сопровождении таких пьес используются марийские мелодии. Художественное оформление пьес ярко отражает национальные особенности культуры и быта, изучению которых театр уделяет большое внимание. Театр работает также над постановкой пьес русских классиков и советских драматургов.

Музыка

У марийцев издавна существовала своя оригинальная музыкальная культура. Музыка марийцев отличается богатством форм и мелодичностью. Марийскими национальными музыкальными инструментами являются гусли (кусле), пузырь ("ьиувыр), барабан (тумур) и различные трубы (пуч)-берестяные, роговые, деревянные.

Игрой на гуслях сопровождались танцы на праздниках, а также некоторые религиозные церемонии.Струны делали из овечьих кишок или жил, настраивали в пятитонном звукоряде. У луговых марийцев яа гуслях играли только мужчины, у горных - преимущественно женщины, причем невеста должна была обязательно играть на своей свадьбе. На пузыре (род волынки) играли большей частью на свадьбах в сопровождении барабана; он считался специально мужским инструментом.

Трубы имели ритуальное значение. Берестяные трубы (сурем пуч) употребляли для изгнания злого духа на летнем празднике. В жатвенные трубы трубили за неделю до снятия урожая. В осенние трубы (гиыже пуч) трубили девушки, достигшие совершеннолетия.

В ряде районов музыкальные инструменты изготовлялись кустарями марийцами на продажу.

На народных музыкальных инструментах исполнялись мелодичные, полные лиризма, протяжные наигрыши, они сопровождали марийские песни, исполнялась на них и инструментальная народная музыка.

Интересно отметить, что русские композиторы-Балакирев, Глазунов, Афанасьев интересовались музыкой марийского народа и использовали ее в своем творчестве. Так, в середине Х1Хв. русским композитором Афанасьевым был создан квартет «Волга» на основе мелодии одной горномарийской песни и гусельного плясового наигрыша. Этому квартету, тепло принятому музыкальной общественностью, в 1860 г. была присуждена первая премия Русского музыкального общества. На основе марийской народной музыки развивается творчество марийских композиторов. Основоположником марийской профессиональной музыки является первый марийский композитор - И. С. Палантай (Ключников, умер в 1926 г.) Он создал свыше 50 произведений. Большинство из них - обработки народных мелодий для хора. Палантай заложил основы многоголосого хорового пения в марийской музыке. Он проявил себя также и на музыкально-педагогическом поприще как руководитель хора национальной песни.

Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, старейший марийский композитор Я. А. Эшпай (умер в 1963 г.) является одновременно и теоретиком марийской музыки. Ему принадлежит монография «Музыкальная культура народа мари».

Музыкальные и песенные произведения марийских композиторов Я. А. Эшпая, К. А. Смирнова, А. И. Искандарова, Н. А. Сидушкина и других разнообразны, но всех их роднит органическая связь с марийской национальной музыкой. В 1963 г. в Марийском оперном театре была подготовлена постановка первой марийской оперы композитора Э. Сапаева «Акпатыр».

Большую роль в развитии марийской хоровой культуры и пропаганде марийской музыки сыграл хоровой коллектив Радиокомитета, а также ансамбль песни и танца Марийской государственной филармонии. Широко развернули работу по подготовке кадров марийских музыкантов Йошкар- Олинское училище им. И. Палантая и музыкальная школа для детей им. П. И. Чайковского. Открыты музыкальные школы и в ряде районов Марийской республики.

В настоящее время значительное развитие в Марийской АССР получило народное самодеятельное искусство. В колхозах, на предприятиях, в учебных заведениях создаются сотни коллективов художественной самодеятельности. Систематически проводятся смотры, праздники песни, фестивали, отчетные концерты и т. п. В республике имеется около 2 тыс. кружков художественной самодеятельности, охватывающих до 25 тыс. участников. На смотрах художественной самодеятельности нередко участники ее играют на национальных музыкальных инструментах. Марийский ансамбль гусляров дважды завоевал право выступать в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности (в 1948 и 1954 гг.).

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни. Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века. Однако начало профессиональной марийской музыки было положено в 20-е годы и связано с творческой деятельностью первого национального композитора И.С. Ключникова-Палантая (1886-1926) . Марийский фольклор стал важнейшей основой процесса формирования профессиональной музыки. Ее зарождение, как и в других национальных республиках Поволжья, начиналось с вокально-хорового творчества. И.С. Палантай получил образование регента в Казанском музыкальном училище, стажировался на регентских курсах Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Творческая деятельность композитора связана с созданным им первым марийским хором при Марийском педтехникуме, для которого он писал обработки марийских народных песен и оригинальные сочинения песенного жанра. Самые известные хоровые сочинения композитора - «Кÿсле» (Гусли), «Вÿдшö йога » (Воды текут), «Йывырте » (Радуйся) и сегодня являются жемчужинами марийской хоровой музыки. После И. Палантая жанр вокально-хоровой музыки получил широкое развитие в творчестве Я.А. Эшпая, А.И. Искандарова, Н.А. Сидушкина. В творчестве названных композиторов расширилась тематика хоровой музыки, получили развитие новые жанровые разновидности.

В 30-е годы возникают первые профессиональные исполнительские коллективы. Была создана Хоровая капелла под управлением композитора, хорового дирижера А.И. Искандарова (ныне капелла носит его имя). В 1939 году капелла вошла в состав Ансамбля песни и пляски республики при созданной в 1938 году Марийской филармонии. В 40-50-е годы активно функционировал женский хор Радиокомитета (под управлением Н.А. Сидушкина). Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки - «В лесу», «Кукушка» и др.). Значителен вклад в национальную вокально-хоровую музыку К. А. Смирнова. Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью, -«Туп-дуб-дуб», «Звонкоголосая гармонь» и др. Для музыки 70-90-х годов характерно стремление к циклизации хоровых миниатюр, обращение к крупным формам и жанрам. Были созданы первая марийская оратория С.Н. Макова «Муралтем мый йывыртен » (Я от радости пою) на стихи Й. Кырли, хоровой концерт Ю.С. Евдокимова, хоровая кантата В.А. Захарова «Чавайнлан семаршаш » (Венок Чавайну) на стихи С.Г. Чавайна. Сохраняется у современных авторов интерес к жанровой миниатюре (сочинения Ю.С. Евдокимова, В.М. Алексеева).

Симфоническая музыка в национальной культуре начиналась с инструментальных обработок народных песен, создания жанровых фольклорно-тематических сюит, картин, фантазий. Один из зачинателей марийской инструментальной музыки - Я. А. Эшпай («Марийский марш», «Марийская сюита» для симфонического оркестра, квинтет для деревянных духовых инструментов). Первые симфонические произведения марийских авторов носят народно-жанровый характер, преобладает метод орнаментального варьирования народно-песенных мелодий, наблюдается близость инструментального письма к вокально-хоровому. В последующие годы в творчестве К.А. Смирнова и Э.Н. Сапаева наметились два основных направления - драматического конфликтного и лирико-жанрового симфонизма. Ярким достижением марийской музыки стали 1 симфония и «Сернурская сюита» К. Смирнова, в ранг национальной классики вошли Симфониетта и «Торъяльская сюита» Э.Сапаева. В конце 70-х гг. новую сферу эпической образности развивает в симфонической музыке А.К. Яшмолкин (Симфония-поэма, Концертино-поэма). Драматическая напряженность характерна для симфонизма Ю. Евдокимова (1 и 2 симфонии 1978,1985 годах). В 70-е годы особенно активно начинает развиваться концертный жанр. Основываясь на национальном интонационном материале, А.Б. Луппов в 70-80 годах создает цикл концертов для деревянных духовых инструментов (флейты, кларнета, гобоя и фагота). Яркие образцы в концертном жанре представляют Концерт для флейты с оркестром В.М. Алексеева, Концертино для флейты и струнного оркестра В. А. Захарова, Концерт для скрипки с оркестром С.Н. Макова, Фортепианный концерт А.К. Яшмолкина, Элегия для гобоя и камерного оркестра В.Д. Кульшетова.

В национальной музыкальной культуре относительно поздно начали зарождаться крупные музыкально-театральные жанры - опера и балет. Первая марийская опера Э. Сапаева «Акпатыр », созданная по одноименной драме классика марийской литературы С.Г. Чавайна, появляется на сцене в 1963 году. Появление марийской оперы стало вехой в развитии национальной культуры. Она была поставлена объединенными силами приглашенных артистов-солистов, профессиональных музыкантов и самодеятельности города. Талантливый композитор создал историко-эпическое полотно о борьбе марийцев в рядах пугачевского восстания. В музыке оперы национальная мелодико-интонационная основа органично соединяется с классическими оперными формами. Вторая марийская опера «Элнет » И.Н. Молотова появляется в 1971 году. Она создана на основе одноименного романа С.Г. Чавайна и посвящена жизни марийской деревни в пореформенный период и первые послереволюционные годы. Третья национальная oпepa «Алдиар » Э.А. Архиповой, созданная по мотивам одноименной пьесы А.А. Волкова, повествует о событиях XVI века, связанных с христианизацией края.

Первый марийский балет «Лесная легенда» А.Б. Луппова поставлен по мотивам марийских народных сказок и легенд. Произведение вводит зрителей в волшебный мир леса, с которым издревле тесно связана жизнь марийцев. В основе драматургии лежит принцип лейтмотивных характеристик героев, показанных в конфликтном противоборстве доброго и злого начал. Музыка его поэтически претворяет марийские народно-песенные интонации. Премьера балета в 1973 году прошла с большим успехом. Последующие балеты А.Луппова, также связанные с национальной тематикой и мелосом: «Прерванный праздник», «Замок Шеремета». Из балетных произведений других современных авторов увидел свет рампы в 1984 году лишь балет «Живой камень» А. Яшмолкина. Сюжет балета, созданного на основе легенд, обращается к далекому историческому прошлому края, смутным временам родоплеменных войн.

Большую роль в подготовке музыкальных кадров сыграло Йошкар-Олинское музыкальное училище, основанное в 1931 году. Первоначально образовательное учреждение имело название Марийский техникум искусств. С 2006 года оно вошло в состав Республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая. С 1940 года существует Союз композиторов республики (ныне региональное отделение Союза композиторов России). Проводниками музыкальной культуры являются исполнительские силы республики. Старейший из них - Марийская государственная капелла им. А. Искандарова. Репертуар капеллы обширен, это произведения русской и зарубежной классики, сочинения зарубежных мастеров. Большое место в нем занимают произведения марийских композиторов, тесно связанные с народно-песенными истоками. Капелла исполняет музыку современных марийских авторов на фестивалях музыки республик Поволжья и Урала, представляет национальное искусство и за рубежом. В 2004 году капелла принимала участие во II Международном фестивале хорового искусства «Поющий мир» в городе Санкт-Петербурге и была удостоена памятной серебряной медали. В республике нет постоянного симфонического коллектива, однако в 70-80-х годах вел активную концертно-симфоническую деятельность оркестр музыкального театра под управлением В.Н. Бенедиктова, постоянно включая в программы произведения марийских композиторов. Сегодня симфоническая музыка звучит на концертах в исполнении оркестра Музыкального училища им. И.С. Палантая. Известен в республике и за ее пределами созданный в 1984 году С. Элембаевым оркестр народных инструментов «Марий кундем » («Марийский край»), - талантливый коллектив, дипломант Всероссийского конкурса, в репертуаре которого обработки народной песенно-танцевальной музыки, переложения сочинений марийских композиторов. Танцевальное искусство марийского народа отличается самобытностью и ярким национальным колоритом. Разнообразные по характеру и различные по манере исполнения народные танцы покоряют своей простотой, лиричностью, искренностью, раскрывая национальную душу, отражая особенности народного характера и темперамента. Танец является неотъемлемым атрибутом народного быта, обычаев, обрядов, верований. Танцы органично входили в состав обрядовых церемоний: исполнялись ритуальные танцы в свадебном, поминальном обрядах, существовали особые специфические танцы в обрядах календарного цикла. Сюжеты танцев и игровых увеселений разнообразны, тесно связаны с трудом и обычаями народа и отражают его жизнь. Во время весенних праздников в своих танцах и играх выражал надежду на хороший урожай, а осенью после окончания полевых работ радовался новому хлебу, прославлял добрых богов за их покровительство и щедрость. В древних танцах и играх видно подражание повадкам животных и птиц, в аллегорической форме изображались различные явления природы. Часто в играх и танцах изображалась борьба героя со злыми духами и нечистой силой.

Старинные марийские танцы подразделяются на два основных класса - обрядовые и бытовые. Среди обрядовых выделяются танцы-шествия и пляски особых персонажей, исполнявшиеся на поминках, свадьбах, обрядовых праздниках. Среди бытовых танцев известность получили танцы восточных мари «Веревочка», «Латкокыт » (Двенадцать), танцы с пением (мурен куштымаш ), танцы-игры «Пар кычалын » (Ищу пару), «Вÿд йоген » (Ручеек), «Строй».

Имея общую национальную основу, марийские танцы в разных районах проживания мари отличаются своеобразием. Сложилось много танцев с четким композиционным построением: «Кандыра » (Веревочка), «Вич мужыр » (Пять пар), «Ваш миен куштымаш » (Строй), «Кид совен куштымаш » (Хлопки). Марийские народные танцы органично входят в репертуар многочисленных фольклорных и фольклорно-этнографических ансамблей республики. Один из самых известных и именитых - фольклорный ансамбль «Марий памаш », созданный в 1975 году. Искусство самодеятельных артистов произвело огромное впечатление на фестивалях в Голландии и Испании, на концертных выступлениях в Эстонии. Активным пропагандистом марийского танца является танцевальный ансамбль «Рвезылык » («Молодость») при Республиканском колледже культуры и искусств.

Ведущим профессиональным исполнителем марийских национальных танцев является Государственный ансамбль танца «Марий Эл». Над постановками марийских танцев в 50-е годы работал заслуженный деятель искусств МАССР Н.М. Арбан. Большой вклад в развитие марийской танцевальной культуры внесли известные исполнители марийских танцев, заслуженные артисты МАССР - Н. Дружинина, Е. Данилова, А. Чеботкин, С. Асмаев. С 1975 года артисты ансамбля регулярно выезжали на гастроли за рубеж, коллектив выступал с концертами в Венгрии, Чехословакии, Мексике, Дании, Финляндии, ГДР, Франции, Бельгии. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» является дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москве (1985 г.), других престижных наград.

Подобные документы

    Расселение мордвы-эрзи и мордвы-мокши на территории РМ. Жанровая классификация мордовских народных песен. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен. Бытование русской песни в мордовских деревнях. Своеобразие переработки русских песен в мордовских деревнях.

    курсовая работа, добавлен 20.12.2009

    Истоки кабардинской и балкарской культуры, искусство адыгов. Песня - душа кабардинского и балкарского народа. Национальный фольклор в творчестве русских и советских композиторов. Характерные особенности хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии.

    дипломная работа, добавлен 18.02.2013

    Общие особенности, источники и принципы творчества как причины художественного значения хоров в музыкальной драматургии И.С. Баха. Единство мира баховских образов, хорал и полифоничность. Хоровое исполнительство в кантатах, ораториях, мессах и мотетах.

    курсовая работа, добавлен 30.03.2013

    Этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда. Классификация и виды хороводов. Региональные особенности бытования песен с движением. Жанровые признаки песен эпического рода. Небылицы и скоморошины. Поэтика и сюжеты былин. Народные баллады.

    контрольная работа, добавлен 05.04.2015

    Хоровое искусство в России. Выразительные возможности хора. Обращение композиторов к созданию хоровых произведений. Особенности творчества В.С. Ходоша. Хоровой цикл "Времена года": музыкально-теоретический и исполнительский анализ (I часть цикла "Весна").

    реферат, добавлен 21.01.2012

    Классификация основных жанров музыки: народного, профессионального композиторского и традиционного. Песенная культура, инструментальная музыка и современное композиторское творчество казахского народа. Поэтические традиции, эпос и искусство айтыса.

    презентация, добавлен 13.10.2013

    Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста "За рекою, за быстрой" А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов.

    контрольная работа, добавлен 18.01.2011

    Выразительные средства музыки. Творчество Моцарта, Бетховена, Шопена, русских и украинских композиторов. Полифония и творчество Баха. Возникновение музыкальных жанров. Оперный спектакль и балет. Строение сонатной формы. Состав симфонического оркестра.

    шпаргалка, добавлен 06.11.2009

    Становление стиля клавирной музыки в усвоении и постепенном преодолении традиций органной и лютневой музыки. Пути развития школы французских клавесинистов и ее родоначальники. Композиторы, сочинявшие клавесинную музыку, и известные клавесинисты.

    реферат, добавлен 01.10.2011

    Песенная культура России в XІX веке. Русская композиторская школа: Михаил Иванович Глинка; Александр Сергеевич Даргомыжский; Петр Ильич Чайковский. Товарищество "Могучая кучка" - уникальное явление русской музыки. Русская музыкальная культура начала XX в.

Долго не имея своей письменности, чувашский народ выражал свои думы и чаяния, свою наблюдательность и мудрость, свои переживания в устном поэтическом творчестве.

Наиболее распространенным жанром были народные песни. Песней чуваши сопровождали почти все трудовые процессы, начиная от домашних занятий (прядение, ткачество и т. п.) и кончая сельскохозяйственными работами. Исполнение песен было любимым развлечением во время отдыха, особенно у молодежи. Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами, песнями, то плавными, неторопливыми, подчиняющими себе ритм движения, то быстрыми, стремительными во время плясок и игр.

Много песен связано с теми или иными обрядами и праздниками. Были песни благодарственные и просительные, с ними чуваши обращались к различным силам природы, от которых, по их представлениям, зависело благосостояние, или к предкам, также якобы имеющим возможность помочь своим родственникам.

После весенних полевых работ начинались молодежные обрядовые игры, известные под названием вайа, тапа, или уяв, продолжавшиеся вплоть до подъема паров и сенокоса.

Среди обрядовых песен очень многие связаны со свадебным циклом. Здесь и «плач невесты», полный воспевания девичества и ужаса перед тяжелой подневольной долей замужней женщины, песни подруг невесты и дружков жениха, а также представителей старшего поколения с пожеланиями новой семье всевозможных благ.

Пользовались широким распространением застольные песни, в которых обычно воспевались старинные обычаи, дружба родственников* святость труда на земле и одновременно сквозило недовольство существовавшими социальными порядками.

Трогательны по содержанию и задушевны по исполнению лирические песни. Обычные темы их: переживания юноши или девушки, тоскующей о любимом, сетования женщины на тяжелую долю в семье и т. п.

Позднее, уже в капиталистический период, распространилась сатирическая песня типа частушки, так называемая сормовска, которую принесли отходники. В этих коротеньких песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро и зло высмеивались недостатки тех или иных членов общества, а наредко и целых его прослоек или классов.

В наше время старинные песни большей частью сохраняются лишь в памяти старшего поколения; их место заняли новые песни, прославляющие свободный труд и героические дела советских людей. Большой популярностью среди рабочих и колхозников пользуются частушки, нередко слагаемые ими самими на местные волнующие темы.

Значительно развит у чувашей жанр сказок. Они иногда переплетаются с народными легендами о различных исторических личностях, образы которых сильно опоэтизированы. Много сюжетов, общих со сказками других народов. Особенно часто в чувашских сказках подчеркивается благотворная связь с землей и возвеличивается труд на ней.

Как и в сказках других народов, основным героем у чувашей выступает крестьянский сын, который испытывает ряд приключений и в конце концов торжествует над темными силами. Герой обычно добывает лучшую долю не только для себя, но и для народа. В фольклоре чувашей имеется множество поговорок, загадок, пословиц. Тематика всех этих видов народного творчества тесно связана с повседневной жизнью.

Зачинателем литературы на чувашском языке, в основном переводной с русского, был создатель чувашской грамоты И. Я. Яковлев, писавший небольшие рассказы из жизни чувашей. В дальнейшем образование чувашской интеллигенции привело к появлению первых писателей и поэтов-чувашей. Из их числа можно упомянуть И. Н. Юркина, Г. Т. Тимофеева, К. В. Иванова, Ф. П. Павлова. Правда, печатать свои произведения первым чувашским литераторам было трудно, но их обычно переписывала грамотная молодежь, и в таком виде они шли в народные массы.

Незадолго до революции 1905--1907 гг. чувашская литература вышла из стадии рукописной и начала распространяться гораздо шире. В 1906 г. вышла первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), в которой печатались и художественные произведения. Она издавалась в течение 1906 и 1907 гг. Несмотря на реакцию, наступившую после революционного подъема, число чувашских писателей возрастало.

Наиболее крупным из них был К. В. Иванов (1880--1915 гг.)--поэт, публицист, сатирик, переводчик. Писал он на родном языке и много сделал для его обогащения. Среди его произведений особенную известность получила поэма «Нарспи» с драматическим сюжетом из народной жизни. Писателями-сатириками, раскрывавшими социальные противоречия в чувашском обществе, были М. Ф. Акимов, Т. С. Семенов-Таер, Н. И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Федоров, написавший прекрасную поэму «Ардури» («Леший»), полную картин социальной несправедливости и безотрадной жизни бедноты.

Широкую дорогу чувашской литературе открыла Октябрьская революция, в результате которой чувашский народ получил возможность полностью развернуть свои силы и способности. Если раньше в чувашском творчестве преобладала поэзия, то теперь писатели начали овладв вать и прозой, создавая небольшие рассказы, а затем и более крупные произведения. Большую помощь в становлении чувашской литературы оказали русские писатели, особенно А. М. Горький, который был непосредственно связан с писателями-чувашами.

Литература на родном языке, тесно связанная с практической жизнью народа, значительно содействовала повышению культурного уровня трудовых масс, их воспитанию в духе интернационализма. Среди прозаических произведений последних лет заметно выделяются романы из быта чувашей: «Деревня в ветлах» К. Турхана, «Близ Акрамова» Ф. Уяра, «Тридцатые годы» С. Аслана, повести «На Буинском тракте» А. Талвира, «Буйные ветры» М. Ухсая и др. Из поэзии наиболее популярны поэмы «Перевал» и «Дед Кельбук» Я. Ухсая, книги стихов «Песнь сердца», «Поют дубравы» и другие П. Хузангая и немало стихов молодых поэтов.

Произведения драматургов А. Калгана «Волна Октября», А. Эсхеля «Три свадьбы», В. Алагера, Н. Терентьева и других с успехом идут на сценах театров Чувашской АССР. Среди детских и юношеских книг наиболее популярны произведения Л. Агакова, В. Давыдова, Н. Евстафьева.

Лучшие произведения чувашских писателей и поэтов переведены на русский и другие языки народов СССР; в то же время многие писатели и специалисты-переводчики знакомят чувашей с произведениями русской и иностранной литературы.

Устное народное творчество:

  • · Предания
  • · Легенды
  • · Сказки
  • · Мифы
  • · Песни
  • · Загадки

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама